АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-5517/2007-11/129
30 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2007 г. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2007 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Лесных,
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Лесных,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1, г. Сочи,
к Сочинской таможне, г. Сочи,
о признании недействительными требований Сочинской таможни от 09.01.2007 г. № 11, от 11.01.2007 г. № 13, от 15.01.2007 г. № 15, от 15.01.2007 г. № 16, от 22.01.2007 г. № 23, от 23.01.2007 г. № 26, от 01.02.2007 г. № 38, от 05.02.2007 г. № 49, от 06.02.2007 г. № 71, от 07.02.2007 г. № 84.
при участии:
от заявителя: ФИО2 – представитель, доверенность от 09.07.2007 г. серии 23 АБ № 190703,
от заинтересованного лица: ФИО3 – гл. гос. таможенный инспектор, доверенность от 03.04.2007 г. № 01-27/35, ФИО4 – гос. таможенный инспектор, доверенность от 09.01.2007 г. № 01-27/01.
Требование заявлено о признании недействительными требований Сочинской таможни от 09.01.2007 г. № 11, от 11.01.2007 г. № 13, от 15.01.2007 г. № 15, от 15.01.2007 г. № 16, от 22.01.2007 г. № 23, от 23.01.2007 г. № 26, от 01.02.2007 г. № 38, от 05.02.2007 г. № 49, от 06.02.2007 г. № 71, от 07.02.2007 г. № 84.
Заявитель в судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать незаконными действия Сочинской таможни, выразившиеся в корректировке заявленной таможенной стоимости по товарам, задекларированным по ГТД №№ 10318030/161006/П002028, 10318030/131006/П002001, 10318030/191006/П002047, 10318030/221006/П002065, 10318030/281006/П002098, 10318030/301006/П002112, 10318030/041106/П002128, 10318030/101106/П002180, 10318030/081106/П002152, 10318030/131106/П002190, и недействительными требования Сочинской таможни от 09.01.2007 г. № 11, от 11.01.2007 г. № 13, от 15.01.2007 г. № 15, от 15.01.2007 г. № 16, от 22.01.2007 г. № 23, от 23.01.2007 г. № 26, от 01.02.2007 г. № 38, от 05.02.2007 г. № 49, от 06.02.2007 г. № 71, от 07.02.2007 г. № 84. Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Заявитель в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого требования п. 5, 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ, п.п. 9, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 г. № 1399, п. 14 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 18.06.2004 г. № 696, Постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 г. № 13643/04.
(см. лист 2)
лист 2 решения по делу № 11/129
Заинтересованное лицо в судебном заседании требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к отзыву, считает оспариваемые действия и требования законными и обоснованными.
Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН <***>.
Как видно из материалов дела, предприниматель ФИО1 заключил договор купли-продажи от 15.05.2006 г. № 5 с фирмой «ЛИДЕР ГИДА САНАЙИ ВЕ ДИШ. ТИКАРЕТ ЛТД. ШТИ» (Турция, Трабзон) (т. 1 л.д. 81-84), во исполнение которого предпринимателем ФИО1 в период с октября по ноябрь 2006 г. на таможенную территорию России по ГТД № 10318030/161006/П002028; 10318030/131006/П002001; 10318030/191006/П002047; 10318030/221006/П002065; 10318030/281006/П002098; 10318030/301006/П002112; 10318030/041106/П002128; 10318030/101106/П002180; 10318030/081106/П002152; 10318030/131106/П002190 была ввезена плодоовощная продукция, а именно персики и виноград.
Товар поставлен на условиях «CFR порт Сочи», что, согласно международным правилам толкования терминов «Инкотермс 2000» означает, что основная перевозка оплачена до порта назначения (стоимость и фрахт). Таможенное оформление товара производилось на таможенном посту «Морской порт Сочи» Сочинской таможни.
Декларант (заявитель) определил таможенную стоимость ввезенного товара по 1-му методу оценки таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), установив цену за 1 кг. персиков и винограда 0,54 и 0,72 доллара США соответственно.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом, которым в силу ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) являлся ФИО1, таможенному органу при подаче каждой из указанных выше ГТД были представлены: учредительные документы декларанта; договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему, счет-фактуры (инвойсы), транспортные (перевозочные) документы; сертификаты происхождения по форме – А; паспорт импортной сделки; платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
При таможенном оформлении товара Сочинская таможня сделала вывод о том, что представленные предпринимателем ФИО1 документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом стоимости товара, и запросила у него дополнительные документы: прайс-листы, декларации страны вывоза, транспортные документы. Предприниматель ФИО1 не представил таможенному органу запрошенные дополнительные документы.
Таможня самостоятельно произвела корректировку заявленной таможенной стоимости ввезенного товара с применением третьего метода определения таможенной стоимости товара (по цене сделки с однородными товара) (установив цену за 1 кг. персиков и винограда 0,8 и 1,35 доллара США соответственно), а также доначислила пени в связи с несвоевременной уплатой пошлин и налогов, и выставила требования от 09.01.2007 г. № 11 об уплате ввозной пошлины в сумме 11 834,32 руб., налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 58 934,94 руб., пени в сумме 2 212,72 руб., от 11.01.2007 г. № 13 об уплате ввозной пошлины в сумме 4 627,38 руб., НДС в сумме 23 044,39 руб., пени в сумме 917,32 руб., от 15.01.2007 г. № 15 об уплате ввозной пошлины в сумме 11 833,2 руб., НДС в сумме 58 929,34 руб., пени в сумме 2 286,81 руб., от 15.01.2007 г. № 16 об уплате ввозной пошлины в сумме 15 732 руб., НДС в сумме 59 466,96 руб., пени в сумме 2 343,7 руб., от 22.01.2007 г. № 23 об уплате ввозной пошлины в сумме 11 771,51 руб., НДС в сумме 58 622,14 руб., пени в сумме 2 219,75 руб., от 23.01.2007 г. № 26 об уплате ввозной пошлины в сумме 12 087,93 руб., НДС в сумме 60 197,93 руб., пени в сумме 2 252,91 руб., от 01.02.2007 г. № 38 об уплате ввозной пошлины в сумме 111 267,52 руб., НДС в сумме 554 112,27 руб., пени в сумме 21 669,2 руб., от 05.02.2007 г. № 49 об уплате ввозной
(см. лист 3)
лист 3 решения по делу № 11/129
пошлины в сумме 53 063,93 руб., НДС в сумме 264 258,35 руб., пени в сумме 10 112,04 руб., от 06.02.2007 г. № 71 об уплате ввозной пошлины в сумме 126 258,64 руб., НДС в сумме 628 768,01 руб., пени в сумме 24 802,62 руб., от 07.02.2007 г. № 84 об уплате ввозной пошлины в сумме 65 526,71 руб., НДС в сумме 326 323,03 руб., пени в сумме 12 291,02 руб.
Указанные действия по корректировке таможенной стоимости и требования таможни оспариваются заявителем по настоящему делу.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Основой для начисления таможенных пошлин, налогов согласно ст. 322 ТК РФ, является таможенная стоимость ввозимых товаров, определяемая декларантом в соответствии с Федеральным законом РФ «О таможенном тарифе».
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных статьями 22 и 23 настоящего Закона.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 настоящего Закона.
(см. лист 4)
лист 4 решения по делу № 11/129
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.
Положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.
В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.
Согласно ст. 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; транспортные (перевозочные) документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
(см. лист 5)
лист 5 решения по делу № 11/129
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
Если в сроки выпуска товаров (статья 152) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (статья 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.
Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в Положении «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399, Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК РФ от 18.06.2004 г. № 696, и Приказе ГТК РФ от 16.09.2003 г. № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 г. № 29 разъясняется, что под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
При использовании в качестве основания для отказа от применения основного
(см. лист 6)
лист 6 решения по делу № 11/129
метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
При наличии указанных признаков декларант согласно пункту 4 статьи 323 ТК РФ по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений, полученных им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара.
В случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода данный орган вправе на основании пункта 7 статьи 323 ТК РФ самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
Таможенная стоимость ввезенного товара (персики и виноград) по всем из вышеуказанных ГТД была заявлена декларантом с использованием первого метода определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимым товаром), предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Таможенным органом был проведен анализ представленных декларантом документов. В результате чего было установлено отсутствие документов и сведений, однозначно подтверждающих заявленную декларантом таможенную стоимость товара и первый метод ее определения. Данный вывод обоснован следующим.
Из указанного выше перечня документов только внешнеторговый контракт и счета-фактуры (не оплаченные) содержат информацию о стоимости товара, поскольку иные документы (учредительные, сертификаты происхождения товаров, паспорт импортной сделки, транспортные документы) по своему характеру и назначению отражают информацию, не связанную со стоимостью товара (страна происхождения товара, его безопасность, весовые и транспортировочные характеристики партий и т.д.).
Счета-фактуры, предоставленные таможенному органу декларантом, были не оплачены, в связи с чем, не могли являться доказательством правильности расчета таможенной стоимости товара с использованием первого метода ее определения, осуществленного декларантом.
Анализ договора от 15.05.2006 года № 5 и 17 приложений к нему (за период с
(см. лист 7)
лист 7 решения по делу № 11/129
23.07.2006 г. по 15.09.2006 г.) позволяет сделать вывод о наличии в нем неустранимых противоречий и спорных по смыслу положений, которые заключаются в следующем.
В договоре купли-продажи скоропортящейся продукции (фрукты, овощи) отсутствуют точные ассортимент, количество, сроки поставки и цена за единицу каждого наименования и сорта ввозимого товара. Все перечисленные характеристики указывались декларантом в приложениях к договору (спецификациях) на каждую получаемую декларантом партию товара по каждой грузовой таможенной декларации (п.п. 1.2, 1.3, 2.2 договора).
В п. 4.1 договора установлены следующие условия оплаты товара – 180 дней с даты таможенной очистки каждой партии товара в стране Покупателя.
В договоре отсутствуют: положения о материальной ответственности Продавца за поставку некачественной продукции (штрафы, пени, неустойка); положения об ответственности Покупателя за несвоевременную оплату поставки товара по договору.
Цена товара, указанная в пункте 2.1 договора и в приложении № 1, приведена с учетом способа транспортировки и объема приобретаемого товара. При этом стоимость самого товара (овощи, фрукты) не выделена, а указана в общей сумме затрат, понесенных продавцом по поставке.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в договорных отношениях между сторонами договора условий и обстоятельств, влияние которых не может быть количественно определено и, соответственно, о невозможности использования декларантом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, что соответствует пп. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Одновременно с анализом представленных декларантом для оформления документов, в целях исключения риска несоблюдения таможенного законодательства, должностными лицами таможенного поста Морской порт Сочи Сочинской таможни было проведено сравнение цен сделок на указанные товары, ввозимые в регион и по стране в сравнимый период времени и на сравнимых условиях. Сравнение заявленной цены сделки с ценами сделок при продаже однородных товаров показало, что стоимость товара, поставленного в адрес предпринимателя ФИО1 турецкой компанией «ЛИДЕР ГИДА САНАЙИ ВЕ ДИШ. ТИКАРЕТ ЛТД. ШТИ», ниже стоимости такого же товара, оформленного другими участниками ВЭД в Новороссийской и Московской южной таможне. Индекс таможенной стоимости товаров, ввезенных предпринимателем ФИО1 по вышеуказанным ГТД, оказался ниже индекса таможенной стоимости однородных товаров, оформленных в иных таможенных органах России (персики 0,54 долларов США за 1 кг. против 0,80 долларов США за 1 кг., виноград 0,72 долларов США за 1 кг. против 1,35 долларов США за 1 кг.).
В соответствии с п. 4 ст. 131, ст. ст. 323, 358 ТК РФ, ст. 19.1 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», пп. «д» и «у» п. 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, утвержденного Приказом ГТК РФ от 16.09.2003 г. № 1022, таможенным органом были предприняты следующие действия:
- внесены соответствующие отметки в грузовые таможенные декларации «ТС уточняется», «ТС подлежит корректировке»,
- затребованы дополнительные документы с конкретными наименованиями (экспортные таможенные декларации, прайс-листы фирмы изготовителя товара, пояснения по условиям сделки, платежные документы по оплате товара), (т. 1 л. д. 173; т. 2 л.д. 27, 95; т. 3 л.д. 34, 111; т. 4 л.д. 22, 71, 131; т. 5 л.д. 31; т. 6 л.д. 26),
- установлен срок для предоставления затребованных документов – 40 дней, что соответствует ст. 131 ТК РФ,
- в целях недопущения порчи товара и оформления его условного выпуска декларанту предложено обеспечить уплату таможенных платежей в рассчитанной таможенным органом сумме посредством внесения денежных средств на депозит таможенного органа, что соответствует п. 4 ст. 151, ст.ст. 337, 338, 345 ТК РФ,
(см. лист 8)
лист 8 решения по делу № 11/129
- вручены декларанту уведомления о необходимости завершения процедуры определения таможенной стоимости товара по конкретным ГТД (с приложениями) (т. 1 л.д. 180; т. 2 л.д. 51, 123; т. 3 л.д. 66, 137; т. 4 л.д. 42, 91, 153; т. 5 л.д. 52; т. 6 л.д. 48). В уведомлениях о необходимости завершения процедуры определения таможенной стоимости товара максимально конкретизировались: товар, размер стоимости которого вызвала сомнения таможенного органа; результаты сравнительного анализа представленных декларантом при подаче ГТД документов; указывалось на запрос таможенным органом дополнительных документов с конкретными их наименованиями, а также на их не предоставление декларантом в установленный срок и отсутствие
объяснений причин их не предоставления; устанавливались причины невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости по всем товарам, ввозимым по конкретной ГТД; указывались методы, подлежащие применению в конкретном случае по каждому наименованию товара.
- приняты решения по таможенной стоимости ввезенного товара,
- вручены декларанту уведомления о принятом решении по таможенной стоимости товаров с приложениями (т. 1 л.д. 188; т. 2 л.д. 57, 129; т. 3 л.д. 67, 138; т. 4 л.д. 41, 97, 161; т. 5 л.д. 63; т. 6 л.д. 53) .
Все названные документы были вручены ФИО1 лично, о чем свидетельствует его подпись в копиях названных документов.
Выполнение указанных конкретных мероприятий и составление названных таможенных документов предусмотрено также п.п. 5-14 «Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ», утвержденного Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399.
В соответствии со ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных документах. Таможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Перечень затребованных документов с конкретными наименованиями установлен в соответствии со ст. 358 ТК РФ, Приказами ГТК РФ от 26.09.2003 г. № 1069, от 28.06.2004 г. № 750-ДСП и профилем риска, доведенным до сведения таможни письмом ФТС РФ от 14.07.2006 г. № 01-06/29474 ДСП.
В целях исключения порчи плодоовощной продукции таможенным органом был осуществлен условный выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей, что соответствует п. 4 ст. 151, п.4 ст. 367, п.п. 4 п.1 ст. 149 ТК РФ.
Предпринимателем ФИО1 были внесены денежные средства на депозит таможенного органа для обеспечения условного выпуска товаров, что подтверждается соответствующими таможенными приходными ордерами и квитанциями по каждой из рассматриваемых в настоящем деле грузовой таможенной декларации. Обеспечение уплаты таможенных платежей на депозит таможенного органа было внесено предпринимателем ФИО1 по его заявлениям, что соответствует ст. ст. 337, 338, 345 ТК РФ.
Довод заявителя об оплате поставленного товара в указанные в заявлении сроки не подтверждается материалами дела.
Требования по предоставлению документов и сведений, количественно определяющих стоимость товара за его единицу и стоимость транспортных и иных дополнительных расходов, а также подтверждающих заявленную таможенную стоимость и обосновывающих первый метод ее определения, предпринимателем ФИО1 в установленный таможенным органом 40-дневный срок и при дальнейшей корректировке таможенной стоимости выполнены не были, затребованные документы по всем рассматриваемым в настоящем деле ГТД заявителем не представлены.
В соответствии со статьей 19.1 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О
(см. лист 9)
лист 9 решения по делу № 11/129
таможенном тарифе» при отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Таким образом, довод заявителя о полноте и достаточности представленных в порядке п. 1 ст. 131 ТК РФ документов при подаче грузовых таможенных деклараций противоречит нормативным актам и фактическим обстоятельствам дела.
В пункте 2 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода. Согласно подпунктам «б» и «в» п. 2 ст. 19 вышеназванного Закона метод по цене сделки с ввозимыми товарами (1-й метод) не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, в случае если: продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
При отсутствии документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость и первый метод ее определения, количественно определяющих цену товара за его единицу в общей сумме договора, а также стоимость транспортных и иных накладных расходов, таможенным органом самостоятельно была определена таможенная стоимость товара, ввезенного предпринимателем ФИО1 по рассматриваемым в настоящем деле ГТД.
При корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного предпринимателе ФИО1 по вышеуказанным ГТД таможенным органом был использован следующий по перечислению - третий метод определения таможенной стоимости товара (по цене сделки с однородными товара), предусмотренный ст. 21 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», поскольку предыдущие 1 и 2 методы не могли быть использованы по следующим причинам.
Невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости товаров (по цене сделки с ввозимым товаром) подтверждается отсутствием в представленных декларантом при подаче декларации, в порядке п. 1 ст. 131 ТК РФ, документах количественно определенных сведений о цене товара за его единицу, выделенной из общей суммы договора, о дополнительных начислениях к цене товара, о величине стоимости накладных расходов по транспортировке, упаковке, погрузке товара. Указанные обстоятельства, в соответствии со ст.ст. 19, 19.1 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», сделали невозможным применение первого метода определения таможенной стоимости товара, ввезенного предпринимателем ФИО1 по рассматриваемым в настоящем деле ГТД.
Невозможность применения второго метода (по цене сделки с однородными товарами) подтверждается отсутствием в предоставленных предпринимателем ФИО1, в порядке п. 1 ст. 131 ТК РФ, документах информации о физических характеристиках товара, идентифицирующих его для целей определения таможенной стоимости по второму методу (ст. 20 Федерального закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе») из общего количества поставленной плодоовощной продукции. Под физическими характеристиками товара понимаются присущие ему признаки, визуально определяемые при простом его осмотре (отсутствие специальных освещения и оборудования). К таким характеристикам относятся, с учетом рассматриваемого товара: размер (калибровка) плодов; степень его зрелости; сорт, поскольку сортность товара предопределяет наличие характерных, только ему присущих признаков, как физического, так и химического направлений, а также фиксирует место его произрастание.
В грузовых таможенных декларациях необходимые для целей применения второго метода определения таможенной стоимости товара сведения также отсутствовали, что подтверждается недостаточной заполненностью графы 31 деклараций. Данные декларации, в силу п. 3 ст. 132 ТК РФ, с момента их принятия таможенным органом, являются документами, свидетельствующими о фактах, имеющих юридическое значение.
(см. лист 10)
лист 10 решения по делу № 11/129
В соответствии со ст. 350 ТК РФ в адрес декларанта Сочинской таможней были выставлены требования об уплате таможенных платежей от 09.01.2007 г. № 11, от 11.01.2007 г. № 13, от 15.01.2007 г. № 15, от 15.01.2007 г. № 16, от 22.01.2007 г. № 23, от 23.01.2007 г. № 26, от 01.02.2007 г. № 38, от 05.02.2007 г. № 49, от 06.02.2007 г. № 71, от 07.02.2007 г. № 84. Данные требования были получены ФИО1 лично, о чем имеются отметки в требованиях, однако в установленные в них сроки в добровольном порядке исполнены не были.
На основании статьи 353 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ Сочинской таможней были приняты решения о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей (т. 1 л.д. 19; т. 2 л.д. 131; т. 3 л.д. 79, 150; т. 4 л.д. 49, 99, 157; т. 5 л.д. 65; т. 6 л.д. 55). Информационные письма о решениях были направлены в адрес предпринимателя ФИО1 заказными письмами с уведомлением и были им получены, что подтверждается отметками в почтовых карточках. Требования об уплате таможенных платежей были погашены за счет средств, внесенных предпринимателем ФИО1 на депозит таможенного органа при обеспечении условного выпуска товара по рассматриваемым в настоящем деле ГТД.
Пени за просрочку погашения задолженности по таможенным платежам, предусмотренные ст. 349 ТК РФ, по каждой из рассматриваемых в настоящем деле ГТД, были уплачены предпринимателем ФИО1 добровольно с оформлением таможенных приходных ордеров, имеющихся в материалах дела.
Таким образом, непредоставление затребованных таможенным органом документов, внесение денежных средств на депозит таможенного органа для обеспечения уплаты таможенных платежей, согласно заявлений декларанта, добровольное погашение пени за несвоевременную уплату ввозной пошлины, в совокупности свидетельствуют о согласии предпринимателя ФИО1 с принятой таможенным органом таможенной стоимостью ввезенного им товара.
Действия должностных лиц таможенного органа по осуществлению таможенного оформления товаров по рассматриваемым ГТД были произведены и требования вынесены в полном соответствии с действующим таможенным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а так же обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Представленные таможенным органом доказательства оцениваются в совокупности с доказательствами и объяснениями декларанта по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель не представил суду доказательства несоответствия обжалуемых им действий по корректировке таможенной стоимости и требований действующему налоговому законодательству, и нарушение этими действиями и актами его прав и имущественных интересов.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, представило суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность оспариваемых действий и требования.
(см. лист 11)
лист 11 решения по делу № 11/129
При изложенных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 49, 65, 66, 101, 102, 104, 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить. Считать заявленными требования о признании незаконными действий Сочинской таможни, выразившихся в корректировке заявленной таможенной стоимости по товарам, задекларированным по ГТД №№ 10318030/161006/П002028, 10318030/131006/П002001, 10318030/191006/П002047, 10318030/221006/П002065, 10318030/281006/П002098, 10318030/301006/П002112, 10318030/041106/П002128, 10318030/101106/П002180, 10318030/081106/П002152, 10318030/131106/П002190, и о признании недействительными требований Сочинской таможни от 09.01.2007 г. № 11, от 11.01.2007 г. № 13, от 15.01.2007 г. № 15, от 15.01.2007 г. № 16, от 22.01.2007 г. № 23, от 23.01.2007 г. № 26, от 01.02.2007 г. № 38, от 05.02.2007 г. № 49, от 06.02.2007 г. № 71, от 07.02.2007 г. № 84.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.
Судья А.В. Лесных