ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-44678/19 от 21.01.2020 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                        Дело № А32-44678/2019

23 января 2020 г.      

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 января 2020 года                                       

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район, ст. Старомышастовская,

к Контрольно-счетной палате МО Динской район,

третьи лица: отдела культуры администрации МО Динской район, ст. Динская,            Иванова А.И.,

- о признании незаконными действия Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район по проверке трудового, гражданского и страхового законодательств, не связанных с бюджетными правоотношениями в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район,

- о признании незаконным и отмене представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район от 30.08.2019 № 01-41/30, внесенное директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: директор Карпова С.П.- паспорт,

от заинтересованного лица: Председатель КСП Левченко А.И. – паспорт, Ивницкая Л.В. - по доверенности от 25.10.2019,

от третьих лиц: отдел культуры- не явился, уведомлен, от Ивановой А.И.- Халилов Р.И. и Галицкая Я.И. - по доверенности от 11.11.2019

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район (далее – заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Контрольно-счетной палате МО Динской район (далее – заинтересованное лицо, КСП МО Динской район, КСП)о признании незаконными действия Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район по проверке трудового, гражданского и страхового законодательств, не связанных с бюджетными правоотношениями в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район, о признании незаконным и отмене представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район от 30.08.2019 № 01-41/30, внесенное директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район.

Заявитель требования по заявлению не поддержала.

Заинтересованное лицо по требованию возражала.

Представители Ивановой А.И. требования по заявлению поддержали, заявили ходатайство об объявлении перерыва.

Ходатайство оставить без удовлетворения, так как оснований не имеется.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, установил следующее.

Контрольно-счетной   палатой   муниципального   образования   Динской район в период с 05.07.2019 по 09.08.2019 в отношении отдела культуры администрации МО Динской район и МБУ ДО Детская школа искусств станицы Старомышастовской» МО Динской район проведена    плановая    выездная    проверка    законности,    результативности эффективности,      экономичности      использования      средств  субсидий, соблюдения установленного порядка управления, распоряжения имуществом, находящимся    в    собственности    МО    Динской    район,    муниципальным бюджетным   учреждением   дополнительного   образования   «Детская   школа искусств станицы Старомышастовской» МО Динской район.

По результатам контрольного мероприятия КСП МО Динской район составлен Акт от 09.08.2019 № 01-10/74.

В целях устранения выявленных нарушений нижеуказанных нормативных требований председателем КСП МО Динской район директору МБУ ДО ДШИ ст. Старомышастовской вынесено представление от 30.08.2019 №01-41/30, в котором предлагалось устранить выявленные нарушения, обеспечить соблюдение действующего законодательства и нормативно-правовых актов, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения.

С указанными ненормативными правовыми актами заявитель не согласен, считает их незаконными и подлежащими отмене по основаниям, изложенным в заявлении.

Суд, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий 4 (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого представления, являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было.

Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемого представления также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, не содержит.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Контрольно-счетной палатой   муниципального   образования   Динской район в период с 05.07.2019 по 09.08.2019 в отношении отдела культуры администрации МО Динской район и МБУ ДО Детская школа искусств станицы Старомышастовской» МО Динской район проведена    плановая    выездная    проверка законности, результативности эффективности,      экономичности      использования      средств  субсидий, соблюдения установленного порядка управления, распоряжения имуществом, находящимся    в    собственности    МО    Динской    район,    муниципальным бюджетным   учреждением   дополнительного   образования   «Детская   школа искусств станицы Старомышастовской» МО Динской район¸ по результатам которой КСП МО Динской район составлен Акт от 09.08.2019 № 01-10/74, вынесено представление от 30.08.2019 №01-41/30, в котором предлагалось устранить выявленные нарушения, обеспечить соблюдение действующего законодательства и нормативно-правовых актов, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших следующие нарушения:

1. в нарушение ст. 349.5 ТК РФ, а также п. 4 Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 не размещены сведения о «Среднемесячной заработной плате руководителя МБУДО «ДШИ ст. Старомышастовской» за 2018 год» на официальном сайте муниципального образования Динской район - http://dinskoi-raion.ru;

а)  в нарушение ст. 333 ТК РФ директором Учреждения преподавателю Изуграфовой Е.Н установлена педагогическая нагрузка свыше 36 часов в неделю, то есть выше предельно допустимой нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников;

б) в отсутствие нормативного акта администрации МО Динской район, регламентирующего повышение заработной платы работникам учреждений культуры, размеры окладов (тарифных ставок) работников Учреждения необоснованно повышены; размеры окладов (тарифных ставок) работников Учреждения, указанных в дополнительных соглашениях к трудовым договорам от 09.01.2018, не соответствовали размеру окладов (тарифных ставок) в действующем на (09.01.2018) момент подписания дополнительных соглашений к трудовым договорам, штатном расписании (ч. 2 ст.57 ТК РФ);

в)  в приказе о приеме на работу Воинковой А.Д. от 05.04.2019 № 5-л/с отсутствуют основания заключения срочного трудового договора от 05.04.2019 № 8;

г)  в нарушение ст.ст. 60.1, 282, 284 ТК РФ, а также п. 2 Постановления Минтруда    РФ    от    30.06.2003    №    41    «Об    особенностях    работы    по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа (проведение занятий) в объеме педагогической нагрузки 28 недельных часов (1008 часов в год), выполняемая директором Учреждения Ивановой А.А. в свободное от основной работы время, документально не оформлена (отсутствует трудовой договор на внутреннее совместительство);

д)  в нарушение ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ учет отработанного директором Учреждения времени в табеле учета рабочего времени за 2018 год оформлялся раздельно,  как  по  основной     работе, так  и по дополнительной (преподавательской);

2.  Установлено нарушение п. 1 ст. 425 ГК РФ в части несоответствия условий договоров возмездного оказания преподавательских услуг и даты их заключения (в последний день месяца (30,31 числа).

3.  Установлено нарушение требований Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», выразившееся в отсутствии в первичном и последующих штатных расписаниях сведений о номере и дате штатного расписания.

4.   Установлено нарушение требований приказа отдела культуры МО Динской район от 22.10.2018 № 112 «Об утверждении порядка стимулирования руководителей муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, находящихся в ведении отдела культуры администрации МО Динской район» приложения №1 «Положение об утверждении целевых показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, находящихся в ведении отдела культуры администрации МО Динской район и критерии оценки эффективности работы их руководителей, условиями которого предусмотрены условия стимулирования руководителя учреждения и порядок оценки выполнения целевых показателей Учреждениями, размеры и порядок стимулирования руководителей Учреждений»:

а)  п. 2.2: «отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности Учреждения» за период январь-апрель 2018 года составлены и заверены подписью директора 25.04.2018; за период январь-июнь 2019 года не в последний рабочий день отчетного месяца (22 января, 25 февраля, 28 марта, 21 июня, соответственно);

б) «отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности Учреждения» за период август-декабрь 2018 года, январь-июнь 2019 года не имеют отчетной даты составления;

5.   Установлено нарушение требований Положения о расходовании внебюджетных средств МБУ ДО ДШИ ст. Старомышастовской от 04.06.2018, в части:

а)  расходование в 2018 году внебюджетных средств Учреждением без учета условий, предусмотренных Положением о расходовании внебюджетных средств МБУ ДО ДШИ ст. Старомышастовской, а именно до 80% на оплату труда работников, до 20% на увеличение материальных затрат, нужд Учреждения (п. 1.2);

б)  в проверяемом периоде директором Учреждения ежемесячно производилось заключение с работниками Учреждения 39 договоров возмездного оказания преподавательских услуг по внебюджетной деятельности (пп. 3.4, 3.5);

6.   Установлено нарушение требований письма Минфина России от 29.03.2007 № 03-04-06-02/46, в части дублирования основных трудовых функций по договорам возмездного оказания  преподавательских услуг по платным образовательным услугам, заключенным директором Учреждения в 2018 году со штатными сотрудниками, систематичности заключения договоров возмездного оказания преподавательских услуг по платным образовательным услугам.

7.  Установлено нарушение п. 1.5 приложения 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», выразившиеся в необоснованном снижении педагогической нагрузки концертмейстерам с 01.09.2018 по инициативе директора Учреждения.

8. Установлено неэффективное расходование средств субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания на 2018 год в общей сумме 192 984,97 рублей, в том числе выразившееся:

а)   в расходовании бюджетных средств от фактически не занятых штатных единиц в 2018 году в общей сумме 192 784,97 рублей;

б) в оплате штрафа за не предоставление в установленные сроки сведений о среднесписочной численности работников Учреждения в общей сумме 200,00 рублей.

9. Необоснованное расходование средств субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания в общей сумме 4 625,48 руб., выразившееся в оплате рабочих часов заместителю директора Учреждения Агуреевой Н.В., осуществляющей оказание платных услуг в рабочее время, в размере 4 625,48 рублей, что также нарушает пп. 2.13, 2.17 Устава Учреждения.

10. Необоснованное расходование внебюджетных средств в общей сумме 2 001,94 руб., выразившееся в перечислении в бюджет страховых взносов по гражданско-правовым договорам об оказании платных услуг в размере 2001,94 руб.

Федеральным законом № 347-ФЗ Трудовой кодекс дополнен новой статьей 349.5. Из положений указанной статьи следует, что информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

По решению органа местного самоуправления, выполняющего функции учредителя, размещать информацию о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров можно на сайте учреждения.

В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению  на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда ратников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11), пунктом 27:

«Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»

Согласно пункту 27 Единых рекомендаций - 2019 информация о рассчитанной за 2018 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2019.

Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521, Единых рекомендаций на 2018 год, постановлением администрации МО Динской район  от  10.09.2018 №   1493  внесены  изменения  в «Положение об отраслевой системе   оплаты труда   работников   муниципальных   учреждений   культуры   и образовательных   учреждений дополнительного   образования,   подведомственных отделу культуры администрации МО Динской район» (далее-Положение об оплате труда), которые вступили в действие с 01.01.2018 года.

Пунктом 5.1.1. Положения об оплате труда определено, что информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей размещается на официальном сайте МО Динской район в разделе отдела культуры администрации не позднее 1 апреля. В информации указывается размер среднемесячной зарплаты с учетом все видов выплат из всех источников финансирования.

Следовательно, в акте КСП обоснованно указано нарушение, директор учреждения обязан соблюдать нормативно-правовые акты и размещать сведения о своей среднемесячной заработной плате.

Приказом директора Учреждения от 01.09.2018 № 79/3-л/о преподавателю                 Изуграфовой Е.Н установлена педагогическая нагрузка в объеме 2,03 ставки или 36,5 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников детских школ искусств определена приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно данному приказу: для концертмейстеров норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы составляет 24 часа; для преподавателей норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы составляет 18 часов.

Данный приказ подготовлен в соответствии со ст. 333 ТК РФ, следовательно, ссылка в акте КСП на статью Трудового кодекса обоснована, а утверждение заявителя о незаконности внесения нарушения в Акт и представление КСП несостоятельны.

Основанием для начисления заработной платы работникам Учреждения являются: приказы о приеме, увольнении, перемещении сотрудников, штатные расписания, другие документы.

Приказом начальника отдела культуры МО Динской район от 26.01.2018 № 1-н «Об утверждении должностных окладов, о компенсационной выплате и выплате стимулирующей надбавки руководителям районных учреждений культуры», произведено повышение должностного оклада в кратном отношении к средней заработной плате работников возглавляемого директором Учреждения за предыдущий год (2017), и утверждение директору Учреждения с 01.01.2018 должностного оклада в размере 21 600,00 рублей.

Приказ начальника отдела культуры МО Динской район от 26.01.2018 № 1-н «Об утверждении должностных окладов, о компенсационной выплате и выплате стимулирующей надбавки руководителям районных учреждений культуры», был издан в отсутствии постановления администрации муниципального образования Динской район. Постановление администрации о внесении изменений в Положение об оплате труда было издано лишь 13.04.2018 за исх. № 643.

