ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-47547/15 от 28.01.2016 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@ krasnodar.arbitr.ru

тел. (861) 268-46-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-47547/2015

28 января 2016 года г. Краснодар

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Любченко Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишницкой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

УМВД России по г. Краснодару, г. Краснодар (наименование заявителя)

к Частному Учреждению дополнительного образования «Лингвистическая школа

«Лондон Экспресс РМЗ», г. Краснодар (наименование заинтересованного лица)

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явился, уведомлен до перерыва, после перерыва ФИО1, доверенность от 20.01.2016

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 11.01.2016, Гиря Е.Н., доверенность от 10.12.2015

УСТАНОВИЛ:

УМВД России по г. Краснодару (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, заинтересованное лицо, учреждение) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 27.11.2015 года № 494556/6368.

Представитель заявителя надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания не явился. Основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании вину признал, пояснил, что раннее к административной ответственности не привлекался, подано заявление о внесении изменений в адрес.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 21.01.2016г. объявлялся перерыв до 14.30 час. 28.01.2016г. (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

В связи с чем, неявка в судебное заседание после окончания перерыва и не извещение судом не присутствовавших в судебном заседании надлежащим образом извещенных сторон, о времени и месте продолжения судебного заседания не является препятствием для его продолжения.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

Частное Учреждение дополнительного образования «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ», г. Краснодар, ОГРН/ИНН <***>/2314040831 состоит на налоговом учете в инспекции ФНС №5 по Краснодару.

Как следует из материалов дела, 27.11.2015 г. в дежурную часть Управление МВД России по городу Краснодару поступило заявление директора ООО «Волд Экспресс» ФИО3, в котором указано что в <...> ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» осуществляет деятельность без лицензии. Данное заявление было зарегистрировано в КУСП №163057 от 27.11.2015 года.

В ходе проведения проверки установлено, что ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» осуществляет предпринимательскую деятельность – оказывает платные услуги населению в сфере образования без специального разрешения, так как лицензия 23П01№0007284 от 10.11.2014 выдана ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» на адрес <...>, что является нарушением постановления Правительства РФ №996 и ФЗ-273 «Об образовании».

При осмотре помещения обнаружены системные блоки ПК, учебно-методические комплексы и СД диски с программами по обучению английского языка, которые в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ изъяты.

27.11.2015 года должностным лицом ОИАЗ Управления МВД России по городу Краснодару майором полиции ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, в отношении ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ по факту осуществления ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» деятельности без лицензии.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) основными направлениями деятельности полиции являются, в частности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

На основании статьи 13 данного Закона полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, приказа МВД РФ от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" сотрудники органов внутренних дел праве составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ; применять меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ, в том числе производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Из статьи 28.1 КоАП РФ следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При анализе наличия в действиях общества состава административного правонарушения, суд установил следующее.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществиться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии со ст. 91 Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с пп. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Порядок лицензирования образовательной деятельности осуществляется в соответствии с "Положением о лицензировании образовательной деятельности", утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).

Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности данное положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности.

Следовательно, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по каждому месту осуществления такой деятельности с внесением соответствующих сведений в лицензию.

Для осуществления деятельности по новому адресу, лицензиат должен предоставить в лицензирующий орган, соответствующий пакет документов, характеризующих место осуществления лицензируемого вида деятельности по данному адресу. Указанный новый адрес вносится в лицензию.

Согласно материалам дела следует, что ЧУ ДО «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ» оказывает платные услуги населению в сфере образования на основании имеющейся лицензии 23П01№0007284 от 10.11.2014, которая выдана на осуществление деятельности по адресу <...>.

Вместе с тем, как установлено административным органом и не оспаривается учреждением организация оказывала услуги по адресу <...>. Данный адрес в лицензии не значится, т.е. не по месту, указанному в лицензии на соответствующий вид деятельности, а, следовательно, с нарушением лицензионных требований.

Учитывая, что у общества имелась лицензия на осуществление образовательной деятельности, то квалификация рассматриваемых действий по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправомерной.

Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления деятельности, является нарушением лицензионных требований и условий, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.1 Кодекса.

Пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для иной квалификации противоправного деяния.

Поскольку заявление административного органа, содержащее данные, указывающие на событие административного правонарушения, и представленные доказательства являются достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд полагает возможным переквалифицировать действия общества с части 2 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

Суд при рассмотрении дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд при назначении ответчику административного наказания в пределах санкции, предусмотренной, частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ исходит из отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, и наличия смягчающего ответственность ответчика обстоятельства, в частности совершения административного правонарушения, впервые, заинтересованное лицо ранее к аналогичной ответственности не привлекалось (в материалах дела отсутствуют указанные доказательства), согласие с выявленным правонарушением, принятие мер к его устранению (учреждением представлены заявления о внесении изменений) и считает возможным назначить административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах, и вещах, на которые наложен арест. Данное правило должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности. В материалах дела имеется протокол изъятия от 27.11.2015, согласно которому у учреждения были изъяты предметы административного правонарушения.

Вместе с тем, санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает конфискацию, в связи с чем, изъятая у заинтересованного лица продукция согласно протоколу изъятия от 27.11.2015, подлежат возврату законному владельцу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Частное Учреждение дополнительного образования «Лингвистическая школа «Лондон Экспресс РМЗ», г. Краснодар, ОГРН/ИНН <***>/2314040831 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного предупреждения.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Краснодарского края в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней, с даты принятия решения.

Судья Ю.В. Любченко