ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7642/13 от 28.08.2013 АС Краснодарского края

_______________________________________________________________________

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                          Дело № А32-7642/2013

06 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2013

Решение изготовлено в полном объеме 06.09.2013

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи  Бутченко Ю.В.,

судей Руденко Ф.Г., Погореловым И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз», г.Новороссийск

к Главе муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Администрации муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Городской Думе муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск

к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск», г.Новороссийск

о признании недействующим пункта 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, предусматривающий передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, функциональному органу местной администрации – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск»;

о признании недействующими пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271, предусматривающих исполнение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) по выдаче разрешений на строительство,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Селихов И.В. (директор, паспорт)

                     Долинин Е.Е. (доверенность от 09.10.2010)

от Главы муниципального образования город Новороссийск: не явился (извещен)

от Администрации МО г.Новороссийск: Оганесян А.А. (доверенность от 07.02.2013)

от Городской Думы МО г.Новороссийск: не явился (извещен)

от МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск»:

Оганесян А.А. (доверенность от 28.02.2013)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (далее – ООО «Южный бриз», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главе муниципального образования город Новороссийск, к Администрации муниципального образования город Новороссийск, к Городской Думе муниципального образования город Новороссийск, а также к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» о признании недействующим пункта 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, предусматривающий передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, функциональному органу местной администрации – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск»; о признании недействующими пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271, предусматривающих исполнение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) по выдаче разрешений на строительство, как несоответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования город Новороссийск, поскольку предусматривают передачу полномочий органа местного самоуправления, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск», являющемуся юридическим лицом и не являющимся органом местного самоуправления. В заявлении ссылается также на письмо Комитета по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29.01.2013 №3.20-24/57.

Представитель администрации и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск» возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск является юридическим лицом, зарегистрированным в ЕГРЮЛ с ОГРН 1032309082002, о чем выданы свидетельства о регистрации от 28.01.2011 и от 24.06.2013; оспариваемые положения приняты в пределах полномочий, не противоречат и соответствуют положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительному кодексу Российской Федерации, Уставу муниципального образования город Новороссийск, утвержденному Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91.

Городская Дума МО г.Новороссийск, извещенная надлежащим образом о времени и месте заседания, представителя не направила. Позиция изложена в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.

Из материалов дела и сведений из ЕГРЮЛ следует, что 06.12.2006 муниципальное учреждение «Комитет по архитектуры и градостроительству администрации МО г.Новороссийск» зарегистрировано как юридическое лицо ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 № 92 утверждена структура администрации муниципального образования город Новороссийск, включающая в том числе МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» (далее – МКУ «УАиГ», УАиГ).

08.02.2012 муниципальное учреждение «Комитет по архитектуры и градостроительству администрации МО г.Новороссийск» переименовано в муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск» (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181), о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 № 256 утверждены органы администрации МО г. Новороссийск в форме муниципальных казенных учреждений и их положения, в состав которых также вошло управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск и его положение.

24.06.2013 внесена запись в ЕГРЮЛ об Управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181).

Согласно пункту 1.3 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации МО г. Новороссийск,  печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием управления и другие документы.

В соответствии с пунктами 3.1.18 и 3.1.19  Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство.

- выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск
от 10.09.2012 № 5271 утвержден Административный регламент по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», в
соответствии с пунктом 1.3.1.2 которого исполнителем муниципальной услуги является муниципальное казенное учреждение УАиГ.

В соответствии с пунктом 3.3.4.2 данного административного регламента,  начальник УАиГ в течение 1 дня подписывает подготовленные документы, которые в этот же день регистрируются и возвращаются в МФЦ для выдачи заявителю.

Согласно пункту 3.3.5 Административного регламента, начальник УАиГ подписывает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и передает его в порядке делопроизводства сотруднику, уполномоченному на прием заявлений.

Решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256 опубликовано в газете "Официальный Новороссийск", N 105-107, 29.11.2012.

Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 N 5271 опубликовано в газете "Официальный Новороссийск", N 102, 28.11.2012.

ООО "Южный бриз", осуществляющее деятельность в области строительства объектов недвижимости на территории МО г. Новороссийск, посчитав, что пункт 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256 (далее – Положение № 256), предусматривающий передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, функциональному органу местной администрации – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» и пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271 (далее – Административный регламент), предусматривающих исполнение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) по выдаче разрешений на строительство, не соответствуют статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91, и нарушает их права и законные интересы при осуществлении финансовой и иной экономической деятельности, обратились с настоящим заявлением в суд

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В соответствии со статьей 8Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Следовательно, решение указанных вопросов находится в ведении органов местного самоуправления, отнесено к вопросам местного значения, осуществляемым органами местного самоуправления самостоятельно.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В  соответствии  с пунктом 26 части 1 статьи  16 Федерального  закона  №  131-ФЗ,
пунктом 5 части 3 статьи 8,  частью  4  статьи  51  Градостроительного  кодекса  Российской  Федерации  выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

Так, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом (статья 34 Федерального закона N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (статья 36 Федерального закона N 131-ФЗ).

При этом глава муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам и органам местного самоуправления. Он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не подлежащими передаче другим органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 34 Закона о местном самоуправлении, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (статья 36 Закона о местном самоуправлении)

Глава муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам и органам местного самоуправления. Он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не подлежащими передаче другим органам местного самоуправления.

Статьей 23 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91, установлена структура органов местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск, в которую входят:

- представительный орган - городская Дума муниципального образования город Новороссийск;

- глава муниципального образования - глава муниципального образования город Новороссийск;

- исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация);

- контрольный орган - контрольно-счетная палата муниципального образования город Новороссийск (далее - контрольно-счетная палата).

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

В соответствии со статьей 26 Устава муниципального образования город Новороссийск в исключительной компетенции городской Думы находятся: принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

Утверждение структуры администрации, утверждение положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации, обладающих правами юридического лица решается на заседаниях городской Думы.

В соответствии со статьей 31 Устава глава муниципального образования город Новороссийск является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования город Новороссийск возглавляет администрацию муниципального образования город Новороссийск.

Наименования "глава муниципального образования город Новороссийск", "глава администрации муниципального образования город Новороссийск", "глава города Новороссийска" равнозначны.

Согласно пунктам 15 части 1 статьи 32 Устава, глава муниципального образования город Новороссийск в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование город Новороссийск в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования город Новороссийск, а также обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.

Согласно пунктам 8, 9 и 33 части 2 статьи 32 Устава, глава муниципального образования город Новороссийск как глава администрации: назначает и освобождает от должности первого заместителя главы муниципального образования город Новороссийск, заместителей главы муниципального образования город Новороссийск в соответствии с законодательством и настоящим Уставом; назначает и освобождает от должности руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации в соответствии с законодательством; при необходимости делегирует выполнение отдельных своих полномочий заместителям главы муниципального образования город Новороссийск.

Глава муниципального образования город Новороссийск осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.

В соответствии со статьей 35 Устава Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Новороссийск, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.

Администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, решениями городской Думы и правовыми актами главы муниципального образования город Новороссийск.

Администрацией руководит глава муниципального образования город Новороссийск.

Структуру администрации составляют глава муниципального образования город Новороссийск, первый заместитель и заместители главы муниципального образования город Новороссийск, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно части 3 статьи 38 Устава, в полномочия Администрации в области, градостроительной деятельности, транспорта и связи входит выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования не могут быть переданы иным должностным лицам местного самоуправления. Исключением является предусмотренный частью 7 статьи 36 Закона о местном самоуправлении случай досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

 В статье 56 Гражданского кодекса РФ определена ответственность юридического лица, согласно частям 2 и 3 которой казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

 Согласно части 1 и 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

В статье 6Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие казенного учреждения - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации,  иных  органов  власти,  органов  местного  самоуправления  и  функций хозяйствующих  субъектов,  за  исключением  случаев,  установленных  федеральными  законами, указами  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  Правительства  Российской Федерации,  а  также  наделение  хозяйствующих  субъектов  функциями  и  правами  указанных органов,  в  том  числе функциями и правами  органов  государственного  контроля и надзора,  если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации  по  атомной  энергии  «Росатом»  и  Федеральным  законом  от  30  октября  2007  года №238-ФЗ  «О Государственной  корпорации по  строительству  олимпийских  объектов и  развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256, утверждены органы администрации МО г. Новороссийск в форме муниципальных казенных учреждений и их положения, в состав которых также вошло управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск и его положение.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск является функциональным органом администрации муниципального образования город Новороссийск - органом по управлению, межотраслевой координации и функциональному регулированию деятельности в области архитектуры и градостроительства, обеспечения проведения государственной политики в области архитектуры, градостроительства на территории муниципального образования г. Новороссийск. Управление действует на основании Устава муниципального образования город Новороссийск и настоящего положения.

Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новороссийск, печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием Управления и другие документы.

Согласно Положения N 256 на Управление возложена функция по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск
от 10.09.2012 N 5271 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства".

Согласно оспариваемым положениям Положение № 256 и Административного регламента, Городской Думой МО г. Новороссийск и главой МО г. Новороссийск полномочия главы муниципального образования по выдаче разрешений на строительство делегированы Управлению архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск, являющемуся самостоятельным юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181), что также подтверждается Уставом МО г. Новороссийск, пунктом 1 решения Городской Думы МО г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, пунктом 1.3 Положения № 256, пунктом 1.3.1.2 Административного регламента, сведениями из ЕГРЮЛ и свидетельствами о регистрации юридического лица от 28.01.2011 и от 24.06.2013.

При этом, в связи с принятием решения Городской Думы МО г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256 и Положения № 256 организационно правовая форма УАиГ не изменилась.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами,

Таким образом, пунктом 3.1.18 Положения N 256 и пунктами 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента муниципальное казенное учреждение УАиГ наделено рядом функций и полномочий администрации муниципального образования г.Новороссийск по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства в нарушение норм действующего законодательства.

Довод заинтересованного лица о том, что возложение функций по выдаче разрешений на строительство МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования город Новороссийск, поскольку МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» входит в структуру администрации муниципального образования город Новороссийск и создано именно для решения вопросов местного значения в области архитектуры и градостроительства, в том числе вопросов, связанных с выдачей разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, не может быть принят судом инстанции во внимание, так как указанные заявителем обстоятельства не освобождают от соблюдения требований действующего законодательства по совмещению функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, поскольку закрепленные Положением № 256 и Административным регламентом за МКУ «УАиГ» функции относятся к функциям органа местного самоуправления, которым УАиГ, в смысле статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона № 131-ФЗ и Устава МО
г. Новороссийск, не является, и которые, силу прямого запрета (часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции), не могут быть переданы хозяйствующему субъекту.

Ссылка заинтересованных лиц на постановление Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» не принята судом, поскольку данное постановление издано на основании статей 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ, и из него также следует, что выдачу указанных документов осуществляет орган местного самоуправления (.

ООО "Южный бриз", осуществляет деятельность в области строительства объектов недвижимости на территории МО г. Новороссийск, что подтверждается представленными в дело документами (выпиской из ЕГРЮЛ, копиями разрешений на строительство, а также судебными актами по делу АС КК № А32-11958/2012).

В рамках дела АС КК № А32-11958/2012 рассмотрено заявление ООО "Южный бриз" к администрации муниципального образования город Новороссийск, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" о признании незаконным решения администрации от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12) об отказе в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска, а также о возложении на администрацию обязанности выдать разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.

Судебными актами по указанному делу установлено, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Южная Озереевка (кадастровые номера 23:47:0117052:864, 23:47:0117052:880, 23:47:0117052:843, 23:47:0117052:762, 23:47:0117052:754, 23:47:0117052:730, 23:47:0117052:824, 23:47:0117052:751, 23:47:0117052:828, 23:47:0117052:766, 23:47:0117052:822, 23:47:0117052:781, 23:47:0117052:790, 23:47:0117052:760, 23:47:0117052:740, 23:47:0117052:776, 23:47:0117052:755, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:934, 23:47:0117052:928, 23:47:0117052:825, 23:47:0117052:733, 23:47:0117052:826, 23:47:0117052:929, 23:47:0117052:743, 23:47:0117052:930, 23:47:0117052:748, 23:47:0117052:927, 23:47:0117052:932, 23:47:0117052:931, 23:47:0117052:939, 23:47:0117052:958, 23:47:0117052:838, 23:47:0117052:832, 23:47:0117052:936, 23:47:0117052:933, 23:47:0117052:923, 23:47:0117052:957, 23:47:0117052:753, 23:47:0117052:913, 23:47:0117052:857, 23:47:0117052:870, 23:47:0117052:774, 23:47:0117052:848, 23:47:0117052:758, 23:47:0117052:720, 23:47:0117052:745, 23:47:0117052:842, 23:47:0117052:877, 23:47:0117052:840, 23:47:0117052:837, 23:47:0117052:767, 23:47:0117052:727, 23:47:0117052:723, 23:47:0117052:845, 23:47:0117052:736, 23:47:0117052:750, 23:47:0117052:835, 23:47:0117052:749, 23:47:0117052:795, 23:47:0117052:780, 23:47:0117052:775, 23:47:0117052:941, 23:47:0117052:937, 23:47:0117052:809, 23:47:0117052:759, 23:47:0117052:829, 23:47:0117052:784, 23:47:0117052:959, 23:47:0117052:778, 23:47:0117052:792, 23:47:0117052:816, 23:47:0117052:823, 23:47:0117052:1012, 23:47:0117052:942, 23:47:0117052:801, 23:47:0117052:862, 23:47:0117052:860, 23:47:0117052:951, 23:47:0117052:789, 23:47:0117052:961, 23:47:0117052:871, 23:47:0117052:878, 23:47:0117052:962, 23:47:0117052:852, 23:47:0117052:875, 23:47:0117052:872, 23:47:0117052:960, 23:47:0117052:1009, 23:47:0117052:1013, 23:47:0117052:782, 23:47:0117052:1010, 23:47:0117052:855, 23:47:0117052:1011, 23:47:0117052:944).

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права и сведениями государственного кадастра недвижимости названные земельные участки предназначены для жилищного строительства.

Постановлениями администрации утверждены градостроительные планы земельных участков общества, расположенных в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, предоставленных для жилищного строительства.

Общество обратилось в муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению города-героя Новороссийска" с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 по делу № А32-11958/2012 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 отменены. По делу принят новый судебный акт о признании незаконным решения администрации от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12) об отказе в выдаче обществу разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска. На администрацию муниципального образования город Новороссийск возложена обязанность в установленном порядке принять решение по заявлениям ООО "Южный бриз" о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на принадлежащих заявителю земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о нарушении оспариваемыми положениями нормативных правовых актов прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчиков.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 193 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать пункт 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 20.11.2012 № 256, и пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.09.2012 № 5271, недействующими, как несоответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.02.2011 N 91.

Взыскать с Думы муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края
(г. Новороссийск, ул. Советов, 18), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (ИНН 2302055962, г.Новороссийск), расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края (г. Новороссийск, ул. Советов, 18), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Южный бриз» (ИНН 2302055962, г.Новороссийск), расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа суд.

Председательствующий судья                                                                                   Ю.В.  Бутченко  

Судьи  И.А. Погорелов

                                                                                                                                                 Ф.Г. Руденко