ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-9167/2007-48/133-23АЖ
19 июня 2007 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Садовникова А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании
ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ЗАО «СтройТЭК», п. Афипский,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания
о признании незаконным и отмене постановления № 214/020 от 9.04.2007 г.
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ: от заявителя – ФИО1; от ответчика – не явился.
ЗАО «СтройТЭК», п. Афипский, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 214/020 от 9.04.2007 г., которым ЗАО «СтройТЭК» привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 40000 руб. по ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, выразившееся в нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
В качестве основания заявленных требований заявитель указывает нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном ст. ст. 121-123 АПК РФ порядке, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до шестисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Протоколом об административном правонарушении № 214/020 от 27.03.2007 установлено проведение обществом строительных работ по прокладке трассы газопровода Дзуарикау – Цхинвал на территории земель государственного природного заказника «Цейский» и государственного лесного фонда ГУ «Суадагский лесхоз» без разрешительных документов.
При этом документального подтверждения того, что работы ведутся заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ не имеется.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания на основании протокола об административном правонарушении № 214/020 от 27.03.2007 вынесено постановление № 214/020 от 09.04.2007 о назначении ЗАО «СтройТЭК» административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб. на основании ст. 8.39 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Таким образом, положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу ст. 64 АПК РФ и ст. 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
Постановление о привлечении к административной ответственности должно быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что при составлении протокола от 27.03.07 г. об административном правонарушении законный представитель заявителя не присутствовал.
Уведомление о том, что заявитель был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 27.03.2007 г., ответчиком не представлено.
В связи с изложенным протокол от 27.03.07 г. не может служить основанием для привлечения ЗАО «СтройТЭК» к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 29.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено при надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении получено заявителем 09.04.2007, т.е. в день вынесения оспариваемого постановления № 214/020.
Следовательно, ЗАО «СтройТЭК» не было надлежащим образом уведомлено о дне и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, постановление № 214/020 от 09.04.2007 г. вынесено в отсутствие законного представителя заявителя.
Судом установлены существенные процессуальные нарушения в ходе производства по административному делу, а именно, оформление протокола об административном правонарушении с нарушением требований ст. 28.2. КоАП РФ, вынесение постановления в отсутствие и без надлежащего уведомления ЗАО «СтройТЭК».
Таким образом, ЗАО «СтройТЭК» привлечено к ответственности с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 1 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление № 214/020 от 9.04.2007 г. о привлечении ЗАО «СтройТЭК» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 40 000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания № 214/020 от 09.04.2007 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.
Судья А.В. Садовников