ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-45807/09 от 22.10.2009 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-45807/2009-45/681-40АП

26 октября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2009 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Федькина Л.О.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Федькиным Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Южного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, г. Краснодар

к предпринимателю ФИО1, г. Геленджик

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – доверенность от 27.07.2009 № 157

от ответчика: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования (далее – заявитель, управление) обратилось в суд с заявлением о предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований. Свои доводы изложил в заявлении от 30.09.2009, обосновав свои доводы документально. Указывает на наличие состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.19 КоАП РФ, в деяниях предпринимателя, нарушение им требований п. 3.5.5, 3.5.16, 4.10.1 ГоСТа Р 51074-2003. Как указывает представитель управления, ранее предприниматель к аналогичной ответственности не привлекался.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания. Отзыв на заявление не представил.

При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, установил следующее.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 23 № 006524268, Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации серии 23 № 000780547.

На основании комплексного плана надзорной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 год, плана контрольно-надзорной деятельности Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования на 2-е полугодие 2009 г. распоряжением ВРИО руководителя ЮМТУ Ростехрегулирования от 15.09.2009 г. № 01-32/68 поручалось в период с 28.09.2009 г. по 23.10.2009 г. проведение мероприятий по оценке соответствия продукции (мучных кондитерских изделий) или связанных с требованиями к ней процессов производства, хранения и реализации обязательным требованиям технических регламентов (стандартов).

В ходе проведенной проверки предпринимателя составлены: акт проверки № 7.06.43-01-32/68 от 29.09.2009, акт отбора образцов от 28.09.2009, справка о продукции, находящейся на складе на момент проведения мероприятия от 28.09.2009, протокол технического осмотра № 01-32/68 от 28-29.09.2009, протокол изъятия вещей от 28.09.2009, протокол осмотра от 28.09.2009, предписание от 29.09.2009 № 01-32/68.

29.09.2009 управлением составлено предписание № 01-32/68, которым предпринимателю в срок до 30.10.2009 предписывалось устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.

Также 29.09.2009 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 01-32/68, которым зафиксировано существо административного правонарушения, совершенного предпринимателем.

Судом установлено, что названный протокол составлен в присутствии предпринимателя, что, с учетом положений ст.ст. 26.2, 28.2 КоАП РФ, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении.

Названными документальными доказательствами зафиксирован факт нарушения предпринимателем обязательных требований государственных стандартов при хранении и реализации мучных кондитерских изделий, а именно:

- торт бисквитный «Панчо»: неполная и недостоверная информация на этикетке - не указано групповое наименование пищевых добавок: ванилин (усилитель вкуса и аромата), сода (разрыхлитель); составные компоненты (пищевые добавки: сухой сироп глюкозы - Е331, Е339, Е460, Е466, подсластитель - Е420, эмульгаторы - Е435, ароматизатор) ингредиента (крема на растительных маслах) отсутствуют на этикетке; не указывается час, дата изготовления и дата упаковывания; указан срок хранения продукции -72 часа, не предусмотренный нормативным документом (ОСТ 10-060-95), в соответствии с которым изготовлен торт «Панчо» (т.к. используется крем сметанный и крем на растительных маслах). Кроме того, продукция не сертифицирована срок действия сертификата № РОСС RU.А89.В00023 истек 06.08.2009. Информация о подтверждении соответствия недостоверна: на этикетке нанесен знак соответствия, а он (знак соответствия) наносится на этикетку, если продукция сертифицирована. В случае если продукция не сертифицирована, то знак соответствия не наносится на этикетке;

- торт бисквитный «Прага» - не указано групповое наименование пищевой добавки: лимонная кислота (регулятор кислотности); не указывается час, дата изготовления и дата упаковывания, наименование конкретно и достоверно не характеризует продукт: торт бисквитный «Прага», а на этикетке указано наименование: торт «Прага». Указан срок хранения готовой продукции -72 часа, не предусмотренный нормативным документом ОСТ 10-060-95 в соответствии с которым изготовлен торт «Прага» (т.к. используется крем сметанный). Знак соответствия наносится на этикетку для продукции, соответствие которой подтверждено сертификатом соответствия, фактически же данная продукция не сертифицирована, а знак соответствия нанесен.

Названные факты, свидетельствуют о нарушении обязательных требований раздела 3, пп. 3.5.5, 3.5.16, 4.10.1 ГОСТ Р 51074- 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие технические условия».

На основании ст.ст. 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

При рассмотрении заявленных требований по существу суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, образует нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Материалами дела подтверждается совершение ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, обязательными элементами которого, в силу ст. 2.1 КоАП РФ является: противоправное нарушение лицом возложенных на него законом обязанностей, причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями, вина правонарушителя.

Согласно раздела 3 п. 3.5.5 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» определяется состав продукта где указано, что перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок "Состав". Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта.

Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его компонентов в порядке уменьшения их массовой доли. В случае, когда массовая доля составного ингредиента в готовом пищевом продукте составляет менее 2%, допускается не перечислять составляющие его ингредиенты в указанном списке.

Вода, входящая в рецептуру продукта, должна указываться в списке ингредиентов, за исключением тех случаев, когда она является составной частью восстановленных продуктов, а также таких ингредиентов, как рассол, маринад, сироп, бульон, тузлук и других упоминаемых в списке ингредиентов под собственными наименованиями.

В списке ингредиентов не указывают: двуокись углерода (если в описании продукта указано, что он газированный); летучие компоненты, которые в процессе изготовления конкретного пищевого продукта временно выделяются, а затем вновь возвращаются в этот продукт, в количественном отношении не превышая первоначальный уровень содержания; вещества и вспомогательные материалы, функционально необходимые для производственного процесса, не входящие в состав готового продукта; пищевые добавки, которые содержались в одном или нескольких ингредиентах этого продукта питания, если в конечном продукте они уже не оказывают технологического эффекта; вещества, используемые как растворители или носители.

Для используемых в качестве ингредиентов известных продуктов, на которые имеются национальные стандарты Российской Федерации видов технических условий, общих технических условий или стандартизованные термины, могут использоваться такие наименования, как "масло подсолнечное", "масло коровье", "крахмал", "рыба", "мясо птицы", "сыр", "пряности", "сахар", "глюкоза", "эластичная основа для жевательной резинки" и другие.

Обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.

Обязательна информация о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников.

При указании пищевых добавок используют следующие групповые наименования пищевых добавок: антиокислители; вещества для обработки муки; вещества, препятствующие слеживанию и комкованию; вещества, способствующие сохранению окраски; влагоудерживающие агенты; глазирователи; желеобразователи; загустители; кислоты; консерванты; красители; наполнители; отвердители; пеногасители; пенообразователи; пропелленты; подсластители; разрыхлители; регуляторы; стабилизаторы; уплотнители; усилители вкуса и запаха; эмульгаторы; эмульгирующие соли. После группового наименования указывают индекс согласно Международной цифровой системе (INS), или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки.

Для ароматизаторов должно быть указано: "натуральный", "идентичный натуральному" или "искусственный" в зависимости от того, какими они являются.

По усмотрению изготовителя допускается перечислять основные естественно содержащиеся в продукте минеральные вещества и витамины без указания их количества. Обязательна рекомендация о суточной норме потребления такого продукта в соответствии с установленным порядком.

В соответствии с п. 3.5.16 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» определяется информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов, где продукты, соответствие которых требованиям технических регламентов подтверждено, маркируются знаком обращения на рынке. До принятия соответствующих технических регламентов информацию о подтверждении соответствия серийно изготовляемых пищевых продуктов, соответствие которой подтверждено сертификатом соответствия, наносит изготовитель в виде знака соответствия в установленном порядке для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации; для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов - в виде знака соответствия, применяемого в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено.

Информацию о подтверждении соответствия пищевых продуктов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме декларации о соответствии, наносят в виде знака соответствия, применяемого на основании декларации о соответствии. Информацию о подтверждении соответствия неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.

Кроме того, п. 4.10.1 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» к кондитерским изделиям предусмотрены следующие общие требования к маркировке: наименование продукта; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); масса нетто; товарный знак изготовителя (при наличии); состав продукта. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают общий состав ингредиентов всех изделий, входящих в данный набор (без указания состава каждого конкретного наименования изделия); пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; пищевая ценность. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают средневзвешенную пищевую ценность входящих в набор изделий (без указания пищевой ценности каждого конкретного наименования изделия); условия хранения; срок годности или срок хранения; дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания; рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков); обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия. Дополнительно может быть нанесено наименование организации - разработчика изделий.

С учетом изложенного деяния предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, признана судом доказанной.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела суд учитывает, что предприниматель ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП не привлекался. Документальных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя, суду не представлено.

При определении размера штрафа суд учитывает факт того, что обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, в связи с чем, считает возможным применить положения ч. 2 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ и назначить меру наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, ст.ст. 29, 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Р Е Ш И Л:

Привлечь предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Краснодарский край, г. Геленджик, ИНН <***>), зарегистрированную по адресу <...>, Разинвир, ул. С. Разина, 72а на сухое вещество, %тклоненийдля каждого изделия должны быть приведены в рек административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Штраф может быть оплачен по следующим реквизитам:

Получатель платежа:

Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

Наименование банка получателя: ГРКЦ ГУ банка России по Ростовской области

Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, правил обязательной сертификации (ч.ч.1, 2 ст.19.19 КоАП РФ)

ИНН: <***>

КПП: 616301001

ОКАТО: 60401000000

БИК:0406015001

Счет: 40101810400000010002

Код бюджета КБК: 17211601000010000140

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Л.О. Федькин