ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-6425/11 от 31.01.2012 АС Краснодарского края

09.02.2012 г.

Дело № А32-6425/2011

г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2012

Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Нигоева Р.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешковой О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГКУ «ГУСКК»), г. Краснодар

к Федеральному бюджетному учреждению «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский» Министерства Обороны РФ, г. Сочи

о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута

при участии:

от истца: ФИО1- представитель по доверенности от 14.06.2011;

от ответчика: не явились, извещены

установил:

Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского края», г. Сочи обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГУП «Сочинский центральный военный санаторий» МО РФ, г. Сочи о понуждении заключить соглашения об установлении сервитута №22/101/938-р и №21/101/938-р от 17.01.2011 г.

Истец настаивает на исковых требованиях, заявляет ходатайство об уточнении наименования ответчика – Федеральное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский» Министерства Обороны РФ.

Ходатайство удовлетворено.

Ответчик не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

Ходатайство удовлетворено.

В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено, стороны и их представители в судебное заседание после перерыва не явились.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из искового заявления, в соответствии со ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ «Об организации и проведении ХХII олимпийских зимних игр и ХIпаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее, Закон №310-ФЗ), приказом Министерства регионального развития РФ от 24.08.2010 г. № 58-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Водовод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха» (проектные и изыскательские работы, строительство)» (п.101 КЦП)», распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2010 года № 938 «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0302028:15 и 23:49:0000000:91, находящихся, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Курортный проспект, 94, в пользу ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» необходимо установить сервитут.

Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0302028:15 и 23:49:0000000:91, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Курортный проспект, 94, принадлежат Федеральное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский» Министерства Обороны РФ, г. Сочи на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается выписками из ЕГРП от 14.06.2010г. и 13.11.2011 г. и кадастровыми паспортами на указанные земельные участки.

17 января 2011 года Истцом были подготовлены проекты соглашений об установлении сервитута № 22/101/938-р и №21/101/938-р и направлены 09.02.2011 г. в адрес ответчика ценным письмом с описью вложения в соответствии с п.22 ст. 15.2. Закона № 310-ФЗ.

В соответствии с п. 23 ст. 15.2 ФЗ № 310, в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение, об установлении сервитута.

Вместе с тем, соглашения об установлении сервитута ответчиком не подписано до настоящего времени.

В связи с изложенным, истец обратился в арбитражный суд Краснодарского края с иском о понуждении их подписать.

Согласно представленному в материалы дела отзыву ответчика вопросы, касающиеся распоряжения находящихся у Вооруженных сил РФ и подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками занимается Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, на основании чего ответчик 16.02.2011 г. направил в запрос в адрес Департамента для разъяснения порядка заключения соглашения об установлении сервитута.

Приказом Министерства Обороны РФ от 08.07.2011 г. «О заключении соглашения об установлении сервитута» Главному управлению строительства Краснодарского края для строительства «Водовод от санатория «Красный штурм» предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0302028:15 и 23:49:0000000:91.

В соответствии с указанным приказом ответчик письмом от 01.08.2011 г. № 1090 направил в адрес истца соглашение об установлении сервитута.

Согласно пояснениям истца и ходатайству от 15.09.2011 г. предмет и существенные условия проектов соглашений сторон совпадают за исключением двух пунктов.

11.01.2011 г. ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в котором также сообщает, что между ФБУ «СКК «Сочинский» МО РФ и Главное управление строительства Краснодарского края подписано соглашение об установлении сервитута на указанные земельные участки. В связи с тем, что данное соглашение трехстороннее, оно направлено в Министерство обороны Российской Федерации для подписания.

Ответчик прилагает к ходатайству копию только первого и последнего листа соглашения № 41/101/938-р. Полный текст соглашения в материалах дела отсутствует.

Доказательства направления подписанного всеми сторонами соглашения в адрес истца на момент проведения заседания в материалы дела также не представлены.

В связи с изложенным, истец настаивает на удовлетворении требований о понуждении заключить соглашения об установлении сервитута №22/101/938-р и №21/101/938-р от 17.01.2011 на первоначальных условиях.

При оценке соглашений об установлении сервитута № 22/101/938-р и №21/101/938-р от 17.01.2011 г. судом установлено, что указанные соглашения содержит все существенные условия договора, предусмотренные ч.9 ст.15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ: сроки, цели, площади сервитута, установленного с учетом проектных решений и документации по планировке территорий, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от от 24.08.2010 г. № 58-ОИ, размер платы за сервитуты рассчитан в порядке п.п.2 п.21 ст.21 ст.15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (ч.7 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ «Об организации и проведении ХХII олимпийских зимних игр и ХI паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации.

Сервитуты могут устанавливаться для:

1) строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог);

2) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;

3) строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;

4) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, геодезических знаков для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;

5) проведения изыскательских, исследовательских и других работ для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;

6) проведения работ по защите территорий, предназначенных для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, от затопления и подтопления (п.п.1,2 ст. 15.2. Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ).

Соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут, и собственниками земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, такое соглашение заключается соответствующими землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут (п.6 ст. 15.2. Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ).

Установление сервитута осуществляется без проведения общественных слушаний (п.17. ст. 15.2. Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ).

После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его собственникам земельного участка, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков.

В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута (п.п.22,23 ст. 15.2. Федерального закона от 01.12.2007 года №310-ФЗ).

Поскольку истцом приняты меры к заключению соглашений по установлению сервитута в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 года №310-ФЗ, а ответчиком не представлены доказательства надлежащего подписания соглашений, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на ответчика.

Кроме того, в соответствии с п. 24. ст. 15.2. Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ, решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 110,167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство истца об уточнении наименования ответчика – удовлетворить.

Считать по делу ответчиком - Федеральное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский Министерства Обороны РФ.

Ходатайство ответчика о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика - удовлетворить.

Исковые требования Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГКУ «ГУСКК»), г. Краснодар - удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский» Министерства Обороны РФ заключить с Государственным казенным учреждением «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГКУ «ГУСКК»), г. Краснодар соглашение об установлении сервитута №22/101/938-р и №21/101/938-р от 17.01.2011 г.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс» Сочинский» Министерства Обороны РФ в пользу Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГКУ «ГУСКК»), г. Краснодар 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.

Судья Р.А. Нигоев