АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/,
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-6679/2018
31 июля 2019 г.
Резолютивная часть решения изготовлена 24 июля 2019 года, полный текст изготовлен 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Григорьевой Ю.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мовсесян А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению АО «АТЭК», г. Краснодар, к администрации МО г. Краснодар
о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ГУК – Краснодар»,
при участии представителей: от АО «АТЭК» - ФИО1 (доверенность от 14.08.18), от администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО2 (доверенность от 18.12.2018 г.),
УСТАНОВИЛ:
Истец просит суд взыскать с ответчика 1 026 890 руб. 52 коп. – задолженность за потребленную в отсутствие договора тепловую энергию в период с 01.10.2014 г. по 30.04.2017 г. включительно, а также 23 269 руб. 00 коп. - расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Основания заявленных требований изложены истцом в исковом заявлении.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края о времени и месте судебного заседания, а также по почте (почтовое уведомление, т. 2,л.д.96), не обеспечило явку своего представителя в суд.
В связи с чем, судебное заседание проведено по правилам ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 18.07.2019 г. был объявлен перерыв до 24.07.2019 г. 10-30 час., после чего судебное разбирательство было продолжено с участием тех же представителей. Информация об объявлении перерыва была своевременно размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Суд, изучив в совокупности все представленные в дело доказательства, пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «Автономная теплоэнергетическая компания» (истец) осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в нежилые помещения, расположенные на территории г. Краснодара и принадлежащие муниципальному образованию город Краснодар в лице Администрации МО г. Краснодар на праве собственности, а именно:
- нежилое помещение обще площадью 83 кв. м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: <...>
- нежилые помещения №№2,5,6,8,9 общей площадью 85,2 м.кв. расположенные в многоквартирном доме по адресу: <...>;
- нежилые помещения №№ 1216-18,18/1,18/2,19/23 лит. Подвала/Р общей площадью 96,2 кв.м., и нежилые помещение №№4-8,20-22,20/1,20/2, лит. Под/Р общей площадью 109,8 кв.м., расположенные по адресу: <...>;
- нежилые помещения общей площадью 233.1 кв.м., расположенные в многоквартирном доме по адресу: <...>/ Коммунаров 50/ 33;
- нежилые помещения №№ 18-27,20/1 лит под. Ж общей площадью 271,5 кв.м., расположенные в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Принадлежность указанных объектов недвижимого имущества ответчику на праве собственности в спорный период подтверждается представленными в материалы дела выписками из Реестра муниципального имущества, выписками из ЕГРН (т.2,л.д. 11,32,53,71, 85) и не оспаривалась ответчиком в ходе рассмотрения спора.
Истцом в адрес ответчика были направлены письма №ИП-01/9032-07-419 от 25.07.2017г., №ИП-01/9032-07-418, №ИП-01/9000-06-1058 от 11.10.2017г., №ИП-01/9032-07-1129 от 19.10.2017г., №ИП-01/9000-06-620 от 22.08.2017г. о приглашении представителя ответчика для составления актов о бездоговорном потреблении тепловой энергии в помещениях по указанным адресам.
В связи с неявкой представителя администрации в указанное в уведомлениях время в спорные объекты теплоснабжения, истцом в одностороннем порядке были составлены акты бездоговорного потребления тепловой энергии:
- от 10.08.2017 г. в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> в многоквартирном доме по адресу: <...> (т.1,л.д. 16);
- от 10.08.2017 г. в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> (т.1,л.д. 37);
- от 20.10.2017 г. в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> (т.1,л.д. 57);
- от 09.11.2017 г. в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>/ Коммунаров 50/ 33 (т.1,л.д. 75);
- от 14.09.2017 г. в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> (т.1,л.д. 86).
Дома находятся в управлении ООО «ГУК-Краснодар». Собственник (представитель собственника) для совместного осмотра помещений и составления актов не явился, уведомлен упомянутыми письмами. Доступ в помещения, принадлежащие ответчику, предоставлен не был. Дома подключены к централизованной системе отопления. На основании изложенного, истец полагает, что по названным адресам в г. Краснодаре ответчик осуществляет бездоговорное потребление тепловой энергии.
Общая стоимость тепловой энергии на отопление, потребленной вышеперечисленными объектами, по расчету истца составила 684 593,68 руб., размер задолженности в полуторакратном размере составил 1 026 890,52 руб.
По мнению истца, учитывая факт поставки тепловой энергии на объекты теплоснабжения через присоединенные тепловые сети, ответчик обязан оплатить стоимость потреблённой тепловой энергии.
Направленные истцом ответчику претензии не были удовлетворены, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
При принятии решения суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) бездоговорное потребление тепловой энергии представляет собой потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
Таким образом, теплоснабжающая организация, под которой в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, вправе осуществлять проверку обоснованности (то есть наличие фактических и правовых оснований) потребления абонентами тепловой энергии в пределах своих границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В статье 2 Закона о теплоснабжении установлено, что потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществившего бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту. При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившее бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители.
Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (п. 8 ст. 22 Закона). Для возникновения оснований для привлечения лица, осуществившего бездоговорное потребление тепловой энергии к ответственности за такое потребление, теплоснабжающая организация обязана установить и подтвердить наличие технической возможности (отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации), а также факт нахождения в ведении лица, осуществившего бездоговорное потребление, эксплуатируемых в целях приема тепловой энергии энергетических сетей, приборов и оборудования.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила № 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 раздела 2 Правил № 354 понятие "отопление" определяется как подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам. Из выше приведенной нормы права следует, что возможность констатировать факт осуществления ресурсоснабжающей компанией деятельности по поставке тепловой энергии для отопления нежилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, имеется только в том случае, когда посредством достоверных доказательств подтверждается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам тепловой энергии в конкретное нежилое помещение. В силу положений указанных Правил взимание платы за коммунальную услугу по отоплению возможно лишь в отношении помещений, которые относятся к отапливаемым. В многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких и ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.
Факт наличия в спорных нежилых помещениях, принадлежащих ответчику на праве собственности, неизолированных полностью либо частично трубопроводов системы центрального отопления представленными письменными доказательствами и фотоматериалами.
Совместными актами обследования спорных помещений от 06.07.2018 г., составленных с участием уполномоченных сторонами лиц в ходе рассмотрения дела, установлено следующее.
В подвальных помещениях МКД по ул. Ленина, 90, проходят трубопроводы системы центрального отопления, частично изолированы, отопительные приборы демонтированы («срезаны»). Точек водоразбора ГВС не обнаружено.
В подвальных помещениях МКД по ул. Красная, 198, проходят трубопроводы системы центрального отопления, частично изолированы. Точек водоразбора ГВС не обнаружено.
В подвальных помещениях МКД по ул. Атарбекова, 38, имеются неизолированные трубопроводы и стояки системы отопления.
В подвальных помещениях МКД по ул. Мира,50, проходят трубопроводы системы центрального отопления, частично изолированы. Точек водоразбора ГВС не обнаружено. Отопительные приборы системы центрального отопления отсутствуют.
В подвальных помещениях МКД по ул. Красная, 137, имеются неизолированные трубопроводы системы центрального отопления. Точек водоразбора ГВС не обнаружено. Отопительные приборы системы центрального отопления отсутствуют.
Довод ответчика о том, что частично изолированные трубопроводы не могут быть отнесены к системам отопления отклоняется судом в связи со следующим.
В соответствии с 5.2.22. Правил, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая изложенное, именно ответчик осуществляет обслуживание и контроль за надлежащим состоянием принадлежащего ему имущества (лично либо путем поручения выполнения данных действия иным лицам) и несет неблагоприятные последствия нарушения им обязанности по должному содержанию такого имущества.
Поскольку через частично изолированные трубопроводы осуществляется теплоотдача и фактическое отопление помещений, постольку в отсутствие исправной изоляции указанные устройства выполняли функции отопительных приборов.
Из материалов дела следует, что фактическим основанием для составления компанией акта о бездоговорном потреблении ответчиком тепловой энергии стало ее потребление ответчиком без заключения в установленном порядке договора с энергоснабжающей организацией. Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик самостоятельно не подключался к централизованной системе отопления. Как следует из актов, представленных истцом, а также технических паспортов, представленных ответчиком, спорные дома в установленном законом порядке подключены к централизованной системе отопления.
Доказательств заключения договора теплоснабжения спорных объектов между сторонами в порядке, установленном законом, суду не было представлено. Но потребление, осуществляемое с момента возведения многоквартирного дома, надлежащим образом подключенного к централизованным сетям отопления, не является нелегальным, не свидетельствует о самовольном подключении ответчика к сетям отопления. В то же время бездоговорное потребление есть санкция, применяемая именно в связи с нарушением установленного порядка технического присоединения к сетям. Для применения такой санкции необходима констатация противоправности поведения ответчика. В рассматриваемом споре нежилые помещения не были присоединены после января 2017 года, но изначально находились в составе многоквартирных домов, в установленном порядке подключенных к сетям отопления. По состоянию на период с 2014 г. по 2017 г. потребление не являлось бездоговорным в силу норм действующего законодательства и на нежилые помещения распространялось правило о заключении договора энергоснабжения конклюдентными действиями сторон (пункт 7 Правил № 354). Оснований для взыскания платы за отопление с применением повышенного коэффициента, предусмотренного п. 10 ст.22 Федерального Закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», за период до вступления в действие Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 не имеется. Изменения законодательства, ухудшающие положение должника, на ретроспективный период не распространяются. Специальных положений о ретроспективном действии закона во времени (в отношении пунктов 6,7 Правил № 354) данный нормативный акт не содержит. Напротив, данное постановление вступило в силу даже с отсрочкой, согласно пункту 4.
Кроме того, спорные дома в указанный в иске период находились в управлении ООО «ГУК-Краснодар» (с 2009 года согласно представленным ответчиком анкет с сайта Реформа ЖКХ), которое являлось исполнителем коммунальных услуг по данным домам. Соответственно в отсутствие прямого договора между истцом и ответчиком, плата за ресурс, потребленный на нужды помещений ответчика, являлась предметом договора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией. При этом как действующее законодательство, так и сложившаяся судебная практика исходили из наличия таких договорных правоотношений вне зависимости от того, подписан ли договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (см. например, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос № 9)). То есть в отношении соответствующего объема ресурса истец находился в договорном правоотношении с иным лицом (с ООО «ГУК-Краснодар»), что также исключает возможность квалификации такого потребления как бездоговорного. При этом вопрос фактической оплаты, вопрос заключенности и объем предмета такого договора на правовую квалификацию не влияет. Модель договорного взаимодействия между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией являлась допустимой с точки зрения Правил № 354 с 2014 года. Следовательно, оснований для квалификации потребления в качестве бездоговорного на ретроспективный период не имеется.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что многоквартирные дома, в подвальных этажах которых расположены нежилые помещения, принадлежащие ответчику, в установленном законом порядке подключены к централизованной системе отопления. Управление домами осуществляется управляющей компанией – ООО «ГУК-Краснодар», которая оказывает коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, факт потребления тепловой энергии в помещениях ответчика, расположенных на первом и подвальном этажах многоквартирных жилых домов, не может являться бездоговорным.
Аналогичный правовой подход сформулирован в Постановлении 15 ААС от 29.03.2018 г. по делу № А32-41189/2017, в Постановлении 15 ААС от 04.06.2019 г. по делу № А32-42470/2017, а также в Постановлении АС СКО от 12 декабря 2018 г. по делу № А32-22929/2017.
Ответчик оказанные истцом услуги по отпуску тепловой энергии не оплатил, доказательств погашения имеющейся перед истцом задолженности в материалы дела не представил, поэтому суд пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности в сумме 167 670 руб. 29 коп. за период с 01.01.2017 г. по 30.10.2017 г.
В связи с вышеизложенным, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
При таком исходе дела судебные расходы, состоящие из расходов по государственной пошлине, подлежат отнесению на стороны, в соответствии с правилами ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Судом при рассмотрении настоящего дела исследованы подлинники и (или) надлежаще заверенные копии представленных письменных доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования город Краснодар в лице администрации (ИНН <***>) за счет казны в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания» (ОГРН/ИНН: <***>/2312054894) 167 670 руб. 29 коп. – задолженность за потребленную в период с 01.01.2017 г. по 30.10.2017 г. тепловую энергию.
В удовлетворении оставшейся части иска отказать.
Взыскать с муниципального образования город Краснодар в лице администрации (ИНН <***>) за счет казны в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания» (ОГРН/ИНН: <***>/2312054894) 3 799 руб. 83 коп. – государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Исполнительный лист выдать в установленном порядке после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объёме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Ю.С. Григорьева