АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2021 года Дело № А32-42846/2020
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2021 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Куликова О.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авагимовым Г.М., рассмотрел
в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации города Сочи
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик "Корона"» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Корона» освободить земельный участок, площадью с кадастровым номером 23:49:0205009:232, путем демонтажа ограждения, выходящего за пределы правомерного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205009:231, и привести части земельного участка, которые заняты вышеуказанным ограждением, в первоначальное состояние с-вывозом отходов; об обращении решения к немедленному исполнению;
о взыскании в пользу судебной неустойки за неисполнение судебного акта в размере
10 тыс. рублей в день, за каждый день просрочки исполнения,
в отсутствие представителей сторон, установил следующее.
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилась администрация города Сочи (далее – администрация) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик "Корона"» (далее – общество,
ООО «СК Корона») об обязании общества освободить земельный участок, площадью с кадастровым номером 23:49:0205009:232, путем демонтажа ограждения, выходящего за пределы правомерного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205009:231, и привести части земельного участка, которые заняты вышеуказанным ограждением, в первоначальное состояние с-вывозом отходов; об обращении решения к немедленному исполнению; о взыскании в пользу судебной неустойки за неисполнение судебного акта в размере 10 тыс. рублей в день, за каждый день просрочки исполнения.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.
Истец считает, что в результате административного обследования объекта земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205009:231 установлено следующее.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район,
мкр. «Октябрьский», ул. Пластунская, 104-а, кадастровый номер 23:49:0205009:231, площадью 16 529 кв. м, находится в пользовании на основании договора аренды
у ответчика.
Администрацией выдано ответчику разрешение на строительство от 06.09.2019
№ RU-23-309-8283-2019 на строительство жилого комплекса «Российская корона».
В результате выноса границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205009:231 в натуру установлен факт самовольного занятия земельного участка
с кадастровым номером 23:49:0205009:232 путем установки металлического ограждения (забора).
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:232 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи. Вид разрешенного использования – сквер, территориальная зона «Р-2» – зона зеленых насаждений общего пользования.
Истец считает, что своими действиями ответчик нарушает полномочия администрации по планировке и застройке территории и причиняет вред правам и законным интересам администрации по обеспечению жизнедеятельности города, а также установлены признаки нарушений статьей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили обращением истца в арбитражный суд
с рассматриваемым исковым заявлением.
При решении вопроса о законности и обоснованности заявленных требований суд руководствуется следующим.
Пунктами 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 № 6-П указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения (пункт 10 и 20 части 1 статьи 14 названного Закона).
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"» установлено, что
к собственности городских округов, к которому относится муниципальное образование город-курорт Сочи в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ
«Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учитывая, что права федеральной собственности, а также права иных лиц на данные участки не зарегистрированы, то в силу указанной правовой нормы они отнесены к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона Российской Федерации
от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи
в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов в земельных отношений, государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, волеизъявление о предоставлении земельного участка на определенном праве, удостоверение права).
Статьями 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на использование земельных участков.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации временные постройки в виде киосков, навесов и других подобных построек к объектам капитального строительства не относятся.
Пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентировано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае, в том числе:
·строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
·строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
·иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривают в муниципальном образовании город Краснодар систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах муниципального образования город Краснодар на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции, контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
В статье 2 Правил даны основные понятия, применяемые в указанном правовом акте. Так пунктом 18 статьи 2 Правил определено, что к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Определением от 03.12.2008 № 9-Г08-19 Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что вывод суда о том, что понятие «объекты недвижимости»
не тождественно понятию «объекты капитального строительства», содержащемуся в части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является результатом неправильного, несистемного толкования норм федеральных законов.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 06.04.2017
№ 309-ЭС17-2170 по делу № А60-3731/2016 признал правильными выводы судов о том, что спорное имущество не является объектом капитального строительства, требующим разрешения на строительство и технического учета, так как не имеет прочной связи с землей, является сборно-разборным, конструкции которого обеспечивают возможность его передислокации.
Также отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок.
Все градостроительные регламенты (в том числе и регламент получения разрешения на условный вид использования земельного участка на основании статьей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение разрешения на строительство – статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) направлены на регулирование оборота объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, в числе прочих, относится создание условий для обеспечения торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов и целевым использованием земель.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22
от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»,собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований
и возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется
на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или
не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела установлено, что самовольно занятый обществом земельный участок площадью 38,1 кв. м, является собственностью муниципального образования город-курорт Сочи в силу закона и не предоставлялся ответчику в пользование.
Ответчик в обосновании своей правовой позиции в материалы дела представил
акт визуального осмотра объекта земельных отношений от 28.01.2021
с приложенными фотоматериалами.
Из содержания акта визуального осмотра объекта земельных отношений
от 28.01.2021 следует, что общество в добровольном порядке устранило все нарушения отраженные (установленные) ранее в акте осмотра, а именно земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:232 освобожден от самовольного занятия, путем демонтажа ограждения, выходящего за пределы правомерного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205009:231.
Учитывая названные обстоятельства правовых оснований для удовлетворения исковых требований, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 65, 71, 123, 156,
170 – 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его
принятия.
Судья О.Б. Куликов