АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2013 года
Дело № А33-10000/2013
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» (ОГРН <***>)
к агентству лесной отрасли Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным приказа от 23.05.2013 № 1124,
с привлечением к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества «Краслесинвест», Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий),
при участии:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 08.07.2013;
от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 11.12.2012.
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Енисейгеофизика» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к агентству лесной отрасли Красноярского края о признании недействительным приказа от 23.05.2013 № 1124, о применении восстановительной меры в виде обязанич принять приказ о предоставлении лесного участка на правах аренды на срок 11 месяцев для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
20.09.2012 между открытым акционерным обществом «Енисейгеофизика» (подрядчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Газпром геологоразведка» (заказчик) заключен договор на выполнение геологоразведочных работ № Р504/12, в соответствии с пунктом 1.1 которого, заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить сейсморазведочные работы МОГТ-3D на Салаирской площади Оморинского лицензионного
участка в соответствии с требованиями Технического (Геологического задания) на
выполнение работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их.
17.01.2013 Управлением по недропользованию по Красноярскому краю открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» выдано разрешение на право производства
геологоразведочных работ № 352 по проекту «Сейсморазведочные работы МОГТ-3D на
Салаирской площади Оморинского лицензионного участка».
Открытое акционерное общество «Енисейгеофизика» обратилось в Агентство лесной отрасли Красноярского края с заявлением № 52 от 01.04.2013 о предоставлении в аренду лесного участка. В соответствии с указанным заявлением открытое акционерное общество «Енисейгеофизика» просит предоставить в аренду сроком на 11 месяцев лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (проведение сейсморазведочных работ методом МОГТ-3D на Салаирской площади Оморинского лицензионного участка. Второй этап), на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, с постановкой на государственный учет и заключением договора аренды лесного участка.
Испрашиваемый лесной участок общей площадью 670,4448 га расположен: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Байкитское лесничество, Ошаровское участковое лесничество: квартал 789 (часть выд.: 6, 12, 14, 21, 23-26), 790 (часть выд.: 17-25), 791 (часть ввыд.: 4, 6, 9, 10, 15-34), 792 (часть выд.: 4, 8, 11-30), 793 (часть выд.: 1, 5-28), 794 (часть выд.: 2, 4, 7-28), 794 (часть выд.: 2, 4, 7-28), 795 (часть выд.: 2, 3, 5, 6, 7, 9-23, 25, 26), 796 (часть выд.: 2, 7-24), 797 (часть выд.: 2, 10-30), 798 (часть выд.:13, 15, 16, 17, 20-26, 28, 29-43), 799 (часть выд.: 16, 20-41), 800 (часть выд.: 13-40), 801 (часть выд.: 6, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24-30, 35), 835 (часть выд.: 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 26-33, 35), 836 (часть выд.: 1-31), 837 (часть выд.: 1-25, 27), 838 (часть выд.: 1-36), 839 (часть выд.: 1-23), 840 (часть выд.: 1-36), 841 (часть выд.: 1-24), 842 (часть выд.: 1-29), 843 (часть выд.: 1-33), 844 (часть выд.: 1-36), 845 (часть выд.: 1-31), 846 (часть выд.: 1, 9, 11, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27), 880 (часть выд.: 3-9, 11-20, 22-29, 32, 33, 34), 881 (часть выд.: 1-26,), 882 (часть выд.: 1-30), 883 (часть выд.: 1-29), 884 (часть выд.: 1-25), 885 (часть выд.: 1-11, 13-33), 886 (часть выд.: 1-40, 42-49, 887 (часть выд.: 1-28), 888 (часть выд.: 1-18, 20-31), 889 (часть выд.: 1-41), 890 (часть выд.: 1-29), 891 (часть выд.: 17-20, 22, 23, 27, 28, 30, 31, 32, 36, 37), 924 (часть выд.: 2-7, 10, 11, 13-17, 19-24, 26-35), 925 (часть выд.: 1-31), 926 (часть выд.: 1-26), 927 (часть выд.: 1-24), 928 (часть выд.: 1-23), 929 (часть выд.: 1, 3-37), 930 (часть выд.: 1-35), 931 (часть выд.: 1-36), 932 (часть выд.: 1-28), 933 (часть выд.: 1-39), 934 (часть выд.: 1-17), 935 (часть выд.: 1, 5), 958 (часть выд.: 1-16, 18-22), 959 (часть выд.: 1-19, 21-25), 960 (часть выд.: 1-13, 15-22), 961 (часть выд.: 1-34, 37, 38, 39), 962 (часть выд.: 1-32, 34). К заявлению приложен акт натурного технического обследования лесного участка от 20.03.2013, утвержденный КГКУ «Байкитское лесничество».
Местоположение планируемых для рубки сейсморазведочных профилей методом МОГТ-3D определено в соответствии с рабочим проектом. Основанием для проведения геологоразведочных работ является разрешение на право производства геологоразведочных работ от 17.01.2013 № 352, выданное Управлением по недропользованию по Красноярскому краю.
Приказом от 26.04.2013 № 960 открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» в предоставлении в аренду лесного участка отказано по причине наличия прав третьих лиц на испрашиваемый лесной участок, исключающих возможность использования его в испрашиваемых целях. В сопроводительном письме № 20/л-3910 от 26.04.2013 указано, что испрашиваемый участок входит в состав площадей, переданных в аренду ЗАО «Краслесинвест», СРОКМНС «Кунноир».
Письмом от 29.04.2013 № 67 открытое акционерное общество «Енисейгеофизика» обратилось к закрытому акционерному обществу «Краслесинвест» за согласованием предоставления в аренду лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых, попадающий на лесной участок, ранее предоставленный в аренду закрытому акционерному обществу «Краслесинвест» для заготовки древесины с указанием конкретных кварталов и выделов.
Письмом от 07.05.2013 № 01/507 закрытое акционерное общество «Краслесинвест» сообщило о возможности согласования использования лесного участка для испрашиваемых целей при условии подписания соглашения о возмещении упущенной выгоды. К письму приложен проект соглашения о возмещении упущенной выгоды в размере 37 704 535,20 руб.
От СРО «Кунноир» (Взывающий) 14.05.2013 поступило письмо о согласовании открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» предоставления в аренду лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, подпадающего на лесной участок, ранее предоставленный в аренду СРО «Кунноир» (Взывающий) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.
13.05.2013 открытым акционерным обществом «Енисейгеофизика» в Агентство лесной отрасли Красноярского края подано заявление № 70 о предоставлении в аренду лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (проведение сейсморазведочных работ методом МОГТ-3D на Салаирской площади Оморинского лицензионного участка. Второй этап), на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, на условиях, аналогичных условиям, отраженным в заявлении № 52 от 01.04.2013. К заявлению приложены письма о согласовании предоставления в аренду лесного участка с закрытым акционерным обществом «Краслесинвест» и СРО «Кунноир» (Взывающий).
Приказом от 23.05.2013 № 1124 Агентство лесной отрасли Красноярского края отказало открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» в предоставлении в аренду лесного участка. Причиной для отказа указано наличие прав третьих лиц на испрашиваемый лесной участок, исключающих возможность использования его в испрашиваемых целях. В сопроводительном письме от 23.05.2013 № 20/л-5767 указано, что испрашиваемый участок входит в состав площадей, переданных в аренду ЗАО «Краслесинвест», для заготовки древесины.
Полагая, что приказ о предоставлении лесного участка на правах аренды на срок 11 месяцев для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что приказ о предоставлении лесного участка на правах аренды на срок 11 месяцев для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
На основании статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 №319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок).
Пунктом 18 Порядка установлено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
На основании подпункта 1 пункта 3.3 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края № 18-п от 01.08.2008 в компетенцию агентства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе, выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
Как следует из материалов дела, приказом от 23.05.2013 № 1124 Агентство лесной отрасли Красноярского края отказало открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» в предоставлении в аренду лесного участка. Причиной для отказа указано наличие прав третьих лиц на испрашиваемый лесной участок, исключающих возможность использования его в испрашиваемых целях. В сопроводительном письме от 23.05.2013 № 20/л-5767 указано, что испрашиваемый участок входит в состав площадей, переданных в аренду ЗАО «Краслесинвест», для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Пунктом 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Указанным пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, в том числе, наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях (подпункт «а»).
Часть 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации в качестве возможных видов использования лесов предусматривает, в том числе, заготовку древесины (пункт 1), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом ни нормы Лесного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения иных нормативных актов также не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам для осуществления разных видов деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 2111/10, системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Указанное постановление содержит оговорку об общеобязательности содержащегося в постановлении толкования правовых норм и применении арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Подпункт «а» пункта 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, предусматривающий, что наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц, исключает возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях, за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодатель прямо предусмотрел исключение из общей правовой нормы, подтверждающее возможность использования лесного участка различными лицами для заготовки древесины и использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края в задачи агентства входит обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на территории края.
Пунктом 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации в качестве одного из принципов лесного законодательства предусмотрено обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно части 2 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов,
предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами
ограничения использования лесов.
Вместе с тем частью 1 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации и иными законами.
Как следует из текста оспариваемого приказа и сопроводительного письма к нему, Агентство лесной отрасли Красноярского указывает лишь на наличие прав аренды иных лиц в отношении заявленного лесного участка для использования в целях заготовки древесины, однако, обоснование невозможности использования лесного участка в испрашиваемых целях со ссылками на Лесной кодекс Российской Федерации или иные законы не приводит.
Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Понятие «рубки лесных насаждений» раскрыто в статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
При выполнении же работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется лишь рубка деревьев, дальнейшая деятельность по частичной и/или полной переработке и вывозке древесины не осуществляется, к лицу, осуществляющему вышеуказанные работы, не переходят права на вырубленную древесину, переработка и реализация указанной древесины не осуществляется.
В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Исходя из пункта 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, в вышеуказанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе, в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих лесов.
Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, принадлежат Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, заявитель не приобретает какие-либо права на заготовленную древесину, права иных лиц при использовании заявителем лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых не нарушаются.
Кроме того, приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края нарушает право заявителя на производство геологоразведочных работ, предоставленное последнему Управлением по недропользованию по Красноярскому краю на основании разрешения № 352 от 17.01.2013, и фактически лишает возможности реализовать ранее предоставленное право.
Исходя из вышеизложенного, агентство лесной отрасли Красноярского края не обосновало невозможность использования в целях разработки месторождений полезных ископаемых лесного участка общей площадью 670,4448 га, расположенного: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Байкитское лесничество, Ошаровское участковое лесничество: квартал 789 (часть выд.: 6, 12, 14, 21, 23-26), 790 (часть выд.: 17-25), 791 (часть ввыд.: 4, 6, 9, 10, 15-34), 792 (часть выд.: 4, 8, 11-30), 793 (часть выд.: 1, 5-28), 794 (часть выд.: 2, 4, 7-28), 794 (часть выд.: 2, 4, 7-28), 795 (часть выд.: 2, 3, 5, 6, 7, 9-23, 25, 26), 796 (часть выд.: 2, 7-24), 797 (часть выд.: 2, 10-30), 798 (часть выд.:13, 15, 16, 17, 20-26, 28, 29-43), 799 (часть выд.: 16, 20-41), 800 (часть выд.: 13-40), 801 (часть выд.: 6, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24-30, 35), 835 (часть выд.: 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 26-33, 35), 836 (часть выд.: 1-31), 837 (часть выд.: 1-25, 27), 838 (часть выд.: 1-36), 839 (часть выд.: 1-23), 840 (часть выд.: 1-36), 841 (часть выд.: 1-24), 842 (часть выд.: 1-29), 843 (часть выд.: 1-33), 844 (часть выд.: 1-36), 845 (часть выд.: 1-31), 846 (часть выд.: 1, 9, 11, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27), 880 (часть выд.: 3-9, 11-20, 22-29, 32, 33, 34), 881 (часть выд.: 1-26,), 882 (часть выд.: 1-30), 883 (часть выд.: 1-29), 884 (часть выд.: 1-25), 885 (часть выд.: 1-11, 13-33), 886 (часть выд.: 1-40, 42-49, 887 (часть выд.: 1-28), 888 (часть выд.: 1-18, 20-31), 889 (часть выд.: 1-41), 890 (часть выд.: 1-29), 891 (часть выд.: 17-20, 22, 23, 27, 28, 30, 31, 32, 36, 37), 924 (часть выд.: 2-7, 10, 11, 13-17, 19-24, 26-35), 925 (часть выд.: 1-31), 926 (часть выд.: 1-26), 927 (часть выд.: 1-24), 928 (часть выд.: 1-23), 929 (часть выд.: 1, 3-37), 930 (часть выд.: 1-35), 931 (часть выд.: 1-36), 932 (часть выд.: 1-28), 933 (часть выд.: 1-39), 934 (часть выд.: 1-17), 935 (часть выд.: 1, 5), 958 (часть выд.: 1-16, 18-22), 959 (часть выд.: 1-19, 21-25), 960 (часть выд.: 1-13, 15-22), 961 (часть выд.: 1-34, 37, 38, 39), 962 (часть выд.: 1-32, 34), не указало с учетом приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации причины, по которым имеющееся у третьего лица право пользования земельным участком в целях ведения охотничьего хозяйства исключает возможность использования заявителем лесного участка в испрашиваемом размере для разработки месторождений полезных ископаемых. Такие причины в оспариваемом приказе не указаны.
Отсутствие в оспариваемом приказе обоснования того, каким образом право третьего лица на аренду лесного участка исключает возможность использования заявителем лесного участка площадью 670,4448 га, необходимой для разработки месторождений полезных ископаемых, свидетельствует о несоответствии оспариваемого приказа статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 №319, нарушении прав заявителя на геологическое изучение и разработку месторождения в соответствии с разрешением № 352 от 17.01.2013.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного требования открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве меры, направленной на восстановление его прав, заявитель просит принять приказ о предоставлении лесного участка на правах аренды на срок 11 месяцев для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края; заключить договор аренды на срок 11 месяцев по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 319 от 26.07.2011.
Поскольку обстоятельства возможности одновременного использования испрашиваемого лесного участка заявителем для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых и третьим лицом для ведения охотничьего хозяйства не установлены агентством лесной отрасли Красноярского края и при разрешении настоящего спора, суд считает, что возложение на ответчика указанной обязанности без проверки им названных обстоятельств может повлечь нарушение прав третьего лица.
Учитывая, что приказ агентства лесной отрасли Красноярского края от 23.05.2013 № 1124 не обоснован, соответствующей обстоятельствам дела и направленной на устранение нарушенного права заявителя будет мера по возложению на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» от 13.05.2013 № 70 о предоставлении лесного участка в аренду.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 2 000 рублей и подлежат взысканию с агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу открытого акционерного общества «Енисейгеофизика».
Учитывая, что заявителем при подаче заявления государственная пошлина уплачена в размере 4 000 рублей (платежное поручение от 04.06.2013 № 389), открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» из федерального бюджета подлежит возврату 2 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» удовлетворить.
Признать недействительным приказ агентства лесной отрасли Красноярского края от 23.05.2013 № 1124, как несоответствующий Лесному кодексу Российской Федерации.
Обязать агентство лесной отрасли Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» путем повторного рассмотрения заявления открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» от 13.05.2013 № 70 о предоставлении лесного участка в аренду.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу открытого акционерного общества «Енисейгеофизика» 2 000 рублей государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «Енисейгеофизика» из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 04.06.2013 № 389. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж