АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
14 апреля 2022 г. Дело № А32-4157/2022
Резолютивная часть решения изготовлена 29 марта 2022г.
Полный текст судебного акта изготовлен 14 апреля 2022г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Семененко,
рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление
Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Гулькевичскому району (ИНН <***>), г. Гулькевичи
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>), г. Гулькевичи,
о взыскании штрафа в размере 5 000 рублей в связи с нарушением условий государственного контракта от 23.08.2019 №39, штрафа в размере 5 000 рублей в связи с нарушением условий государственного контракта от 05.11.2020 № 5,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Гулькевичскому району обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании штрафа в размере 5 000 рублей в связи с нарушением условий государственного контракта от 23.08.2019 №39, штрафа в размере 5 000 рублей в связи с нарушением условий государственного контракта от 05.11.2020 № 5.
Определением суда от 02.02.2022 исковое заявление принято судом
к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения спора по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд направляет судебные акты по месту нахождения юридического лица, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц.
В порядке извещения истца о начавшемся судебном процессе судом первой инстанции направлялись почтовые извещения по адресу: 352190, <...> (РПО № 35099167764142).
В порядке извещения ответчика о начавшемся судебном процессе судом первой инстанции направлялись почтовые извещения по адресу: 352190, <...> (РПО № 35099167764135).
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и содержащей толкование положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
29.03.2022 по настоящему делу вынесена резолютивная часть решения,
в соответствии с которой в иске отказано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение в течение пяти дней с момента поступления соответствующего заявления.
07.04.2022 от истца поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи, с чем решение судом принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Отделом МВД России по Гулькевичскому району и ИП ФИО1 по результатам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт от 23.08.2019 № 39 (реестровый номер контракта -1<***> 19 000018) на оказание услуг питания лиц согласно норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306, в соответствии с техническим заданием.
Цена государственного контракта с учетом дополнительных соглашений - 18 000 000,00 руб., в том числе по лимитам бюджетных обязательств 2019 года - 3 574 192,29 руб., 2020 года - 14 425 807,71 руб., срок действия - с момента подписания сторонами и до исполнения сторонами обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2020. Оказанные услуги оплачены исполнителю в полном объеме.
Согласно условий государственного контракта от 23.08.2019 № 39:
- исполнитель ведет бракеражные журналы которые пронумеровываются, прошиваются, и скрепляются печатью ЦВСИГ Отдела МВД России по Гулькевичскому району (п. 4.15. технического задания контракта);
- бракеражные журналы заводятся отдельно на совершеннолетних и несовершеннолетних лиц (п. 4.16. технического задания контракта);
- выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия не менее 2 человек в составе представителя Исполнителя и представителя Заказчика (сотрудника Центра временного содержания иностранных граждан Отдела МВД России по Гулькевичскому району) по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" (п. 11.3. технического задания контракта);
- исполнитель гарантирует соблюдение норм и правил следующих нормативных документов: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29- ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Правила оказания услуг общественного питания", утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036, "ГОСТ 28-1-95. Стандарт отрасли. Общественное питание. Требования к производственному персоналу", утвержденный Роскомторгом 01.03.1995, Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1675-ст, национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 30524-2013. Услуги общественного питания. Требования к персоналу", введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1674-ст, национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения", введен в действие приказом Росстандарта от №191-ст., национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 30389- 2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся условий хранения, перевозки, приемки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов (п. 12 технического задания контракта).
Также между Отделом МВД России по Гулькевичскому району и ИП ФИО1 по результатам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт от 05.11.2020 № 52 (реестровый номер контракта -1<***> 20 000021) на оказание услуг питания лиц в соответствии с техническим заданием.
Цена государственного контракта с учетом дополнительных соглашений - 19 315 807,71 руб. в том числе по лимитам бюджетных обязательств 2021 года - 4 874 808,54 руб. 2022 года - 14 440 999,17 руб., срок действия - с момента подписания сторонами и до исполнения сторонами обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2022. Оказанные услуги за январь-август 2021 года оплачены исполнителю в полном объеме в сумме 2 560 670,06 руб.
Согласно условий государственного контракта от 05.11.2020 № 52:
- ответственный представитель Заказчика(сотрудник Центра временного содержания иностранных граждан Отдела МВД России по Гулькевичскому району) ежедневно принимает готовую продукцию, при этом осуществляет проверку поставленной готовой продукции на соответствие количеству и качеству (бракераж пищи), о чем делает соответствующую отметку в документах Исполнителя (п. 2.3.3 контракта);
- исполнитель гарантирует, что качество оказываемых услуг соответствует действующим требованиям и нормам, установленным в Техническом задании (приложение № 1) (п. 5.1 контракта);
- исполнитель ведет бракеражные журналы которые пронумеровываются, прошиваются, и скрепляются печатью ЦВСИГ Отдела МВД России по Гулькевичскому району (п. 4.15. технического задания контракта);
- бракеражные журналы заводятся отдельно иа совершеннолетних и несовершеннолетних лиц (п. 4.16. технического задания контракта);
- выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.
Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия не менее 2 человек в составе представителя Исполнителя и представителя Заказчика (сотрудника Центра временного содержания иностранных граждан Отдела МВД России по Гулькевичскому району) по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" (п. 11.3. технического задания контракта);
- исполнитель гарантирует соблюдение норм и правил следующих нормативных документов: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29- ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Правила оказания услуг общественного питания", утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036, "ГОСТ 28-1-95. Стандарт отрасли. Общественное питание. Требования к производственному персоналу", утвержденный Роскомторгом 01.03.1995, Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1675-ст, национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 30524-2013. Услуги общественного питания. Требования к персоналу", введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1674-ст, национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения", введен в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 №191-ст., национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся условий хранения, перевозки, приемки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов (п. 12 технического задания контракта).
Как указывает истец, на основании предписания МВД России от 23.09.2021 № П-113 ревизором КРУ МВД России проведена документарная проверка отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности ГУ МВД России по Краснодарскому краю за период с 01.10.2019 по 01.09.2021. По результатам проверки составлен акт от 12.10.2021.
В пункте 3 Акта указано: «Исполнение государственных контрактов от 23.08.2019 № 39, от 05.11.2020 № 52 на оказание услуг питания лиц, содержащихся в ЦВСИГ ОМВД по Гулькевичскому району, осуществлялось исполнителем МП ФИО1 в соответствии с нормами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. В соответствии с п. 11.1. Технического задания к контракту Исполнитель обязуется обеспечить соблюдение технологий приготовления и выхода готовых блюд.
Меню-раскладками, предусмотренными условиями контрактов, для мужчин и женщин в рацион питания, составляемый на неделю в соответствии с нормами, включались такие блюда как "тефтеля рыбная", "болоньез рыбный", "макароны с мясо-фарш".
Согласно меню-раскладок для изготовления указанных блюд использовался картофель от 70 до 130 грамм. Закладка в котел картофеля для приготовления этих блюд не предусмотрено технологией приготовления таких блюд и сборниками рецептур, в частности Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (изд. Хлебпродинформ, 1996 г. ред. ФИО2).
Всего в неделю меню-раскладками для мужчин и женщин предусматривалось списание 600 гр. картофеля на 1 довольствующегося для приготовления блюд, где такой продукт не предусмотрен.
Таким образом, необоснованная оплата фактически не поставленного продовольствия (4 960,8 кг картофеля) за период с 01.01.2020 по 31.08.2021 в рамках организации питания лиц, содержащихся в ЦВСИГ ОМВД по Гулкевичскому району, составила 168,8 тыс. руб., из них по исполненному контракту № 39 на сумму 130,9 тыс. рублей, по текущему № 52- 37,9 тыс. рублей.
Представленные исполнителем технико-технологические карты, предусматривающие добавление в указанные блюда картофеля, не могли быть приняты заказчиком, так как эти блюда не являются новыми фирменными изделиями ИП ФИО1, а считаются традиционными блюдами, рецептура которых определена сборниками.
Кроме этого истец указывает, что п. 4.15. технического задания к госудраственным контрактам предусмотрена обязанность исполнителя вести бракеражные журналы для учета качества готовой продукции. К проверке не представлены такие журналы за период с января 2020 года по июль 2021 года.
Оказанные услуги по контракту от 23.08.2019 № 39 приняты без замечаний и оплачены в полном объеме, по контракту от 05.11.2020 № 52 исполнение продолжается. За ненадлежащее исполнение, выраженное в не выполнении контроля качества готовой продукции и не отражении результатов бракеража в журналах, исполнитель не привлекался к ответственности в виде штрафа по 5,0 тыс. рублей, предусмотренного п. 6.5. контракта № 39 и п. 6.2.3. контракта № 52»
Государственными контрактами № 39 от 23.08.2019 и № 52 от 05.11.2020 сроки хранения у Исполнителя журнала бракеража не предусмотрены, к срокам хранения журналов бракеража подлежит применению на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт п. 9.25 СанПиН 2.4.4.3155-13, устанавливающий срок хранения бракеражных журналов готовой кулинарной продукции 1 год.
В адрес ИП ФИО1 был направлен запрос о предоставлении информации по исполнению государственных контрактов от 23.08.2019 № 39 и от 05.11.2020 № 52 в части ведения бракеражных журналов. От ИП ФИО1 был получен ответ о том, что в соответствии с пн. 4.15., 4.16 и 11.3 технического задания к государственному контракту, в ЦВСИГ Отдела ежедневно перед выдачей готовой продукции снимаются пробы (пробы снимают непосредственно из емкостей (термосов), в которых пища была доставлена), результаты регистрируются в журнале бракеража. ИП ФИО1 пояснила, что после того, как журнал бракеража полностью заполнен, он уничтожается и заводится новый.
Согласно условиям государственного контракта от 23.08.2019 № 39:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 6.1.);
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 коп. (п. 6.5);
- исполнитель ведет бракеражные журналы которые пронумеровываются, прошиваются, и скрепляются печатью ЦВСИГ Отдела МВД России по Гулькевичскому району (п. 4.15. технического задания контракта).
Согласно условий государственного контракта от 05.11.2020 № 52:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 6.1.);
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 коп. (п. 6.2.3);
- исполнитель ведет бракеражные журналы которые пронумеровываются, прошиваются, и скрепляются печатью ЦВСИГ Отдела МВД России по Гулькевичскому району (п. 4.15. технического задания контракта);
- исполнитель обязан по требованию Заказчика в течение двух рабочих дней предоставлять достоверную информацию и (или) заверенные копии документов о ходе исполнения своих обязательств, состоянии запасов продуктов питания и условиях ее хранения, месте осуществлении пищи и иную информацию, связанную с исполнением контракта (п. 2.1.8).
Таким образом, обязанность по ведению бракеражных журналов возложена на руководителя организации, оказывающей услуги питания.
Так в период проведения проверки КРУ МВД России, не были представлены копии бракеражных журналов по государственным контрактам от 23.08.2019 № 39, от 05.11.2020 № 52 за период с 01.01.2020 по 26.08.2021, в связи с чем Отделом МВД России по Гулькевичскому району в адрес ИП ФИО1 направлены:
- претензия от 24.11.2021 № 70/18-28610 об оплате в течении 10 календарных дней штрафа в размере 5 000 руб. в связи с нарушением условий государственного контракта от 23.08.2019 № 39;
- претензия от 29.11.2020 № 70/18-4877 об оплате в течении 10 календарных дней штрафа в размере 5 000 руб. в связи с нарушением условий государственного контракта от 05.11.2020 № 52.
Претензионное письмо оставлено ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела
в соответствии со статьями 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Суд квалифицирует сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения как обязательство по услугам, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ и положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В силу положений статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В статье 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Истец просит взыскать с ответчика штраф за нарушение условий государственных контрактов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, в котором он возражал против удовлетворения требований в полном объёме, о снижении неустойки не заявлялось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6,7,8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалами дела подтверждено, что условия государственных контрактов от 23.08.2019 и 05.11.2020 нарушены.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 783 от 04.07.2018 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (пени, штрафов), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 годах и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила № 783).
В соответствии с п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. На основании п. 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Контракты исполнены в полном объеме в 2020 году (контракт № 39 от 23.08.2019) и в 2021 году (контракт № 52 от 05.11.2020).
Цена контракта № 39 от 23.08.2019 составляет 20 000 000 руб. (пункт 3.1 контракта).
Учитывая, что начисленные и заявленные к взысканию штрафные санкции составляют 0,025% (5 000 руб. от 20 000 000 руб. = 0,025%) от цены контракта не превышают 5%, то в соответствии с Правилами № 783 такие начисленные и неуплаченные суммы неустоек подлежат списанию.
Цена контракта № 52 от 05.11.2020 составляет 19 315 807,71 руб. (пункт 3.1 контракта).
Начисленные и заявленные к взысканию штрафные санкции составляют 0,025% (5 000 руб. от 19 315 807,71 руб.= 0,025%) от цены контракта, не превышают 5%, таким образом в соответствии с Правилами № 783 такие начисленные и неуплаченные суммы неустоек подлежат списанию.
В рассматриваемом случае общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, что соответствует условиям п.п. «а» п. 3 Правил № 783.
Согласно п. 5 Правил № 783, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом. Контракт исполнен в полном объеме в 2020 году, что подтверждается представленными актами приема-передачи.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства. В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305- ЭС18-5712 по делу N А40-179525/2017, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Несовершение подрядчиком действий по учету возникшей задолженности и направлению требования о списании не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек. Необходимость обращения подрядчика (поставщика, исполнителя) к заказчику с соответствующим заявлением о списании неустойки вышеприведенными нормативными правовыми актами не установлена.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Семененко