г. Краснодар Дело № А32-56369/2023
12 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2023.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 12.11.2023.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Мигулиной Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Божко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Краснодар,
к ООО Страхования Компания «Гелиос» (ИНН <***>), г. Краснодар
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 13.10.2023 № ТУ-03-Юл-23-8726/1020-1),
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 30.07.2021
от заинтересованного лица: не явился;
У С Т А Н О В И Л:
Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ, контролирующий орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО Страхования Компания «Гелиос» (далее – общество, страховая компания) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований контролирующий орган указывает на нарушение обществом положений, установленных подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона№ 4015-1, пунктом 7.2 статьи 32.1 Закона № 4015-1 и пункта 2.1 Положения Банка России № 625-П.
Представитель контролирующего органа в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, возражал против удовлетворения ходатайства страховой компании о вынесении предупреждения вместо штрафа, указав на привлечение компании к административной ответственности по той же статье дважды в течение года.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, явку представителя не обеспечило, направило возражения на привлечение его к административной ответственности в виде штрафа.
Суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 08.11.2023 до 11-00 час. После перерыва судебное заседание продолжено. Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 156, 163 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Страховая Компания «Гелиос» имеет действующую лицензию ОС № 0397-03 от 10.11.2021 (предыдущая лицензия 16.09.2015) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
08.10.2020 в соответствии с приказом №252/Л с должности руководителя Службы внутреннего аудита в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника была уволена ФИО2 (т.1 л.д. 168).
16.08.2023 на основании Положения ЦБ РФ от 27.12.2017 №625-П, приказа №317 от 16.08.2023 письмом №539 Страхования Компания «Гелиос» уведомила Банк России о назначении на должность руководителя Службы внутреннего аудита ФИО3 (т. 1 л.д. 161-164).
24.08.2023 письмом №570 страховая компания уведомила Банк России о снятии ФИО2 с должности руководителя Службы внутреннего аудита с приложением приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №252/Л от 08.10.2020 (т. 1 л.д. 165-168).
05.09.2023 в связи с отсутствием сведений у Восточного центра допуска финансовых организаций Банка России о лице, которое осуществляло функции руководителя Службы внутреннего аудита страховой компании в период с 09.10.2020 по 15.08.2023, страховщику был направлен запрос № ТД14-13/46726 (т. 1 л.д. 169-171).
В ответ на запрос общество письмом от 11.09.2023 №688 сообщило, что указанные функции в период с 09.10.2020 по 15.08.2023 осуществлял заместитель руководителя Службы внутреннего аудита ФИО4, информация о временном замещении ФИО4 в Банк России не направлялась (т.1 л.д. 172-185).
13.10.2023 Южным главным управлением Банка России в отношении ООО Страхования Компания «Гелиос» был составлен протокол №ТУ-03-ЮЛ-8726/1020-1 об административном правонарушении и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении страховой компании к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ) определено, что Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.
В пункте 9 статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ установлено, что некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В случаях обоснованного предположения о том, что деятельность некредитной финансовой организации может нанести ущерб ее кредиторам и клиентам или создать угрозу их законным интересам, выявления признаков нарушения некредитной финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и (или) признаков нарушения некредитной финансовой организацией прав клиентов Банк России при осуществлении контроля и надзора в сфере финансовых рынков вправе проводить контрольное мероприятие (в том числе осуществляемое дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которого уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности. Контрольное мероприятие проводится без предварительного уведомления проверяемой некредитной финансовой организации.
Учитывая изложенное, у Центрального банка Российской Федерации имелись полномочия на проведение контрольных мероприятий в отношении общества.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 40-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Статьей 1 Закона № 4015-1 предусмотрено, что составной частью страхового законодательства, помимо указанного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Пунктом 1 статьи 30 Закона № 4015-1 предусмотрено, что надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом № 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
Для получения лицензии субъект страхового дела помимо прочего представляет в орган страхового надзора сведения о лицах, указанных в статье 32.1 Закона№ 4015-1 (в том числе о внутреннем аудиторе (руководителе службы внутреннего аудита)).
Требованиями статьи 28.2 Закона № 4015-1 установлено, что в целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации (в том числе страховому законодательству), правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно распорядительных документов, страховщик должен организовать внутренний аудит, для чего назначается должностное лицо - внутренний аудитор или создается структурное подразделение (служба внутреннего аудита).
Согласно пункту 7.2 статьи 32.1 Закона № 4015-1 и пункту 2.1 Положения Банка России № 625-П назначение (избрание) лиц в состав органов управления и иных должностных лиц финансовых организаций (филиалов), перечисленных в абзацах втором - восьмом пункта 1.2 и абзаце втором подпункта 1.3.1 пункта 1.3 Положения Банка России № 625-П должно быть согласовано финансовой организацией с Банком России (в том числе о внутреннем аудиторе (руководителе службы внутреннего аудита) страховой организации).
Требования к внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) установлены пунктами 3.1, 4 и 6.1 статьи 32.1 Закона№ 4015-1.
Согласно пункту 7.1 статьи 32.1 Закона № 4015-1 лица, указанные в абзаце первом пункта 6.1 статьи 32.1 Закона № 4015-1, при согласовании их кандидатур с органом страхового надзора (если такое согласование требуется), назначении (избрании) на должность, а также в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Руководитель службы внутреннего аудита Общества ФИО2 освобождена от должности 08.10.2020. Сведения о назначении с 16.08.2023 согласованного Банком России кандидата на должность руководителя службы внутреннего аудита Общества ФИО3 поступили в Восточный центр допуска финансовых организаций Департамента допуска прекращения деятельности финансовых организаций Банка России 17.08.2023.
В период с 09.10.2020 по 15.08.2023 функции руководителя службы внутреннего аудита Общества осуществлял заместитель руководителя службы внутреннего аудита Общества ФИО4.
Информация о временном замещении ФИО4 должности руководителя службы внутреннего аудита Общества в Банк России не направлялась. Заявление о согласовании кандидата ФИО4 на должность руководителя службы внутреннего аудита в Банк России не направлялось, кандидатура ФИО4 Банком России не согласовывалась. В указанный период руководитель службы внутреннего аудита Общества не назначался и с Банком России не согласовывался.
Учитывая изложенное, общество нарушило лицензионные требования, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона№ 4015-1, пунктом 7.2 статьи 32.1 Закона № 4015-1 и пункта 2.1 Положения Банка России № 625-П.
Указанное бездействие ООО Страховая Компания «Гелиос», выразившееся в нарушении требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в части неосуществления процедуры согласования с органом страхового надзора (Банком России) кандидатуры, осуществляющей функции руководителя службы внутреннего аудита ООО Страховая Компания «Гелиос» в период с 09.10.2020 по 15.08.2023, образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
По результатам контрольных мероприятий факт совершения обществом правонарушения подтвердился, в связи с чем ЦБ РФ 13.10.2023 составлен протокол
№ ТУ-03-ЮЛ-23-8726/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по делу не пропущен.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разделе II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всей совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ:
1) лицо, в отношении которого ведется административное производство, является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2) совершение административного правонарушения впервые;
3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые. При этом, при рассмотрении вопроса о возможности замены штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому административному правонарушению.
Кроме этого, условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего нарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
Довод возражений страховой компании о наличии оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отклоняется судом, поскольку имеются обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, страховая компания ранее привлекалась к административной ответственности по части 3 стати 14.1 КоАП РФ (решения от 21.12.2022 по делу №А32-58338/2022, от 05.05.2023 № А32-18886/2023).
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, признано повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Таким образом, суд полагает, что назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае невозможно, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Гелиос» подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Руководствуясь ст. 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Гелиос» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 13.10.2023, № ТУ-03-ЮЛ-23-8726/1020-1 и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Реквизиты для перечисления суммы штрафа:
КБК – 99911601141010001140, Получатель - Межрегиональное операционное УФК (БАНК РОССИИ), казначейский счет – 03100643000000019500, банк получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК (БАНК РОССИИ), казначейский счет 03100643000000019500, банк получателя – операционный департамент Банка России // Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, ИНН <***>, КПП 770201001, Код ОКТМО 45379000, Единый казначейский счет 40102810045370000002, УИН 0355262400300131023087263, идентификатор плательщика (ИП) 2007705513090231001001.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства оплаты штрафа заинтересованному лицу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
Решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Мигулина Д.А.