350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
г. Краснодар Дело № А32-46404/2014
15 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 15 июля 2015 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернова Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Специальные Сварные Металлоконструкции» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Краснодар,
Третье лицо: ООО «Инсайт» (ИНН <***>), г. Краснодар,
О признании незаконными действий государственного органа,
при участии в заседании:
от истца: не явился, уведомлен,
от ответчика: не явился, уведомлен,
от третьего лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ООО «Специальные Сварные Металлоконструкции» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» о признании незаконными действий государственного органа.
Стороны в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.
Государственным заказчиком в лице ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» проведен открытый конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ на объекте капитального строительства «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2 очередь), Краснодарский край».
Извещение о проведении конкурса №0318100043314000015 было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 04 апреля 2014 года.
Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015-1 от 25 апреля 2014 года на участие в конкурсе было подано 3 (три) заявки:
- заявка №1 - ООО «Новые коммунальные технологии»;
- заявка №2 - ООО «Инсайт»;
- заявка №3 - ООО НППФ «Краснодаравтодорсервис».
Согласно Протоколу предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015-2 от 08 мая 2014 года допущено два участника, признанных прошедшими предквалификационный отбор.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015-3 от 12 мая 2014 года победителем конкурса с ограниченным участием признан ООО «Инсайт».
Решениями УФАС по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю по делу № К-30/2014 от 30 апреля 2014 года, №К-33/2014 от 15 мая 2014 года, № К-35/2014 от 20 мая 2014 года жалобы были признаны необоснованными, действия заказчика при определения способа закупки в виде конкурса с ограниченным участием были признаны законными и обоснованными.
В качестве основания исковых требований истец утверждает, что заказчик ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» допустил неправомерные действия, выбрав неправильный способ определения подрядчика в виде конкурса с ограниченным участием в качестве формы осуществления данной закупки.
Данное обстоятельство послужило причиной для обращения с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона.
В части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе указано, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов. библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства Российской Федерации №1089) утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологическойсложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 6 Перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного постановлением Правительства РФ №1089, к таковым относится выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» группировка №45 (код по Общероссийском) классификатору продукции по видам экономической деятельности - далее ОКПД) включает работы, которые относятся к предмету вышеуказанного конкурса с ограниченным участием.
Утвержденный распоряжением Правительства от 31.10.2013 № 2019-р Перечень сформирован на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД), принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
Согласно указанному ОКПД выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения включены в группировку кодов 45 «Работы строительные».
Как следует из ОКПД, группировка 45 «Работы строительные» включает в себя, в частности, «работы строительные подготовительные и вспомогательные» и «работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности».
Проектная документация на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция Варнавинского водохранилища. Крымский район. Краснодарский край» предусматривает выполнение работ, которые включены в группировку кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) -45 «Работы строительные», при этом общая сметная стоимость данных работ превышает 150 млн. рублей.
В ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:
XXкласс
ХХ.Хподкласс
ХХ.ХХгруппа
ХХ.ХХ.Х подгруппа
ХХ.ХХ.ХХвид
ХХ.ХХ.ХХ.ХХО категория
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ подкатегория
При этом по тексту ОКПД используются словосочетания «группировок с шестизначными кодами», «к вышестоящим группировкам», «к нижестоящим группировкам», «эта группировка включает», то есть все перечисленные коды называются группировками. Согласно сноске №1 к ОКПД вышеуказанного перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, исключением при проведении электронного аукциона составляют товары, работы, услуги, входящие в указанные коды ОКПД. в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Группировка №45 ОКПД из указанного перечня имеет сноску №6, которая допускает следующее исключение - вместо проведения электронного аукциона необходимо проведение конкурса с ограниченным участием, при проведении работ из данной группировки, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей.
Расположение сноски <6> к коду 45 «Работы строительные (кроме кода 45.12) в Перечне («За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей») однозначно позволяет сделать вывод о том, что словосочетание «эта группировка» указывает на весь код 45, а не на группировку, в которую входят перечисленные объекты до слов «а также работ».
Кроме того, само построение фразы исключает предлагаемое истцом прочтение: «... а также работ, включенных в эту группировку» (имея в виду группировку объектов). В первой и второй частях фразы речь идет о разных понятиях (объекты и работы).
Таким образом, сноски <1> и <6> исключают обязанность заказчика осуществлять закупку включенных в указанную группировку (класс 45) работ только путем проведения электронного аукциона, и истец ошибочно сделал вывод о том. что заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Системный анализ положений Перечня №1089 и Перечня №2019-р позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе осуществлять закупку всех работ, подпадающих под код 45 ОКПД («Работы строительные»), путем проведения конкурса с ограниченным участием при условии, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта по вышеуказанному конкурсу составляет 739 985 350 рублей (семьсот тридцать девять миллионов девятьсот восемьдесят пять тысяч триста пятьдесят рублей 00 коп.), следовательно, выбранный заказчиком способ закупки в форме конкурса с ограниченным участием является правомерным и обоснованным.
Следует также отметить, что аналогичное толкование «работ, включенных в эту группировку» содержит Пояснительная записка (далее - Пояснительная записка), которая сопровождала проект распоряжения Правительства Российской Федерации, утверждающего Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее - Перечень) при его внесение в Аппарат Правительство, Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения.
Данная Пояснительная записка, как и проект распорядительного документа размещены на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждений - http://regulation.gov.ru.
Указанная пояснительная записка, за подписью Заместителя Министра Экономического развития Российской Федерации ФИО1, содержит объяснения о необходимости исключения из Перечня закупок по коду «Услуги строительные и объекты строительства (ОКДП 4500000) с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 500 млн. руб.
По мнению Минэкономразвития России, сформированному на основании мониторинга деятельности отобранных операторов электронных площадок и анализа полученной статистической информации, открытые аукционы в электронной форме недостаточно эффективны при размещении заказов на услуги строительные и объекты строительства в диапазоне начальной (максимальной) ценой контракта свыше 500 млн. руб.
Следует отметить, что Правительство Российской Федерации приняло указанный распорядительный документ (получивший позднее реквизиты в виде номера: 2019-р от 31.10.2013г.) не меняя правовую конструкцию юридической нормы, которая описывает исключения из группировки по коду (ОКПД 45) «Работы строительные». Изменения коснулись только установленного размера начальной (максимальной) цены контракта (ранее установленный единый уровень в 500 млн. был изменен на 150 млн. руб. - для осуществления закупок для государственных нужд и 50 млн. руб. - для осуществления закупок для муниципальных нужд).
Известно, что при возведении объекта капитального строительства выполняются множество комплексных технологических процессов, образующих в совокупности сложный процесс, результатом которого является создание здания или сооружения.
Данные особенности строительного производства были учтены нормами федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ. В соответствии с п. 2.1 ст. 11 94-ФЗ при проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору исполнителя на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт при установленной НМЦК 50 млн. руб. и выше - заказчик обязан был устанавливать дополнительные требования к участнику размещения заказа о подтверждении им опыта ранее выполненных работ в виде представления в составе заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В рамках действующего федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ дополнительные требования в виде опыта ранее исполненных контрактов, а также оборудования и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ предусмотрено устанавливать только при осуществлении закупки в виде конкурса с ограниченным участием. Для аукционов в электронной форме - такие дополнительные квалификационные требования к будущим исполнителям работ устанавливать запрещено.
При проведении открытых аукционов в электронной форме для выбора исполнителя по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства общегражданского назначения по правилам, предусмотренными нормами 44-ФЗ у заказчика отсутствует основание устанавливать требование о наличии опыта ранее выполненных работ во всех случаях, т.е. по действующему порядку понятие переквалификации для всех видов строительных работ в отношении участников закупки - исключено.
Кроме того, в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) классифицированы следующие виды объектов:
- особо опасные и технически сложные объекты (часть 1 статьи 48.1 ГрК РФ);
- уникальные объекты (часть 2 статьи 48.1 ГрК РФ).
Таким образом, частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ определен конкретный перечень объектов, которые являются одновременно и особо опасными, и технически сложными.
Наряду с этим, в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, «если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности».
При этом законодательство РФ не дает четкого определения понятия «технически или технологически сложный объект капитального строительства». Единственным косвенным признаком отнесения объекта капитального строительства к технически сложным можно считать требование об обязательной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49 ГрК РФ. Частью 2 статьи 49 ГрК РФ определен исчерпывающий список характеристик объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Таким образом, объекты капитального строительства, не соответствующие характеристикам, указанным в части 2 статьи 49 ГрК РФ, являются технически сложными.
Проектная документация по реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция Варнавинского водохранилища. Крымский район. Краснодарский край» получила положительное заключение Главгосэкспертизы.
Кроме того, дополнительным признаком отнесения объекта капитального строительства к технически сложным можно считать включение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. Пунктом 2 данного приказа установлен исчерпывающий список объектов, выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которых не включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данный список практически полностью совпадает со списком, определенным частью 2 статьи 49 ГрК РФ. Таким образом, все объекты капитального строительства, не соответствующие характеристикам, указанным в пункте 2 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, являются технически сложными.
Выполнение работ по причине их технической и (или) технологической сложности, специализированного характера способны осуществить только подрядчики, имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень указанных случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089. Пунктом 6 Перечня установлены следующие случаи выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства:
- особо опасных объектов капитального строительства;
- технически сложных объектов капитального строительства;
- искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту технически сложных объектов капитального строительства нельзя однозначно соотнести с классификацией объектов, установленных частью 1 статьи 48.1 ГК РФ.
Наряду с этим, в соответствии с частью 2 статьи 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Данное требование законодательства также подтверждает мнение заказчика, что соответствующие объекты относятся к технически сложным, а также то, что работы, включенные в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, согласно требованиям статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ носят специализированный характер.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, проведение закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция Варнавинского водохранилища, Крымский район, Краснодарский край» способом открытого конкурса с ограниченным участием соответствует требованиям части 2 статьи 56 Федерального закона № 44-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 и распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р.
Кроме того, в пункте 6 Перечня № 1089 объекты перечислены через запятую («особо опасные», «технически сложные»), что позволяет сделать вывод о том, что это могут быть разные объекты, т.е. и «особо опасные», и «технически сложные», что не позволяет однозначно сделать вывод о том, что это обязательно должны быть объекты, указанные в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладающими этими признаками в совокупности, а именно «особо опасные и технически сложные».
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктами 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
В части 2 статьи 56 Федерального закона «О контрактной системе» указаны случаи применения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если выполнение работ по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационною, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только подрядчики, имеющие необходимый уровень квалификации.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы, содержащиеся в постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, необходимо соотносить с требованиями Федерального закона.
В данном случае, системное прочтение части 2 статьи 56 Федерального закона «О контрактной системе», постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 и распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, позволяет сделать вывод о том, государственным заказчиком верно выбран способ закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция Варнавинского водохранилища. Крымский район. Краснодарский край».
Ссылка истца на Письмо Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 от 07.05.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных» является несостоятельной, поскольку истцом цитируется отдельный абзац письма, который используется истцом без учета контекста и не отражает выводов указанных органов.
Согласно данному письму, в соответствии с пунктом 6 Перечня, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089, «в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или -муниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием».
В связи с этим, доводы заявителя о незаконности предъявленных заказчиком требований к участкам закупки, изложенных в подпункте 1 пункта 16.3 части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации, являются также необоснованными.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1089, к таким требованиям относятся:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089. в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, предъявление дополнительных требований к участникам конкурса с ограниченным участием, указанных в части III «Информационная карта конкурса», является правомерным и законным.
Довод заявителя о том, что информация, содержащаяся в конкурсной документации, имеет существенные нарушения действующего законодательства, а также неустранимые противоречия, отклоняется судом в виду следующего.
По аналогичным доводам заявителя, в том числе в отношении рассматриваемого конкурса: решение №К-36/2014 от 23.05.2014 года, решение №К-37/2014 от 26.05.2014 года, решение №К-34/2014 от 19.05.2014 года. Данным Решениями УФАС по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю жалобы были признаны необоснованными, действия заказчика при составлении извещения и конкурной документации были признаны законными и обоснованными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее:
- наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона,
- информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта,
- месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта,
- сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
- начальная (максимальная) цена контракта,
- источник финансирования.
Заказчик в лице ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» указал в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки №0318100043314000015 (далее -извещение) все вышеуказанные сведения, что подтверждается нижеследующим.
В разделе «Общая информация» извещения имеется подраздел «Наименование объекта закупки», в котором описывается наименование объекта закупки: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2 очередь), Краснодарский край».
В разделе «Информация о лоте» извещения имеется подраздел «Наименование объекта закупки для лота», в котором также описывается наименование объекта закупки: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2 очередь), Краснодарский край»,
В разделе «Объект закупки» извещения имеется подраздел, который описывает объект закупки. Код 45.24.14.130 по Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД), принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст. - Работы намывные, берегоукрепительные и прочие строительные гидротехнические.
В разделе «Условие контракта» извещения имеется ссылка на п. 8 Информационной карты конкурсной документации, согласно которому местом выполнения работ является: Российская Федерация, Краснодарский край. Правый берег р. Протоки от ПК 625+00 до ПК 630+00; х. Бараниковский Левый берег р. Протоки от ПК 290+00 до ПК 307+84; левый берег р. Кубани от ПК 1516+00 до ПК 1520+80; дамба на правом берегу р. Кубани от ПК 844+00 до ПК 859+76; правый берег р. Протоки от ПК 39+00 до ПК 41+50;правый берег р. Протоки от ПК 194+00 до ПК 197+00;правый берег р. Протоки от ПК 568+00 до ПК 573+00; правый берег р. Протоки от ПК 618+00 до ПК 620+50;правый берег р. Кубани от ПК 797+97 до ПК 841+00;обходная дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 714+00 до ПК 718+80; дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 83+00 до ПК 107+57;дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 553+00 до ПК 584+14;дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 768+00 до ПК 791 + 78;левый берег р. Протоки от ПК 160+00 до ПК 183+41; правый берег р. Кубани от ПК 430+00 до ПК 432+00;дамба на правом берегу р. Кубани от ПК 373+91 до ПК 400+00;правый берег р. Кубани от ПК 28+00 до ПК 30+00;правый берег р. Кубани от ПК 1342+00 до ПК 1344+00;правый берег р. Кубани от ПК 1484+00 до ПК 1486+00;правый берег р. Кубани от ПК 1627+00 до ПК 1630+00; левый берег р. Протоки от ПК 631+00 до ПК 633+00;левый берег р. Протоки от ПК 267+00 до ПК 282+00;левый берег р. Протоки от ПК 494+00 до ПК 510+00;левый берег р. Протоки от ПК 154+00 до ПК 156+00; левый берег р. Протоки от ПК 276+00 до ПК 278+00. левый берег р. Кубани от ПК 76+00 до ПК 82-00».
В разделе «Условие контракта» извещения имеется подраздел «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг», который имеет следующее описание: «С момента заключения государственного контракта до 25 декабря 2016 г.».
В разделе «Информация о лоте» извещения имеется подраздел «Начальная (максимальная) цена контракта», в котором указана следующая цена: «739985350.00 Российский рубль».
В разделе «Информация о лоте» извещения имеется подраздел «Источник финансирования», в котором указан следующие источник: «Федеральный бюджет РФ. Плательщик: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации».
Таким образом, заказчик указал в извещении о закупке всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, на который необоснованно ссылается истец.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик при составлении извещения о закупке объективно описал объект закупки:
- «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2 очередь), Краснодарский край».
- Код по ОКПД 45.24.14.130. - работы намывные, берегоукрепительные и прочие строительные гидротехнические.
- Место доставки товара, выполнения работы, исполнения услуги», который имеет следующее описание: «Российская Федерация, Краснодарский край. Правый берег р. Протоки от ПК 625+00 до ПК 630+00; х. Бараникоеский Левый берег р. Протоки от ПК 290+00 до ПК 307+84; левый берег р. Кубани от ПК 1516+00 до ПК 1520+80; дамба на правом берегу р. Кубани от ПК 844+00 до ПК 859+76; правый берег р. Протоки от ПК 39+00 до ПК 41+50;правый берег р. Протоки от ПК 194+00 до ПК 197+00;правый берег р. Протоки от ПК 568+00 до ПК 573+00; правый берег р. Протоки от ПК 618+00 до ПК 620+50;правый берег р. Кубани от ПК 797+97 до ПК 841+00;обходная дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 714+00 до ПК 718+80;дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 83+00 до ПК 107+57;дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 553+00 до ПК 584+14;дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 768+00 до ПК 791+78;левый берег р. Протоки от ПК 160+00 до ПК 183+47;правый берег р. Кубани от ПК 430+00 до ПК 432+00;дамба на правом берегу р. Кубани от ПК 373+91 до ПК 400+00;правый берег р. Кубани от ПК 28+00 до ПК 30+00;правый берег р. Кубани от ПК 1342+00 до ПК 1344+00;правый берег р. Кубани от ПК 1484+00 до ПК 1486+00;правый берег р. Кубани от ПК 1627+00 до ПК 1630+00; левый берег р. Протоки от ПК 631+00 до ПК 633+00;левый берег р. Протоки от ПК 267+00 до ПК 282+00;левый берег р. Протоки от ПК 494+00 до ПК 510+00;левый берег р. Протоки от ПК 154+00 до ПК 156+00; левый берег р. Протоки от ПК 276+00 до ПК 278+00; левый берег р. Кубани от ПК 76+00 до ПК 82-00».
Данное описание является кратким описанием предмета государственного контракта (как это требуется в пункте 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Из данного описания ясно, что заказчику необходимо проведение работ по реконструкции противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки с указанием конкретных участков проведения работ. Данное описание является объективным, поскольку соответствует проектной документации, которая была приложена к конкурсной документации.
Следует отметить, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе носит рекомендательный характер («при необходимости») относительно указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, предлагая заказчику самостоятельно определять необходимость описания указанных характеристик
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием сформировано посредством технических и программных средств официального сайта http://zakupki.gov.ru/.
Следует также отметить, что в пункте 3 «Наименование объекта закупки» части III«Информационная карта конкурса» конкурсной документации подробно описан объект закупки: «Конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ на объекте (Лот №1): «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2 очередь), Краснодарский край» на участках: Берегоукрепление правого берега р. Протоки от ПК 625+00 до ПК 630+00; Руслорегулирующие работы х. Бараниковский Левый берег р. Протоки от ПК 290+00 до ПК 307+84; Берегоукрепление левого берега р. Кубани от ПК 1516+00 до ПК 1520+80; Реконструкция существующей дамбы на правом берегу р. Кубани от ПК 844+00 до ПК 859+76; Берегоукрепление правого берега р. Протоки от ПК 39+00 до ПК 41+50; Берегоукрепление правого берега р. Протоки от ПК 194+00 до ПК 197+00; Берегоукрепление правого берега р. Протоки от ПК 568+00 до ПК 573+00; Берегоукрепление правого берега р. Протоки от ПК 618+00 до ПК 620+50; Реконструкция существующей дамбы на правом берегу р. Кубани от ПК 797+97 до ПК 841+00; Обходная дамба на левом берегу р. Протоки от ПК 714+00 до ПК 718+80; Реконструкция существующей дамбы на левом берегу р. Протоки от ПК 83+00 до ПК 107+57; Реконструкция существующей дамбы на левом берегу р. Протоки от ПК 553+00 до ПК 584+14; Реконструкция существующей дамбы на левом берегу р. Протоки от ПК 768+00 до ПК 791 + 78; Руслорегулирующие работы на левом берегу р. Протоки от ПК 160+00 до ПК 183+47; Берегоукрепление правого берега р. Кубани от ПК 430+00 до ПК 432+00; Реконструкция существующей дамбы на правом берегу р. Кубани от ПК 373+91 до ПК 400+00 (Уширение).Берегоукрепление правого берега р. Кубани от ПК 28+00 до ПК 30+00; Берегоукрепление правого берега р. Кубани от ПК 1342+00 до ПК 1344+00; Берегоукрепление правого берега р. Кубани от ПК 1484+00 до ПК 1486+00; Берегоукрепление правого берега р. Кубани от ПК 1627+00 до ПК 1630+00; Берегоукрепление левого берега р. Протоки от ПК 631+00 до ПК 633+00; Руслорегулирующие работы на левом берегу р. Протоки от ПК 267+00 до ПК 282+00; Руслорегулирующие работы на левом берегу р. Протоки от ПК 494+00 до ПК 510+00; Берегоукрепление левого берега р. Протоки от ПК 154+00 до ПК 156+00; Берегоукрепление левого берега р. Протоки от ПК 276+00 до ПК 278+00. Берегоукрепление левого берега р. Кубани от ПК 76+00 до ПК 82-00».
В пункте 5 «Наименование и описание объекта закупки» части III«Информационная карта конкурса» конкурсной документации имеется ссылка на часть VI «Техническая часть» конкурсной документации. При этом, часть VI «Техническая часть» конкурсной документации содержит техническое задание и описывает технологию проведения работ.
В пункте 4 «Краткое изложение условий государственного контракта» части III«Информационная карта конкурса» конкурсной документации имеется ссылка на часть V. «Проект государственного контракта» конкурсной документации. В части V «Проект государственного контракта» конкурсной документации» полностью приводятся условия государственного контракта.
В целях объективного и всестороннего описания объекта закупки заказчиком размещена на официальном сайте http://zakupki.gov.ru проектная документация, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с технологией, спецификой и объемами работ по данной закупке.
Таким образом, доводы истца о том, что заказчик не представил описания объекта закупки не соответствует действительным обстоятельствам дела: извещение о закупке и конкурсная документация содержит всю необходимую информацию относительно наименования и описания объекта закупки.
Следует также отметить, что истец не обращался к заказчику с запросами о даче разъяснений положений конкурсной документации. Если бы истец действительно не мог однозначно определить для себя объект закупки, он имел право в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе подать соответствующий запрос о даче разъяснений или предложить заказчику устранить какие-либо противоречия. Однако истец предпочел обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края значительно позже после проведения конкурса и заключения государственного контракта.
Довод, заявителя, что ответчиком не исполнены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, судом отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Такими показателями в соответствии с конкурсной документацией являются объемы и виды выполняемых работ, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Участник конкурса при формировании своей заявки должен ориентироваться на указанные показатели, предлагая заказчику проведение строительных работ в установленных объемах, соответствующего качества согласно техническому заданию и проектной документации, а также предложение цены контракта исходя из предложенного проектно-сметного расчета, который прошел Главгосэкспертизу.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, необходимость установления показателей в документации о закупке зависит от того, предъявляются ли заказчиком соответствующие требования к товарам, работам, услугам. Все без исключения требования к производимым работам установлены заказчиком в проектной документации, размещенной на официальном сайте в составе конкурсной документации. Показателем, определяющим соответствие закупаемых работ установленным требованиям, является соответствие таких работ требованиям проектной документации.
Подрядчик, с которым будет заключен государственный контракт, при его подписании гарантирует достижение объектом строительства показателей рабочей проектной документации к сроку окончания работ (п. 8.1. части V «Проект государственного контракта» конкурсной документации»). Следовательно, сама проектная документация, которая прилагается к конкурсной документации, содержит в себе все необходимые показатели по качеству и технологии выполнения работ.
Учитывая специализированный и сложный характер объекта закупки, показатели, на которые ссылается истец, по своей специфике не могут быть кратко сформулированы в извещении о закупке. Данные показатели, учитывая объемы работ, изложены в проектной документации. Как уже было отмечено, проектная документация размещена заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в полном объеме, чтобы каждый желающий мог ознакомиться со всеми необходимыми показателями по данной закупке.
Кроме того, в составе конкурсной документации, часть VI «Техническая часть» конкурсной документации содержит техническое задание и описывает необходимые показатели при выполнении работ.
Таким образом, заказчиком в полной мере выполнены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя относительно отсутствия у него возможности подготовить предложение участника конкурса в отношении объекта закупки в связи с отсутствием, как указывает истец, в конкурсной документации вышеуказанных показателей, а также отсутствие требований к содержанию и форме такого предложения, и инструкции к ее заполнению, является необоснованным на основании следующего.
Как уже было доказано выше, заказчиком в полной мере выполнены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в конкурсной документации показателей, позволяющих определить работы, являющихся объектом закупки, установленным требованиям.
Согласно подпункту 2 пункта 24 части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации состав документов, должен прилагаться к заявке на участие в конкурсе, в том числе, предложение участника конкурса в отношении объекта закупки.
Данное требование к оформлению заявки на участие в конкурсе регламентировано пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе: «Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара».
Во исполнение указанной статьи Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 24 части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации указан обязательный документ, который должен входить в состав заявки на участие в конкурсе: предложение участника конкурса в отношении объекта закупки.
Вопреки доводам заявителя, требования к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению содержится в пункте 3 Части II. «Общие условия проведения конкурса» конкурсной документации.
При этом, заказчиком не предъявляется каких-либо особых требований к оформлению такого предложения. Форма предложения участника конкурса в отношении объекта закупки является произвольной, при этом участнику необходимо учитывать требования конкурсной документации.
Раздел IV конкурсной документации содержит рекомендуемые образцы форм и документов для заполнения участниками закупки. Указанные образцы форм носят рекомендательный характер. При этом, участникам закупки предоставляется право составления документов самостоятельно в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Форма №2 раздела IV конкурсной документации «Заявка на участие в конкурсе» содержит рекомендации для участников конкурса при составлении заявки. В составе указанной формы имеется ссылка на предложения участника относительно объекта закупки, которые в свою очередь, являются приложениями к заявке на участие в конкурсе. Данные рекомендации следует расценивать в качестве инструкций по заполнению необходимых форм.
Так, в разделе IV конкурсной документации имеется рекомендуемая форма «Предложение о цене государственного контракта» (Приложение №1 к заявке) и рекомендуемая форма «Предложение о качестве работ» (Приложение №2 к заявке). Заказчик разработал указанные формы в целях инструктирования участников конкурса относительно правильности оформления предложения в отношении объекта закупки.
В рекомендуемой форме «Предложение о качестве работ» (Приложение №2 к заявке) раздела IV конкурсной документации указано, что «в предложении участника по данному показателю указывается описание процесса выполнения работ, методов обеспечения качества и безопасности производимых работ, а также предпринимаемых мер по защите экологии».
В соответствии с п.п. 4 п. 24 части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса, заявка участника конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Наименование и состав соответствующих документов указаны в п. 3.1. Приложения 1 к «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ КОНКУРСА».
Предложение о качестве работ является не факультативным, а обязательным приложением в составе заявки на участие в конкурсе, поскольку отражает предложение участника в отношении объекта закупки (см. п. 3.4.1.2. части II, п. 2 п.п. 24 части III конкурсной стации).
При этом нормативное понятие «предложение в отношении объекта закупки» включает в себя по смыслу Закона о контрактной системе не только качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (которые отражаются участником конкурса в приложении о качестве работ - Показатель №1 по соответствующему критерию оценки), но также и предложение о цене контракта (Приложение №1 к заявке на участие в конкурсе).
На участие в конкурсе с ограниченным участием, который является предметом настоящего спора, было подано три заявки. Заявки участников признаны оформленными в соответствии с положениями конкурсной документации. Участниками заявок представлены предложения в отношении объекта закупки. Данные предложения оформлены индивидуально каждым участником самостоятельно по своему усмотрению. Если заявитель не знал, как оформить документ в составе заявки, он мог обратиться к заказчику с запросом о даче соответствующего разъяснения.
Заявитель приводит довод к конкурсной документации относительно неясности возможности использования эквивалентных товарных знаков на товары, которые используются при выполнении работ.
Данный довод противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку заказчик не указывал в конкурсной документации на использование конкретных товарных знаков, использование которых предполагается при выполнении работ. Данное право предоставлено заказчику Законом о контрактной системе (пунктом 1 части 1 статьи 33).
Согласно пункту 4 Технического задания раздела VI «Техническая часть документации конкурса» конкурсной документации, «в случаях, когда в настоящем Техническом задании, проектной документации и иных документах, размещенных на Официальном сайте http://zakupki.gov.ru в отношении настоящей процедуры закупки, содержатся указания на конкретные товарные знаки, при выполнении работ, предусмотренных договором, допускается использование эквивалентного товара, при условии его соответствия требованиям действующих государственных стандартов, национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).
Любые указания на место происхождения товара, производителя товара (указания завода-изготовителя), указания страны-производства, артикулов (кодов, марок), содержащиеся в проектной документации, сметных расчетах и иных документах. размещенных на сайте http://zakupki.gov,ru в отношении настоящей процедуры закупки, носят ознакомительный характер и не являются обязательными для соблюдения подрядчиком»
Также не обоснован довод заявителя к конкурсной документации относительно сформулированных требований к обеспечению исполнения государственного контракта. Заявитель указывает на наличие противоречий между положениями конкурсной документации. Данный довод так де не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 6.4.1.2. части II «Общие условия проведения конкурса» конкурсной документации «исполнение государственного контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям пункта 4.6. конкурсной документации, или внесением денежных средств по реквизитам счета Заказчика, указанного в части III «Информационная карта конкурса». Способ обеспечения исполнения государственного контракта определяется участником закупки, с которым заключается государственный контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия государственного контракта не менее чем на один месяц».
Данное условие регламентировано частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Следует обратить внимание, что срок обеспечения - не менее одного месяца после истечения срока действия контракта - распространяется только на банковскую гарантию.
В соответствии с пунктом 6.4.2.2. части II «Общие условия проведения конкурса» конкурсной документации «в случае, если по каким либо причинам обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по государственному контракту, соответствующий Подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту на тех лее условиях и в том же размере, которые указаны в подразделе 6.4. конкурсной документации и часты III Информационная карта конкурса».
Согласно пункту 12.5. Проекта государственного контракта (раздел IV конкурсной документации) «если подрядчиком применялась такая форма обеспечения исполнения контракта как зачисление денежных средств на счет указанный заказчиком, то такие денежные средства, при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по государственному контракту, возвращаются подрядчику в течение 20 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика. Денежные средства возвращаются по реквизитам-, указанным! подрядчиком в письменном требовании».
Данное условие сформулировано на основании части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 15.3. Проекта государственного контракта (раздел IV конкурсной документации) «обеспечение исполнения контракта действует на весь срок выполнения работ по контракту, предусмотренный пунктом 3.1. контракта».
Согласно пункту 3.1. Проекта государственного контракта: «Сроки выполнения работ: начало: с момента заключения контракта, окончание: 25 декабря 2016 г.».
В соответствии с пунктом 12.6. Проекта государственного контракта: «Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств»
Системное прочтение указанных пунктов проекта государственного контракта и положений конкурсной документации позволяет сделать вывод о том, что нет никаких противоречий в вопросах обеспечения исполнения государственного контракта.
Так, если формой обеспечения исполнения государственного контракта является банковская гарантия, срок ее действия должен превышать срок действия государственного контракта не менее чем на один месяц (пункт 6.4.1.2. части II «Общие условия проведения конкурса»), при этом в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по государственному контракту, соответствующий подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту на тех же условиях и в том же размере (пункт 6.4.2.2. части II «Общие условия проведения конкурса»). Таким образом, соблюдается условие, при котором, обеспечение исполнения контракта действует на весь срок выполнения работ по контракту (пункт 15.3 Проекта государственного контракта).
Если способом обеспечения исполнения государственного контракта является внесение, денежных средств на счет указанный заказчиком, срок действия обеспечения действует на весь срок выполнения работ по контракту (пункт 15.3), однако такие денежные средства, возвращаются подрядчику в течение 20 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика, при условии надлежащею исполнения подрядчиком всех своих обязательств по государственному контракту (пункт 12.5). Таким образом, денежные средства в качестве обеспечения контракта возвращаются подрядчику по истечении срока выполнения работ по контракту (пункт 15.3), однако при условии полного исполнения подрядчиком своих обязательств (пункт 12.6.).
Обеспечение исполнения государственного контракта распространяется только на период выполнения работ по контракту, то есть до принятия заказчиком выполненных работ. При этом, обеспечение исполнения контракта не распространяется на гарантийный срок, эксплуатации объекта, указанного в пункте 8.4. Проекта государственного контракта.
Отношения между сторонами контракта в рамках действия гарантийного срока эксплуатации объекта, регламентируются исключительно Гражданским кодексом РФ, но не Законом о контрактной системе. Данные отношения нельзя сравнивать с исполнением обязательств по контракту. Исполнение обязательств по контракту, подлежащее обеспечению, осуществляется в пределах предмета контракта, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом на свой риск, собственными и привлеченными силами и средствами работы на объекте в соответствии с техническим заданием, рабочей проектной документацией и условиями контракта, а заказчик обязуется по предмету контракта принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта (пункты 1.3. и 1.4. Проекта государственного контракта).
Согласно пункту 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство. Следовательно, истец ошибочно считает, что обеспечение исполнения государственного контракта должно распространяться на период действия гарантийного срока.
Следует отметить, что различие по срокам действия между способами обеспечения исполнения контракта - внесением денежных средств и предоставлением банковской гарантии заложено непосредственно в Законе о контрактной системе, который в полной мере исполнен заказчиком при составлении конкурсной документации.
Таким образом, положения конкурсной документации не имеют противоречий относительно сроков обеспечения исполнения государственного контракта. Все положения конкурсной документации взаимно дополняют друг друга, разработаны системно в соответствии с действующим законодательством.
Указанные замечания заявителя не свидетельствуют о наличии препятствий для его участия в конкурсе и не могли привести к невозможности подачи им заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Указанное выше подтверждает законность действий государственного заказчика в лице ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» при проведении открытого конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ на объекте (Лот №1): «Реконструкция Варнавинского водохранилища. Крымский район, Краснодарский край» (извещение №0318100043314000026.
Довод заявителя о ненадлежащем оформлении банковской гарантии победителя конкурса отклоняется в виду следующего.
В качестве обеспечения исполнения государственного контракта победителем конкурса с ограниченным участием ООО «Инсайт» представлена Банковская гарантия №161020 от 23.05.2014 года, выданная ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК».
Банк зарегистрирован в Центральном банке Российской Федерации 21.12.1992 года, действует на основании лицензии №2211 от 06.08.2012 года Банка России на осуществление банковских операций с физическими и юридическими лицами.
Во исполнение части 1 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе указанная Банковская гарантия выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно указанному Перечню ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» (ЗАО КБ «РЭБ» указан в пункте №144. Банк был включен в указанный перечень также на момент заключения государственного контракта.
Указанная Банковская гарантия содержит все необходимые условия, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе.
Банковская гарантия включена в реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе, что подтверждается информацией о выданной банковской гарантии с портала закупок wwvv.zakupki.gov.ru.
Банковская гарантия выдана операционным офисом «Екатеринодарский» Сочинского филиала ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» на основании доверенности от 28.08.2013 года (зарегистрировано в реестре за №1-4007), выданной поверенному ФИО2 от имени ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» в лице Председателя Правления ФИО3, действующей на основании Устава.
Доверенность удостоверена нотариусом города Москвы ФИО4. Правоспособность ЗАО Коммерческого банка «РОСЭНЕРГОБАНК» и полномочия его представителя в лице Председателя Правления проверена нотариусом.
Согласно данной доверенности поверенному предоставляются полномочия совершать действия, направленные на осуществление Операционным офисом «Екатеринодарский» Сочинского филиала ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» операций со средствами в рублях и иностранной валюте; заключать, изменять, расторгать все необходимее договоры, подписывать, связанные с указанными договорами документы, в том числе соглашения о предоставлении банковских гарантий и выдавать банковские гарантии. Для выполнения указанных действий Банк уполномочивает Поверенного совершать от имени Банка любые фактические и юридические действия, направленные или связанные с выполнение поручения по доверенности.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Согласно п.п. 11 пункта 17.5 Устава ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК», утвержденного Общим собранием акционеров (Протокол №1 от 28.06.2002), Председатель Правления Банка без доверенности действует от имени Банка, в том числе выдает доверенности от имени Банка.
Таким образом, Банковская гарантия выдана уполномоченным лицом Операционного офиса «Екатеринодарский» Сочинского филиала ЗАО Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» на основании нотариально удостоверенной доверенности Председателя Правления Банка согласно Уставу Банка. Следовательно, вывод истца о том, что доверенность выдана в нарушение Устава Банка, противоречит действительным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Учитывая, что банковская гарантия включена в реестр банковских гарантий, соответствует частям 2 и 3 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ, а также соответствует требованиям, содержащимся в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, у заказчика ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» отсутствуют основания в соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона №44-ФЗ для отказа в принятии банковской гарантии.
Согласно пункту 15.3. государственного контракта обеспечение исполнения контракта действует на весь срок выполнения работ по контракту, предусмотренный пунктом 3.1. контракта.
Согласно пункту 3.1. государственного контракта: «Сроки выполнения работ: начало: с момента заключения контракта, окончание: 25 декабря 2016 г.».
В соответствии с пунктом 12.6. государственного контракта: «Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств»
Таким образом, банковская гарантия правомерно выдана на срок, установленный Законом №44-ФЗ о контрактной системе и условиями конкурсной документации. Следовательно, доводы истца направлены на переоценку действительных обстоятельств дела.
Заявление ООО «ССМ» подано в Арбитражный суд Краснодарского края по истечении установленного законом трехмесячного срока со дня, когда заявителю стало известно об оспариваемых действиях заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или ином) нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление ООО «ССМ» подано в Арбитражный суд Краснодарского края 16 декабря 2014 года.
Извещение о проведении конкурса №0318100043314000015 было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru04 апреля 2014 года.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015 -1 датируется 25 апреля 2014 года.
Протокол предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015 -2 датируется 08 мая 2014 года.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием №0318100043314000015 -3 датируется 12 мая 2014 года.
Исходя из содержания искового заявления истец ООО «ССМ» был ознакомлен с извещением о проведении конкурса, однако, по изложенным в иске мотивам не принял участия в нем.
Таким образом, с момента опубликования извещения о проведении конкурса, а также с момента опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием прошло более шести месяцев.
Таким образом, истец пропустил срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока в материалах дела отсутствует, заявителем не заявлено.
Пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заказчиком во исполнение требований Закона о контрактной системе заключен государственный контракт от 26.05.2014 года №0318100043314000015/1 с победителем конкурса ООО «Инсайт». Контракт находится в стадии исполнения.
Исковые требования не подлежит удовлетворению, так как имущественные права и интересы истца не затронуты. При указанных обстоятельствах удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению прав истца на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Как разъяснено пунктом №1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При этом при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (п. 1,5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, Определение ВАС РФ от 4 сентября 2009 г. N ВАС-15646/08).
Требуя признать результатов конкурса незаконными, истец должен предоставить суду доказательства нарушения требований закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания результатов конкурса недействительными. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
В соответствии с частью 2 ст. 166 Гражданского кодекса РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
ООО «ССМ» не имеет возможности восстановления нарушенного права общества на участие в конкурсе с ограниченным участием тем способом, который он избрал, поскольку конкурс уже проведен, контракт заключен и частично исполнен.
Для того чтобы признать торги недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Истец фактически оспаривает результаты проведенного конкурса, в котором он не участвовал. Результаты конкурса не затрагивают права и законные интересы истца, поскольку в самом конкурсе истец не участвовал, заявку на участие в конкурсе не оформлял, следовательно, истец не может являться заинтересованным лицом при оспаривании результатов проведенного конкурса, в связи с чем, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права. Способ защиты права может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты не может привести к восстановлению субъективных прав и интересов истца, не делает истца победителем конкурса и не обеспечивает заключения с ним заказчиком соответствующего контракта.
Таким образом, ООО «ССМ» не имеет возможности восстановления нарушенного права общества на участие в конкурсе с ограниченным участием тем способом, который он избрал, поскольку конкурс уже проведен, контракт заключен и частично исполнен. Истец не обосновал, каким образом признание незаконным результата конкурса и его отмена, может восстановить права истца, который не участвовал в конкурсе.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истцом не представлено доказательств как удовлетворение данных заявленных требований восстановит его имущественные права.
Принимая во внимание обязанность истца надлежащим образом обосновать доводы искового заявления, а также учитывая то обстоятельство, что истцом не доказан факт ограничения его возможности принять участие в закупке путем избрания способа закупки -конкурса с ограниченным участием, ответчик считает заявленные требования истца необоснованными, направленными на переоценку действительных обстоятельств дела, и противоречат нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности совокупности предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины, суд, в соответствии с правилами ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 27, 28, 41, 49, 64, 65, 69, 70, 71, 106, 110 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья С. Н. Дуб