ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-53429/2021 от 17.03.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-53429/2021

24 марта 2022 г.                                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2022 года

                                  Решение в полном объёме изготовлено 24 марта 2022 года                                       

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, г. Краснодар

к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар

об оспаривании представления от 08.11.2021 № 21-031 в части п. 1, 2 - в части обязания не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в п. 1, 2 представления путём возврата денежных средств в сумме 127 014 руб. 94 коп., принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Близнюк И.Ф. - доверенность от 10.01.2022;после перерыва: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Суржикова Т.В. - доверенность от 21.11.2021; после перерыва: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее – заявитель, министерство) обратилось в суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) об оспаривании представления от 08.11.2021 № 21-031 в части п. 1, 2 - в части обязания не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в п. 1, 2 представления путём возврата денежных средств в сумме 127 014 руб. 94 коп., принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений.

Представитель заявителя пояснил: настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Основания заявленных требований изложены в заявлении, дополнительных пояснениях, в которых указывает на наличие оснований для отмены представления в оспариваемой части; Министерством не допущено нецелевого расходования средств краевого бюджета при начислении и выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И.; на момент получения премии указанное лицо замещало должность государственной гражданской службы Краснодарского края – первого заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края; Министерством также не допущено нецелевого расходования средств краевого бюджета при расходовании бюджетных средств на командировочные расходы работников, направленных в командировку; Департаментом не указаны нормы права, предусматривающие обязательное наличие документов, являющихся доказательством фактического привлечения работников к исполнению должностных обязанностей при направлении работников в командировку.

Представитель заинтересованного лица пояснил: возражает против удовлетворения заявленных требований.

Возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве, дополнении к отзыву, согласно которым указывает на законность и обоснованность предписания в оспариваемой части, на наличие законных оснований для его принятия; Министерством допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И. в сумме 76 051,94 рублей, а также нецелевое использование средств краевого бюджета на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 рублей; при указанных обстоятельствах просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании 15.03.2022 объявлен перерыв до 17.03.2022 до 09 час. 15 мин.; после окончания перерыва заседание продолжено.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

В рамках осуществления мероприятия финансового контроля в целях выявления и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок уполномоченными должностными лицами Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, назначенная приказом от 09.07.2021 № 81.

По результатам проверки составлен акт от 02.09.2021 (далее – Акт) о выявленных нарушениях требований бюджетного законодательства.

Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных Министерством при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ явились основанием для вынесения Департаментом в адрес Министерства представления от 08.11.2021 № 21-031, согласно которому требует в срок не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в пунктах 1-2 представления, путём возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 127 014,94 руб.

Применительно к пунктам 1-2 представления Департаментом установлены следующие нарушения: Министерством допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И в сумме 76 051,94 руб., а также нецелевое использование средств краевого бюджета на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 руб.

При указанных обстоятельствах Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 08.11.2021 № 21-031 в части п. 1, 2, в части обязания не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в п. 1, 2 представления путём возврата денежных средств в сумме 127 014 руб. 94 коп., принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 № 100, Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном действующим законодательством.

В рамках осуществления мероприятия финансового контроля в целях выявления и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок уполномоченными должностными лицами департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, назначенная приказом от 09.07.2021 № 81, составлен акт от 02.09.2021 о выявленных нарушениях требований бюджетного законодательства.

Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных Министерством при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ стали основанием для вынесения в адрес Министерства оспариваемого представления от 08.11.2021 № 21-031.

Содержание представления, как документа органа внутреннего государственного финансового контроля, определено пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095.

Установлено, что представление соответствует статье 270.2 БК РФ, федеральному стандарту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095.

Представление содержит требования об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является исполнимым; доказательств иного, обратного в материалах дела не имеется и суду представлено не было.

Таким образом, представление вынесено в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с оспариваемыми пунктами 1 и 2 представления Министерству было необходимо устранить следующие нарушения, а также принять меры по устранению их причин и условий:

1) в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 3.9, 3.9 Положения о порядке выплаты руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2016 № 1050 (далее – Положение № 1050), Министерством в 2019 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И в сумме 76 051,94 рублей.

2) в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 6, 10 Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и государственных гражданских служащих Краснодарского края, утвержденного постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 24.06.2008 № 613-П (далее – Положение № 613-П), министерством в 2020-2021 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетной смете, а именно на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 рублей, в том числе в 2020 в сумме 39 893 рублей, в 2021 в сумме                11 070 рублей.

Применительно к первому эпизоду выявленных нарушений, поименованных в оспариваемом представлении, Министерству надлежало вернуть в бюджет Краснодарского края сумму неправомерно выплаченной сотруднику Министерства премии. 

Общая сумма, подлежащая возврату составляет 76 051,94 рублей, и сформирована следующим образом: 57 385,05 рублей – сумма премии  (перечислена платежным поручением от 31.12.2019 № 303628), 8 575,00 рублей – НДФЛ (перечислен платежным поручением от 31.12.2019 № 303629), 6 596,01 рублей – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303624),                  3 363,96 рублей – страховые взносы на обязательное медицинское страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303625), 131,92 рублей – страховые взносы на случай временной нетрудоспособности (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303627).

Спора в отношении указанных сумм произведённых выплат не имеется; спор, исходя из позиции, доводов лиц, участвующих в деле, является позиционным и определяется правомерностью и обоснованностью выводов контролирующего органа, сформированных в оспариваемом представлении, либо их отсутствием, но не связан с наличием разногласий между лицами, участвующими в деле, применительно к размерам указанных сумм.

Установлено, что Министерством при проведении проверки департаменту предоставлены документы о начислении и выплате заработной платы за 2019, 2020, 1 полугодие 2021, в том числе руководителю Министерства, первому заместителю руководителя Министерства, заместителю руководителя Министерства, в том числе: табели учета использования рабочего времени (ф. 0504421), журналы операций расчетов по оплате труда № 6 (ф. 0504071), расчетные ведомости (ф. 0504402), карточки – справки (ф. 0504417), расчетные листки, записки – расчёты об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425), списки о зачислении на заработные карты, платежные поручения, приказы о назначении на должность, приказы об увольнении, приказы об установлении надбавок, приказы о премировании гражданских служащих, приказы о принятии мер и снятии дисциплинарного взыскания с государственных служащих, приказы о единовременной выплате к отпуску, приказы о предоставлении материальной помощи работникам.

В обоснование доводов об отсутствии факта нецелевого расходования средств краевого бюджета заявитель указывает, что выплата премии исполняющему обязанности Министра произведена в соответствии с приказом министерства от 27.12.2019 № 136-л, платежным поручением № 303628, расчетом фонда заработной платы для исчисления годовой премии за 2019, сводной бюджетной росписью на 2019, бюджетной сметой на 2019 финансовый год, бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на 2019, расходным расписанием № 820/00046/001 от 27.12.2018, обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей на фонд оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в части сотрудников Министерства на 2019; выплата соответствует целям, определенным документами, являющимися правовым основанием для предоставления указанных средств.

Вместе с тем, суд исходит из того, что указанными документами не предусматриваются выплаты конкретным лицам.

В силу статьи 70 БК РФ денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) сотрудникам Министерства должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Заявитель указывает, что на и.о. министра не распространяются требования Положения о ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим государственные должности Краснодарского края и должности государственной гражданской службы Краснодарского края в администрации Краснодарского края, а также руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2016 № 1050.

Указанный довод является несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Суд исходит из того, что Министерство финансируется за счет средств бюджета Краснодарского края в соответствии с утверждаемой бюджетной сметой, является получателем бюджетных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя вправе осуществить временный перевод гражданского служащего на вакантную должность в том же государственном органе в связи со служебной необходимостью (письмо Минздравсоцразвития России от 25.06.2008 № 2310-17 «О разъяснении положений статьи 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является соответствующий субъект Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя – это в том числе лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 31.05.2005 № 870-КЗ «О государственной гражданской службе Краснодарского края» определено, что для гражданских служащих, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края и их заместителей, представителем нанимателя является глава администрации (губернатор) Краснодарского края либо его представитель.

Временное замещение должностей закрепляется актом нанимателя, в данном случае – распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 125-р «О временном исполнении обязанностей министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края» на Городецкого Я.И., первого заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, временно возложены обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее – Распоряжение № 125-р).

Таким образом, с 19.08.2019 нанимателем в отношении государственного служащего, временно исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, является глава администрации (губернатор) Краснодарского края.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.

В силу статьи 72.2 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ при переводах оплата труда работника производится по выполняемой работе.

Городецкий Я.И. замещает должность государственной гражданской службы Краснодарского края, включенную в Перечень должностей в органах исполнительной власти Краснодарского края раздела III Реестра должностей государственной гражданской службы Краснодарского края, утвержденного законом Краснодарского края от 12.03.2007 № 1203-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Краснодарского края».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Права и обязанности министра отражены в положении о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 744 (далее – Положение № 744 и Постановление № 744) и в должностном регламенте министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденным 16.08.2019 первым заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее – должностной регламент от 16.08.2019).

С должностным регламентом от 16.08.2019, Городецкий Я.И. ознакомлен 19.08.2019, о чём имеется соответствующая запись и подпись Городецкого Я.И.

Статус Министерства, как юридического лица, определен, в том числе, Положением               № 744.

В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В силу части 11 статьи 161 БК РФ на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности положения казенных учреждений с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов. 

Частью 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.

Руководителем организации в соответствии со статьей 273 ТК РФ является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Пунктом 5.2.11 Положения № 744 определено, что министр действует от имени министерства без доверенности и представляет его интересы в органах государственной власти, судах, других организациях.

В силу пункта «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица – фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность.

Факт возложения полномочий руководителя юридического лица на Городецкого Я.И. подтверждается сведениями о юридическом лице (Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края), содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) с учетом внесенных изменений.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. 

В соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи, к юридическому лицу применяется административный порядок его исключения из ЕГРЮЛ.

Записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении Министерства, отсутствуют; следовательно, Городецкий Я.И. являлся руководителем постоянно действующего исполнительного органа, лицом, на которое возложены полномочия руководителя юридического лица.

В связи с изложенным, Распоряжением № 125-р на Городецкого Я.И. возложены все полномочия и должностные обязанности министра, в том числе и по соблюдению нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края.

В силу статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 с изменениями от 11.03.2003 «О порядке оплаты временного заместительства» исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.

В разъяснении от 29.12.1965 № 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней (Определении Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАС 03-25).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2016 № 1050 «О ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим государственные должности Краснодарского края и должности государственной гражданской службы Краснодарского края в администрации Краснодарского края, а также руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края» утверждено Положение о порядке выплаты руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу.

С учётом указанных обстоятельств, на исполняющего обязанности министра, как руководителя министерства, представителем нанимателя которого является глава администрации (губернатор) Краснодарского края, распространяется Положение № 1050.

Приказом Министерства от 25.12.2017 № 248 (в ред. приказов Министерства от                      07.10.2019 № 204, от 28.08.2020 № 203) утверждено положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим Краснодарского края министерства ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - Положение о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства                             № 248). 

Пункты 3.1, 3.4, 3.6 указанного Положения ставят выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий в зависимость от различных обстоятельств, а также от того, как оценивается конкретный вклад гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий.

Из приведенных правовых норм следует однозначный вывод о том, что государственный гражданский служащий, временно исполняющий обязанности министра, не является представителем нанимателя в отношении себя самого, не вправе давать оценку добросовестности, эффективности своего труда и премируется в соответствии с Порядком №1050.

Пунктом 5.2.10 Положения № 744 установлено, что министр определяет меры поощрения к работникам министерства.

Одновременно с этим, пунктом 5.2.14 предусмотрена обязанность министра распоряжаться выделенными министерству финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.

Согласно Положению о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства № 248 (пункт 3.9, 3.10), сотрудниками министерства – начальниками управления и начальниками отделов, на имя исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края направлены предложения о рассмотрении вопроса премирования работников по итогам работы за период 2019 года, на которых стоит «виза» Городецкого Я.И., в том числе, с определением размера премии государственным гражданским служащим министерства.

Установлено, что приказом Министерства от 27.12.2019 № 136-л «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Краснодарского края в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по итогам работы за период 2019 года» (далее – Приказ                                    № 136-л) за подписью исполняющего обязанности министра Городецкого Я.И. работникам министерства выплачена премия пропорционально коэффициенту экономии за фактически отработанное время, в том числе исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И. в размере 65 960,05 рублей.

Таким образом, и.о. министра Городецким Я.И. принято решение о выплате премии работникам министерства, что в силу пункта 5.2.10 Положения № 744 и пункта 3.10 Положения о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства №248 является полномочием министра, а также решение о премировании и.о. министра, что в силу пункта 3.9 Положения № 1050 является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

В соответствии со статьей 70 БК РФ выплаты государственным служащим должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ с учетом требований статьи 28 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивая результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед государственным органом.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 1050 руководителям органов исполнительной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы (далее - премия).

В силу пункта 3.8 Положения № 1050 предложения о выплате премии (с указанием планируемого к выплате размера премии) руководителям органов исполнительной власти направляются заместителями главы администрации (губернатора) Краснодарского края, курирующими соответствующие органы исполнительной власти Краснодарского края, в письменном виде главе администрации (губернатору) Краснодарского края.

Решение о выплате премии принимается главой администрации (губернатором) Краснодарского края и оформляется распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (пункт 3.9 Положения № 1050).

Премирование руководителей органов исполнительной власти осуществляется по инициативе соответствующего заместителя главы администрации (губернатора) и после принятия решения главе администрации (губернатору) Краснодарского края.

Следовательно, при указанных обстоятельствах у исполняющего обязанности министра Городецкого Я.И. не имелось законных оснований самостоятельно принимать решение о начислении и выплате в свою пользу премии по итогам работы за 2019.

Из системного, логического толкования приведенных норм следует, что оценка труда как добросовестного, а также оценка вклада сотрудника в выполнение особо сложных и важных заданий осуществляется вышестоящим руководителем.

В данном случае, поскольку должность министра была вакантна, а Городецкий Я.И. временно исполнял обязанности министра на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского кая от 19.08.2019 № 125-рл и должностного регламента министра от 16.08.2019, то принятие решения о его премировании является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Документ о премировании Городецкого Я.И. за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края не издавался.

На основании Приказа №136-л, подписанного исполняющим обязанности министра Городецким Я.И., премия по итогам работы за период 2019, в том числе исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И. в размере 65 960,05 рублей, перечислена Министерством согласно списку сотрудников (реестра 129) путём зачисления на счета, открытые в отделении № 8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Краснодар, с лицевого счета Министерства за счёт средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190 121) платежным поручением от 31.12.2019 № 303628.

Таким образом, премия Городецкому Я.И. как лицу, исполняющему обязанности министра, начислена и выплачена неправомерно в связи с отсутствием решения представителя нанимателя в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края, предусмотренного пунктом 3.9 Положения № 1050.

Заявитель настаивает, что и.о. министра Городецкий Я.И. не являлся министром, поскольку в штатном расписании министерства отсутствует иная должность руководителя, кроме «министра».

Указанный довод сам по себе противоречит поименованным выше положениям норм действующего законодательства.

Кроме того, основанием приобретения лицом статуса руководителя юридического лица является решение компетентного органа управления (в данном случае – принятие распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 125-р), которое предоставляет ему возможность реализовывать правоспособность юридического лица даже до заключения трудового договора или вообще при его отсутствии.

Трудовые отношения возникают в этом случае на основании фактического допущения работника к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).

Таким образом, в нарушение статьи 70 подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 3.9 Положения № 1050 Министерством в 2019 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на расходы по выплате премии Городецкому Я.И. в общей сумме                      76 051,94 рублей (с учётом начислений обязательных взносов).

Квалификация такого рода нарушений, как нецелевого использования средств бюджета, подтверждена судебной практикой: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 по делу № А32-14133/2021,  Определение ВС РФ от 08.09.2017 и постановление 15ААС от 10.05.2017 по делу № А32-37566/2016, постановления 15 ААС от 23.05.2017 по делу № А32-37556/2016, от 06.06.2017 по делу № А32-37555/2016, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2018 по делу № 7/2-214/2018, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22.08.2017 по делу № 7/2-365/2017, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 по делу № А32-26308/2016, решение Краснодарского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 12-4306/2015.

Выплата за счёт средств бюджета сумм в пользу лица, не имевшего законных оснований к их получению, причиняет ущерб публично-правовому образованию – Краснодарскому краю.

Применительно ко второму эпизоду контролирующим органом выявлено нецелевое использование Министерством средств краевого бюджета на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 рублей.

Установлено, что указанная сумма сформировалась применительно к расходам по авансовым отчётам следующих работников:

- Ковган С.А., период командировки с 30.12.2019 по 03.01.2020; всего 16 193 рублей, в том числе: 2 187 рублей расходы по проезду к месту командирования,  3 106 рублей расходы по проезду обратно от места командирования, 10 500 рублей расходы на проживание в период командировки, 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке.

- Левченко Д.Д.,период командировки с 02.01.2020 по 06.01.2020; всего 23 700 рублей, в том числе: 500 рублей суточные за пять дней нахождения в командировке;                                      23 200 рублей расходы на проживание в период командировки.

- Мовсесян Э.Е., период командировки с 31.12.2020 по 03.01.2021; всего 11 070 рублей, в том числе: 10 670 рублей расходы к месту командирования и обратно, 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке.

Министерством при проведении проверки Департаменту предоставлены документы: журналы операций № 3 (ф. 0504071), авансовые отчеты (ф. 0504505), утвержденные министром (заместителем министра), табели учета использования рабочего времени (ф. 0504421), приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку, списки о зачислении на заработные карты, платежные поручения.

Министерством в адрес Департамента направлены возражения на акт проверки (письмо от 22.09.2021 №08-07-04-3507/21), в которых имеется ссылка на приложения – протоколы заседания координационного штаба по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город-курорт Сочи в зимний курортный сезон 2019-2020 годов от 28, 29, 30, 31 декабря 2019, а также 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 января 2020 и приложенными к ним списками участников заседаний указанного штаба - всего на 28 листах.

По запросу Департамента о представлении заверенных копий документов Министерством предоставлены копии тех же протоколов и списков участников заседаний штаба (письмо Министерства от 13.10.2021 № 68-07-04-3770/21).

В целях всестороннего и объективного изучения материалов проверки Министерства Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края копии документов по работе координационных штабов 2019-2020 и 2020-2021 годов (протоколы, списки участников, графики дежурств документов, определяющих потребность участия сотрудников министерства ГО и ЧС Краснодарского края в работе штабов, иных документов, определяющих деятельность координационных штабов, в том числе с привлечением сотрудников Министерства ГО и ЧС Краснодарского края) запрошены письмом от 15.10.2021 56-01-06-1670/21 у Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края как государственного органа, на который были возложены функции по организационному и техническому обеспечению деятельности координационных штабов 2019-2020 и 2020-2021.

Письмом от 18.10.2021 № 44-01-13-6300/21 Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия предоставило департаменту, в том числе копии протоколов заседаний координационных штабов 2019-2020 и 2020-2021, без списков участников.

Полученные документы учтены Департаментом при вынесении оспариваемого представления.

Положением о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края № 744 определены полномочия (компетенция) Министерства -  вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности на территории Краснодарского края.

Указанные в разделе 2 Положения №744 полномочия могут реализовываться посредством осуществления функций, императивно установленных разделом 3 Положения №744 либо иных функций, которые должны быть прямо предусмотрены законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 3.15 Положения №744).

Одновременно с этим, пунктом 5.2.14 Положения №744 предусмотрена обязанность министерства распоряжаться выделенными ему финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.

Министерством изданы приказы:

- от 24.12.2019 № 327-км о направлении в командировку начальника отдела Ковган С.А. в город Сочи с 30.12.2019 по 03.01.2020 с целью участия в работе оперативного штаба по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город – курорт Сочи в зимний курортный сезон,

- от 24.12.2019 № 332-км о направлении в командировку, начальника отдела Левченко Д.Д. в город Сочи с 02.01.2020 по 06.01.2020 с целью участия в работе оперативного штаба по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город – курорт Сочи в зимний курортный сезон,

- от 23.12.2020 № 148-км о направлении в командировку заместителя министра Мовсесян Э.Е. в город Сочи с 31.12.2020 по 03.01.2021 с целью участия в работе штаба по координации выполнения мероприятий по готовности объектов инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город – курорт Сочи в зимний курортный сезон 2020-2021 годов,.

Участие в работе указанных штабов не отнесено к полномочиям и функциям Министерства ни Положением № 744, ни законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Однако, в табеле по учёту рабочего времени не имеется информации о работе Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д в период их нахождения в городе Сочи, им не производилась оплата в соответствии с нормами статьи 153 ТК РФ, что подтверждается сведениями первичных учетных документов - карточек справок, расчетных листов сотрудников, расчетных ведомостей.

Координационный штаб зимнего курортного сезона 2019-2020 создан распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2019 № 426-р. Приложением № 1 к распоряжению № 426-р утверждены составы координационного штаба, оперативных штабов, входящих в его состав, в которые Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д не включены.

Координационный штаб создавался на период с 28.12.2019 по 08.01.2020 (пункт 1.3 Положения о координационном штабе).

В материалы дела представлены протоколы ежедневных заседаний координационного штаба с 28.12.2019 по 07.01.2020 (всего 11 протоколов), в которых указано, что на заседаниях присутствовали только члены координационного штаба. Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д. не участвовали; выводов об ином, обратном буквальный и логический анализ указанных протоколов сделать не позволяет.

Из копий представленных документов также усматривается, что с 01.01.2021 по 03.01.2021 в заседаниях штаба участвовали Удинцев Святослав Игоревич - член координационного штаба, заместитель министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, а также Мовсесян Э.А. - заместитель министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, который в состав штаба распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 №339-р включен не был.

Таким образом, само по себе участие в заседаниях заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Мовсесян Э.А. не опровергает фактов отсутствия документов о привлечении работника к работе в выходные и праздничные дни, соответствующей информации в табеле учета рабочего времени, оплаты труда за указанные дни, включения Мовсесян Э.А. в состав координационного штаба 2020-2021 распоряжением от 28.12.2020 № 339-р.

Пунктом 1.4 Положения о координационном штабе по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город-курорт Сочи в зимний период 2019-2020 годов (утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2019 № 426-р) организационное и техническое обеспечение деятельности координационного штаба осуществляло Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Штаб по координации зимнего курортного сезона 2020-2021 создан распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 № 339-р.

Приложением № 1 к распоряжению № 339-р утверждены составы штаба по координации, оперативных штабов, входящих в его состав, в которые Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д не включены; выводов об ином, обратном буквальный и логический анализ указанного Приложения сделать не позволяет.

Пунктом 1.4 Положения о штабе по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края в зимний период 2020/21 (утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 № 339-р) организационное и техническое обеспечение деятельности координационного штаба осуществляло Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Координационный штаб создавался на период с 28.12.2020 по 10.01.2021 (пункт 1.3 Положения о штабе).

Документы, подтверждающие тот факт, что сотрудники министерства Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д. являлись членами штаба, принимали участие в его заседаниях, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее – Постановление № 749) работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Работники министерства замещают должности государственной гражданской службы Краснодарского края, включенные в Перечень должностей в органах исполнительной власти Краснодарского края раздела III Реестра должностей государственной гражданской службы Краснодарского края, утвержденного законом Краснодарского края от 12.03.2007 № 1203-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Краснодарского края».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Должностным регламентом гражданского служащего определяются его права и обязанности в рамках полномочий государственного органа.

Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и государственных гражданских служащих Краснодарского края, утвержденного Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 24 июня 2008 г. №613-П (далее – Постановление №613-П, Положение №613-П, соответственно), государственные гражданские служащие Краснодарского края направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица для выполнения служебного задания вне постоянного места исполнения должностных полномочий.

Приказом Министерства от 29.12.2016 № 243 утверждена Учетная политика министерства.

В соответствии с положением о командировках, утвержденным Учетной политикой министерства (в ред. приказа от 30.12.2019 № 296), служебной командировкой сотрудника является поездка сотрудника по распоряжению министра (иного уполномоченного должностного лица) или руководителя структурного подразделения на определенный срок вне места постоянной работы для выполнения служебного поручения либо участия в мероприятиях, соответствующих уставным целям и задачам министерства.

В результате системного толкования положений ст.ст. 70, 154, 161 162, 306.4 БК РФ, статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разделов 2 и 3 Положения и министерстве №744, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, пункта 2 Положение № 613-П, положения о командировках, утвержденного Учетной политикой министерства, установлено, что возмещение командировочных расходов сотрудникам министерства является целевым расходованием бюджетных средств исключительно при направлении сотрудника в командировку для выполнения служебного задания (участия в мероприятиях), которое соответствует задачам, полномочиям и функциям министерства, определенным нормативным правовым актом Российской Федерации или Краснодарского края, а также должностному регламенту государственного служащего.

Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлены нерабочие праздничные дни в Российской Федерации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января.

Согласно нормам статей 113, 153 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные нерабочие дни производится по письменному распоряжению работодателя и соответствующей оплатой.

В соответствии с частью 4 статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с графиком документооборота министерства, утвержденным Учетной политикой министерства (в ред. приказа от 30.12.2019 №296), табель учета рабочего времени (ф. 0504421) применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.

Документы (приказы о привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, уведомления о привлечении работника в выходные и праздничные дни и прочее) в отношении Мовсесян Э.Е., Ковгана С.А и Левченко Д.Д. отсутствуют.

Кроме того, в табеле учёта рабочего времени не имется информации о работе данных сотрудников в период их нахождения в городе Сочи, им не производилась оплата в соответствии с нормами статьи 153 ТК РФ, что подтверждается сведениями первичных учетных документов - из карточек справок, расчетных листов сотрудников, расчетных ведомостей.

Таким образом, отсутствие документального подтверждения привлечения сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни подтверждает факт невозможности исполнения сотрудниками Мовсесян Э.Е., Ковгана С.А и Левченко Д.Д. их служебных обязанностей в Сочи.

По авансовому отчету Ковган С.А. от 13.01.2020 № 4 расходы на данную командировку в город Сочи составили 16 193 рублей, в том числе:

- 2 187 рублей расходы по проезду к месту командирования (проезд ж/д транспортом, электронный билет № 79144553546406 на поезд № 215АА Краснодар 1 – Адлер);

- 3 106 рублей расходы по проезду обратно от места командирования (проезд ж/д транспортом, электронный билет № 70054572356143 на поезд № 088СА Краснодар 1– Адлер);

- 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке;

- 10 500 рублей расходы на проживание в период командировки с 30.12.2019 по 02.01.2020 (квитанция – договор № 003125 от 01.01.2020, чек ККТ № 1 от 01.01.2020).

На основании указанного авансового отчета Ковган С.А. оплачены командировочные расходы в общей сумме 16 193 рублей путём зачисления на его счёт, открытый в отделении № 8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Краснодар, с лицевого счета министерства за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190 122 000), что подтверждается документами:

- реестр денежных средств с результатами зачислений по реестру № 1 от 14.01.2020, подписанный начальником управления экономики и финансов Верховой М.В.;

- платежное поручение от 14.01.2020 № 5353 (на общую на сумму 123 208,50 рублей, в том числе Ковган С.А. 3 106 рублей согласно реестру № 1 от 14.01.2020), от 27.12.2019              № 287523 (на общую на сумму 54 783 рублей, в том числе Ковган С.А. аванс на сумму                     13 087 рублей согласно реестру № 113 от 27.12.2019);

- бухгалтерская справка от 14.01.2020 к документу «Платежное поручение» от 14.01.2020 № 5353/9, исполнитель начальник отдела, с отметкой о принятии бухгалтерской справки к учету за подписью начальника управления Верховой М.В.

Согласно авансовому отчёту Левченко Д.Д. от 13.01.2020 № 5 расходы на командировку в город Сочи со 02.01.20120 по 06.01.2020 составили 23 700 рублей, в том числе:

- 500 рублей суточные за пять дней нахождения в командировке;

- 23 200 рублей расходы на проживание в период командировки с 02.01.2020 по 06.01.2020 (счет № 20200102-11504-58521775-01 от 03.01.2020, чек ККТ № 11 от 02.01.2020).

На основании указанного авансового отчета Левченко Д.Д. оплачены командировочные расходы в общей сумме 23 700 рублей путем зачисления на его счет, открытый в отделении № 8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Краснодар, с лицевого счета Министерства за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190 122 000), что подтверждается документами:

- реестр денежных средств с результатами зачислений по реестру № 1 от 14.01.2020, подписанный начальником управления экономики и финансов Верховой М.В.;

- платежное поручение от 14.01.2020 № 5353 (на общую на сумму 123 208,50 рублей, в том числе Левченко Д.Д. 23 200 рублей согласно реестру № 1 от 14.01.2020);

- бухгалтерская справка от 14.01.2020 к документу «Платежное поручение» от 14.01.2020 № 5353/4, исполнитель начальник отдела, с отметкой о принятии бухгалтерской справки к учету за подписью начальника управления экономики и финансов Верховой М.В.

Согласно авансовому отчёту Мовсесяна Э.Е. от 19.01.2021 № 12 расходы на командировку в город Сочи с 31.12.2020 по 03.01.2021 составили 11 070 рублей, в том числе:

- 10 670 рублей расходы к месту командирования и обратно (проезд воздушным транспортом эконом – классом, заказ авиабилетов от 15.12.2020 № билета 298 2429415503 на рейс UT293 Краснодар – Сочи, Адлер, на рейс UT298 Сочи, Адлер – Краснодар);

- 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке.

На основании указанного авансового отчета Мовсесян Э.Е. оплачены командировочные расходы в общей сумме 11 070 рублей путём зачисления на его счёт, открытый в отделении № 8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Краснодар, с лицевого счета Министерства за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190 122 000):

- реестр денежных средств с результатами зачислений по реестру № 3 от 21.01.2021, подписанный и начальником управления экономики и финансов Верховой М.В.;

- платежное поручение от 21.01.2021 № 36457 на сумму 11 070 рублей;

- бухгалтерская справка от 21.01.2021 к документу «Платежное поручение» от 21.01.2021 №36457, исполнитель начальник отдела, с отметкой о принятии бухгалтерской справки к учету за подписью начальника управления Верховой М.В.

Министерством за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью и бюджетной сметой по КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» на компенсацию командировочных расходов работникам, направленным в командировку для выполнения ими служебных поручений, необоснованно произведены командировочные расходы, работникам Мовсесян Э.Е., Ковган С.А и Левченко Д.Д., нахождение которых в Сочи в выходные и праздничные дни для служебных целей не подтверждено документально.

Довод заявителя со ссылкой на статью 306.4 БК РФ об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, поскольку возмещение командировочных расходов осуществлено в соответствии с приказами Министерства, платежными поручениями, сводными бюджетными росписями на 2019-2021, бюджетными сметами на 2019-2021 финансовые годы, бюджетными росписями и лимитами бюджетных обязательств на 2019-2021, является несостоятельным.

Сводными бюджетными росписями на 2019-2021, бюджетными сметами на 2019-2021 финансовые годы, бюджетными росписями и лимитами бюджетных обязательств на 2019-2021 не предусматриваются выплаты конкретным лицам.

Одновременно с этим, в силу статьи 70 БК РФ командировочные выплаты сотрудникам Министерства должны производиться в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах у Министерства отсутствовали правовые и документальные основания для оплаты указанным сотрудникам затрат на проживание, проезд до города Сочи и обратно, а также выплаты им суточных.

Указанное дополнительно подтверждается тем, что заработная плата сотрудникам за дни «служебной командировки» не начислялась и не выплачивалась.

При указанных обстоятельствах суд исходит из того, что заявителем обоснованно и правомерно сделан вывод о том, что Министерством в нарушение требований статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, разделов 2 и 3 положения о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012                     № 744, пунктов 6,10,14 Положения № 613-П допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме  50 963 рублей, в том числе в 2020 в сумме 39 893 рублей, в 2021 в сумме 11 070 рублей, которые подлежат возврату в краевой бюджет.

Довод Министерства о возмещении командировочных расходов Мовсесян Э.Е. без решения представителя нанимателя дополнительно подтверждает обоснованность оспариваемого представления от 08.11.2021 №21-031 в части отсутствия у Министерства правовых оснований для их оплаты и нецелевом расходовании бюджетных средств.

Довод заявителя о том, что Министерство на основании распоряжения главы администрации (губернатора) от 28.12.2020 №339-р входит в оперативный штаб по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера м.о. город-курорт Сочи в зимний курортный сезон 2019-2020 противоречит материалам дела.

В материалы дела приобщены распоряжения главы администрации (губернатора) от 28.12.2020 № 339-р и от 23.12.2019 № 426-р, из которых усматривается, что Приложением               № 1 к каждому из распоряжений были утверждены персональные составы координационных штабов, в том числе оперативных штабов, входящих в состав координационных штабов.

Установлено, что согласно существу и содержанию указанных актов Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, как исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, в состав штабов не включалось.

Учитывая изложенное, названные фактические обстоятельства, установленные судом, делается вывод о документальном подтверждении материалами дела обстоятельств, послуживших основаниями для принятия оспариваемого заявителем представления, о его законности и обоснованности.

Доказательств, свидетельствующих об ином, обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.

Судом установлено, что резолютивная часть оспариваемого представления содержала указание на необходимость устранения указанных нарушений путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 127 014,94 рублей в срок не позднее 09.12.2021.

Департамент указывает, что представление в указанной части исполнено, платежным поручением от 07.12.2021 №142926 денежные средства в размере 127 014,94 рублей перечислены в доход бюджета Краснодарского края.

Суд также исходит из того, что по факту допущенных нарушений Министерство привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ на основании соответствующих постановлений Департамента №№ 21-031/ЮЛ/4, 21-031/ЮЛ/5, 21-031/ЮЛ/6.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2022 по делу № А32-55316/2021 отказано в удовлетворении требований Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края об оспаривании постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о привлечении к административной ответственности от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/4.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу № А32-55318/2021 отказано в удовлетворении требований Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края об оспаривании постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о привлечении к административной ответственности от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/5.

Кроме того, по факту допущенных нарушений должностные лица Министерства привлечены к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ.

Постановления департамента обжалованы в судебном порядке: постановление №21-031/ДЛ/4 в отношении Городецкого Я.И., постановления № 21-031/ДЛ/5 и 21-031/ДЛ/6 в отношении главного бухгалтера Министерства – в Первомайский районный суд                                  г. Краснодара.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.12.2021 по делу № 12-979/21 постановление от 22.11.2021 № 21-031/ДЛ/4 оставлено без изменения.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.12.2021 по делу № 12-981/21 постановление от 22.11.2021 № 21-031/ДЛ/5 оставлено без изменения.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17.01.2022 по делу № 12-980/21 постановление от 22.11.2021 № 21-031/ДЛ/6 оставлено без изменения.

Названное в своей совокупности и логической взаимосвязи свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом не принимаются доводы заявителя, как не соответствующие указанным фактическим обстоятельствам, установленным судом, так и не свидетельствующие  о наличии законных оснований для признания указанного представления заинтересованного лица недействительным в оспариваемой части.

Учитывая изложенное, требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты принятия решения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                        Л.О. Федькин