АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32- 02/201 9
«09» декабря 2019г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2019 года.
Решение в полном объёме изготовлено 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
ООО «Кубань-Вино» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления заместителя руководителя Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края ФИО1 от 11.10.2019г. № 12-29/41-19 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и освобождении общества от административной ответственности ввиду малозначительности, ограничившись устным замечанием
при участии в заседании:
от заявителя: Вандышев С.А. (доверенность от 01.10.2019г., паспорт);
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 08.11.2019г., удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
ООО «Кубань-Вино» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления заместителя руководителя Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края ФИО1 от 11.10.2019г. № 12-29/41-19 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. и освобождении общества от административной ответственности ввиду малозначительности, ограничившись устным замечанием
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель заинтересованного возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Занесенным в протокол судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.
Дело рассматривается по правилам части 3 статьи 156, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела и установлено судом, 11 октября 2019 г. заместителем руководителя Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее Департамент) ФИО1 в отношении ООО «Кубань-Вино» (далее - Общество) вынесено постановление №12-29/41-19 о назначении административного наказания по ст.14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не оспаривая квалификации совершенного административного правонарушения считаем, что в отношении Общества имеются основания для прекращения административного дела в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В частности, поводом и основанием для проведения Департаментом в отношении Общества проверочных мероприятий, и как итог этого - привлечение к административной ответственности, послужило заявление Общества, адресованное руководителю Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу об оказании содействия в проводке через систему ЕГАИС товарно-транспортной накладной на возврат 5 (пяти) бутылок игристого вина с магазина на склад готовой продукции.
В данном письме Обществом указывалось на следующие обстоятельства.
Решением Департамента от 21.05.2019 г. Обществу разрешено по 18.07.2019 г. осуществлять хранение остатков алкогольной продукции и (или) возврат их поставщику (в связи с истечением срока действия лицензии №23РАО0001130 от 03.02.2017 г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции).
В рамках установленного в разрешении срока Обществом проведено физическое перемещение всех остатков продукции из магазина Общества в ст. Старотитаровская на склад готовой продукции Общества в ст. Старотитаровской по ул. Заводская, 2. Последнее перемещение было оформлено 17.07.2019 г. по ТТН №КВКВ00060 (перемещалось 5 бутылок вина игристого с ЗГУ «Кубань. Таманский полуостров» полусухого розового «Роза Тамани. Шато Тамань» 0.2 л.).
Однако, в ходе фиксации указанной ТТН в ЕГАИС была допущена неточность. При выборе грузополучателя, вместо ID грузополучателя №010000000187 (склад готовой продукции ООО «Кубань-Вино»), указан ID грузоотправителя №020000695797 (магазин ООО «Кубань-Вино» в ст. Старотитаровская).
Данный факт был обнаружен Обществом 19.07.2019 г. при приемке остатков продукции на складе, о чем незамедлительно было доведено до сведения грузоотправителя (магазин). Последним, в свою очередь, в соответствии с Правилами функционирования ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ №1459 от 29.12.2015 г., была предпринята попытка самостоятельного устранения неточности в оформленной в ЕГАИС товарно-транспортной накладной. Однако, исправленную ТТН в систему ЕГАИС загрузить не удалось, получено информационное сообщение, что ТТН с таким номером в УТМ уже зарегистрирована.
Вследствие этого Общество, как грузоотправитель и грузополучатель в одном лице, не имело технической возможности корректно оформить в УТМ принятие продукции с признаком «возврат» но ТТН №КВКВ00060 от 17.07.2019 года.
Какие-либо действия по корректировке ТТН были не возможны по причине блокировки доступа к этому функционалу в связи с истечением срока действия разрешения, выданного Департаментом 21.05.2019 г.
Сложилась ситуация, при которой по факту в магазине продукции уже нет (вся перемещена на склад готовой продукции), а в УТМ значится 5 (пять) бутылок. Факт перемещения документально подтверждается инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей №176 от 18.07.2019 г.
С учетом изложенного, Общество просило территориальное управление Росалкогольрегулирования оказать содействие в проводке через ЕГАИС ТТН №КВКВ00060 от 17.07.2019 г. на возврат 5 (пяти) бутылок вина игристого с ЗГУ «Кубань. Таманский полуостров» полусухого розового «Роза Тамани. Шато Тамань» 0.2 л. с магазина на склад готовой продукции ООО «Кубань-Вино».
Иными словами, Общество по своей собственной инициативе, не пытаясь скрыть возникшую проблему, довело соответствующую информацию до сведения регулятора алкогольного рынка. Параллельно с этим, аналогичная информация была направлена также и в адрес Департамента (письмо №3974 от 24.07.2019 г.).
Являясь добросовестным участником алкогольного рынка, Общество рассчитывало на менее жесткое наказание, тем более, что нарушение было совершено не умышленно и обусловлено человеческим фактором.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии Решения суд руководствуется следующим:
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Полномочия государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда", от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции", от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 08.01.2009 N 2 "Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 09.03.2010 N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"; приказами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях", от 01.07.2010 N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления от 20 мая 2019 г № 51 ООО "Кубань-Вино" (ИНН <***>), департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) было принято решение от 21 мая 2019 г. № 59-6388/19-11-12 о выдаче временного разрешения на хранение остатков алкогольной продукции и (или) возврат их поставщику сроком по 18 июля 2019 г.
В связи с поступлением в департамент письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу с приложением заявления от 24 июля 2019 г., исх. № 3975 ООО "Кубань-Вино" об оказании содействия, а также на основании статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" департаментом, в соответствии с заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, проведен анализ информации, содержащейся в ЕГАИС в отношении ООО "Кубань-Вино".
В рамках проведенного анализа информации, а также сведений, содержащихся в заявлении ООО "Кубань-Вино", установлено следующее.
ООО "Кубань-Вино" проведено перемещение всех остатков алкогольной продукции из магазина, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, ул. Заводская, д. 2, литер Д1, на склад готовой продукции ООО "Кубань-Вино", расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, ул. Заводская, д. 2.
Последнее перемещение было оформлено по товарно-транспортной накладной (дапее - ТТН) от 17.07.2019 № КВКВ00060, в которой содержатся сведения об алкогольной продукции, а именно: вино игристое с защищенным географическим указанием "Кубань. Таманский полуостров" полусухое розовое "Роза Тамани. Шато Тамань" емкостью 0,2 л., крепостью 12,5%, в количестве 5 бутылок.
Однако в ходе фиксации информации согласно указанной ТТН в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) ООО "Кубань-Вино" было допущено искажение. При выборе грузополучателя, вместо ID грузополучателя № 010000000187 (склад готовой продукции ООО "Кубань-Вино"), указан Ш грузоотправителя № 020000695797 (магазин ООО "Кубань-Вино", который и осуществлял возврат вышеуказанной алкогольной продукции).
19.07.2019 в ходе приемки остатков алкогольной продукции на складе грузополучателя, был выявлен факт недостоверной фиксации, о чем незамедлительно было доведено до сведения грузоотправителя. Грузоотправителем была принята попытка самостоятельного устранения неточности, зафиксированной хозяйственной операции в ЕГАИС по указанной ТТН. Однако, исправленную ТТН в систему ЕГАИС ООО "Кубань-Вино" загрузить не удалось.
Таким образом, по факту в магазине алкогольной продукции нет (физически перемещена на склад готовой продукции), а в ЕГАИС отражено наличие 5 бутылок вышеуказанной алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, ул. Заводская, д. 2, литер Д1.
Ввиду того, что действие временного разрешения выданного департаментом истекло, ООО "Кубань-Вино", как грузоотправитель и грузополучатель, не имеет технической возможности зафиксировать в ЕГАИС информацию об алкогольной продукции с признаком "возврат" по ТТН от 17.07.2019 № КВКВ00060.
Однако ООО "Кубань-Вино" не были приняты все зависящие от него действия (бездействия) для достоверной фиксации сведений о хозяйственной операции на основании первичных учетных документов, что, в свою очередь является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при её обороте в системе ЕГАИС.
Данное административное правонарушение совершено 17 июля 2019 г. по адресу места нахождения обособленного подразделения: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, ул. Заводская, д. 2, литер Д1.
Указанные нарушения выразились в несоблюдении следующих требований действующего законодательства:
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ.
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 16 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила) организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18,20,23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя программные средства единой информационной системы, осуществляют фиксацию информации в единой информационной системе и направление организации или индивидуальному предпринимателю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям подтверждения фиксации информации.
Дата и время подтверждения фиксации или уведомления об отказе в фиксации определяются моментом получения заявки о фиксации единой информационной системой.
Пунктом 24 Правил установлено, что при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом:
организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 № 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции. и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков. сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", пунктом I.I. установлено, что заявка о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции (далее - организация), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом в действиях ООО "Кубань-Вино" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, то есть нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что ООО "Кубань-Вино", согласно Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, не является субъектом малого бизнеса, микропредприятием.
За данный вид нарушения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ предусмотрена административная ответственность по ст. 14.19
Управлением были предприняты все необходимые и достаточные меры для извещения общества и его законного представителя с целью обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Кроме того, Управлением избрано разумное наказания в виде административного штрафа в пределах минимально установленного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершенное обществом .
Не оспаривая квалификации и сущности совершенного административного правонарушения, заявитель полагает, что в отношении Общества есть основания для применения менее жестких штрафных санкций, предусмотренных ст. 14.19 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере половины минимального размера предусмотренного санкцией ст. 14.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 12.11.2003 N 17-П, определениях от 09.04.2001 N 74-О и от 24.04.2002 N 99-О: государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью.
Нарушение порядка фиксации объемов оборота алкогольной продукции посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.09.2015 N 1828-О: административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание, за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Согласна части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального размера надлежит учитывать ряд обстоятельств, в том числе характер административного правонарушения, степень и форму вины нарушителя, наступившие последствия; постделиктное поведение лица (пункты 1 - 7 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ); реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.
Как было указано ранее, при снижении размера штрафа ниже низшего предела, судом должна быть дана оценка реального имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Сам по себе размер штрафа вне оценки финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица не может считаться избыточным. Суд должен установить, что примененная санкция с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В данном случае, рассмотрев в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины предприятия, оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела у суда не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф, а так же доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
В рассматриваемом споре судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 150 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Обстоятельства, отягчающие ответственность в соответствии ст. 4.3 КоАП РФ: Общество ранее привлекалось к административной ответственности по главе 14 КоАП РФ - Решением Арбитражного суда Краснодарского края № А32-43752/2018 от 28.12.2018 по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ (вступило в законную силу 11.01.2019, штраф в сумме 50 000руб. оплачен 11.02.2019)
Следовательно, административное правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным административным правонарушением.
Довод общества относительно того, что ООО «Кубань-Вино» при рассмотрении дела подало заявление о применении обстоятельств, смягчающих ответственность, которое не было рассмотрено управлением, а доводы общества не получили надлежащую правовую оценку в постановлении подлежит отклонению, поскольку противоречит действительности и материалам дела.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Общество располагало возможностью представления в соответствии с требованиями действующего законодательства декларации, но не приняло надлежащих мер к обеспечению установленного законодательством порядка декларирования оборота алкогольной продукции. Таким образом, данное ходатайство не подлежит удовлетворению.
Кроме того, заявленные требования общества были предметом исследования при рассмотрении дела, правовая оценка данному заявлению дана в постановлении № 12-29/41-19 вынесенном 11.10.2019.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд приходит к выводу, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений (аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 по делу №А53-37433/2017).
Более того, невозможность единовременной уплаты штрафа является основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении рассрочки уплаты штрафа в порядке статьи 31.5 КоАП РФ.
Судом не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение или признание его малозначительным.
Допущенное обществом правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 № 74-0, от 24.04.2002 № 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
С учетом изложенного, суд не принимает доводы заявителя как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При наличии изложенных обстоятельств, суд приходит к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и избрании разумного наказания в виде административного штрафа в пределах минимально установленного за совершенное правонарушение, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению судом полностью.
В ходе судебного разбирательства судом были исследованы представленные сторонами подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными правовыми актами, статьями 167-170, 176, 202-210 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк