ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-1041/2012 от 14.03.2012 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  19 марта 2012 года

Дело № А33-1041/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

к обществу с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой»  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 11.01.2012, паспорта.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керимовой К.Э.,

установил:

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой»  о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.01.2012 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик (его представитель) в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой»  зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

26.12.2011 на основании приказа от 19.12.11 № 5077, государственным инспектором территориального подразделения по Западной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО2 составлен протокол № 4-суд/12 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» по факту неисполнения в установленный срок (до 21.12.2011) требований законного предписания Службы от 23.11.2011 № 97ГПН об устранении нарушений градостроительного законодательства, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора – Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, осуществляющей государственный строительный надзор.

Согласно договору подряда от 25.07.2011 лицом осуществляющим строительство (подрядчиком) на объекте капитального строительства «Автозаправочный комплекс», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал» 651 км + 50 м (справа), является ООО «Сибэлитстрой», которое в соответствии с п. 5 указанного договора должно обеспечить производство работ в соответствии с требованиями нормативных документов в области организации строительства и безопасности выполняемых работ.

Государственным инспектором установлено, что ООО «Сибэлитстрой» не выполнены в срок (до 21.12.2011) требования предписания об устранении нарушений на объекте капитального строительства: «Автозаправочный комплекс», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал» 651 км + 50 м (справа), а именно:

- на пожарных резервуарах не выполнено устройство для забора воды из пожарных резервуаров (отсутствует трубопровод с полугайкой для подключения напорно-всасывающего рукава пожарного автомобиля) (п. 9.15 СП 8.13130-2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения);

- на въезде на строительную площадку не установлен план противопожарной защиты (п. 575 ППБ 01-03 «Правила противопожарной безопасности»);

- объект не укомплектован первичными средствами пожаротушения (п. 763 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности»);

- отсутствует приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность объекта (п. 8 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности»);

- отсутствуют инструкции по пожарной безопасности при строительстве объекта (п. 6 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности»);

- не проведен инструктаж с рабочими под подпись в журнале (п. 7 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности»).

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой»  к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статья 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной вменяемого обществу административного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

По пункту 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 10.10.2008 № 128-П (далее по тексту – Положения от 10.10.2008 № 128-П), установлено, что служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный строительный надзор, в том числе по объектам капитального строительства в установленном порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Пунктом 3.6 указанного Положения закреплено, что Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений субъектам градостроительных отношений и участникам жилищных отношений и осуществлять контроль за их исполнением.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок составляют, в том числе протоколы об административных правонарушениях.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно подпункту 1.4 пункта 1 Перечня должностных лиц Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 № 182-п, протоколы об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, предусмотренных, в том числе частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, вправе составлять государственные инспекторы отделов.

Протокол об административном правонарушении от 29.12.2011 с регистрационным номером дела 4-суд/12 составлен государственным инспектором территориального подразделения по Западной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО2, то есть уполномоченным лицом.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) (пункт 1).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (пункт 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт 6).

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющие необходимость ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с правами и обязанностями, предоставления ему возможности дать объяснения и замечания, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения.

В соответствии с приказом от 08.12.2010 № 2 директором общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» является ФИО3

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что протокол об административном правонарушении от 29.12.2011 с регистрационным номером дела 4-суд/12 составлен административным органом в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой».

В подтверждение факта надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган представил отчет о направлении факса от 29.12.2011 с указанием номера телефона, по которому произведена отправка уведомления (83912772317). Вместе с тем доказательства принадлежности данного телефонного номера обществу с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» в материалы дела не представлены.

На уведомлении от 26.12.2011 имеется отметка о том, что факс принят главным бухгалтером ФИО4. При этом доказательства, подтверждающие, что указанное лицо является сотрудником лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом не представлены.

В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес общества только посредством факсимильной связи. По юридическому адресу общества данное уведомление не направлялось в связи с уклонением общества от получения корреспонденции.

Вместе с тем доказательства уклонения общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» от получения почтовой корреспонденции, а также факт ненахождения организации по юридическому адресу административным органом в материалы дела не представлены.

Достоверных доказательств того, что директором общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» ФИО3 или иным уполномоченным лицом получено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, административным органом не представлены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой» было лишено предоставленных законом прав для обеспечения защиты своих прав и законных интересов в рамках административного производства.

Исходя из вышеизложенного, административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер и не может быть устранено при рассмотрении дела арбитражным судом.

При таких обстоятельствах основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.51КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявления Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибэлитстрой»  к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж