Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-47677/2018
«23» декабря 2019 г. г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2019 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки Алины Александровны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Отрадненская», Краснодарский край, ст. Попутная
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар
при участии третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора
общества с ограниченной ответственностью «Марьинское», Успенский район, с. Марьино
1. ФИО1 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кооперативная, дом №14;
2. ФИО2 (Краснодарский край, г. Армавир, ул. Маркова, дом №351, кв. 44);
3. ФИО3 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кооперативная, дом №19);
4. ФИО4 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Советская, дом №16);
5. ФИО5 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Фролова, дом №11, кв. 1);
6. ФИО6 (<...>);
7. ФИО7(Краснодарский край, Успенский район, х. Западный, ул. Верхняя, дом №15);
8. ФИО8 (<...> д .48, кв. 36);
9. ФИО9 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, д. 45, кв.1);
10. ФИО10 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Воровского, дом №4а, кв. 1);
11. ФИО11 (<...>);
12 ФИО12 (Краснодарский край, Успенский р-н, х Западный, ул Центральная, д 16)
13. ФИО13 а Александра Юрьевича (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кубанская, дом №2а)
14. ФИО14 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом 20;
15. ФИО15 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Фролова, дом №7);
16. ФИО16 (Краснодарский край, Успенский р-н, ст-ца Убеженская, ул Молодежная, д 10, кв 1);
17. ФИО17 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Ленина, дом №29);
18. ФИО18 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Ворошилова, дом №53);
19. ФИО19 (Краснодарский кр., г. Новокубанск, ул. Ст. Разина, дом №134);
20. ФИО20 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Прикубанский, дом №5);
21. ФИО21 (Краснодарский кр., Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Полетаева, дом №32, кв. 9);
22. ФИО22 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Зеленый, дом№1)
23. ФИО23 (<...>);
24. ФИО24 (Краснодарский край, Новокубанский район, п. Прикубанский, ул. Ленина, дом №4);
25. ФИО25 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Прикубанский, дом №7);
26. ФИО26 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Прикубанский, дом №9);
27. ФИО27 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Коноково, ул. Батайская, дом №21);
28. ФИО28 (Краснодарский край, Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №78);
29. ФИО29 ( Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №23);
30. ФИО30 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом 78);
31. ФИО31 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №36);
32. ФИО32 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №36);
33. ФИО33 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Крупской, дом № 19);
34. ФИО34 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №53, кв. 2);
35. ФИО35 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Ленина, дом №107);
36. ФИО36 (Краснодарский край, Успенский район, х. Новенький, ул. Северная, дом №3);
37. ФИО37 Беюк-Кишиевну (Краснодарский кр., Гулькевичский район, п. Гирей, ул. Новоселов, дом №78);
38. ФИО38 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Прикубанская, дом № 17);
39. ФИО39 (Краснодарский край, Успенский р-н, ст-ца Убеженская, ул Калинина, д 2);
40. ФИО40 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Кирова, дом №6);
41. ФИО41 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Красноармейская, дом №25-а);
42. ФИО42 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Молодежная, дом №22, кв. 1);
43. ФИО43 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Кубанская, дом №29, корпус №1)
44. ФИО44 (Краснодарский кр., Успенский район, ст. бежеиская, ул. Комсомольская, 8);
45. ФИО45 (<...>);
46. ФИО46 (Краснодарский край, Успенский р-н, ст. Убеженская, ул. Кооперативная, д. 2а, кв. 1)
47. ФИО47 (Краснодарский кр., Успенский район, ст. Убженская, ул. Зеленая, д. 4)
50.Иванилову Валентину Ивановну (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Крупской,д. 13);
51. ФИО48 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Центральная, д. 22);
52. ФИО49 (Краснодарский кр., Успенский район, ст.Убеженская, ул. Ленина, д. 72)
53. ФИО50 (Краснодарский кр., Успенский район, ст. Убеженская, ул. Октябрьская, д. 3, кВ. 2)
54. ФИО51 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Зеленая, дом №4)
55. ФИО52 (Краснодарский кр., <...>);
56. ФИО53 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Энгельса дом №21)
57. ФИО54 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Воровского, дом №5)
58. ФИО55 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Зеленая, дом №6)
59. ФИО56 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Зеленая, дом №6)
60. ФИО57 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Маркова, дом №343, кв. 44)
61. ФИО58 (<...>)
62. ФИО59 (Краснодарский край, Успенский район, х. Державный, ул. Ленина, дом №11 А)
63. ФИО60 (Краснодарский край, Успенский район, х. Державный, ул. Ленина, дом №11 А)
64. ФИО61 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Октябрьская, д. 13)
65. ФИО62 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убежеиская, ул. Энгельса, д. 55, кв. 2)
66. ФИО63 (<...>)
67. ФИО64 (Краснодарский кр., <...>)
68. ФИО65 (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, д. 25, кв. 73)
69. ФИО66 (Краснодарский кр., г. Армавир, с-з Восток, ул. Ленина, дом №48, кв. 46)
70. ФИО67 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Почтовый, дом №3)
71. ФИО68 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Воровского, дом №3)
72. ФИО69 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, пер. Почтовый, дом №4)
73. ФИО70(Краснодарский кр., Успенский район, ст. Убеженская, ул. Ленина, дом №87)
74. ФИО71 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №18)
75. ФИО72 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Низовая, дом №5)
76. ФИО73 (Краснодарский край, Успенский р-н, с Успенское, ул Калинина, д 78, кв 26)
77. ФИО74 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Красноармейская, дом №80)
78. ФИО75 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Крупской, дом №15-а)
79. ФИО76 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Крупской, дом № 16)
80. ФИО77 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Крупской, дом №16)
81. ФИО78 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кубанская, дом №13)
82. ФИО79 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кубанская, дом №2)
83. ФИО80 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Ворошилова, дом №12)
84. ФИО81 (Краснодарский край, Красноармейский р-н, ул. Пушкина, 156)
85. ФИО82 (Ставропольский кр., Минераловодского район, с. Нагутское, ул. Родниковая, дом №38)
86. ФИО83 (Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, дом №117, кв. 62)
87. ФИО84 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Молодежная, дом №20, кв. 1)
88. ФИО85 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Марьино, ул. Объездная, дом №46)
89. ФИО86 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом 67)
90. ФИО87 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Красная, дом №37)
91. ФИО88 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Ленина, дом №2)
92. ФИО89 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Пушкина, дом №57, кв. 7)
93. ФИО90 (Краснодарский край, Новокубанский район, п. Прикубанский, ул. Молодежная, дом №21)
94. ФИО91 (Краснодарский край, Успенский район, х. Державный, ул. Красноармейская, дом №17)
95. ФИО92 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Коноково, ул. Батайская, дом №4)
96. ФИО93 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Октябрьская, дом №12, кв. 2)
97. ФИО94 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Краснодарская, дом №8)
98. ФИО95 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Молодежная, дом №16, кв. 1)
99. ФИО96 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Ворошилова, 4)
100. ФИО97 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №4)
101. ФИО98 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №9)
102. ФИО99 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №4)
103. ФИО100 (<...>)
104. ФИО101 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Каспарова, дом №7, кв. 16)
105. ФИО102 (Краснодарский кр., <...>)
106. ФИО103 (Краснодарский кр., Успенского район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №20)
107. ФИО104 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Верхняя, дом №8)
108. ФИО105 ФИО106 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Ноздрачева, дом №54)
109. ФИО107 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Ноздрачева, дом №54)
110. ФИО108 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №49, кв. 2)
111. ФИО109 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Мира, дом №13)
112. ФИО110 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Мира, дом №2)
113. ФИО111 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Калинина, дом №50)
114. ФИО112 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Суворова, дом №8)
115. ФИО113 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №62)
116. ФИО114 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №74)
117. ФИО115 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Советская, дом №32)
118. ФИО116 (Краснодарский кр., <...>)
119. ФИО117 (Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Чечелева, дом №60-а, кв. 3)
120. ФИО118 (Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Широкая, дом №12)
121. ФИО119 (Краснодарский край, Успенчкий район, х. Державный, ул. Ленина, д. 44)
122. ФИО120 (Российская Федерация, Адыгея респ., Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Пушкина, дом №17, кв. 11)
123. ФИО121 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Центральная, дом №24-а)
124. ФИО122 (Краснодарский край, г. Армавир, ул. ФИО123, д. 94, кв. 3))
125. ФИО124 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Октябрьская, дом №1)
126. ФИО125 (Краснодарский кр., Новокубанский район, п. Прикубанский, ул. Проточная, дом №10)
127. ФИО126 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Ушанева, дом №10)
128. ФИО127 (Красноярский кр., г. Талнах, ул. Енисейская, дом №3, кв. 27)
129. ФИО128 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Красная, дом №8)
130. ФИО129 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Фрунзе, дом №5)
131 ФИО130 (<...> д 123)
132. ФИО131 (Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Кирова, дом №30)
133. ФИО132 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Коноково, ул. Шапошникова, дом №26)
134. ФИО133 (Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, дом №133, кв. 12)
135. ФИО134 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Суворова, дом №4)
136. ФИО135 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Суворова, дом №4)
137. ФИО136 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Крупской, дом №5-а)
138. ФИО137 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Крупской, дом №5-а)
139. ФИО138 (Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Яна Фабрициуса, дом №2/8, кв. 94)
140. ФИО139 (Россия, Тульская обл., Киреевский район, г. Болохово, ул. Советская, дом №28, кв. 31)
141. ФИО140 (Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Ленина, дом №137, кв. 1)
142. ФИО141 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Кубанская, дом №19)
143. ФИО142 (<...>)
144. ФИО143 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Суворова, дом №9)
145. ФИО144 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Ноздрачева, дом №70)
146. ФИО145 (Краснодарский кр., Успенский район, ст. Убеженская, ул. Пионерская, дом №32, кв. 7)
147. ФИО146 (Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Макаренко, дом №3)
148. ФИО147 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Чкалова, дом №19-а)
149. ФИО148 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Чкалова, дом№19-а)
150. ФИО149 (Краснодарский край, Отрадненский район, ст-ца Отрадная, ул. Курортная, дом №8, кв. 2)
151. ФИО150 (Краснодарский край, Успенский район, х. Западный, ул. Советская, дом №4)
152. ФИО150 Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Центральная, дом №32)
153. ФИО151 (Краснодарский край, Успенский район, х. Западный, ул. Центральная, дом №34)
154. ФИО152 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Советская, дом №4)
155. ФИО153 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Октябрьская, дом №46)
156. ФИО154 (Краснодарский кр., <...>)
157. ФИО155 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Октябрьская, дом №3а, кв. 2)
158. ФИО156 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Мира, дом№1)
159. ФИО157 (Краснодарский край, Успенский р-н, ст. Убеженская Энгельса, 39)
160. ФИО158 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Дугинец, дом №78)
161. ФИО159 (Краснодарский край, Успенский р-н, ст-ца Убеженская, ул Мира, д 9)
162. ФИО160 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №49, кв. 1)
163. ФИО161 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Энгельса, дом №49, кв. 1)
164. ФИО162 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Мира, дом №9)
165. ФИО163 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Пожарского, дом №58)
166. ФИО164 (<...>)
167. ФИО165 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Державный, ул. Кирова, дом №5)
168. ФИО166 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Верхняя, дом №9)
169. ФИО167 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Марьино, ул. Солнечная, дом №10)
170. ФИО168 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Фрунзе, дом №7)
171. ФИО169 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Молодежная, дом №14)
172. ФИО170 (Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Весенняя, дом №25)
173. ФИО171 (Краснодарский край, Курганинский район, ст-ца ФИО172, ул. Октябрьская, дом №110)
174. ФИО173 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Октябрьская, дом №2)
175. ФИО174 (Краснодарский край, Успенский район, х. Западный, ул. Октябрьская, дом №2)
176. ФИО175 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Маяковского, дом №68)
177. ФИО176 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Успенское, ул. Поповского, дом №57А)
178. ФИО177 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №17)
179. ФИО178 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №17)
180. ФИО179 (Краснодарский кр., <...>)
181. ФИО180 ,(Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Фролова, дом №7, кв. 1)
183. ФИО181 (Краснодарский край, Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Крупской, дом № 17)
184. ФИО182 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Школьная, дом №11)
185. ФИО183 (Краснодарский кр., Успенский район, с. Коноково, ул. Российская, дом №13)
186. ФИО184 (Краснодарский кр., Успенский район, ст-ца Убеженская, ул. Зеленая, дом №12)
187. ФИО185 (Краснодарский край, г. Армавир, пос.ТЭЦ, дом "В", кв.6)
188. ФИО186 (Краснодарский кр., г. Армавир, ул. Советской Армии, дом №212/1, кв. 3)
189. ФИО187 (<...>)
190. ФИО188 (Краснодарский край, г. Армавир, ст-ца Старая Станица, ул. Заводская, д. 53, кв. 2)
191. ФИО189 (Краснодарский край, Успенский район, х. Новенький, ул. Ленина, дом №75)
192. ФИО190 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Верхняя, дом
№1)
193. ФИО191 (Краснодарский кр., Успенский район, х. Западный, ул. Верхняя, дом №1)
194. ФИО192 (<...>)
195. ФИО193 (<...>)
196. ФИО194 (<...>)
197. ФИО195 (<...>)
198. ФИО196 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Фролова, д. 5, кв. 1)
199. ФИО197 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Ленина, д. 41)
200. ФИО198 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Молодежная, д. 2)
201. ФИО199 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Ленина, д. 12)
202. ФИО200 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Краснодарская, д. 13)
203. ФИО201 (Краснодарский край, Успенский район, ст. Убеженская, ул. Октябрьская, д. 12, кв. 1)
204. ФИО202 (Краснодарский край, Успенский район, х. Державный, ул. Октябрьская, д. 44)
о признании недействительным действие Управления Федеральной службы
государственной регистрации кадастра и картографии, выразившееся в постановке на
кадастровый учет и регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым
номером 23:34:0000000:482, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н
Успенский, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО "Марьинское", район ст-цы Убеженской и х. Западный;
обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения, путем снятия земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482 с кадастрового учета и восстановления его в границах земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, расположенный в Краснодарском крае, Успенский район, в границах земель ЗАО «Колос».
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО203 - представитель по доверенности;
от заинтересованного лица: ФИО204 – представитель по доверенности;
от ОАО «Марьинское»: ФИО205 - представитель по доверенности;
от третьих лиц: не явились, извещены в порядке ст. 121-123 АПК РФ;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Отрадненская» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившееся в постановке на кадастровый учет и регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Успенский, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО "Марьинское", район ст-цы Убеженской и х. Западный; обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения, путем снятия земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482 с кадастрового учета и восстановления его в границах земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, расположенный в Краснодарском крае, Успенский район, в границах земель ЗАО «Колос».
Третьи лица, извещенные в порядке ст. 121-123 АПК РФ, явку своих представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.
Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представитель третьего лица в удовлетворении заявленных требований просит отказать, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения Успенского районного суда по делу №2-328/2019.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 21.11.2019 объявлялся перерыв до 17.00 час. 25.11.2019 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).
После перерыва заседание продолжено.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 25.11.2019 объявлялся перерыв до 16.00 час. 28.11.2019 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).
После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил следующее.
10 июля 2018 года состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, расположенный в Краснодарском крае, Успенский район, в границах земель ЗАО «Колос» со следующей повесткой собрания:
1. Избрание председателя общего собрания участников общей долевой собственности.
2. Избрание секретаря общего собрания участников общей долевой собственности
3. Избрание счетной комиссии общего собрания участников общей долевой собственности.
4. Об утверждении проекта межевания земельных участков.
5. Об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
6. Об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
7. О лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
8. Об условиях договора аренды земельного участка.
На общем собрании от 10.07.2018 года были приняты следующие решения:
1. Избрать председателем общего собрания ФИО206.
2. Избрать секретарем общего собрания ФИО207.
3. Избрать счетную комиссию в составе: ФИО208, ФИО209, ФИО93
4. Об утверждении проекта межевания земельных участков.
5. Об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.
6. Об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков.
7. О лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.
8. Об условиях договора аренды земельного участка.
02.08.2018 в Управление Росреестра обратились граждане Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности и постановке на государственный кадастровый учет недвижимости имущества.
На основании протокола, составленного по результатам общего собрания на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:482.
Полагая, что действия Управления по постановке земельного участка с кадастровый учет неправомерными, нарушающим права и законные интересы заявителя, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Дело рассматривается по правилам ст.ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Закон № 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция РФ, Гражданский кодекса Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель),
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав,
3) иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представленные для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регулируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включат в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, на основании протокола составленного по результатам общего собрания на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:482.
В соответствии со ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
В силу положений п. 1 ст. 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также ст. 13 и 14 данного федерального закона.
Пунктом 1 ст. 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пп. 4-6 ст, 13 (п. 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п. 3).
Вместе с тем, необходимо отметить, что проект межевания, утверждаемый на общем собрании, должен быть утвержден в установленной законом форме.
На обсуждение общего собрания ФИО205, юрист ОАО «Марьинское», представил три проекта межевания:
- проект межевания земельного участка Местоположение земельного участка: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское». Площадь выделяемого в счет земельных долей земельного участка составляет 15320805 кв.м.
- проект межевания земельного участка Местоположение земельного участка: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", примерно 1200 метров на юго-запад от зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское». Площадь выделяемого в счет земельных долей земельного участка составляет 1338900 кв.м.
- проект межевания земельного участка Местоположение земельного участка: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское», район ст-цы Убеженской и х. Западный. Площадь выделяемого в счет земельных долей земельного участка составляет 25272168 кв.м.
В адрес кадастрового инженера поступили предложения по доработке проекта межевания относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка в установленный законом срок, а именно:
21.06.2018 года, от участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171- ООО «Агрофирма «Отрадненская» (ИНН <***>, ОГРН <***>, ФИО210, ФИО211, в отношении проекта межевания земельного участка: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское», площадь выделяемого в счет земельной доли земельного участка составляет 25250048 кв.м. поступили предложения о доработке. В связи с тем, что указанный проект не соответствует требованиям к оформлению и содержанию закрепленных в Приказе Министерства экономического развития РФ от 3 августа 2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», а также Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
C целью проверки соответствия требованиям закона проекта межевания, на основании которого был образован земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:482 заявитель обратился к кадастровому инженеру ФИО212
Из представленного заключения, следует, что кадастровым инженером ФИО212 был проведен анализ выше указанного проекта межевания на образуемый земельный участок площадью 25272168 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482, площадью 25271931 кв.м., на предмет соответствия постановлению главы администрации Успенского района №526 от 26.09.1994 года.
В соответствии с постановлением главы администрации Успенского района №526 от 26.09.1994 года в АО «Колос» одна земельная доля составляет 110600 кв.м. из них:
-пашня- 51000 кв.м- 46,11 %
- многолетних насаждений - 100 кв.м -0,09 %,
- сенокосов-13700 кв.м.-12,39%,
-залежи -2900 кв.м.-2,62%,
- пастбищ -42900кв.м. -38.79%
Площадь выделяемого земельного участка составляет 25272168 кв.м.
Соответственно запроектированной к выделу пашни должно быть - 25272168 /100*46,11=11 652 997 кв.м.
Залеж-25272168 /100*2,62=662131 кв.м.
Сенокосов 25272168 /100*12,39=3131221 кв.м.
Пастбищ 25272168 /100*38.79=9803074 кв.м.
Многолетние насаждения 25272168 /100*0,09=22745 кв.м.
Так как в счет залеж возможно выделять пашню, то общее количество пашни, которая может быть запроектирована к выделу в данном случае составляет 12 315 128 кв.м. (пашня+залеж=11652997+662131=12315128 кв.м.). Однако, согласно представленного проекта межевания, к выделу в пашне запроектировано 12 717 725 кв.м., т.е. на 402 597 (12 717 725 кв.м. - 12 315 128 кв.м.) больше, чем предусмотрено постановлением главы администрации Успенского района №526 от 26.09.1994 года в АО «Колос», при этом сведения о пересчете одной категории угодий в другую, в рассматриваемом проекте межевания, согласно Закона Краснодарского края от 12 июля 2011 г. N 2277-КЗ в рассматриваемом проекте межевания отсутствуют.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:482, площадью 25271931 кв.м., согласно материалов ГФД, так же, необоснованно включает в себя пашню, в количестве: 12316587_кв.м., т.е. на 1459 кв.м. (12315128 кв.м. – 12316587 кв.м.) больше, чем предусмотрено постановлением главы администрации Успенского района №526 от 26.09.1994 года в АО «Колос».
Кроме того, при выезде на указанный земельный участок, было выявлено, что фактически площадь пашни, с учетом распаханных пастбищ и сенокосов, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482, площадью 25271931 кв.м., составляет ориентировочно 15576000_кв.м., т.е. на -326,0872 га. больше, что так же не соответствует постановлению главы администрации Успенского района №526 от 26.09.1994 года.
Учитывая все поступившие предложения о доработке проекта межевания, кадастровым инженером был фактически изготовлен новый проект межевания, содержащий абсолютно иные сведения о конфигурации земельного участка.
Требования к проекту межевания определены Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 года № 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков". Доработка проекта межевания означает приведение проекта межевания в соответствии с требованиями приказа. В приказе ничего не говорится о возможности заявлять кадастровому инженеру и вообще включать в проект межевания подлежащего утверждению общим собранием возражения относительно размера и местоположения образуемых земельных участков, однако это не дает право на утверждение проекта межевания, без предоставления собственникам земельных долей ознакомиться с проектом межевания.
В ходе голосования по 4 вопросу повестки дня, согласно Протокола № 1 от 10.07.2018г, до сведения пайщиков была доведена недостоверная информация, фактически, повлиявшая на итоги голосования.
В соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания земельных участков, утвержденного решением общего собрания собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, либо утвержденного собственником земельной доли или земельных долей.
Согласно части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (далее - Закон об обороте) Проектом межевания земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных доле земельные участки).
При этом в соответствии с частью 5 статьи 13.1 Закона об обороте Проект межевания земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо решением собственника земельной доли или земельных долей.
Частью 6 статьи 13.1 Закона об обороте предусмотрено, что при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.
Согласно сведениям, содержащимся в Протоколе №1 от 10.07.2018г., в тридцатидневный срок от участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:1171 поступило письмо с предложением о доработке проектов межевания, содержащее сведения о том, что в представленные на ознакомление проекты межевания включена излишняя площадь сельскохозяйственных угодий, а также представленные проекты межевания затрагивают интересы остальных участников долевой собственности, ранее изъявивших желание в тех же границах осуществить выдел из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171.
Согласно сведениям Протокола № 1 от 10.07.2018г. «в целях проверки приведенных доводов по проекту межевания, в отношении которого поступили предложения о доработке, филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, в рамках оказания консультационных услуг, связанных с оборотом объекта недвижимости, требующей предварительной проработки, по проекту межевания земельного участка, местоположение: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО "Колос", район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское», площадь выделяемого в счет земельной доли земельного участка составляет 25272168 кв.м. получены рекомендации по исправлению некритических замечаний, которые были устранены, а именно: замечания и предложения по их устранению приложены сопроводительным письмом от 26.06.2018г.».
Вместе с тем ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии» по Краснодарскому краю была осуществлена проверка только межевого плана. При этом проект межевания земельного участка не является составной частью межевого плана, и не был рассмотрен.
Таким образом, в ходе голосования по 4 вопросу повестки дня, согласно Протокола № 1 от 10.07.2018г, до сведения пайщиков была доведена недостоверная информация, о том, что проект межевания был проверен ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии» по Краснодарскому краю и не содержал существенных нарушений, а незначительные замечания были устранены кадастровым инженерном. В действительности, проект межевания на проверку не сдавался, а какие именно изменения в него вносились неизвестно, так как измененный проект межевания на ознакомление, в нарушении действующего законодательства, не предоставлялся. Считаем, что указанная информация ввела в заблуждение участников долевой собственности единого землепользования с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Успенский, в границах земель ЗАО «Колос» и, фактически, повлиявшая на итоги голосования, так как при голосовании пайщики исходили из факта наличия проверки проектов межевания ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.
Кроме того, проект межевания подготавливается в соответствии с решениями принятыми общим собранием по предложениям относительно проекта межевания земельного участка. Расхождение данных проекта межевания с решениями, принятыми общим собранием также будут предметом предложений по доработке проекта межевания.
Таким образом, в случае, если в проект межевания вносится изменение относительно площади, размеров или местоположения, то это является новым проектом межевания и его утверждение должно производиться в соответствии с требованиями закона.
В нарушение прав участников общей долевой собственности ранее не был представлен для ознакомления проект межевания с доработками.
В повестку дня собрания не был внесен вопрос об утверждении проекта межевания с доработками. Кроме того, в соответствии с п.4.1 ст. 14.1 ФЗ-101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.
Так согласно п. 6 ст. 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.
При наличии осуществленных доработок, на голосование должен был ставиться вопрос об утверждении проекта межевания в первоначальной редакции и вопрос об утверждении проекта межевания с учетом предложений о доработке.
Более того, при наличии нескольких предложений о доработке, заказчик проекта межевания должен был инициировать собрание с вопросом относительно предложений о доработке проекта межевания.
Дополнительно необходимо отметить, что, исходя из протокола непонятно, за что проголосовали собственники земельных долей и за какой проект межевания.
Так, согласно протокола, председатель предложил перейти к голосованию по четвертому вопросу «Об утверждении проекта межевания земельных участков», но сам вопрос на голосование поставлен не был, т.е. не ясно за что голосовали собственники земельных долей. Данные обстоятельства подтверждают фактическое отсутствие принятия решения по четвертому вопросу.
Данные обстоятельства свидетельствуют, что проект межевания, на основании которого был осуществлен кадастровый учет, не соответствует требованиям закона, а следовательно, участок на кадастровый учет поставлен с нарушениями требований закона.
Таким образом, государственным регистратором не проведена надлежащая экспертиза документов.
Приказ Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789 (ред. от 30.08.2016) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает алгоритм действий государственного регистратора при работе с поступившими на регистрацию документов.
Основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав
Основанием для начала правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, если заявление о предоставлении государственной услуги было представлено одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка объекта недвижимости, является поступление к государственному регистратору дополнительно к документам, представленным на государственную регистрацию прав, сведений о соответствующем объекте недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости в результате кадастрового учета.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в государственном кадастре недвижимости;
4) наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Законность сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) проверяется как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:
1) право- и дееспособность сторон;
2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;
3) наличие существенных условий сделки;
4) указание в ней на наличие ограничения (обременения) права (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений (обременений) права);
5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;
6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;
7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.
Государственный регистратор проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе проверяет их надлежащее оформление.
Результатом административной процедуры является принятие государственным регистратором соответствующего решения.
По результатам представленных документов государственный регистратор обязан был либо приостановить, либо отказать в кадастровом учете, чего сделано не было.
Более того, необходимо отметить, что на государственную регистрацию незаконный проект межевания подавался дважды.
ОАО «Марьинское», дважды обращалось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о проведении государственного учета и регистрации права, но первоначально государственным регистратором было принято решение о приостановке государственной регистрации (от 26.07.2018 года № 23/003/002/801/2018-286). Вместе с тем, основанием для приостановки послужили неустранимые нарушения, исправление которых требовало проведение нового общего собрания с принятием решения об утверждении проекта межевания, чего сделано не было.
Так в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, в качестве основания для приостановления указаны все доводы, указывающие на нарушения при утверждении проекта межевания и изложенные в настоящем заявлении, которые устранены не были.
Документы на постановку участка и регистрацию прав поданы неуполномоченным лицом.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника земельного участка или иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 право на земельную долю может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого имеется данная земельная доля, и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 47 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), могут быть осуществлены на основании:
1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления;
2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на общем собрании собственники земельных долей вправе принять решение о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.
Исходя из данной нормы следует, что объем полномочий, а также срок действия полномочий определяются на общем собрании.
ФИО205, юрист ОАО«Марьинское»предложил на общем собрании следующую формулировку:
Предлагаем ФИО15 избрать лицом, уполномоченным от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.
На голосование был поставлен вопрос в формулировке, предложенной ФИО205, а именно, собственники земельных долей не определили объем полномочий, а самое главное срок действия полномочий.
Так, в соответствии с протоколом общего собрания принято следующее решение:
Председатель общего собрания ФИО206 объявил, что Решение принято большинством голосов.
ФИО15 /ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. ст. Убеженская Успенского района Краснодарского края, паспорт <...>, выдан ОВД Успенского района Краснодарского карая дата выдачи 17.02.2003 г. код подразделения 232-054) избрана лицом, уполномоченным от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.
Однако, протокол не содержит информации о сроке действия полномочий, более того, на собрании данный вопрос не обсуждался и на голосование не ставился. Таким образом, у избранного уполномоченного лица отсутствует необходимые для осуществления полномочий срок.
Следовательно, государственный кадастровый учет и регистрация прав осуществлена на основании заявления поданного неуполномоченным лицом.
На кадастровый учет был поставлен участок, в который включена доля лица, не дававшего согласия на выдел своей земельной доли.
Согласно пункта 1 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставляет участникам общей долевой собственности право на выдел земельных участков только в счет своих земельных долей. В положениях Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствует указание на возможность участников долевой собственности либо иных лиц осуществлять действия, направленные на выдел земельных участков в счет земельных долей иных участников общей долевой собственности.
Положения п.1 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» взаимосвязаны с положениями пункта 4 ст. 13 указанного Федерального закона, в соответствии с которым, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей, то есть право на заключение договоров с кадастровым инженером для проведения работ по выделу земельной доли или земельных долей предоставлено только собственнику указанной земельной доли (земельных долей).
Указанные положения согласуются с положениями ст.ст. 35, 36 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которыми право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику этого имущества.
На общем собрании представитель по доверенности от ФИО213 возражала о включении в перечень ФИО213 и заявила, что он был включен в проект межевания без его согласия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом злоупотреблении правом, поскольку, заказчик проекта межевания, обладая значительным количеством голосов, распорядился земельной долей ему не принадлежащей.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Закон об обороте) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
Состав участников общей долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном п.3 ст. 13 Закона об обороте, на основании решения общего собрания участников долевой собственности, которым утверждены проект межевания земельного участка, перечень собственников данного образованного участка и размер их долей, может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок, принятого в соответствии со ст. 14.1 Закона об обороте.
Для государственной регистрации права общей долевой собственности на образуемый земельный участок, в состав участников которого внесены изменения, в орган регистрации прав необходимо представить, в том числе, заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, копию протокола, которым оформлен перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей.
Согласно Протокола №1 от 10.07.2018г. общим собранием был утвержден перечень собственников земельного участка , образуемого в соответствии с проектом межевания Местоположение земельного участка: РФ, Краснодарский край, Успенский район, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО «Колос», район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское», район ст-цы Убеженской и х.Западный, площадь выделяемого в счет земельных долей земельного участка составляет 25272168 кв.м., в состав которого вошел собственник ФИО213 (представитель которого на собрании голосовал против по указанному вопросу повестки дня). 12.07.2018г. ФИО213 продал принадлежащую ему земельную долю в земельном участке с кадастровым номером 23:23:0101000:1171 размером 11,06 га. ФИО214, в связи с чем перестал являться участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0101000:1171, в связи с чем, на основании выше изложенного необходимо было внести изменения в перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей.
Данный вывод так же подтверждается Письмом Росреестра от 29.03.2018 N 14-03214-ГЕ/18 «О рассмотрении обращения по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае изменения состава участников общей долевой собственности» (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 22.02.2018 N ОГ-Д23-1640 "О рассмотрении обращений").
Более того, при приостановлении государственной регистрации, указанной ранее, регистратором в качестве основания было указано данное обстоятельство, устранить которое возможно только путем проведения общего собрания.
Таким образом, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан был провести правовую экспертизу документов, предоставленных на государственную регистрацию прав и отказать в проведении такой регистрации в силу несоответствия предоставленных документов требованиям закона.
Ссылку ОАО «Марьинское» на решение Успенского районного суда от 15.10.2019 по делу N 2-328/2019 суд не принимает, поскольку данное решение не вступило в законную силу.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановка земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482 на учет и регистрация прав на данный земельный участок, проведены с нарушением действующего законодательства со стороны Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В силу ст. 201 АПК РФ суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых действий таможенного органа действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов. Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду, что оспариваемые действия были вынесены таможенным органом в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, суд пришел к выводу, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Агрофирма «Отрадненская» заявлено одно требование неимущественного характера, в связи, с чем государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со ст. 333.21 НК РФ составляет 3 000 руб.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю подлежит взысканию 3000 рублей в пользу ООО «Агрофирма «Отрадненская».
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившееся в постановке на кадастровый учет и регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Успенский, Убеженское с/п, в границах земель ЗАО «Колос», район зернотока СХУ-2 ОАО «Марьинское», район ст-цы Убеженской и х. Западный.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения, путем снятия земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:482 с кадастрового учета и восстановления его в границах земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, расположенный в Краснодарском крае, Успенский район, в границах земель ЗАО «Колос».
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Отрадненская», Краснодарский край, ст. Попутная (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд Краснодарского края
Судья А.А. Лукки