АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32- 0/20 21
«31» мая 2021г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2021 года.
Решение в полном объёме изготовлено 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «РСТК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении № 10309000-2465/2020 от 21.01.2021 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 166 108 руб. 67 коп.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено: ООО «КЗ Гулькевичский» (352189, Краснодарский край, Гулькевичский район, пгт. ФИО1, ул. Промышленная, д. 6).
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 11.01.2021г., паспорт);
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 06.07.2020г., удостоверение);
от третьего лица: ФИО4 (доверенность от 17.06.2020г., паспорт);
УСТАНОВИЛ:
ООО «РСТК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении № 10309000-2465/2020 от 21.01.2021 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 166 108 руб. 67 коп.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено: ООО «КЗ Гулькевичский» (352189, Краснодарский край, Гулькевичский район, пгт. ФИО1, ул. Промышленная, д. 6).
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица считала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) у ООО «Крахмальный Завод Гулькевичский» (далее – Общество, Декларант), ИНН <***>, КПП 232901001, ОГРН <***>, адрес: 352188, Россия, <...>, после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товара «мешки клеенные клапанные бумажные с клапаном для ультразвукового запаивания, с шириной дна 150 мм, предназначены для упаковки мальтодекстрина, производитель BEHN + BATES MASCHINENFABRIK GMBH & CO. KG, марка BEHN + BATES» задекларированного в подсубпозиции 4819 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 5%) по ДТ №№ 10309200/150719/0011310, 10309200/170919/0014760.
В ходе проведения таможенной проверки в части достоверности сведений, заявленных в указанных ДТ, путём сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру и документов полученных от Общества и Представительства производителя установлено следующее. В 31 графе ДТ товар поименован как «мешки клеенные клапанные бумажные с клапаном для ультразвукового запаивания, с шириной дна 150 мм…». В представленной при декларировании технической спецификации указаны характеристики товара: Клеенные клапанные бумажные мешки с клапаном для ультразвукового запаивания. Клапанные бумажные мешки для упаковки мальтодекстрина. Версия с термоклапаном для закрытия клапана мешка с помощью станции ультразвуковой запайки. Размеры мешков:
Длина мешка: 610 mm
Ширина мешка: 550 mm
Ширина клапана: 150 mm
Ширина дна клапана: 150 mm
Ширина дна: 150 mm
В связи с отсутствием сведений о ширине мешка у основания, необходимого для классификации товара, был осуществлён запрос документов у Декларанта. На запрос таможенного органа Общество предоставило чертёж задекларированного товара, согласного которого ширина дна мешка b1 равна 390 мм.
Однако применив математический расчёт, взяв сведения всех представленных геометрических величин, ширина дна мешка b1 равна 400 мм. В связи с противоречивыми сведениями, представленными Декларантом при декларировании товара на запрос таможенного органа, был осуществлен запрос Представительству. На запрос таможенного органа Представительство предоставило чертёж задекларированного товара.
В представленной документации указаны размеры каждой из сторон мешка:
a Длина мешка 600 мм
b Ширина мешка 550 мм
b1 Ширина дна мешка 400 мм
v Ширина клапана 150 мм
c1 Ширина дна клапана 150 мм
c2 Ширина дна 150 мм
f Длина клапана 150 мм
L4 Внешняя длина клапана 50 мм
Согласно текста товарной позиции 4819 ТН ВЭД, в данной товарной позиции классифицируются картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях.
Структура по субпозициям товарной позиции 4819 построена следующим образом:
4819 Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях:
4819100000 картонки, ящики и коробки, из гофрированной бумаги или гофрированного картона
4819200000 картонки, ящики и коробки, складывающиеся, из негофрированной бумаги или негофрированного картона
481930000 мешки и пакеты с шириной у основания 40 см или более:
4819400000 мешки и пакеты прочие, включая кули
4819500000 прочие упаковки, включая конверты для грампластинок
4819600000 коробки для картотек, лотки для писем, ящики для хранения документов и аналогичные изделия, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях.
