Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А-32-9694/2006-6/230
17 января 2008 г.
Арбитражный суд в составе судьи Дубина Л.И.
при ведении протокола судьей Дубина Л.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Западного узла электросвязи Краснодарского филиала, г. Тимашевск
к 1. Министерству финансов РФ, г. Москва
2. Управлению федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар
3. Департаменту социальной зашиты населения Краснодарского края, г. Краснодар
4. Администрации города Ейска, г. Ейск
третьи лица: 1. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва
2. Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, г. Краснодар
о взыскании 134 700 руб.
при участии:
от истца: ФИО1- представитель по доверенности от 10.01.2007, ФИО2- представитель по доверенности от 01.11.2007
от ответчиков: 1. ФИО3- представитель по доверенности от 14.01.2008
2. ФИО3- представитель по доверенности от 16.01.2008
3. не явились
4. не явились
От третьих лиц: 1. не явились
2. не явились
установил:
Иск заявлен о взыскании с надлежащего ответчика убытков в размере 134 700 руб., связанных с предоставлением в 2004 году населению г. Ейска и Ейского района льгот при оплате за радио в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
До вынесения судебного акта по делу истец изменил исковые требования, а также уточнил наименование ответчика и просил взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 70 330 руб., а также судебные расходы за проведение экспертизы 18 000 руб. и 4 194 руб. расходы по оплате госпошлины.
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом был извещен, в отзыве на исковое заявление указал, что он не располагает денежными средствами на погашение задолженности, образовавшейся у оператора связи при реализации населением льгот по Федеральному закона «О ветеранах» и не является ответчиком по делу. Возмещение задолженности предприятию по указанному федеральному закону должно производиться за счет казны Российской Федерации, через Министерство финансов Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований к Минфину России отказать, считая, что надлежащим ответчиком, представляющим интересы казны РФ, будет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в судебное заседание в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом было извещено, в отзыве на исковое заявление указало, что поскольку Росздраву не переданы полномочия по погашению задолженности по возмещению расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате услуг связи населению, в качестве представителя публично-правового образования (Российской Федерации) в данном случае выступает финансовый орган Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, в Обзоре судебной практики («Бюллетень Верховного Суда РФ», 1997, №10, «Вестник ВАС РФ», 1998, №2), указано, что при предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов Российской Федерации.
Администрация города Ейска, г. Ейск, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, г. Краснодар в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом были извещены.
Дело рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствии ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель истца заявил отказ от иска в части взыскания судебных расходов за проведение экспертизы в размере 18 000 руб.
Отказ истца от заявленных исковых требований судом принят, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ судом принят.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, суд установил.
22.03.2004 Муниципальное учреждение «Городское управление социальной защиты населения» (заказчик) и ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Ейского узла электросвязи- структурного подразделения филиал «Кубаньэлектросвязь» (исполнитель) заключили договор № 38 о возмещении расходов за предоставление льгот по услугам пользования радио, по условиям которого заказчик обязался возместить расходы, понесенные исполнителем при реализации льгот в пределах средств, выделяемых заказчику на эти цели.
Пунктом 2.2. договора установлено, что исполнитель обязуется ежемесячно до 8 числа, следующего за отчетным, возвращать на магнитном носителе реестр граждан, имеющих право на льготы, с указанием основания (закон) предоставления льгот и стоимости услуг по каждому плательщику.
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ в 2004 году ОАО «Южная телекоммуникационная компания» предоставило льготу ветеранам -50 % скидки при внесении абонентской платы за радио. Фактически расходы за 2004 год составили 260200 руб.
В подтверждение оказанных услуг истец предоставил акт сверки с МУ «Городское управление социальной защиты населения», списки лиц, пользующихся льготой, копии паспортов, удостоверений ветеранов, пенсионных удостоверений, справок о праве на льготы, выписки из лицевых счетов абонентов со сведениями о начисленной плате за оказанные услуги связи и о фактической оплате.
Фактически в 2004 году профинансировано было 125500 руб.
В связи с невозмещением расходов от предоставления в 2004 году льгот на услуги связи в сумме 134 700 руб. ОАО «ЮТК» обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 30 Федерального закона «О связи» при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьями 14-23 Федерального закона «О ветеранах» для отдельных категорий граждан установлены меры социальной защиты, в том числе льгота по оплате в размере 50 % абонентной платы за радио.
Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год.
В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.
Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.
Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что судебно- аудиторской экспертизой, проведенной в рамках данного дела ООО «БДО Юникон Аудит Альянс», установлено, что сумма компенсированных из бюджета льгот Приазовскому УЭС филиала ОАО «ЮТК» по закону «О ветеранах» ( предоставление 50 % скидки при оплате за радио) за 2004 г. по г. Ейску и Ейскому району составила 125 500 руб. Остаток не возмещенных сумм составляет 70 330 руб. (л.д. 82-95 т.1).
Таким образом, выводы эксперта, сделанные в заключении, подтверждают недостаточность суммы компенсации для покрытия фактических расходов истца по предоставлению льгот по ФЗ РФ «О ветеранах».
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, истец в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующе финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой органа, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая изложенные обстоятельства, не полученные истцом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Поскольку ответчик от уплаты госпошлины освобожден, истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 71, 156, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Принять отказ истца от иска в части взыскания судебных расходов за проведение экспертизы в размере 18 000 руб.
Производство по делу в этой части прекратить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Западного узла электросвязи Краснодарского филиала, г. Тимашевск 70 330 руб. убытков.
В отношении ответчиков Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар, Администрации города Ейска, г. Ейск в иске отказать.
Выдать ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Западного узла электросвязи Краснодарского филиала, г. Тимашевск справку на возврат 4194 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №360 от 30.03.2005.
Судья Л.И. Дубина