ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-526/06 от 17.01.2008 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-526/2006-6/1

17 января 2008 г.

Арбитражный суд в составе судьи Дубина Л.И.

при ведении протокола судьей Дубина Л.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Краснодарского филиала- структурное подразделение Центральный узел электросвязи, г. Краснодар

к 1. Министерству финансов РФ, г. Москва

2. Министерству труда и социального развития, г. Москва

3. Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, г. Краснодар

4. Управлению федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар

5. Управлению Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар

третьи лица: 1. Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе, ст. Северская

2. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития, г. Москва

о взыскании 721 958,21 руб.

при участии:

от истца: ФИО1- представитель по доверенности от 28.12.2007

от ответчиков: 1. ФИО2- представитель по доверенности от 14.01.2008

2. не явились

3.ФИО3- представитель по доверенности

от 11.01.2008

4. ФИО2- представитель по доверенности от 16.01.2008

5.не явились

От третьих лиц: 1. ФИО4- представитель по доверенности от 15.01.2008

2. не явились

установил:

ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Краснодарского филиала- структурное подразделение Центральный узел электросвязи обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с Российской Федерации за счет казны убытков в размере 721 958 руб. 21 коп. (уточненные требования).

Представитель Министерства труда и социального развития, г. Москва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом был извещен.

Управление Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещено, в отзыве на исковое заявление указало, что органы социальной защиты населения не располагают денежными средствами на погашение задолженности, образовавшейся у оператора связи при реализации населением льгот по Федеральному закона «О ветеранах» и не является ответчиком по делу. Возмещение задолженности предприятию по указанному федеральному закону должно производиться за счет казны Российской Федерации, через Министерство финансов Российской Федерации.

Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований к Минфину России отказать, считая, что надлежащим ответчиком, представляющим интересы казны РФ, будет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом было извещено, в отзыве на исковое заявление указало, что поскольку Росздраву не переданы полномочия по погашению задолженности по возмещению расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате услуг связи населению, в качестве представителя публично-правового образования (Российской Федерации) в данном случае выступает финансовый орган Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, в Обзоре судебной практики («Бюллетень Верховного Суда РФ», 1997, №10, «Вестник ВАС РФ», 1998, №2), указано, что при предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов Российской Федерации.

Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в отзыве на исковое заявление указывает, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по абонентской плате за телефон в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» подлежат возмещению из федерального бюджета.

Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе в отзыве на исковое заявление указало, что в бюджет муниципального образования Северский район средства федерального бюджета на реализацию федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» в части предоставления льгот по абонентской плате за пользование телефоном в 2003 году не поступали и в бюджете Северского района не предусматривались.

Дело рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствии ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, суд установил.

В соответствии с ФЗ-№5 от 12.01.1995 «О ветеранах» ОАО «ЮТК» предоставило в 2003 г. льготу на услуги телефонной связи гражданам, пользующимся льготой по оплате абонентской платы за пользование телефоном на общую сумму 721 958,21 руб.

В подтверждение оказанных услуг общество предоставило следующие документы: списки граждан, воспользовавшихся 50 % льготой по абонентской плате за пользование телефоном, выписки из лицевых счетов, документы, подтверждающие право абонента на льготы, установленные Законом о ветеранах, реестр, подтверждающий сверку баз данных по оказанным услугам связи ОАО «ЮТК»- филиала «Кубаньэлектросвязь» ветеранам.

В связи с невозмещением расходов от предоставления в 2003 году льгот на услуги связи в сумме 721 958,21 руб. ОАО «ЮТК» обратилось в арбитражный суд.

В силу статьи 30 Федерального закона «О связи» при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьями 14-23 Федерального закона «О ветеранах» для отдельных категорий граждан установлены меры социальной защиты, в том числе льгота по оплате в размере 50 % абонентной платы за телефон.

Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год.

В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из материалов дела следует, что судебно- аудиторской экспертизой, проведенной в рамках данного дела ООО «БДО Юникон Аудит Альянс», установлено, что сумма услуг связи предоставленных льготным категориям потребителей по закону «О ветеранах» (предоставление 50 % скидки при оплате за телефон) в 2003 г., не возмещенных из бюджета, составляет 721 958 руб. 28 коп. (л.д.113-127 т.2).

Таким образом, выводы эксперта, сделанные в заключении, подтверждают недостаточность суммы компенсации для покрытия фактических расходов истца по предоставлению льгот по ФЗ РФ «О ветеранах».

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, истец в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующе финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой органа, юридическое лицо или гражданина.

Учитывая изложенные обстоятельства, не полученные истцом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Поскольку ответчик от уплаты госпошлины освобожден, истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной при подаче иска государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 65, 71, 156, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Краснодарского филиала- структурное подразделение Центральный узел электросвязи, г. Краснодар 721958 руб. 21 коп. убытков.

В отношении ответчиков Министерства труда и социального развития, г. Москва, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, г. Краснодар, Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Управления Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар в иске отказать.

Выдать ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Краснодарского филиала- структурное подразделение Центральный узел электросвязи, г. Краснодар справку на возврат 13719,58 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №2759 от 06.12.2005.

Судья Л.И. Дубина