ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10067/07 от 10.01.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-10067/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Михайлова Т.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску государственного федерального унитарного предприятия «Таймыртопсбыт» (г. Норильск)

к   сельскому поселению села Хатанга в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с. Хатанга Хатангского района Красноярского края)

о  взыскании 4 570 103 руб. 44 коп.

третьи лица:  отдел образования администрации Хатангского района Красноярского края, Управление образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, муниципальное образование «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края» в лице администрации района 

при участии:

от истца – Денисова С.А., представителя по доверенности от 27.12.06 (до перерыва),

от  ответчика – отсутствует,

от третьих лиц – отсутствуют,

протокол настоящего судебного заседания ведет  судья Т.В. Михайлова,

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «26» декабря  2007 года. В полном объеме решение изготовлено «10» января 2008 года.

Государственное федеральное унитарное предприятие (ГФУП) «Таймыртопсбыт» (г. Норильск) обратилось с иском к сельскому поселению села Хатанга в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с. Хатанга Хатангского района Красноярского края) о взыскании в субсидиарном порядке 4 570 103 руб. 44 коп. – задолженности.

Определением от 27.07.07 исковое заявление принято к производству арбитражным судом и назначено предварительное судебное заседание, затем судебное разбирательство.

Определениями от 23.08.07, 26.10.07, 20.11.07 к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел образования администрации Хатангского района, Управление образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и муниципальное образование «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края» в лице администрации района.

Определением от 26.10.07 в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы иска до 4 557 378 руб. 85 коп. в связи с частичным исполнением решения арбитражного суда Красноярского края от 29.05.02 № А33-4420/02-с1.

Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления №№ 70086, 70084, 45409, 70082, 70085), представителей не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09 час. 30 мин. 21.12.07 до 11 час. 00 мин. 26.12.07. После перерыва судебное разбирательство продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении наименования ответчика: вместо сельское поселение село Хатанга в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга правильное наименование ответчика – муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга.

Ходатайство удовлетворено, наименование ответчика муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с.Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района).

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.05.2002 по делу № А33-4420\02-с1 с отдела образования администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в пользу ГФУП «Таймыртопсбыт» взыскано 4 570 103 руб. 44 коп. – задолженности за поставленный уголь по договору поставки от 15.06.99 № 29 и 21 283 руб. 04 коп. – государственной пошлины.

Для принудительного исполнения решения суда ГФУП «Таймыртопсбыт» выдан исполнительный лист № 068069.

Определением арбитражного суда Красноярского края от 24.04.07 по делу №А33-4420/02-с1 удовлетворено заявление ГФУП «Таймыртопсбыт» о выдаче дубликата исполнительного листа № 068069 от 29.05.02 в связи с его утратой.

Взыскателю по делу №А33-4420/02-с1 и истцу по настоящему делу - ГФУП «Таймыртопсбыт» выдан дубликат исполнительного листа № 068069  - исполнительный лист № 236008.

Согласно ответу от 03.09.07 № 05-10029АС Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю  на запрос арбитражного суда от 23.08.07 решение арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-4420/02-с1 (исполнительный лист № 068069) исполнено в сумме 34 007 руб. 63 коп. путем списания с Отдела образования администрации Хатангского района инкассовыми поручениями: 10.04.03 суммы 24 760 руб. 75 коп., 15.04.03 суммы 3 982 руб. 50 коп., 23.05.03 суммы 5 264 руб. 38 коп. Списанная 13.04.04 сумма 15 156 руб. 25 коп. возвращена на расчетный счет Отдела образования администрации Хатангского района как ошибочно зачисленная.

Согласно приложенному к ответу Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю  письму Сбербанка РФ от 21.02.07, в связи с закрытием 29.12.05 счета  Отдела образования администрации Хатангского района расчетно-платежные документы, выставленные к счету, возвращены службе судебных приставов.

Как следует из письма Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю  от 10.09.07 № 3694 на запрос арбитражного суда от 23.08.07, исполнительных производств  на взыскание денежных сумм в пользу ГФУП «Таймыртопсбыт» в службе не имеется.

В материалы дела ГФУП «Таймыртопсбыт» представлен подлинный исполнительный лист № 236008 (дубликат) по делу №А33-4420/02-с1 без каких-либо отметок об исполнении или частичном исполнении.

Согласно письму Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 28.08.07 № 19-02-20/3416 исполнительный лист № 236008 (дубликат) по делу №А33-4420/02-с1 возвращен взыскателю в связи с отсутствием в УФК по Красноярскому краю лицевого счета должника – Отдела образования администрации Хатангского района.

В связи с частичным исполнением решения арбитражного суда Красноярского края от 29.05.02 № А33-4420/02-с1 истец уменьшил сумму иска до 4 557 378 руб. 85 коп.

Согласно Положению об Отделе образования  администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (далее – Отдел образования), зарегистрированному постановлением администрации Хатангского района от 03.06.99 № 068-п, Отдел образования является муниципальным органом управления образованием и создан постановлением администрации Хатангского района № 15-П от 11.02.93 в качестве правопреемника отдела народного образования исполкома Хатангского районного Совета народных депутатов.

Пунктом 1.3 данного Положения предусмотрено, что Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Учредителем Отдела образования является администрация Хатангского района, которая не отвечает по обязательствам Отдела образования за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2007 № 185 Отдел образования по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением, созданным администрацией Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

28.03.06 в ЕГРЮЛ внесена запись о  формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора Отдела образования. Председателем ликвидационной комиссии является Фокин Н.А.

Истцом  Отделу образования направлялись требования об исполнении решения арбитражного суда от 29.05.02 по делу № А33-4420/02-с1: от 01.03.07 № 52-КУ, от 07.05.07 № 79-КУ (получены 06.04.07 и 22.05.07 согласно почтовым уведомлениям), и в ликвидационную комиссию от 04.09.07 исх. № 112-КУ (почтовая квитанция от 05.09.07) и от 28.09.07 исх. № 120-КУ (почтовые квитанции от 28.09.07). Данные требования оставлены должником без ответа  и удовлетворения.

Согласно письму МИФНС № 2 по Красноярскому краю от 08.10.07 № 22762, адресованному ФГУП «Таймыртопсбыт», у Отдела образования открытых счетов нет.

Решением арбитражного суда Красноярского края от 27.06.06 по делу №А33-10012/2006 ФГУП «Таймыртопсбыт» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Карзанов А.Г.

Являвшееся собственником имущества должника (Отдела образования)  Муниципальное образование «Хатангский район» с 01.01.2006 упразднено Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 03.11.2004 № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района». Село Хатанга и объединенные общей территорией сельские населенные пункты: Жданиха, Катырк и др. наделены статусом сельского поселения. Административным центром сельского поселения Хатанга является село Хатанга.

Данным Законом также образован Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, в состав которого, в том числе, входит сельское поселение Хатанга.

Согласно статьям 4, 8 названного Закона вновь образованное сельское поселение село Хатанга является правопреемником муниципального образования «Хатангский район».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа является органом местного самоуправления и находится в стадии ликвидации. Председателем ликвидационной комиссии является Фокин Н.А.

По мнению истца, поскольку Отдел образования является учреждением, созданным администрацией Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируется из бюджета, то  в силу статьи 120 Гражданского кодекса  Российской Федерации  при недостаточности денежных средств и имущества у должника-учреждения по его обязательствам субсидиарную ответственность должен нести собственник учреждения -  муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга»  в  лице  Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга.

Согласно письму Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому автономному округу) от 05.07.07 № 03-11/1470 главным распорядителем средств местного бюджета сельского поселения Хатанга является Финансовый отдел сельского поселения Хатанга.

Учитывая, что судебный акт не исполнен в сумме 4 557 378 руб. 85 коп., а должник находится в стадии ликвидации, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании в субсидиарном порядке с муниципального образования «Сельское поселение Хатанга»  в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга суммы долга в размере  4 557 378 руб. 85 коп.

Возражая, ответчик в письменных отзывах на иск приводит следующие доводы:

- в соответствии с Положением об Отделе образования администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Уставом Хатангского района Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

- между истцом и ответчиком не возникало отношений по договору поставки от 15.06.99 № 29,

- с 01.01.2006 согласно Федеральному Закону «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 14.10.2005, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ вошел в состав Красноярского края, преобразовавшись в муниципальный район, а Хатангский район преобразовался в сельское поселение Хатанга;

- в силу пункта 10 статьи 85 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающих в силу правопреемства, определяют передаточным (разделительным) актом;

- согласно пункту 11  статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  организация работы образовательных учреждений, их финансирование и организация образовательного процесса в поселении отнесены к вопросам муниципального района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- в передаточном акте от 30.12.2006, утвержденном Законом № 158-ОкЗ (Приложение № 7 «Кредиторская задолженность муниципального образования «Хатангский район», передаваемая муниципальному образованию «Сельское поселение Хатанга» и дополнении к нему), задолженность отдела образования администрации Хатангского района перед ГФУП «Таймыртопсбыт» не отражена, сельскому поселению Хатанга не передавалась, не его балансе не числится;

- на момент подачи иска отдел образования находится в подведомственности Управления образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в письменных поянениях указало, что Отдел образования администрации Хатангского района не находится в ведении Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, поскольку в соответствии с пунктом 5 Положения об Управлении образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденным Решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 09.12.05 № 02-0039, Управлению образования подведомственны:

- образовательные учреждения, находящиеся на территории муниципального района и осуществляющие предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района,

- учреждения, осуществляющие предоставление начального и среднего профессионального образования, подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников, переданные муниципальному району в пользование и управление в соответствии с Законом автономного округа.

Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в письменных пояснениях по существу спора пояснила следующее:  Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район является вновь образованным муниципальным образованием и не является правопреемником какого-либо упраздненного муниципального образования.

В состав  органов администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района входит Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Ни Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ни сама администрация района не связаны с Отделом образования Хатангского района, не выступали его учредителями, не являются собственником его имущества и не несут ответственности по его обязательствам.

Имущественные обязательства, переданные органам местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  от органов местного самоуправления Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа определены соответствующим передаточным актом от 31.12.05, утвержденным Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 21.04.06 № 157-ОкЗ.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 указанного Закона передаточный акт утвержден согласно приложению № 4 «Кредиторская задолженность муниципального образования «Хатангский район» передаваемая муниципальному образованию «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район»  с учетом разногласий муниципального образования  «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район».

В разногласиях по передаточному акту глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указал на отсутствие оснований для включения в передаточный акт дебиторской и кредиторской задолженности Отдела образования администрации Хатангского района, поскольку предметом  передаточного акта является передача в собственность Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  имущества и имущественных обязательств учреждений образования Хатангского района (школ, детских садов, интернатов, учреждений дополнительного образования), Отдел образования администрации Хатангского района согласно передаточному акту не передается, соответственно не может быть передана его кредиторская и дебиторская задолженность.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » № 131-ФЗ от 03.10.03).

В соответствии со статьей 34 указанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 37 Закона устанавливает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 51  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 03.10.03 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.  

Согласно Положению об Отделе образования  администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (далее – Отдел образования), зарегистрированному постановлением администрации Хатангского района от 03.06.99 № 068-п, Отдел образования является муниципальным органом управления образованием и создан постановлением администрации Хатангского района № 15-П от 11.02.93 в качестве правопреемника отдела народного образования исполкома Хатангского районного Совета народных депутатов.

Пунктом 1.3 данного Положения предусмотрено, что Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Учредителем Отдела образования является администрация Хатангского района, которая не отвечает по обязательствам Отдела образования за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2007 № 185 Отдел образования по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением, созданным администрацией Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Таким образом, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что собственником имущества Отдела образования  администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа являлось муниципальное образование Хатангский район Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 03.11.2004 № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района» муниципальное образование «Хатангский район» с 01.01.2006 упразднено.

Село Хатанга и объединенные общей территорией сельские населенные пункты: Жданиха, Катырк и др. наделены статусом сельского поселения. Административным центром сельского поселения Хатанга является село Хатанга.

Данным Законом также образован Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, в состав которого, в том числе, входит сельское поселение Хатанга.

Согласно статьям 4, 8 названного Закона вновь образованное сельское поселение село Хатанга является правопреемником муниципального образования «Хатангский район».

Пунктом 10 статьи 85 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03 органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 2 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона использует следующие основные термины и понятия:

- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Как следует из статьи 5 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 03.11.2004 № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района» Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район является вновь образованным муниципальным образованием и не является правопреемником какого-либо упраздненного муниципального образования. Сельское поселение Хатанга входит в состав Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Имущественные обязательства, переданные органам местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  от органов местного самоуправления Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа определены соответствующим передаточным актом от 31.12.05, утвержденным Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 21.04.06 № 157-ОкЗ.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 указанного Закона передаточный акт утвержден согласно приложению № 4 «Кредиторская задолженность муниципального образования «Хатангский район» передаваемая муниципальному образованию «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район»  с учетом разногласий муниципального образования  «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район».

В разногласиях по передаточному акту глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указал на отсутствие оснований для включения в передаточный акт дебиторской и кредиторской задолженности Отдела образования администрации Хатангского района, поскольку предметом  передаточного акта является передача в собственность Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  имущества и имущественных обязательств учреждений образования Хатангского района (школ, детских садов, интернатов, учреждений дополнительного образования), Отдел образования администрации Хатангского района согласно передаточному акту не передается, соответственно не может быть передана его кредиторская и дебиторская задолженность.

Таким образом,  ни дебиторская ни кредиторская задолженность Отдела образования администрации Хатангского района не была передана муниципальному образованию «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район» от органов местного самоуправления Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Довод ответчика о том, что согласно пункту 11  статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  организация работы образовательных учреждений, их финансирование и организация образовательного процесса в поселении отнесены к вопросам муниципального района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не влияет на решение вопроса о надлежащем субсидиарном должнике в связи со следующим.

Статьи 4 и 8 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 03.11.2004 № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района» прямо предусматривают, что вновь образованное сельское поселение село Хатанга является правопреемником муниципального образования «Хатангский район».

Данное положение соответствует пункту 10 статьи 85 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03, которым предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом.

Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что Отдел образования администрации Хатангского района не находился и не находится в ведении Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Ни входящее в состав  органов администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ни сама администрация района  не выступали учредителями Отдела образования Хатангского района, не являлись и не являются собственниками его имущества, равно как и правопреемниками его обязанностей в силу действующего законодательства и (или) по передаточному акту, в связи с чем данные органы не могут нести субсидиарную ответственность по существовавшим до их создания обязательствам Отдела образования Хатангского района.

Довод муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» о том, что в передаточном акте от 30.12.2006, утвержденном Законом № 158-ОкЗ (Приложение № 7 «Кредиторская задолженность муниципального образования «Хатангский район», передаваемая муниципальному образованию «Сельское поселение Хатанга» и дополнении к нему), задолженность отдела образования администрации Хатангского района перед ГФУП «Таймыртопсбыт» не отражена, сельскому поселению Хатанга не передавалась, и на его балансе не числится, также не может служить основанием для освобождения муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» от субсидиарной ответственности.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с.Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района) является надлежащим субсидиарным должником по обязательствам Отдела образования, установленным решением арбитражного суда от 29.05.02 по делу №А33-4420/02-с1.

В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.05.2002 по делу № А33-4420\02-с1 с отдела образования администрации Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в пользу ГФУП «Таймыртопсбыт» взыскано 4 570 103 руб. 44 коп. – задолженности за поставленный уголь по договору поставки от 15.06.99 № 29 и 21 283 руб. 04 коп. – государственной пошлины.

Для принудительного исполнения решения суда  ГФУП «Таймыртопсбыт»  выдан исполнительный лист № 068069.

Определением арбитражного суда Красноярского края от 24.04.07 по делу №А33-4420/02-с1 удовлетворено заявление ГФУП «Таймыртопсбыт» о выдаче дубликата исполнительного листа № 068069 от 29.05.02 в связи с его утратой.

Взыскателю по делу №А33-4420/02-с1 и истцу по настоящему делу - ГФУП «Таймыртопсбыт» выдан дубликат исполнительного листа № 068069  - исполнительный лист № 236008.

28.03.06 в ЕГРЮЛ внесена запись о  формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора Отдела образования. Председателем ликвидационной комиссии является Фокин Н.А.

Пунктом 53 Совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

Материалами дела подтверждается факт направления истцом ликвидационной комиссии  Отдела образования требований об исполнении решения арбитражного суда от 29.05.02 по делу № А33-4420/02-с1: от 01.03.07 № 52-КУ, от 07.05.07 № 79-КУ (получены 06.04.07 и 22.05.07 согласно почтовым уведомлениям), от 04.09.07 исх. № 112-КУ (почтовая квитанция от 05.09.07) и от 28.09.07 исх. № 120-КУ (почтовые квитанции от 28.09.07).

Данные требования оставлены должником без ответа  и удовлетворения.

Как следует из материалов дела (ответа от 03.09.07 № 05-10029АС Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю  на запрос арбитражного суда от 23.08.07, письма Сбербанка РФ от 21.02.07, письма Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю  от 10.09.07 № 3694), решение арбитражного суда Красноярского края от 29.05.02 по делу № А33-4420/02-с1 (исполнительный лист № 068069) исполнено в сумме 34 007 руб. 63 коп. путем списания с Отдела образования администрации Хатангского района инкассовыми поручениями: 10.04.03 суммы 24 760 руб. 75 коп., 15.04.03 суммы 3 982 руб. 50 коп., 23.05.03 суммы 5 264 руб. 38 коп. 

В материалы дела ГФУП «Таймыртопсбыт» представлен подлинный исполнительный лист № 236008 (дубликат) по делу №А33-4420/02-с1 без каких-либо отметок об исполнении или частичном исполнении.

Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений следующим образом. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно письму Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 28.08.07 № 19-02-20/3416 исполнительный лист № 236008 (дубликат) по делу №А33-4420/02-с1 возвращен взыскателю в связи с отсутствием в УФК по Красноярскому краю лицевого счета должника – Отдела образования администрации Хатангского района.

Согласно письму МИФНС № 2 по Красноярскому краю от 08.10.07 № 22762, адресованному ФГУП «Таймыртопсбыт», у Отдела образования открытых счетов нет.

Каких-либо доказательств, подтверждающих уплату истцу взысканной решением арбитражного суда от  29.05.02 по делу № А33-4420/02-с1  суммы в размере  4 557 378 руб. 85 коп. суду не представлено.

Статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно письму Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому автономному округу) от 05.07.07 № 03-11/1470 главным распорядителем средств местного бюджета сельского поселения Хатанга является Финансовый отдел сельского поселения Хатанга.

В связи с частичным исполнением решения арбитражного суда Красноярского края от 29.05.02 № А33-4420/02-с1 истцом правомерно заявлено требование о взыскании с муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга суммы долга в размере 4 557 378 руб. 85 коп. в субсидиарном порядке за счет казны муниципального образования.

Учитывая изложенное, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить в сумме 4 557 378 руб. 85 коп.

Взыскать с муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с.Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района) за счет казны муниципального образования в пользу государственного федерального унитарного предприятия «Таймыртопсбыт» (г. Норильск) 4 557 378 руб. 85 коп. долга.

Взыскать с муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» в лице Финансового отдела администрации сельского поселения Хатанга (с.Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района) за счет казны муниципального образования  в доход федерального бюджета 34 286 руб. 89 коп.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

Т.В. Михайлова