С учётом представленной документации Представительства, а также Общества, где математическим расчётом указано и установлено, что ширина у основания задекларированных мешков равна 400 мм (40 см), классификация мешков должна осуществляться в субпозиции 4819 30 000 соответствующей тексту – «мешки и пакеты с шириной у основания 40 см или более» в подсубпозиции 4819 30 000 1 соответствующей тексту – «мешки» в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам проведённой проверки Краснодарской таможней принято решение о классификации от 09.09.2020 № РКТ-10309000-20/000076Д в отношении указанного товара (ставка ввозной таможенной пошлины 10%).
Таким образом, сведения, заявленные в 31 графе ДТ № 10309200/170919/0014760, являются неполными, не указаны сведения, необходимые для классификации товара, а именно, ширина мешка у основания.
Согласно уведомлению о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.10.2020 № 10309000/У2020/0001868 размер неуплаченных таможенных пошлин налогов по ДТ № 10309200/170919/0014760 составил 166108,67 руб.
Подача ДТ № 10309200/170919/0014760 на таможенный пост Прикубанский Краснодарской таможни осуществлена специалистом по таможенному оформлению ООО «РСТК» ФИО5, действующей на основании доверенности от 29.12.2018 до 31.12.2019 № 90, договора от 30.07.2019 № 19-07/29, заключенного между ООО «Крахмальный Завод Гулькевичский» и ООО «РСТК».
Таким образом, ООО «РСТК», в нарушение ст.ст. 84, 104, 106, 109 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товара по ДТ № 10309200/170919/0014760 заявило недостоверные сведения о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженные с заявлением при описании товаров неполных сведений об их свойствах и характеристиках (отсутствовали сведения о ширине мешка у основания), когда такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
10.12.2020 должностным лицом таможенного органа, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении ООО «РСТК» был составлен протокол об административном правонарушении по делу № 10309000- 2465/2020 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
21.01.2021 таможенным органом, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении заявителя было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10309000-2465/2020 о привлечении ООО «РСТК» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 166 108 руб. 67 коп.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни о признании ООО «РСТК» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, а именно в действиях нарушающих требования таможенного законодательства Таможенного союза регламентирующих заявление точных сведений о декларируемых товарах и (или) транспортных средствах необходимых для таможенных целей.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, являются декларант либо таможенный представитель.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст. 109 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС, лицо обязано указывать в декларации сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС «Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ... за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации...».
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных п.2 ст. 84 ТК ЕАЭС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Статьями 401, 404, 405, 106 ТК ЕАЭС определено понятие таможенного представителя, а также его права и обязанности.
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Законодательством государств-членов могут устанавливаться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно совершающим таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие таким квалификационным требованиям. При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим Кодексом при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами.
При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований. Законодательством государств-членов может устанавливаться право таможенного представителя ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров, совершением отдельных таможенных операций или совершением таможенных операций в отдельном регионе деятельности. Запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, отдельным таможенным представителям.
Таможенный представитель обязан:
1) соблюдать условия включения в реестр таможенных представителей, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 402 настоящего Кодекса, а также законодательством государств-членов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 402 настоящего Кодекса;
2) представлять в таможенные органы отчетность с использованием информационных технологий в соответствии с законодательством государств-членов;
3) не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов;
4) исполнять предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 настоящего Кодекса;
5) информировать таможенный орган, включивший его в реестр таможенных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных представителей, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении;
6) соблюдать иные обязанности, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
2. Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
3. В обязанности таможенного представителя не входит соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иных обязанностей, которые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования возлагаются только на представляемых им лиц.
4. В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
5. При наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:
1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;
2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 настоящего Кодекса;
3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.
6. Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, чем случаи, указанные в пункте 5 настоящей статьи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.
7. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
8. Обязанности являются одинаковыми для всех таможенных представителей.
