АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-4894/2013
13 июня 2013 года
Резолютивная часть Решения объявлена 11 июня 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 13 июня 2013 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в лице Филиала № 1 Управления Финансового Обеспечения Министерства Обороны РФ по Краснодарскому краю, г. Новороссийск об установлении юридического факта. Заинтересованные лица – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области», г. Ростов-на-Дону и ФБУ – войсковая часть 96132, г. Ростов-на-Дону. При участии в заседании: от заявителя: ФИО1 - доверенность от 09.04.2013 г., ФИО2 – доверенность от 10.01.2013г.; от заинтересованных лиц: не явились.
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в лице Филиала № 1 Управления Финансового Обеспечения Министерства Обороны РФ по Краснодарскому краю, г. Новороссийск в Арбитражный суд Краснодарского края подано заявление об установлении факта правопреемства в части принятия Федеральным Бюджетным Учреждением – войсковая часть 96132 обязательств дебиторской задолженности на сумму 7 002 руб. 45 коп., 390 383 руб. 50 коп., 299 023 руб. 86 коп. и кредиторской на сумму 2 367 руб. 58 коп. (уточненные требования).
В качестве заинтересованных лиц заявителем указаны - ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области», г. Ростов-на-Дону и ФБУ – войсковая часть 96132, г. Ростов-на-Дону.
Основания, по которым предъявлены требования, изложены в заявлении и документах приложенных к нему.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области», г. Ростов-на-Дону, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило.
Извещение о времени и месте проведения судебного заседания, направленное ФБУ – войсковая часть 96132, г. Ростов-на-Дону по известному суду адресу, возвращено почтой России с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу».
Согласно п.3 ч. 4 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения поступающей по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо.
В связи с чем, суд считает заинтересованное лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном п.3 ч. 4 ст. 123 АПК РФ.
Не поступили также от указанных лиц какие-либо документы, в связи с чем, в отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 создано в соответствии с приказом Министра обороны от 28 сентября 2009 г. № 1039 «О создании федеральных бюджетных учреждений в Военно-Морском Флоте». 3 декабря 2009 г. Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 было зарегистрировано в Федеральной налоговой службе в качестве юридического лица.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. №0228 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации», а также на основании договора на обслуживание от 11 января 2011 г. № 1/49 Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 зачислено на финансовое обеспечение в Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Согласно акту приема-передачи дебиторской (кредиторской) задолженности от 1 января 2011 г. Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 передало на баланс в Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю все свои обязательства по кредиторской и дебиторской задолженности, в том числе на 7 002,45 руб. (задолженность по исполнительному листу от 18 ноября 2008 г. № 237 о взыскании с должника ФИО3), 390 383,50 руб. (задолженность ООО ВБК «Альфа» по договору от 1 марта 2006 г. №9), 155 722,86 руб. (задолженность по исполнительным листам 2009 года №№ 1/1 и 25-г о взыскании с должника ФИО4) и 210 559,38 руб. (задолженность по исполнительным листам 2006 года, 2007 года №№ 1/2, 160-г и 206-г о взыскании материального ущерба с должника ФИО5).
В период с 1 января 2011г. по 31 июля 2012 г. в счет погашения материального ущерба по исполнительным листам о взыскании материального ущерба с ФИО5 на лицевой казначейский счет Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю поступили денежные средства в сумме 67 258,38 руб.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 2011г. №2206 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Войсковая часть 96144» и «Войсковая часть 96132» Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 было реорганизовано путем присоединения к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 96132 (состоящему на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области»).
Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 008444895 Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 с 15 мая 2012 г. прекратило свое существование как юридическое лицо, в связи с чем, договор на обслуживание от 11 января 2011 г. № 1/49 прекратил свое действие, согласно п. 4.2. названного договора.
Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю по извещению от 31 июля 2012 г. № 208 передал в Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96132 все обязательства по кредиторской и дебиторской задолженности Федерального бюджетного учреждения -войсковая часть 96144, в том числе на 7 002,45 руб., 390 383,50 руб., 299 023,86 руб. и кредиторской на сумму 2 367,58 руб. (задолженность по заработной плате перед ФИО6. в размере 336,39 руб. за июль 2011 года, перед ФИО7 в размере 1 540,85 руб. за май 2011 года, а также перед ФИО8 в размере 490,34 руб. пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за февраль-май 2012 года).
Однако Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96132 отказалось принимать обязательства по дебиторской задолженности на сумму 7 002,45 руб., 390 383,50 руб., 299 023,86 руб. мотивируя это тем, что Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 неправомерно приняла обязательства ликвидированных войсковых частей 62710 и 69058, т. к. не является правопреемником данных воинских частей (сообщения от ноября 2012 года за исх. № 620 и от 18 декабря 2012 г. №3/8804 и извещения от 31 июля 2012 г.). Причин непринятия кредиторской задолженности по заработной плате на сумму 2 367,58 руб. не пояснило.
Данные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, рассматриваемым по настоящему делу.
При принятии Решения суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 30, ч. 1 ст. 218 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 218 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Подаваемое в арбитражный суд заявление об установлении фактов имеющих юридическое значение в соответствии со ст. 220 АПК РФ, должно содержать определенный перечень сведений, к числу которых относятся сведения о самом юридическом факте, подтверждающих его доказательствах и т.д.
В соответствии с п. 3 ст. 221 АПК РФ, при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции" указано, что арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: если, согласно закону, факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение не подлежит удовлетворению, если заявитель не представил доказательств отсутствия у него другой возможности получить документы, удостоверяющие данный факт (пункт 1 Информационного письма президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение").
Из пояснений заявителя и представленных в материалы дела доказательств следует, что фактически причиной обращения с настоящим заявлением в суд явилось нежелание Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 96132 принимать обязательства по дебиторской задолженности на сумму 7 002,45 руб., 390 383,50 руб., 299 023,86 руб. мотивируя это тем, что Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96144 неправомерно приняла обязательства ликвидированных войсковых частей 62710 и 69058, т. к. не является правопреемником данных воинских частей (сообщения от ноября 2012 года за исх. № 620 и от 18 декабря 2012 г. №3/8804 и извещения от 31 июля 2012 г.).
Заявителем поставлен вопрос об установлении факта правопреемства, в части принятия ФБУ – войсковая часть 96132, обязательств по дебиторской и кредиторской задолженностях, перешедшие к нему в порядке правопреемства.
Согласно части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, который согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
В силу пункта 4-8 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 N 4774), формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать в себя следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающими их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.;
- документ, подтверждающий факт о внесении соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- документы о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования;
- документы о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т.д.
Дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).
Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией.
Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
При оценке передаваемого в ходе реорганизации имущества по решению (договору) учредителей по остаточной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.
В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта или разделительного баланса.
Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оценивая в совокупности имеющиеся в деле документы, а также обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления об установлении юридического факта, суд приходит к выводу вывод о том, что в удовлетворении заявления следует отказать, поскольку заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Рассматривая названное требование, арбитражный суд пришел к выводу, что арбитражное процессуальное законодательство специально не предусматривает возможности в порядке особого производства давать правовую оценку поведению лица и признавать его действия (бездействия) незаконными.
Правовая оценка действий (бездействия) лица может быть дана арбитражным судом при рассмотрении дела наряду с иными обстоятельствами, необходимыми для его разрешения, но не в самостоятельном порядке. Суд признает, что заявленное требование может рассматриваться в рамках искового либо административного производства наряду с оценкой иных обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы подлежат взысканию с заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 167-170, 176, 222 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления об установлении факта имеющего юридическое значение отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк