ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7642/13 от 23.07.2014 АС Краснодарского края

_______________________________________________________________________

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                          Дело № А32-7642/2013

08 августа 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.07.2014

Решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи  Бутченко Ю.В.,

судей Погореловым И.А., Колодкиной В.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз», г.Новороссийск

к Главе муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Администрации муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Городской Думе муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск», г.Новороссийск

о признании недействующим пункта 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256,

о признании недействующими пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Селихов И.В. (директор, паспорт)

                      Долинин Е.Е. (доверенность от 01.01.2013)

от Главы муниципального образования город Новороссийск: не явился (извещен)

от Администрации МО г.Новороссийск: Каменская Н.Н. (доверенность от 30.12.2013)

от Городской Думы МО г.Новороссийск: не явился (извещен)

от МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск»:

Каменская Н.Н. (доверенность от 09.01.2014)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (далее – ООО «Южный бриз», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главе муниципального образования город Новороссийск, к Администрации муниципального образования город Новороссийск
(далее – администрация), к Городской Думе муниципального образования город Новороссийск
(далее – дума), а также к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск»
(далее – учреждение) о признании недействующим пункта 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования
г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, предусматривающий передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, функциональному органу местной администрации – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск»; о признании недействующими пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271, предусматривающих исполнение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) по выдаче разрешений на строительство, как несоответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск.

Решением от 06.09.2013 суд признал пункт 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256 и пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 N 5271, недействующими как несоответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закону N 131-ФЗ, статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2014 решение от 06.09.2013 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края с указанием, что при новом рассмотрении суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и с учетом изложенного принять законный и обоснованный судебный акт.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 дело принято к производству суда первой инстанции.

Определение ВАС РФ от 30.04.2014 N ВАС-4819/14 по делу N А32-7642/2013 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, с указанием, что доводы общества, изложенные в заявлении по существу дела, могут быть заявлены при новом рассмотрении дела.

Представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему; представили документы в обоснование требований. Пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Уставу муниципального образования город Новороссийск, поскольку предусматривают передачу полномочий органа местного самоуправления, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск», являющемуся юридическим лицом и не являющимся органом местного самоуправления. Вопросы местного значения являются прерогативой органов местного самоуправления, при этом Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможности передачи полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления иному субъекту правоотношений, в то числе муниципальным казенным учреждениям, выступающим самостоятельными хозяйствующими субъектами либо являющимся отраслевыми или функциональными органами местной администрации. Заявитель и иные застройщики не могут реализовать свою правовую обязанность по оформлению разрешений на строительство объектов капитального строительства в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая обязывает до начала строительства получить разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления, то есть реализация данной обязанности застройщиком обеспечивается только деятельностью легитимного субъекта – органа местного самоуправления. Отсутствие возможности оформления разрешений на строительство в установленном порядке нарушает права застройщика на легитимную застройку земельных участков; действие выданного неполномочным органом разрешения на строительство может быть прекращено компетентным органом либо судом, а строительство будет признано самовольным.

Суд кассационной инстанции необоснованно сделал вывод, что судебными актами по делу А32-11958/2012 суды защитили нарушенное право общества, вызванное незаконным отказом органа местного самоуправления в выдаче разрешений на строительство на земельных участках общества, которые нарушены больше быть не могут, поскольку судебными актами по данному делу суд обязал именно администрацию, а не учрежденные ею муниципальные казенные учреждения или органы местной администрации, выдать обществу разрешения на строительство. При этом заявителю выдали часть разрешений на строительство за подписью начальника учреждения, копии которых представлены в дело.

Нарушение прав заявителя оспариваемыми положениями выразилось в невозможности получить разрешение на строительство в порядке, установленном законом. При этом, выдача данных разрешений неправомочным органом ставит под угрозу иные права застройщика в предпринимательской деятельности (ввод объекта в эксплуатацию, оформление права собственности и т.п.). Незаконность передачи полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления иным, созданным ими структурам, неоднократно выражена во многих судебных актах, в том числе ВАС РФ (А32-23959/2008, А79-7191/2010, А76-5514/2011, А60-19422/2011 и др., постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 3369/13). Данную позицию выразил также Комитет по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в письме от 29.01.2013
№ 3.20-24/57.
Вместе с тем, общество обращалось в банк за выдачей кредита с приложением разрешения на строительство, подписанным начальником учреждения, и банк письмом от 03.06.2014 № П-14/04-1960, со ссылками на ст. 51 ГрК РФ, ст. 23, 38 Устава МО г. Новороссийск, отказал в его выдаче на основании того, что разрешение на строительство выдано не местной администрацией, учреждение в состав органов местного самоуправления не входит, структура которых определена в Уставе МО г. Новороссийск, что влечет представленное разрешение на строительство нелегитимным и у банка есть основания полагать о наличии рисков по проекту строительства и, соответственно, по возврату испрашиваемого кредита.  

Учреждение является хозяйствующим субъектом и ему не запрещено получать какие-либо доходы от осуществления деятельности (п. 1.4, 4.1.1, 4.1.5 Положения учреждения). Необходимо учитывать различия между статусом органа местного самоуправления и органов местной администрации. Подробно позиция заявителя отражена в заявлении и дополнительных обоснованиях требований (том 1 и 2).

Представитель администрации и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск» возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему; представил выписку из ЕГРЮЛ в отношении учреждения от 30.06.2014 № 6803, копию должностного регламента начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск. Пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск является юридическим лицом, зарегистрированным в ЕГРЮЛ; оспариваемые положения приняты в пределах полномочий, не противоречат и соответствуют положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительному кодексу Российской Федерации, Уставу муниципального образования город Новороссийск, утвержденному Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91. Должности заместителя Главы администрации и начальника учреждения в настоящее время совмещены, до этого были разделены. В настоящее время разрешения на строительство выдаются заместителем Главы администрации, который является начальником управления архитектуры и градостроительства, но в оспариваемые положения изменения не внесены.

Городская Дума МО г.Новороссийск, извещенная надлежащим образом о времени и месте заседания, представителя не направила; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Позиция изложена в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.

Из материалов дела и сведений из ЕГРЮЛ следует, что 06.12.2006 муниципальное учреждение «Комитет по архитектуры и градостроительству администрации МО г.Новороссийск» зарегистрировано как юридическое лицо ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 № 92 утверждена структура администрации муниципального образования город Новороссийск, включающая в том числе МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» (далее – МКУ «УАиГ», УАиГ).

08.02.2012 муниципальное учреждение «Комитет по архитектуры и градостроительству администрации МО г.Новороссийск» переименовано в муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск» (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181), о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 № 256 утверждены органы администрации МО г. Новороссийск в форме муниципальных казенных учреждений и их положения, в состав которых также вошло управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск и его положение.

24.06.2013 внесена запись в ЕГРЮЛ об Управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181).

Согласно пункту 1.3 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации МО г. Новороссийск,  печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием управления и другие документы.

В соответствии с пунктами 3.1.18 и 3.1.19  Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство.

- выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск
от 10.09.2012 № 5271 утвержден Административный регламент по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», в
соответствии с пунктом 1.3.1.2 которого исполнителем муниципальной услуги является муниципальное казенное учреждение УАиГ.

В соответствии с пунктом 3.3.4.2 данного административного регламента,  начальник УАиГ в течение 1 дня подписывает подготовленные документы, которые в этот же день регистрируются и возвращаются в МФЦ для выдачи заявителю.

Согласно пункту 3.3.5 Административного регламента, начальник УАиГ подписывает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и передает его в порядке делопроизводства сотруднику, уполномоченному на прием заявлений.

Решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256 опубликовано в газете "Официальный Новороссийск", N 105-107, 29.11.2012.

Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 N 5271 опубликовано в газете "Официальный Новороссийск", N 102, 28.11.2012.

ООО "Южный бриз", осуществляющее деятельность в области строительства объектов недвижимости на территории МО г. Новороссийск, посчитав, что пункт 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256 (далее – Положение № 256), предусматривающий передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, функциональному органу местной администрации – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» и пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271 (далее – Административный регламент), предусматривающих исполнение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) по выдаче разрешений на строительство, не соответствуют статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91, и нарушает их права и законные интересы при осуществлении финансовой и иной экономической деятельности, обратились с настоящим заявлением в суд.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Согласно разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 2.4 постановления от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - постановление Пленума N 58), в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

На основании указанного положения арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В постановлении от 24.03.2014 суд кассационной инстанции указал, что суд сделал вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы общества со ссылкой на судебные акты по делу N А32-11958/2012, которыми установлено, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки по адресу: город Новороссийск, село Южная Озереевка, суд кассационной инстанции признал незаконными решения администрации об отказе обществу в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках общества, на администрацию возложена обязанность в установленном порядке принять решение по заявлениям общества о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на принадлежащих заявителю земельных участках.

Суд кассационной инстанции считает ошибочным данный вывод суда первой инстанции, поскольку из судебных актов по делу N А32-11958/2012 следует, что суды в данном деле защитили нарушенное право общества, вызванное незаконным отказом органа местного самоуправления в выдаче разрешений на строительство на земельных участках общества. Из судебных актов по делу
N А32-11958/2012 не следует, каким образом нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности пунктом 3.1.18 Положения N 256 и пунктами 3.3.4.2 и 3.3.5 административного регламента, определяющими управление в качестве органа, который выдает разрешения на строительство в муниципальном образовании город Новороссийск, суды данный вопрос в деле N А32-11958/2012 не исследовали.

В судебном заседании в суде кассационной инстанции представители общества пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку при получении кредитов банки сомневаются в легитимности выданных управлением разрешений на строительство. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данный довод общества (отказ в выдаче кредита в связи с тем, что разрешение на строительство выдано управлением), в суде первой инстанции данный довод не заявлялся и судом не исследовался.

Таким образом, выводы суда о том, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы общества (заявителя) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются недостаточно обоснованными.

При новом рассмотрении дела суд учитывает указанный вывод суда кассационной инстанции и исходит из следующего.

Согласно разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3.1 постановления от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано на то, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и законных интересов заявителя, либо какие обязанности, по его мнению, на него незаконно возлагаются оспариваемым актом, либо в чем состоят иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, заявитель может оспорить нормативный правовой акт, в случае если оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности или создает угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя, либо незаконно возлагает обязанности на него, либо препятствует осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебной защите подлежат не только фактически нарушенные (повлекшие материальные последствия) права в сфере предпринимательской деятельности, но также права, реализация которых под угрозой.

Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства относится к таким полномочиям органов местного самоуправления, без отправления которых граждане и организации не могут реализовать свои права и которые не могут реализовать другие органы, что следует из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ООО "Южный бриз" осуществляет деятельность в области строительства объектов недвижимости на территории МО г. Новороссийск, что подтверждается представленными в дело документами (выпиской из ЕГРЮЛ, копиями разрешений на строительство).

В рамках дела АС КК № А32-11958/2012 рассмотрено заявление ООО "Южный бриз" к администрации муниципального образования город Новороссийск, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" о признании незаконным решения администрации от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12) об отказе в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска, а также о возложении на администрацию обязанности выдать разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.

Судебными актами по указанному делу установлено, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Южная Озереевка (кадастровые номера 23:47:0117052:864, 23:47:0117052:880, 23:47:0117052:843, 23:47:0117052:762, 23:47:0117052:754, 23:47:0117052:730, 23:47:0117052:824, 23:47:0117052:751, 23:47:0117052:828, 23:47:0117052:766, 23:47:0117052:822, 23:47:0117052:781, 23:47:0117052:790, 23:47:0117052:760, 23:47:0117052:740, 23:47:0117052:776, 23:47:0117052:755, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:934, 23:47:0117052:928, 23:47:0117052:825, 23:47:0117052:733, 23:47:0117052:826, 23:47:0117052:929, 23:47:0117052:743, 23:47:0117052:930, 23:47:0117052:748, 23:47:0117052:927, 23:47:0117052:932, 23:47:0117052:931, 23:47:0117052:939, 23:47:0117052:958, 23:47:0117052:838, 23:47:0117052:832, 23:47:0117052:936, 23:47:0117052:933, 23:47:0117052:923, 23:47:0117052:957, 23:47:0117052:753, 23:47:0117052:913, 23:47:0117052:857, 23:47:0117052:870, 23:47:0117052:774, 23:47:0117052:848, 23:47:0117052:758, 23:47:0117052:720, 23:47:0117052:745, 23:47:0117052:842, 23:47:0117052:877, 23:47:0117052:840, 23:47:0117052:837, 23:47:0117052:767, 23:47:0117052:727, 23:47:0117052:723, 23:47:0117052:845, 23:47:0117052:736, 23:47:0117052:750, 23:47:0117052:835, 23:47:0117052:749, 23:47:0117052:795, 23:47:0117052:780, 23:47:0117052:775, 23:47:0117052:941, 23:47:0117052:937, 23:47:0117052:809, 23:47:0117052:759, 23:47:0117052:829, 23:47:0117052:784, 23:47:0117052:959, 23:47:0117052:778, 23:47:0117052:792, 23:47:0117052:816, 23:47:0117052:823, 23:47:0117052:1012, 23:47:0117052:942, 23:47:0117052:801, 23:47:0117052:862, 23:47:0117052:860, 23:47:0117052:951, 23:47:0117052:789, 23:47:0117052:961, 23:47:0117052:871, 23:47:0117052:878, 23:47:0117052:962, 23:47:0117052:852, 23:47:0117052:875, 23:47:0117052:872, 23:47:0117052:960, 23:47:0117052:1009, 23:47:0117052:1013, 23:47:0117052:782, 23:47:0117052:1010, 23:47:0117052:855, 23:47:0117052:1011, 23:47:0117052:944).

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права и сведениями государственного кадастра недвижимости названные земельные участки предназначены для жилищного строительства.

Постановлениями администрации утверждены градостроительные планы земельных участков общества, расположенных в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, предоставленных для жилищного строительства.

Общество обратилось в муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению города-героя Новороссийска" с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 по делу № А32-11958/2012 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 отменены. По делу принят новый судебный акт о признании незаконным решения администрации от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12) об отказе в выдаче обществу разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска. На администрацию муниципального образования город Новороссийск возложена обязанность в установленном порядке принять решение по заявлениям ООО "Южный бриз" о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на принадлежащих заявителю земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается, и из судебных актов по делу № А32-11958/2012 (по спору между теми же сторонами – часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) следует, что общество является субъектом предпринимательской деятельности в сфере строительства объектов капитального строительства на территории г. Новороссийск. 

Вместе с тем, в материалы дела заявителем представлено разрешение на строительство
от 30.07.2013 №
RU23308000-1257-13, выданное начальником управления архитектуры и градостроительства МО Г. Новороссийск, сроком действия до 30.07.2023.

Данное разрешение на строительство было приложено обществом к заявлению в Банк
от 02.06.2014 № 14-дк о рассмотрении вопроса о предоставлении кредита на строительство.

Согласно письму Банка от 03.06.2014 № П-14/04-1960, со ссылками на ст. 51 ГрК РФ, ст. 23, 38 Устава МО г. Новороссийск, банк обществу отказал в выдаче кредита на основании того, что разрешение на строительство выдано не местной администрацией, учреждение в состав органов местного самоуправления не входит, структура которых определена в Уставе МО г. Новороссийск, что влечет представленное разрешение на строительство нелегитимным и у банка есть основания полагать о наличии рисков по проекту строительства и, соответственно, по возврату испрашиваемого кредита.  

С учетом изложенного законность оспариваемых положений нормативных правовых актов, и как следствие, легитимность органа, который осуществляет функции на территории МО
г. Новороссийск по выдаче разрешений на строительство таких объектов, затрагивает
права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и создает угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя в указанной сфере.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пунктом 5 части 3 статьи 8, частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения.

В силу части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1.1. статьи 17 Закона N 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

В соответствии со статьями 37, 41 Закона N 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с названным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с указанным законом.

В силу части 7 статьи 43 Закона N 131-ФЗ иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Статьей 23 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91 (далее - Устав), установлена структура органов местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск, в которую входят:

- представительный орган - городская Дума муниципального образования город Новороссийск;

- глава муниципального образования - глава муниципального образования город Новороссийск;

- исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация);

- контрольный орган - контрольно-счетная палата муниципального образования город Новороссийск (далее - контрольно-счетная палата).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Устава на заседаниях городской Думы решаются вопросы утверждения структуры администрации, утверждение положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации, обладающих правами юридического лица.

В силу пункта 3 статьи 38 Устава администрация в области градостроительной деятельности выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Структуру администрации составляют глава муниципального образования город Новороссийск, первый заместитель и заместители главы муниципального образования город Новороссийск, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (статья 35 Устава).

С учетом изложенного, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Городской Думы и администрации. Данный вывод сделан в постановлении ФАС СКО
от 24.03.2014 по настоящему делу и не подлежит рассмотрению вновь.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о возможности передачи функции по выдаче разрешений на строительство в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами, уставом.

В соответствии со статьей 8Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Следовательно, решение указанных вопросов находится в ведении органов местного самоуправления, отнесено к вопросам местного значения, осуществляемым органами местного самоуправления самостоятельно.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом (статья 34 Федерального закона N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (статья 36 Федерального закона N 131-ФЗ).

При этом глава муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам и органам местного самоуправления. Он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не подлежащими передаче другим органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 31 Устава глава муниципального образования город Новороссийск является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования город Новороссийск возглавляет администрацию муниципального образования город Новороссийск.

Наименования "глава муниципального образования город Новороссийск", "глава администрации муниципального образования город Новороссийск", "глава города Новороссийска" равнозначны.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 32 Устава глава муниципального образования город Новороссийск в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование город Новороссийск в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования город Новороссийск, а также обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.

Согласно пунктам 8, 9 и 33 части 2 статьи 32 Устава, глава муниципального образования город Новороссийск как глава администрации: назначает и освобождает от должности первого заместителя главы муниципального образования город Новороссийск, заместителей главы муниципального образования город Новороссийск в соответствии с законодательством и настоящим Уставом; назначает и освобождает от должности руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации в соответствии с законодательством; при необходимости делегирует выполнение отдельных своих полномочий заместителям главы муниципального образования город Новороссийск.

Глава муниципального образования город Новороссийск осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.

При этом делегирование своих полномочий главой муниципального образования город Новороссийск как главой администрации иным лицам, кроме заместителей главы муниципального образования город Новороссийск, не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Законом № 131-ФЗ, ни Уставом.

В соответствии со статьей 35 Устава Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Новороссийск, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.

Администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, решениями городской Думы и правовыми актами главы муниципального образования город Новороссийск.

Администрацией руководит глава муниципального образования город Новороссийск.

Структуру администрации составляют глава муниципального образования город Новороссийск, первый заместитель и заместители главы муниципального образования город Новороссийск, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно части 3 статьи 38 Устава, в полномочия Администрации в области, градостроительной деятельности, транспорта и связи входит выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования не могут быть переданы иным должностным лицам местного самоуправления - администрации. Исключением является предусмотренный частью 7 статьи 36 Закона о местном самоуправлении случай досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

В постановлении от 24.03.2014 суд кассационной инстанции указал, чтосчитает ошибочным вывод суда о том, что учреждение является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие казенного учреждения - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Положение об управлении), управление является функциональным органом администрации муниципального образования город Новороссийск - органом по управлению, межотраслевой координации и функциональному регулированию деятельности в области архитектуры и градостроительства, обеспечения проведения государственной политики в области архитектуры, градостроительства на территории муниципального образования город Новороссийск. Управление действует на основании Устава муниципального образования город Новороссийск и настоящего положения.

Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новороссийск, печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием Управления и другие документы.

Суд не исследовал в совокупности и взаимосвязи пункты 1.4, 1.5, 3.1.18, 5.1, 5.4, 5.9 и иные пункты Положения об управлении, согласно которым:

- имущество закреплено за управлением на праве оперативного управления является муниципальной собственностью муниципального образования город Новороссийск и отражается на балансе управления (пункт 1.4 Положения об управлении);

- финансирование расходов на содержание управления осуществляется за счет средств местного бюджета (пункт 1.5 Положения об управлении);

- на управление возложена функция по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство (пункт 3.1.18 Положения об управлении);

- структура и штатное расписание управления утверждается постановлением главы администрации (пункт 5.1 Положения об управлении);

- начальник управления назначается на должность и освобождается от должности главой администрации города (пункт 5.4 Положения об управлении);

- работники управления являются муниципальными служащими, назначаются и освобождаются от должности начальником управления (пункт 5.9 Положения об управлении).

Организационно-правовая форма казенного учреждения позволяет осуществлять исключительно целевые функции, полностью исключая какую-либо нецелевую предпринимательскую деятельность. Любой доход, полученный казенным учреждением от целевой деятельности, поступает в соответствующий бюджет.

Правовая особенность юридических лиц - публично-правовых образований и публично-правовых организаций состоит в том, что их правоспособность имеет сложносоставной характер, в котором доминирует публично-правовая правоспособность над гражданско-правовой, которая является подчиненной цели и предмету деятельности первой. При этом публично-правовая правоспособность органов местного самоуправления также имеет специальный (целевой) характер и обусловлена местом органа в системе органов местного самоуправления муниципального образования и его соответствующей компетенцией и не зависит от наличия или отсутствия у органа статуса юридического лица.

Специальная правосубъектность юридических лиц - органов местного самоуправления состоит в том, что предмет их деятельности - осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Таким образом, учреждение не является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции.

Суд, исследовав в совокупности и взаимосвязи пункты 1.4, 1.5, 3.1.18, 5.1, 5.4, 5.9 и иные пункты Положения об управлении, во взаимосвязи с положениями ст. 56, 120 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу, что учреждение является юридическим лицом и хозяйствующим субъектом по смыслу Гражданского кодекса РФ.

В статье 56 Гражданского кодекса РФ определена ответственность юридического лица, согласно частям 2 и 3 которой казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

 Согласно части 1 и 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

В статье 6Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие казенного учреждения - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256, утверждены органы администрации МО г. Новороссийск в форме муниципальных казенных учреждений и их положения, в состав которых также вошло управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск и его положение.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск является функциональным органом администрации муниципального образования город Новороссийск - органом по управлению, межотраслевой координации и функциональному регулированию деятельности в области архитектуры и градостроительства, обеспечения проведения государственной политики в области архитектуры, градостроительства на территории муниципального образования г. Новороссийск. Управление действует на основании Устава муниципального образования город Новороссийск и настоящего положения.

Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новороссийск, печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием Управления и другие документы.

Согласно Положения N 256 на Управление возложена функция по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск
от 10.09.2012 N 5271 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства".

Согласно оспариваемым положениям Положение № 256 и Административного регламента, Городской Думой МО г. Новороссийск и главой МО г. Новороссийск полномочия главы муниципального образования по выдаче разрешений на строительство делегированы Управлению архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск, являющемуся самостоятельным юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181), что также подтверждается Уставом МО г. Новороссийск, пунктом 1 решения Городской Думы МО г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, пунктом 1.3 Положения № 256, пунктом 1.3.1.2 Административного регламента, сведениями из ЕГРЮЛ и свидетельствами о регистрации юридического лица от 28.01.2011 и от 24.06.2013.

При этом, в связи с принятием решения Городской Думы МО г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256 и Положения № 256 организационно правовая форма УАиГ не изменилась.

Таким образом, учреждение, хотя и входит в структуру исполнительно-распорядительного органа - администрации муниципального образования город Новороссийск, является юридическим лицом и хозяйствующим субъектом, поскольку имеет право приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новороссийск, печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием Управления и другие документы.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2013 N 3369/13 по делу N А09-7558/2012 при анализе норм Закона № 131-ФЗ пришел к выводу, что образование в структуре местной администрации профильного комитета с правами юридического лица не наделяет этот комитет статусом органа местного самоуправления.

Данную позицию выразил также Комитет по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в письме
от 29.01.2013 № 3.20-24/57.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на следующих принципах:

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

- ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

Возлагая оспариваемыми положениями на учреждение функции по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, установленной императивно в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для органа местного самоуправления, которым учреждение не является, фактически нарушается принцип ответственности органа местного самоуправления за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, ибо начальник управления (учреждение) не является органом местного самоуправления, не входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск, а является функциональным (структурным) подразделением исполнительно-распорядительного органа - администрации муниципального образования город Новороссийск, что следует из Устава и п. 1.5, 5.1, 5.4 Положения об управлении.

Возложение же данной функции на учреждение означает возложение на него прав и обязанностей органа местного самоуправления, что противоречит указанным нормам законодательства.

При изложенных обстоятельствах, наличие специальной правосубъектности юридических лиц - органов местного самоуправления в рассматриваемом случае не позволяет отождествлять орган местного самоуправления и учреждение, а также не является основанием для делегирования органом местного самоуправления своих полномочий учреждению.

Таким образом, пунктом 3.1.18 Положения N 256 и пунктами 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента муниципальное казенное учреждение УАиГ наделено рядом функций и полномочий администрации муниципального образования г.Новороссийск по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства в нарушение норм действующего законодательства.

Довод заинтересованного лица о том, что возложение функций по выдаче разрешений на строительство МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования город Новороссийск, поскольку МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» входит в структуру администрации муниципального образования город Новороссийск и создано именно для решения вопросов местного значения в области архитектуры и градостроительства, в том числе вопросов, связанных с выдачей разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, не может быть принят судом инстанции во внимание, так как указанные заявителем обстоятельства не освобождают от соблюдения требований действующего законодательства по совмещению функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, поскольку закрепленные Положением № 256 и Административным регламентом за МКУ «УАиГ» функции относятся к функциям органа местного самоуправления, которым УАиГ, в смысле статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона № 131-ФЗ и Устава МО
г. Новороссийск, не является, и которые, не могут быть переданы юридическому лицу (хозяйствующему субъекту) в структуре администрации.

Ссылка заинтересованных лиц на постановление Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» не принята судом, поскольку данное постановление издано на основании статей 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ, и из него также следует, что выдачу указанных документов осуществляет орган местного самоуправления.

Довод учреждения о том, что в настоящее время разрешения на строительство выдаются заместителем Главы администрации, который является начальником управления архитектуры и градостроительства, что подтверждается представленными копиями разрешений на строительство  
от 22.04.2014 и 21.07.2014, не принят судом, поскольку в оспариваемые пункты
Положения об управлении и Административного регламента изменения не внесены.

Вместе с тем, из п. 3.1.15 должностного регламента начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск от 19.09.2013 № 78, следует, что на начальника управления возложены функции по выдаче решений на строительство, реконструкцию и продление их сроков, а из п. 3.1.27 данного регламента следует, что на начальника управления возложены функции по согласованию решений на строительство, реконструкцию. То есть, вопросы согласования и выдачи совмещены в принятии решений одним лицом. В п. 4.2.1 этого же регламента установлено, что начальник управления действует от имени управления без доверенности, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами. Согласно п. 1.4 указанного регламента начальник управления подчиняется главе МО г. Новороссийск и его заместителям.

Следовательно, наличие указанных положений не может подтверждать законность оспариваемых пунктов Положения об управлении и Административного регламента.

Согласно ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Исходя из смысла указанной правовой нормы, обоснованность оспариваемых положений должна быть доказана органом, принявшим оспариваемый акт. Заинтересованные лица при принятии пункта 3.1.18 Положения об управлении и пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента, не учли их противоречие положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанным положениям Закона № 131-ФЗ, Устава.

Указанные положения оспариваемых обществом нормативных правовых актов нарушают права и законные интересы заявителя, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере строительной деятельности на территории МО г. Новороссийск.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчиков.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 193 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать пункт 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, и пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271, недействующими, как несоответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91.

Взыскать с Думы муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края
(г. Новороссийск, ул. Советов, 18), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (ИНН 2302055962, г.Новороссийск), расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края (г. Новороссийск, ул. Советов, 18), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (ИНН 2302055962, г.Новороссийск), расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий судья                                                                                   Ю.В.  Бутченко  

Судьи  И.А. Погорелов

                                                                                                                                                 В.Г. Колодкина