Согласно п. 2 и 7 ст. 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
В соответствии со ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
Таким образом, в действиях таможенного представителя – ООО «РСТК», усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, выразившегося в заявлении декларантом при таможенном декларировании товара недостоверных сведений о его классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженного с заявлением неполных сведений о его описании, послужившим основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов составляет 166108,67 руб.
По данному факту должностным лицом Краснодарской таможни 10.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении № 10309000-2465/2020.
Согласно уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.10.2020 № 10309000/У2020/0001868, направленных в адрес ООО «КРАХМАЛЬНЫЙ ЗАВОД ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ», ИНН <***>, в связи с недостоверной классификацией в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных по декларации на товары № 10309200/170919/0014760, размер занижения таможенных пошлин, налогов составляет 166108,67 руб.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, являются отношения в области таможенного дела.
Объективную сторону данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, образует заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных сведений об их свойствах и характеристиках, когда такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в данном случае является таможенный представитель – ООО «РСТК».
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется наличием обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить; наличием объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица; неисполнением обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
ООО «РСТК» как профессиональный участник внешнеэкономической деятельности, в полной мере знакомый с таможенным законодательством, самостоятельно определяет полноту и достоверность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. Перед подачей таможенной декларации у ООО «РСТК» имелась возможность проверить сведения, заявленные в декларации на товары, а также пакет документов, приложенных к ней, с целью заявления полных и достоверных сведений о товаре, в том числе, о его характеристиках и описании.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
ООО «РСТК» является субъектом малого и среднего предпринимательства с 10.08.2017.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Факт наличия негативных материальных последствий, повторное совершение однородного административного правонарушения являются обстоятельствами, свидетельствующим о наличии оснований для не применения положений статьи 4.1.1 КоАП России, следовательно, отсутствуют основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены ООО «РСТК» административного наказания на предупреждение.
Таким образом, ООО «РСТК», в нарушение ст.ст. 84, 104, 106, 109 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товара по ДТ № 10309200/170919/0014760 заявило недостоверные сведения о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженные с заявлением при описании товаров неполных сведений об их свойствах и характеристиках (отсутствовали сведения о ширине мешка у основания), когда такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, таможенный орган пришел к верному выводу, что ООО «РСТК» совершило административное правонарушение, выразившееся в заявлении при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, которые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина, наличие которой в действиях (бездействии) физического или юридического лица подлежит доказыванию наряду с другими элементами состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 16.1 постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины (статья 2.2) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части указанного Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.
Вина ООО «РСТК» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно, перед внесением сведений в таможенную декларацию, изучить предоставленные документы, в том числе коммерческие, содержащие информацию о стоимости товара и в соответствии с требованием таможенного законодательства достоверно внести сведения, в том числе и о таможенной стоимости, в отношении декларируемых товаров. Однако данные действия осуществлены не были, что привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО «РСТК» при декларировании товаров заявить достоверные сведения о таможенной стоимости товара, обеспечить уплату всех таможенных платежей), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для неукоснительного соблюдения требований таможенного законодательства.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений о товарах свидетельствует о пренебрежительном отношении таможенного представителя ООО «РСТК» к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к указанной административной ответственности» судам необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», при рассмотрении дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной, в частности, статьей 16.2 КоАП РФ, таможенный орган в силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязан доказать обоснованность определения стоимости товара, которая применена им для расчета размера административного штрафа. При этом на основании частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ суд проверяет (в том числе по своей инициативе) примененную таможенным органом для исчисления размера административного штрафа стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, независимо от того, оспаривались ли декларантом в суде решения таможенного органа, касающиеся определения таможенной стоимости товара.
Судом ошибок, допущенных при исчислении административного штрафа, не выявлено.
Существенных нарушений норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, судом не установлено.
Судом также установлено, что административное наказание назначено Краснодарской таможней в соответствии с требованиями ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2021 по делу №А32-29383/2020.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными правовыми актами, статьями 27, 159, 209-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк