АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-7838/2020
Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2020
Полный текст решения изготовлен 25.09.2020
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паскаловым П.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края г. Краснодар
к ООО «ЭКО», г. Геленджик (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 12-24/14 от 07.02.2020),
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО «ЭКО», г. Геленджик к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, уведомлен в порядке статей 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании объявлен перерыв до 24.09.2020 г. до 09 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассматривается по правилам статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
В рамках проверки информации, изложенной в письме от 21.10.2019 № 7-18-3919-2019 Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Краснодарского края, департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) 08 ноября 2019 года был направлен межведомственный запрос в адрес Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю о наличии зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, <...> А.
12 ноября 2019 года департаментом был получен ответ на данный запрос согласно которого право собственности на объект по указанному адресу не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, департаментом проведен анализ информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, в отношении ООО «Эко».
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «Эко» в период с 11 ноября 2019 года по 20 ноября 2019 года осуществляло закупку и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по вышеуказанному адресу.
Подпунктом 2 пункта 3.2-2 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган, в том числе, документы, подтверждающие наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6, абзацем девятым пункта 10 статьи 16 настоящего Федерального закона).
Таким образом, ООО «Эко» в объекте недвижимого имущества, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляло закупку и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.17 КоАП РФ.
В силу пункта 1.1 Положения о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, утвержденного постановлением глава администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2015 года № 1346 «О департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края» (далее – Положение) департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, участвующим в реализации государственной политики в области производства (кроме производства винодельческой продукции) и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.13 Положения, департамент вправе, в пределах установленной компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях.
Указанным постановлением также утвержден перечень должностных лиц департамента, на которых возложены функции по составлению протоколов об административных правонарушениях, к числу которых, в том числе отнесен консультант отдела декларирования и лицензионного контроля алкогольной продукции департамента.
07 февраля 2020 года, в отсутствии представителя юридического лица ООО «Эко», был составлен протокол об административном правонарушении № 12-24/14, согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, были направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, лицензии, в том числе, выдаются на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.1 п.1, пп.3 ст.3.2 ст.19 Федерального закона № 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель (за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предпринимателя) представляет в лицензирующий орган: документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Заявление о выдаче лицензии подается с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции, срока, на который испрашивается лицензия.
Согласно пункта 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В рамках проверки информации, изложенной в письме от 21.10.2019 № 7-18-3919-2019 Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Краснодарского края, департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) 08 ноября 2019 года был направлен межведомственный запрос в адрес Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю о наличии зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, <...> А.
12 ноября 2019 года департаментом был получен ответ на данный запрос согласно которого право собственности на объект по указанному адресу не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, департаментом проведен анализ информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, в отношении ООО «Эко».
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «Эко» в период с 11 ноября 2019 года по 20 ноября 2019 года осуществляло закупку и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по вышеуказанному адресу.
Подпунктом 2 пункта 3.2-2 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган, в том числе, документы, подтверждающие наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6, абзацем девятым пункта 10 статьи 16 настоящего Федерального закона).
Таким образом, ООО «Эко» в объекте недвижимого имущества, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляло закупку и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Выявленное нарушение образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Частью 1 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензионный контроль) осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», однако оно не приняло все зависящие от него меры по их исполнению.
Суд приходит к выводу, что представленных в материалы дела доказательств достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению на следующий счет: УФК по Ростовской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, л/сч. 04581А22830), Отделение Ростов-на-Дону г. Ростов-на-Дону, р/счет <***>, БИК 046015001, ИНН <***>, ОКТМО 60701000, КПП 616101001, КБК 160 1 16 01141 01 0017 140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Доказательства оплаты штрафа заинтересованному лицу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение направляется судебному приставу – исполнителю для приведения в исполнение в принудительном порядке.
Судебные расходы в данном случае не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Привлечь ООО «ЭКО», г. Геленджик (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Т.Ю. Карпенко