Приказом начальника отдела культуры МО Динской район от 27.04.2018 № 5-н был отменен приказ от 26.01.2018 № 1-н.

В разногласиях от 19.08.2019 б/н на акт КСП директором Ивановой А.А. признано замечание КСП и в п. 6 разногласий указано, что это техническая ошибка персонала и нарушение будет исправлено.

Контрольно-счетная палата полагает, что данный пункт включен в заявление необоснованно, т.к. ранее он признан директором учреждения.

На основании п.2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" преподавательская работа руководящих работников образовательного учреждения без занятия штатной должности в том же учреждении не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Преподавательская работа (нагрузка) в количестве 22 недельных часов директору МБУ ДО «ДШИ ст. Старомышастовской» Ивановой А.А. была утверждена приказом от 28.08.2017 № 158 «О педагогической нагрузке и выплатах директорам МБУ ДО ДШИ МО Динской район, осуществляющим педагогическую деятельность», приказом от 31.08.2018 № 28 «О педагогической нагрузке МБУ ДО ДШИ МО Динской район»- педагогическая нагрузка в количестве 28 недельных часов на 2018-2019 гг.

В силу пункта 2 Приложения № 3 к «Положению об отраслевой системе оплаты  труда работников муниципальных учреждений культуры муниципального образования Динской район»: предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в той же образовательной организации (включая руководителей), осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если преподаватели, для которых данная образовательная организация является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Согласно тарификационному списку работников Учреждения образовательные услуги в области хореографического искусства в Учреждении преподавали два сотрудника:

- Коваленко О.С. - 17 недельных часов (0,94 ставки);

- Иванова А.А. - 28 недельных часов (1,56 ставки).

Данный пункт 2 Приложения № 3 Положения директором учреждения нарушен.

В акте КСП на стр. 21 в таблице № 2.4.2. отражена средняя заработная плата преподавателя учреждения – 25 344 руб., а средняя заработная плата преподавателя         Ивановой А.А. составила 29 890 руб., как директора 47 111 руб.

Согласно ст. 276 ТК РФ руководитель организации - это лицо, которому доверено руководство текущей деятельностью организации. Добросовестное и разумное управление, отсутствие у него личной заинтересованности, которая может вступить в конфликт с интересами управляемой им организации. Руководитель должен иметь достаточно времени для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по руководству организацией.

На основании пункта 1.10 вышеуказанного Положения об оплате труда: оплата труда работников производится на условиях определенных трудовым договором.

Соглашения к трудовому договору директора учреждения Ивановой А.А. за период с 28.08.2012 до 26.09.2018 по вопросу возложения на нее дополнительной работы (педагогический нагрузки), преподавательской работы (проведение занятий) в объеме педагогической нагрузки 28 недельных часов (1008 часов в год), либо определение    размера    доплаты  за    выполнение  ею  дополнительной работы отсутствуют.

В представлении КСП от 30.08.2019 № 01-41/31 в адрес главного распорядителя - Отдела культуры администрации МО Динской район было обращено внимание учредителя - администрации МО Динской район на заключение дополнительного соглашения от 26.09.2018 к трудовому договору директора учреждения от 28.08.2012 № 32 «О продлении срока действия трудового договора», т.е. по истечении месячного срока после срока окончания срочного трудового договора:

- дополнительное соглашение от 26.09.2018 к трудовому договору от 28.08.2012 № 32 «О продлении срока действия трудового договора на 5 лет с 28.08.2018 по 27.08.2023 на основании Распоряжения главы МО Динской район от 04.09.2018 №379-рл.

Кроме того, 26.09.2018 главой муниципального образования Динской район с директором учреждения Ивановой А.А. было заключено соглашение о совмещении должностей к трудовому договору № 32 от 28.08.2012 года.

Во исполнение комплекса мер по устранению нарушений, выявленных в результате проверки КСП и в целях недопущения нарушений, приказом Отдела культуры Администрации МО Динской район от 06.09.2019 за исх. № 103 руководителям образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры, подведомственных отделу культуры была согласована педагогическая нагрузка 9 часов.

Данный приказ Отдела культуры подтверждает законность и обоснованность требований КСП, изложенных как в акте, так и представлениях.

В разногласиях от 19.08.2019 б/н на акт КСП директором Ивановой А.А. признано замечание КСП и в п. 10 разногласий указано, что это техническая ошибка на расчеты не влияет и нарушение будет устранено.

Данный пункт включен в заявление необоснованно, т.к. ранее он признан директором учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьей 9 «Первичные учетные документы»:

1.   Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2.  Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты'', в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Государственным комитетом Российской Федерации по статистике:

1.   Утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты:

1.1. По учету кадров: №   Т-1   "Приказ  (распоряжение)  о  приеме  работника  на  работу".  №  Т-2   "Личная   карточка работника".  №  Т-3   "Штатное  расписание",  №  Т-11   "Приказ  (распоряжение) о  поощрении работника". № Т-1 1а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".

2.   Унифицированные формы первичной учетной документации, указанные в п. 1.1. настоящего постановления, распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

Штатное расписание (форма № Т-3)

Применяется для оформления штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением).

При заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0.5; 2,75 и пр.

В графах 6-8  "Надбавки" показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты),  установленные    действующим законодательством   Российской  Федерации,  а  также  введенные  по  усмотрению  организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

Табель учета рабочего времени (форма № Т-13)

Применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.

Отметки в Табеле о причинах неявок на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и др. производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством и пр).

Таким образом, утверждения Заявителя, о том, что вопросы, связанные с утверждением штатных расписаний, регламентируется нормами трудового законодательства и не влияют на соблюдение бюджетного законодательства несостоятельными.

В разногласиях от 19.08.2019 б/н на акт КСП директором Ивановой А.А. признано замечание КСП и в п. 14 разногласий указано, что это техническая ошибка.

В акте КСП и в представлении, направленном в адрес директора учреждения было указано, что отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности Учреждения за период январь-апрель 2018 года составлены и заверены подписью директора 25.04.2018; отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности Учреждения за период август-декабрь 2018 года, январь-июнь 2019 не имеют отчетной даты составления и носят формальный характер.

Согласно приказам Отдела культуры от 17.08.2017 № 151 «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений», от 22.10.2018 № 112 «Об утверждении порядка стимулирования руководителей муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, находящихся в ведении отдела культуры администрации МО Динской район» задачами оценки являются получение объективных данных о текущем состоянии в учреждении и проведение системной самооценки руководителем учреждения собственных результатов профессиональной деятельности.

Система показателей качества и результативности труда руководителей со значениями индикаторов отражаются в отчете руководителя, который является основанием для назначения и размерах стимулирующих выплат.

Премирование руководителя учреждения производится ежемесячно с учетом результатов деятельности учреждения (в соответствии с критериями оценки и показателями эффективности работы учреждения, устанавливаемыми приказом начальника отдела культуры администрации муниципального образования Динской район).

В связи с частой сменой руководителей Отдела культуры администрации, в отсутствие должного контроля со стороны новых руководителей оценка выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждений не осуществлялась, что привело к неэффективному расходованию средств субсидии.

В представлении КСП, направленном в адрес нового начальника отдела культуры администрации, Контрольно-счетной палатой было обращено внимание о нарушениях требований приказа отдела культуры МО Динской район от 22.10.2018 № 112 «Об утверждении порядка стимулирования руководителей муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, находящихся в ведении отдела культуры администрации МО Динской район» по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности, «формальном подходе» к определению степени выполнения целевых показателей эффективности деятельности Учреждения, что и было   отражено   в   Акте   КСП   по   начислению   премий   Ивановой   А.А.   как руководителю.

Представление КСП в адрес начальника Отдела культуры Администрации было рассмотрено и в порядке самоконтроля приказы начальника Отдела культуры о премировании руководителей учреждений за август 2019 года были отменены приказом от 10.09.2019                   № 65-н.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).

Заключение   гражданско-правовых   договоров,   фактически   регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В соответствии с «Положением об оказании дополнительных платных образовательных услуг МБУДО «Детская школа искусств ст. Старомышастовской», утвержденным директором учреждения 04.06.2018, для оказания платных образовательных услуг с педагогическими работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, состав работников оформляется отдельным тарификационным списком и платным расписанием.

В нарушение п.3.4., п.3.5 «Положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг МБУДО «Детская школа искусств ст. Старомышастовской» в 2018 году директором Учреждения ежемесячно заключались с работниками Учреждения        гражданско-правовые  договоры  возмездного оказания преподавательских услуг по внебюджетной деятельности.

Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма № Т-73) применяется для оформления и учета приема-сдачи работ, выполненных работником по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.

Является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ. Составляется работником, ответственным за прием выполненных работ, утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и передается в бухгалтерию для расчета и выплаты исполнителю работ причитающейся суммы.

До обращения с заявлением в арбитражный суд директором Ивановой А.А. в акте разногласий п. 16 признаны доводы КСП.

План финансово-хозяйственной деятельности - это внутренний документ учреждения, отражающий плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения в течение отчетного периода.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» план ФХД муниципального учреждения составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с «Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (утвержденными приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81 н).

«Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений муниципального образования Динской район» утвержден постановлением администрации муниципального образования Динской район от 22.12.2016 № 2358.

В соответствии с пунктом 14 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений МО Динской район» в целях внесения изменений в План и (или) Сведения составляются новые План и (или Сведения), Новые План и Сведения составляются ежеквартально, по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября. 30 декабря.

В нарушение п. 14 Порядка, внесение изменений в План ФХД директором учреждения в течение 2018 года утверждалось 10 раз по состоянию на: 22.02.2018, 30.03.2018, 08.06.2018, 29.06.2018, 30.07.2018, 28.09.2018, 22.10.2018, 03.12.2018, 29.12.2018, в т.ч. после завершения отчетного финансового года 25.01.2019.

Согласно Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных    учреждений    на    2018    год    (утв.    решением    Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол №11):

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений     Установление    и    изменение    (совершенствование)    систем    оплаты    труда   работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:

в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников;

д) совершенствование структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных  окладов),   ставок   заработной   платы,   для   ее   оптимизации   с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда; з) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;

Системы    оплаты    труда    руководителей    государственных    и    муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров:

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24.  Выплаты стимулирующего характера руководителям    учреждений    рекомендуется

производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом.

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных гаи муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического липа (организации).

В соответствии с «Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры муниципального образования Динской район», утвержденным постановлением главы муниципального образования Динской район от 01.12.2008 № 2448 (с изменениями), фонд оплаты труда работников Учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из местного бюджета и средств краевого бюджета на обеспечение выполнения муниципального задания, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Нормативный годовой фонд оплаты труда работников Учреждения на 2018 год согласно штатному расписанию составлял 8 044 900,00 рублей.

Общий объем фонд оплаты труда в 2018 году согласно штатному расписанию с учетом начислений по больничным листам, компенсационных выплат, выплат по гражданско-правовым договорам составил 8 714 257,02 рублей. Изменения показателей Плана ФХД на начало и конец 2018 года 11 372 100,00 - 12 573 900,00: заработная плата+704 200,00 руб., начисления на выплаты по оплате труда + 12 700 руб.

На основании части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Контроль за соблюдением финансово-хозяйственной деятельности учреждения осуществляется соответствующими федеральными, региональными и местными органами в рамках их полномочий.

Принимая во внимание, что субсидии выделяются из муниципального бюджета и по своей природе представляют собой средства, выделяемые из муниципального бюджета, а Учреждение в своей деятельности пользуется муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, Контрольно-счетная палата обладает полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, в рамках которой осуществляются операции с бюджетными средствами.

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения являются организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем предоставления субсидии, в том числе на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением из бюджета района бюджетных ассигнований в рамках выполнения муниципального задания, регулируются нормативными правовыми актами муниципального образования, что соответствует статье 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативные правовые акты муниципального образования приравнены к бюджетному законодательству Российской Федерации и относятся к категории "иные нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения".

В частности, нормативно-правовыми актами муниципального образования Динской район, регулирующими бюджетные правоотношения и принятыми в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 7-ФЗ и Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", являются:

- соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; постановление администрации МО Динской район от 26.10.2015 № 1249 «Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений МО Динской район и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания»; Устав учреждения.

Исходя из положений нормативных правовых актов муниципального образования, правовая база в сфере бюджетных правоотношений состоит из требований, предъявляемых к  бюджетному    планированию,    и    требований, предъявляемых к использованию бюджетных ассигнований.

Основная задача бюджетного учреждения - выполнить муниципальное задание в заданном объеме в соответствии со стандартом и с должным качеством, а не израсходовать средства субсидии в пределах того объема, в котором субсидии были рассчитаны.

При этом документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение муниципального задания, является план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, при составлении и ведении которого бюджетное учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение муниципального задания по видам расходов в зависимости от потребности бюджетного учреждения.

Вместе с тем условия предоставления бюджетному учреждению субсидии на выполнение муниципального задания в соответствии с положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств бюджета (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются муниципальными правовыми актами местной администрации, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии.

В свою очередь использование бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными муниципальными правовыми актами местной администрации, влечет наступление ответственности для бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки должностное лицо КСП выявило необоснованные выплаты по заработной плате и начислениям по оплате труда, выразившиеся в: несоблюдении (завышения) нормы часов педагогической нагрузки у некоторых педагогических работников.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" единая норма часов для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, - 18 часов в неделю. Педагогическая нагрузка может быть увеличена до 2-х ставок в неделю, то есть продолжительность рабочего времени у педагога дополнительного образования увеличивается до 36 часов в неделю.

СанПиН 2.4.4.3172-14 содержит требования к организации образовательного процесса, а также устанавливает кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования.

При определении в ходе проведенной проверки часов учебной нагрузки каждого педагога КСП выявило у некоторых педагогических работников завышение часов учебной нагрузки по сравнению с норма-часами. Завышение часов педагогической нагрузки у некоторых педагогов произошло за счет занижения часов педагогической нагрузки у других педагогов.

Особенности установления систем оплаты труда работников государственных и   муниципальных   учреждений   определены   в   статье   144   Трудового   кодекса Российской Федерации. При этом в муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оплата труда штатным работникам осуществляется в соответствии с нормами статей 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации размеры выплат за особые условия труда должны быть предусмотрены в коллективном договоре, локальном нормативном акте и трудовом договоре.

Контрольно-счетной палатой в ходе анализа фактически занятых ставок со штатными ставками, утвержденными штатными расписаниями, было установлено, что за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 количество не занятых штатных ставок составило 2,68 ед. с общим ФОТ за 8 месяцев 2018 года 173 102,64 рублей, за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 количество не занятых штатных ставок составило 1,2 ед. с общим фондом оплаты труда за сентябрь-декабрь 2018 года 38 075,28 рублей. Общий фонд оплаты труда по незанятым в 2018 году ставкам составил 192 784,97 рублей.

Таким образом, заинтересованным лицом установлены обстоятельства неэффективного использования учреждением бюджетных денежных средств.

Аналогичные выводы отражены в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.07.2018 по делу № А43-26247/2017 и в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 по делу № А32-17585/2018.

В связи с чем, доводы Ивановой А.И. о нарушениях, допущенных заинтересованным лицом при проверке не нашли своего подтверждения.

При указанных обстоятельствах судом не принимаются доводы заявителя, как основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом.

При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмене представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район от 30.08.2019 № 01-41/30, а также признания незаконными действий Контрольно-счетной палаты МО Динской район, не имеется.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Контрольно-счетная палата муниципального образования Динской район представила суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого представления.

При указанных обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.  

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении  ходатайства Ивановой А.И. об объявлении перерыва отказать.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                    С.Н. Дуб