АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 августа 2018 года
Дело № А33-1081/2018
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва
о признании незаконным и отмене предписания от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4,
при участии:
от ответчика: ФИО1, действующего на основании доверенности от 30.01.2018 №0-2/20-12-ю, служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Селивановой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя,надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании распоряжения Управления от 22.09.2017 № 417-р/п в период с 29.09.2017 по 26.10.2017 проведена плановая выездная проверка Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» по соблюдению требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении заявителем деятельности в области обращения с отходами, а именно, осуществление деятельности на очистных сооружениях в п. Снежногорск, в процессе которой образуются отходы, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В связи с допущенными нарушениями заявителю выдано предписание от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому предприятию надлежит утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для подразделения – цех очистных сооружений жилого образования Оганер г. Норильска (очистные сооружения п. Снежногорск) в срок до 22.10.2018.
Полагая, что предписание от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемое предписание от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно пункту 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю, утвержденным приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 №536 (в редакции действовавшей на момент вынесения оспаривая предписания) Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Красноярского края, а также во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1. данного положения (в редакции действовавшей на момент вынесения оспаривая предписания) Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (п.4.1.4), государственный надзор в области обращения с отходами (п.4.1.3).
Пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 5.1.5 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
В силу пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом «з» постановления Правительства Российской Федерации от 08 мая 2014 года № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора являются государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
В соответствии с разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574, главный специалист-эксперт относится к старшей группе должностей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно приказу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 22.05.2017 №42к ФИО2 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха.
Оспариваемое предписание выдано старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю – ФИО2 в пределах своей компетенции и полномочий, установленных вышеназванными нормативно-правовыми актами, следовательно, уполномоченным должностным лицом.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Основанием вынесения предписания явилась часть 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно часть 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами на предприятие возложена обязанность разрабатывать и утверждения нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из акта проверки от 26.10.2017 № ВАТЗ-417 административным органом установлено, что МУП «КОС» на очистных сооружениях в п. Снежногорск осуществляется хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются отходы в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Факт неисполнения указанной обязанности заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 26.10.2017 № ВАТЗ-417.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы», оспаривая предписание от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4, указывает на наличие грубых нарушений, допущенных при проведении плановой выездной проверки, а именно:
- непредставление акта проверки: акт проверки от 26.10.2017 № ВАТС-417 направлен заявителю посредством почтовой связи с нарушением установленного срока, а также направлен посредством электронной почты без подписания усиленной квалицированной подписью лица, составившего акт, в отсутствие согласия заявителя на взаимодействие в электронной форме;
- не извещение законного представителя о проведении проверки: в качестве представителя выступал начальник Бюро охраны окружающей среды ФИО3, действующая на основании общей доверенности от 15.12.2016 № 402-Д.
Процедура проведения внеплановой проверки, установлена Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Часть 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);
2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Частью 4 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Срок направления акта проверки, составленного по результатам проверки, статья 16 Федерального закона № 294-ФЗ не предусматривает.
Из материалов дела следует, что акт проверки от 26.10.2017 № ВАТС-417 направлен заявителю посредством почтовой связи по адресу: <...> «а» 01.11.2017, получен адресатом 08.11.2017.
30.10.2017 акт проверки от 26.10.2017 № ВАТС-417 направлен на электронную почту заявителя: boos@mupkosnorilsk.ru, в подтверждение чего в материалы дела представлен скриншот электронной страницы о направлении письма, о доставке письма.
Заявитель, ссылаясь на непредставление предприятию акта проверки, не указал, какая норма права при этом нарушена административным органом, а также не представил доводов, свидетельствующих о том, что указанными действиями (бездействием) нарушены права и законные интересы заявителя.
Ссылка заявителя на направление акта проверки посредством электронной почты в отсутствие согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
В части доводов заявителя о нарушении процедуры, выразившихся в не извещении законного представителя о проведении проверки, об участии в качестве представителя начальника Бюро охраны окружающей среды ФИО3, действующей на основании общей доверенности от 15.12.2016 № 402-Д, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в рамках дела № 7р-201/2018 судом общей юрисдикции рассматривалась жалобы защитника Гагариной Е.А. на решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 05.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы».
Решением Красноярского краевого суда от 12.04.2018 по делу № 7р-201/2018 постановление заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами в области охраны атмосферного воздуха Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю № ВАТЗ-417/4 от 22.11.2017 и решение Норильского городского суда Красноярского края от 05.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» изменены: исключены указания на несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, иными опасными веществами.
Указанным решением установлено, что о проведении с 29.09.2017 плановой проверки Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» было уведомлено 25.09.2017 направлением на используемый последним адрес электронной почты распоряжения от 22.09.2017 № 417-р/п о проведении проверки, что подтверждается копией указанного распоряжения, полученного по электронной почте, приложенной к поданной в городской суд жалобе.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Красноярского краевого суда от 12.04.2018 по делу № 7р-201/2018, подтверждают соблюдение административным органом проведения плановой выездной проверки.
Исходя из вышеизложенного, предписание от 26.10.2017 № ВАТЗ-417/4 выдано законно и обоснованно в пределах полномочий должностного лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю с соблюдением процедуры проведения внеплановой проверки и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявление муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Уплаченная обществом государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж