ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10141/2022 от 10.08.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17 августа 2022 года

Дело № А33-10141/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы-председателя Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырапа Буяна Васильевича (ИНН 1720000091, ОГРН 1031700727772)

к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709);

к обществу с ограниченной ответственностью "Новый Базас" (ИНН 5407960571, ОГРН 1165476209293)

об оспаривании аукциона, результатов аукциона,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Куулара Ю.Ш-О. на основании доверенности от 05.07.2022; Манчына Э.-О. М. на основании доверенности от 01.07.2022,

от Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Погорелой Л.В. на основании доверенности от 21.04.2022 № 05-01/3235,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зиминым М.В.,

установил:

глава-председатель Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырап Буян Васильевич(далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее – Департамент, Центрсибнедра); к обществу с ограниченной ответственностью "Новый Базас" о признании аукциона на право геологической разведки и добычи золота в бассейне реки Чактыг Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, проведенного Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу 28.12.2021 незаконным, а его результаты – недействительными; об обязании Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу провести согласительные процедуры, указанные в п. 5.1 Положения о территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа «тувинцы-тоджинцы» Тере-Хольского кожууна (с учетом заявления об изменении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.04.2022 возбуждено производство по делу.

Определением от 06.07.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новый Базас".

В зал судебного заседания явилась представитель общества с ограниченной ответственностью "Новый Базас" – Шевлякова М.Г., по доверенности № 02/2021 от 01.11.2021, высшее образование не подтверждено, в связи с чем допущена в качестве слушателя.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал согласно заявлению об изменении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу возражал против удовлетворения заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Обществом с ограниченной ответственностью "Новый Базас" в материалы дела представлен отзыв на заявление, согласно которому общество возражает против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, было опубликовано извещение № 021121/0880740/40/02 от 02.11.2021 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва (далее по тексту - Аукцион).

Решение о проведении Аукциона выражено приказом Центрсибнедра от 02.11.2021 года № 780, которым также утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва, а также утвержден состав аукционной комиссии. Всоответствии с пунктом 98 Административного регламента № 110, в состав аукционной комиссии были внесены изменения, что подтверждается приказом Центрсибнедра от 02.12.2021 № 919.

Пунктом 1.11 Порядка и условий проведения Аукциона (далее - Порядок) установлено, что срок окончания подачи заявок и материалов, представляемых заявителями в соответствии с разделом 2 порядка и условий проведения аукциона - не позднее 16.15 (местное время г. Красноярск) 07 декабря 2021 года.

В установленный срок в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от заинтересованных лиц поступило 5 заявок: ООО «АНЗАС» (вх. № 13902 от 29.11.2021 в 14:35), Артель старателей «Ойна» (вх. № 13905 от 23.11.2021 в 14:50), ООО «СКАТ» (вх. № 14378 от 07.12.2021 в 15:25), ООО «НОРД ГОЛД» (вх. № 14379 от 07.12.2021 в 15:30), ООО «НОВЫЙ БАЗАС» (вх. № 14382 от 07.12.2021 в 15:40).

Рабочая группа для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами образована приказом Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 15.11.2021 года № 828 (с изменениями внесенными приказом от 29.11.2021 № 895); результаты заседания рабочей группы о подведении итогов вскрытия конвертов прилагаемых к заявкам для проведения Аукциона отражены в одноименном протоколе от 08.12.2021.

В соответствии с Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок от 16.12.2021, аукционной комиссией принято решение о допуске всех заявителей до участия в Аукционе.

Всего в ходе рассматриваемого Аукциона было сделано 139 шагов, при этом наибольший размер разового платежа был предложен ООО «НОВЫЙ БАЗАС», который составил 402 600 000 (четыреста два миллиона шестьсот тысяч) рублей; результаты проведения Аукциона отражены в Протоколе от 21.12.2021.

Победителю Аукциона – ООО «НОВЫЙ БАЗАС» выдана лицензия на пользование недрами КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022 с видом пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр Чактыг р., в Тере-Хольском районе Республики Тыва сроком до 23.03.2047.

Полагая, что аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва, проведенный Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, проведен с нарушением требований законодательства, в связи с чем нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По статье 11 ГК РФ в судебном порядке подлежат защите только нарушенные или оспоренные гражданские права.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

По пункту 1 статьи 448 ГК РФ аукционы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе может участвовать любое лицо.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Закон о недрах не содержит норм, регулирующих вопросы оспаривания торгов на право пользования недрами, следовательно, применению подлежит общий порядок оспаривания торгов, установленный положениями статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Из приведенной нормы, с учетом положений статьи 12 ГК РФ следует, что условием признания судом результатов торгов недействительными является нарушение установленного порядка проведения торгов и нарушение вследствие этого прав и законных интересов заявителя,

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются соблюдение норм закона при проведении торгов, наличие защищаемого права лица, предъявившего иск.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.12.2012 № 11237/12, при рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.

Соответствующие правовые подходы сформулированы в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», пунктах 1 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» (далее по тексту - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101), Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 № 7171/10, от 14.12.2010 № 7781/10, от 28.02.2012 № 14850/11, от 05.04.2012 № 16311/11).

При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

В соответствии с пунктами 1 и 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов лиц, обращающихся в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь цель их восстановления.

Исходя из системного анализа положений статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, лицо, обращающееся в суд с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать, что при проведении торгов допущены нарушения закона, проведенные торги повлекли нарушение его права, наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшим нарушением прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения статьи 449 ГК РФ в их системной взаимосвязи направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов, в целях реального восстановления этих прав (Определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 № 739-О-О, от 15.07.2010 № 948-О-О, от 29.01.2015 № 161-О).

В Определении от 15.07.2010 № 948-О-О (пункт 2.2) Конституционный Суд РФ указал, что положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ, устанавливающее, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 данного Кодекса и частью 1 статьи 4 АПК РФ направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов, и как таковое не нарушает конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 12573/11, признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск; судебные акты должны быть исполнимыми и не нарушать принцип правовой определенности.

Указанный вывод содержится также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № ВАС-11604/12.

Таким образом, для признания торгов недействительными необходимо установить нарушение закона при проведении торгов (нарушение правил, установленных законом), определить, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на результат определения их победителя, а также выявить нарушение прав истца, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

В соответствии со статьёй 1.2. Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (часть 3 статьи 6 Закона о недрах).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10.1. Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона), одним из оснований предоставления права пользования недрами участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недра, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.

Принятие решений о проведении аукциона на право пользования недрами, основные критерии выявления победителя, а также порядок их проведения определены статьей 13.1. Закона о недрах, в соответствии с абзацем 1 которой аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (далее также - аукцион), проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

В отношении участка недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва форма предоставления и планируемые сроки проведения аукциона определены Дополнением № 16 к Перечню участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на 2021 год, для разведки и добычи полезных ископаемых, а также геологического изучения разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденным и. о. руководителя Федерального агентства по недропользованию от 20.10.2021.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 16 Закона о недрах, федеральный орган управления государственным фондом недр, осуществляет подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждает такой перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

В соответствии с пунктом 5.4.5. Положения, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет, подготовку перечней участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также определение условий предоставления таких участков недр в пользование.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Роснедра от 05.08.2019 № 320Центрсибнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в том числе на территории Республики Тыва.

В силу пункта 2.2.3. Положения, Центрсибнедра организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Согласно пункту 2.3.7. Положения, Центрсибнедра осуществляет проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр и принятие решений об утверждении итогов конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в установленном порядке.

Перечнем участков недр, утвержденным Роснедра, были также определены полномочия по проведению аукциона в отношении рассматриваемого участка недр – Центрсибнедра, планируемый срок - IV квартал 2021 года.

Процедура проведения аукционов на пользование недрами установлена Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным Приказом Роснедра от 19.03.2020 № 110 (далее по тексту - Административный регламент № 110).

Предоставление государственной услуги применительно к аукционам включает в себя следующие административные процедуры (действия):

1) принятие решения о проведении аукциона на право пользования недрами;

2) размещение объявления о проведении аукциона на право пользования недрами на официальном сайте;

3) регистрация заявок;

4) вскрытие конвертов, прилагаемых к заявкам;

5) формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;

6) рассмотрение заявок и принятие решения о приеме (отказе в приеме) заявок;

7) проведение аукциона на право пользования недрами;

8) утверждение итогов аукциона на право пользования недрами.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого аукциона на основании следующего.

В соответствии со статьей 13.1. Закона о недрах, руководствуясь Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Роснедра от 19.03.2020 № 110, Центрсибнедра на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, опубликовано извещение № 021121/0880740/40/02 от 02.11.2021 года о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва (далее по тексту - Аукцион).

Решение о проведении Аукциона выражено в приказе Центрсибнедра от 02.11.2021 года № 780, которым также утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва, а также утвержден состав аукционной комиссии; всоответствии с пунктом 98 Административного регламента № 110, в состав аукционной комиссии были внесены изменения, что подтверждается приказом Центрсибнедра от 02.12.2021 № 919.

Пунктом 1.11 Порядка и условий проведения Аукциона (далее - Порядок) установлено, что срок окончания подачи заявок и материалов, представляемых заявителями в соответствии с разделом 2 порядка и условий проведения аукциона - не позднее 16.15 (местное время г. Красноярск) 07 декабря 2021 года.

В установленный срок в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от заинтересованных лиц поступило 5 заявок: ООО «АНЗАС» (вх. № 13902 от 29.11.2021 в 14:35), Артель старателей «Ойна» (вх. № 13905 от 23.11.2021 в 14:50), ООО «СКАТ» (вх. № 14378 от 07.12.2021 в 15:25), ООО «НОРД ГОЛД» (вх. № 14379 от 07.12.2021 в 15:30), ООО «НОВЫЙ БАЗАС» (вх. № 14382 от 07.12.2021 в 15:40).

Согласно пункту 65 Административного регламента № 110 основаниями для начала административной процедуры по вскрытию конвертов, прилагаемых к заявкам, является истечение срока подачи заявок и поступление всех зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним конвертов с заявочными материалами в рабочую группу для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Рабочая группа для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами образована приказом Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 15.11.2021 года № 828 (с изменениями внесенными приказом от 29.11.2021 № 895).

В силу пункта 67 Административного регламента № 110 вскрытие конвертов, прилагаемых к заявкам, осуществляется в первый рабочий день, следующий после истечения срока подачи заявок.

Заседание рабочей группы для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами оформляется протоколом о подведении итогов вскрытия конвертов, прилагаемых к заявкам.

Согласно пункту 68 Административного регламента № 110 результатом административной процедуры является вскрытие конвертов, прилагаемых к заявкам.

Результаты заседания рабочей группы о подведении итогов вскрытия конвертов прилагаемых к заявкам для проведения Аукциона отражены в одноименном протоколе от 08.12.2021.

В соответствии с абзацем 2 пункта 73 Административного регламента № 110 аукционная комиссия в течение 15 рабочих дней с даты поступления комплекта документов в аукционную комиссию осуществляет рассмотрение заявочных материалов с целью проверки финансовых, кадровых и технических возможностей заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному и размещенному на официальном сайте порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами и требованиям, установленным Административным регламентом.

В силу пункта 74 Административного регламента № 110 решение о приеме заявки либо отказе в приеме заявки оформляется протоколом заседания конкурсной или аукционной комиссии.

В соответствии с Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок от 16.12.2021 аукционной комиссией принято решение о допуске всех заявителей до участия в Аукционе.

В соответствии со статьей 13.1. Закона о недрах, основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Всего в ходе рассматриваемого Аукциона было сделано 139 шагов, при этом наибольший размер разового платежа был предложен ООО «НОВЫЙ БАЗАС», который составил 402 600 000 (четыреста два миллиона шестьсот тысяч) рублей. Результаты проведения Аукциона отражены в Протоколе от 21.12.2021.

Таким образом, нарушение установленного порядка проведения торгов судом не установлено, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.

Победителю Аукциона ООО «НОВЫЙ БАЗАС» выдана лицензия на пользование недрами КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022 с видом пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр Чактыг р., в Тере-Хольском районе Республики Тыва сроком до 23.03.2047 года.

Приложение № 1 к Порядку и условиями проведения аукциона содержит общие сведения и краткую геологическую характеристику участка недр, а также включает особые условия пользования недрами следующего содержания: согласно письму Администрации Тере-Хольского кожууна № 14 от 24.01.2020 г. участок недр Чагтыг р. находится в пределах территории традиционного природопользования коренного малочисленного народа «тувинцы-тоджинцы» Тере-Хольского кожууна, которая образована решением Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 24.01.2020 г. № 2 (территория традиционного природопользования относится к особо охраняемым территориям); согласно «Положению о территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа «тувинцы-тоджинцы» Тере-Хольского кожууна» (утверждено решением № 7 от 27.03.2018 Хурала представителей Тере-Хольского кожууна) при предоставлении земельных участков в границах территорий традиционного природопользования для целей промышленного освоения, добычи полезных ископаемых, проводятся сходы или референдумы коренного малочисленного народа «тувинцы-тоджинцы»; предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов».

Кроме того, о наличии особых условий, которые подлежат включению в Порядок и условия проведения аукциона также отмечается в Перечне участков недр, а также аналогичные по содержанию условия включены в состав лицензии КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022.

При этом суд обращает внимание, что понятия «земельный участок» и «участок недр» в силу действующего законодательства не тождественны.

Как следует из материалов дела, Аукцион по извещению № 021121/0880740/40/02 от 02.11.2021 проводился на право пользования недрами, то есть предметом проведенного Аукциона является предоставление права пользования участком недр.

В связи с чем земельные, лесные участки, водные объекты необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются победителю аукциона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно преамбуле Закона о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со статьями 25.1, 25.2 Закона о недрах, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для осуществления пользования недрами предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.

Таким образом, участок недр, в отношении которого проведен Аукцион и выдана лицензия, и земельный участок, в целях использования которого заключается договор аренды между органом местного самоуправления и лицензиатом, имеют различное правовое регулирование.

Заявитель, оспаривая торги и результаты торгов, ссылается на нарушение действующего законодательства в части права коренных малочисленных народов на защиту своих территорий для ведения традиционной хозяйственной деятельности и традиционного природопользования.

Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий (часть 3 статьи 8 Закона о недрах).

При этом к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов (пункт 10 статьи 39.14 Земельного кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 97 Земельного кодекса, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255, тувинцы-тоджинцы, проживающие на территории Республики Тыва, включены в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов утверждает:

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

3) порядок возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р Тере-Хольский муниципальный район (кужуун) (сельские поселения (сумоны) Шынаанский, Каргынский, Балыктыгский, Эми) в республике Тыва отнесен к перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 49-ФЗ).

В силу статьи 8 Федерального закона № 49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона № 49-ФЗ правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 13 Федерального закона № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Таким образом, проведение аукциона и предоставление лицензии на пользование недрами на участке недр, расположенном на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае если, проведение работ, связанных с освоением участка недр не нарушит правовой режим территории традиционного природопользования.

Как установлено материалами дела, в соответствии с Положением о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Крайнего Севера Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва № 7 от 21.03.2018 года, предусмотрен раздел 5 «Промышленное освоение территорий традиционного природопользования».

Согласно пункту 5.1. Положения при предоставлении земельных участков в границах территорий традиционного природопользования для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, проводятся сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы лиц, проживающих на данной территории. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

Вместе с тем, аналогичные особые условия были включены в Порядок и предоставленную победителю лицензию.

Таким образом, условия объявленного аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр «Чактыг р.» в Тере-Хольском районе Республики Тыва не нарушают прав и интересов коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев, поскольку информация о территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также порядок предоставления земельных участков необходимых пользователю недр для проведения работ была предусмотрена Порядком и условиями проведения аукциона, тем самым доведена до неопределенного круга лиц, а также включена в условия пользования недрами.

Иные доводы заявителя, отраженные в его заявлении, дополнении к заявлению, отклоняются арбитражным судом, как противоречащие материалам дела, действующему законодательству и не влияющие на вышеизложенный вывод суда.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что доказательств нарушения прав и законных интересов коренного малочисленного народа тувинцы-тоджинцы действиями Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при проведении Аукциона не представлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева