ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10836/20 от 14.10.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2020 года

Дело № А33-10836/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» (ИНН 2407009152, ОГРН 1022400665099)

к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)

о признании недействительным предписания № 86-1922/1 от 13.12.2019,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ранчиной А.А., действующей на основании доверенности № 60/20 от 01.06.2020,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой,  с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

акционерное общество«Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) о признании недействительным предписания № 86-1922/1 от 13.12.2019.

Определением от 29.04.2020заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.

В судебное заседание 14.10.2020 явился представитель заявителя. Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

Суд заслушал объяснения представителя заявителя.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, указанных в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.10.2019 №86-1922-од в отношении акционерного общества «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» проведена плановая документарная и выездная проверка с целью осуществления федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также в целях установления исполнения АО «КЛМ КО» мероприятий по использованию лесов для осуществления деятельности по заготовке древесины, на лесных участках находящихся в пользовании АО «КЛМ КО», расположенных на территории государственного лесного фонда Кежемского и Туруханского районов Красноярского края.

В ходе проверки административным органом установлены нарушения требований пунктов 5, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, подпункта «е» пункта 13 договоров аренды лесных участков от 01.09.2008 №63-з, от 01.09.2008 №64-з, от 26.08.2013 №665-з, от 08.10.2008 №150-з, подпункта «в» пункта 13 договора аренды лесного участка от 26.08.2013 №665-з, подпункта «е» пункта 13 договора аренды лесного участка от 26.08.2013 №665-з, подпунктов «о», «п» пункта 13 договора аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з.

Выявленные нарушения административным органом зафиксированы в акте проверки от 13.12.2019 № 86-1922.

13.12.2019 АО «КЛМ КО» выдано предписание № 86-1922/1 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки. Согласно указанному предписанию АО «КЛМ КО» необходимо в срок до 01.04.2020 выполнить следующие мероприятия.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з выполнить п/м:

- строительство лесных дорог противопожарного назначения, км -1,3;

- реконструкцию лесных дорог, предназначенных зля охраны лесов от пожаров, км-1,3;

- устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите, шт.-1;

- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды, шт. – 1;

- устройство противопожарных минерализованных полос, км- 8,0;

- уход за противопожарными минерализованными полосами, км -16,0;

- устройство мест отдыха и курения в лесу, шт.- по количеству лесопунктов;

- устройство стоянок автотранспорта, шт.- по количеству лесопунктов;

- организацию системы связи и оповещения, шт.- по количеству лесопунктов;

- устройство мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов, шт. - по количеству лесопунктов.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2003 №63-з выполнить п/м:

- создание добровольно-пожарных дружин, подготовка, кол./чел. – 1/6, руководителей  тушения лесных пожаров, кол./чел. – 1.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з выполнить п/м:

- создание добровольно-пожарных дружин, подготовка, кол./чел. – 1/6, руководителей  тушения лесных пожаров, кол./чел. – 1.

В соответствии с проектом освоении лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-3 выполнить п/м:

- уход за противопожарными минерализованными полосами, км. - 1.306;

-  установку аншлагов, шт.- 1.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з выполнить п/м:

- разработку планов тушения лесных пожаров, шт.- 1;

- создание добровольно-пожарных дружин, кол./чел. – 1/6;

- обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок, чел. – 10.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесною участка от 26.08.2013 № 665-3 выполнить п/м:

- разработку планов тушения лесных пожаров, шт.- 1;

- создание добровольно-пожарных дружин, кол./чел. – 1/6;

- обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок, чел. – 6.

Произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на лесосеке №3, расположенной в квартале № 1 выделах 5, 6, 8, 9, 11 Кодинского участкового лесничества КГКУ «Кодинское лесничество», на площади 1,5 га.

Разработать проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з.

Предоставить отчеты 1-ИЛ за октябрь, ноябрь 2018 года, по договору аренды лесных участков от 01.09 2008 № 64-3.

Предоставить отчеты 1-ИЛ, 1-ВЛ, 1 -ЗЛ. 1-ОЛ за 2019 год, по договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з.

Заявитель, полагая, что предписание от 13.12.2019 №86-1922/1 является незаконным и необоснованным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В рамках настоящего дела АО «КЛМ КО» оспаривается предписание №86-1922/1 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, выданное Министерством лесного хозяйства Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, государственная функция исполняется Федеральным агентством лесного хозяйства и его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - федеральный государственный лесной надзор), в соответствии с федеральными законами, а также в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

В силу пункта 36 Административного регламента, государственная функция осуществляется в следующей последовательности:

1) организация и проведение проверки;

2) составление акта проверки;

3) выдача предписания и контроль за его исполнением;

4) организация и проведение мероприятий по контролю в лесах;

5) привлечение к административной ответственности;

6) направление материалов в заинтересованные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений;

2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края);

3) надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом компетентного органа.

Нарушений требований Федерального закона № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» административным органом не допущено. Суд установил, что проверка проведена ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствует компетенции уполномоченного органа, нарушений процедуры проведения проверки, вынесения предписания судом не установлено.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.

Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации  меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к числу мер противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесено:

прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;

эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;

благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации;

установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;

установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1). Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (подпункт "а" пункта 3). Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 5).

Таким образом, вышеуказанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах установлена обязанность арендаторов лесных участков проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов на основании проекта освоения лесов.

Судом установлено, что АО «КЛМ КО» заключены следующие договоры аренды лесного участка:

- №665-з от 26.08.2013 (Кодинское лесничество);

- №150-з от 08.10.2008 (Кодинское лесничество);

- №63-з от 01.09.2008 (Борское лесничество);

- №64-з от 01.09.2008 (Борское лесничество).

В ходе проведения плановой проверки административным органом установлены нарушения лесного законодательства, Обществу выдано предписание. Согласно указанному предписанию АО «КЛМ КО» необходимо в срок до 01.04.2020 выполнить следующие мероприятия.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з АО «КЛМ КО» необходимо выполнить:

- строительство  лесных дорог  противопожарного назначения, км -1,3;

- реконструкцию лесных дорог, предназначенных зля охраны лесов от пожаров, км-1,3;

- устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите, шт.-1;

- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды, шт. – 1;

- устройство противопожарных минерализованных полос, км- 8,0;

- уход за противопожарными минерализованными полосами, км -16,0;

- устройство мест отдыха и курения в лесу, шт.- по количеству лесопунктов;

- устройство стоянок автотранспорта, шт.- по количеству лесопунктов;

- организацию системы связи и оповещения, шт.- по количеству лесопунктов;

- устройство мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов, шт. - по количеству лесопунктов.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з выполнить п/м:

- создание добровольно-пожарных дружин, подготовка, кол./чел. – 1/6, руководителей  тушения лесных пожаров, кол./чел. – 1.

Согласно подпункту «е» пункта 13 договора аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з, стороны согласовали обязанность Общества соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, в случае возникновения лесного пожара  на лесном участке обеспечивать его тушение. Арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем предупреждения и тушения лесных пожаров  (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование  запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

В пункте 4.2 Проекта освоения лесов отражено обоснование и характеристика проектируемых видов и объёмов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение.

Виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов арендуемого лесного участка с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Борского лесничества, приведены в таблице 13 Проекта освоения лесов.

Все противопожарные мероприятия запроектированы на 1 год, которые необходимо выполнить до начала пожароопасного сезона 2018 года.

Исследовав Проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з, суд приходит к выводу, что вышеизложенные требования административного органа соответствуют видам и объемам мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые заявитель обязался осуществить. Доказательства выполнения мероприятий, отраженных в оспариваемом предписании (в рамках договора  аренды лесного участка от 01.09.2008 №63-з) заявителем не представлены.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з АО «КЛМ КО» необходимо создать добровольно-пожарные дружины.

Согласно подпункту «е» пункта 13 договора аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з, стороны согласовали обязанность Общества соблюдать  требования Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, в случае возникновения лесного пожара  на лесном участке обеспечивать его тушение. Арендатор обязан осуществлять  противопожарное обустройство  лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание  дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем предупреждения и тушения  лесных пожаров  (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование  запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

Проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з АО «КЛМ КО» предусмотрено создание одной добровольной пожарной дружины из шести человек (стр. 55 Проекта).

Доказательства выполнения мероприятий, отраженных в оспариваемом предписании (в рамках договора  аренды лесного участка от 01.09.2008 №64-з) не представлены.

В соответствии с проектом освоении лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з АО «КЛМ КО» необходимо выполнить:

- уход за противопожарными минерализованными полосами, км. - 1.306;

- установку аншлагов, шт.- 1;

- разработку планов тушения лесных пожаров, шт.- 1;

- создание добровольно-пожарных дружин, кол./чел. – 1/6;

- обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок, чел. – 6.

Подпункт «е» пункта 13 договора аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-3 аналогичен по содержанию вышеперечисленным договорам аренды лесных участков.

В пункте 5.2 Проекта освоения лесов отражено обоснование и характеристика проектируемых видов и объёмов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение.

Виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов арендуемого лесного участка с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, приведены в таблице 5.2 (13) Проекта освоения лесов.

Исследовав Проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з, суд приходит к выводу, что требования административного органа, изложенные в рассматриваемой части предписания соответствуют видам и объемам мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые заявитель обязался осуществить. Доказательства выполнения мероприятий, отраженных в оспариваемом предписании (в рамках договора  аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з) заявителем не представлены.

В соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з АО «КЛМ КО» необходимо выполнить:

- разработку планов тушения лесных пожаров, шт.- 1;

- создание добровольно-пожарных дружин, кол./чел. – 1/6;

- обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок, чел. – 10.

Подпункт «е» пункта 13 договора аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з аналогичен по содержанию вышеперечисленным договорам аренды лесных участков.

Виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов приведены в таблице 5.1.5 (32) Проекта освоения лесов. Требования административного органа, изложенные в рассматриваемой части предписания соответствуют видам и объемам мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые заявитель обязался осуществить на основании проекта освоения лесов.

Согласно оспариваемому предписанию АО «КЛМ КО» необходимо произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на лесосеке №3, расположенной в квартале № 1 выделах 5, 6, 8, 9, 11 Кодинского участкового лесничества КГКУ «Кодинское лесничество», на площади 1,5 га.

Согласно акут проверки, должностным лицом проведен  натурный осмотр лесосеки № 3 в квартале № 1 выделах 5, 6, 8, 9, 11 Кодинского участкового лесничества КГБУ «Кодинское лесничество» категория лесов – эксплуатационные, хозяйство  -  хвойное, рубки главного   пользования, сплошные, преобладающая порода Сосна.

В результате осмотра установлено: лесосека пройдена рубкой, заготовка и вывозка древесины закончены 21.12.2018. Разработка осуществлялась АО «КЛМ Ко» на лесном участке, арендованном по договору № 150-з от 08.10.2008 года. По дополнению № б/н к лесной декларации, поданной 23.05.2018, срок действия лесной декларации составляет с 02.06.2018 по 21.12.2018.

Административным органом обнаружено, что на погрузочной площадке в центральной части лесосеки допущено ее захламление производственными и бытовыми отходами (порубочными остатками, осколками и обломками древесины от погрузки древесины), не очистка места рубок на площади 1,5 га. не очищены;

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Таким образом, требования административного органа, изложенные в рассматриваемой части предписания, законные и обоснованные.

Согласно оспариваемому предписанию АО «КЛМ КО» необходимо разработать проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з.

В материалы дела представлен проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з, утвержденный в 2013 году. В разделе «Введение» указанного проекта отражено, что проект разработан на период до окончания действия лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 №111-о.

Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 21.09.2018 N 1380-од утвержден Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества.

Статьей 88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Доказательства разработки проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з с учетом Лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества N 1380-од материалы дела не содержат, доказательств его разработки заявителем не представлено.

Согласно оспариваемому предписанию АО «КЛМ КО» необходимо:

- предоставить отчеты 1-ИЛ, за октябрь, ноябрь 2018 года по договору аренды лесных участков от 01.09 2008 № 64-з;

- предоставить отчеты 1-ИЛ, 1-ВЛ, 1 -ЗЛ. 1-ОЛ за 2019 год по договору аренды лесного участка от 26.08.2013 № 665-з.

В соответствии с Порядком представления отчёта об использовании лесов, утверждённого Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451 отчет об использовании лесов должен представляться юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с Порядком представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, утверждённого Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452 отчет должен представляться ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не представляется.

В соответствии с Порядком представления отчета об охране лесов от пожаров, утвержденного Приказом Минприроды  России от 09.03.2017 № 78, отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

Доказательства предоставления отчетов за периоды и по формам, указанным в оспариваемом предписании, заявителем не представлены, доводы, изложенные в заявлении, не свидетельствуют об освобождении от обязанности по предоставлению отчетности.

При обращении в суд с требованием о признании недействительным предписания № 86-1922/1 от 13.12.2019 заявитель ссылается на неосуществление деятельности по освоению лесов, не осуществляет вырубку леса.

Заявленный довод судом отклоняется, поскольку договоры аренды лесных участков №665-з от 26.08.2013, №150 – з от 08.10.2008, №63-з от 01.09.2008, №64 – з от 01.09.2008  не расторгнуты, заявитель ежегодно  подает лесные декларации, Обществу, за исключением договора аренды лесных участков №665-з от 26.08.2013, утверждены проекты освоения лесов. Учитывая изложенное, заявителем осуществляется деятельность по использованию леса, при этом  указанная деятельность должна осуществляется  в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии с Правилами  пожарной безопасности в лесах и проектом освоения лесов. Доказательств, опровергающих данный вывод, заявителем не представлено.

Требования об исполнимости предписания заложены в ст. 17 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. В данном случае оспариваемое предписание содержит требования о совершении действий или возможных мер, которые необходимо предпринять обществу во исполнение проектов освоения лесов.

Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Оспариваемое предписание содержит конкретные властные требования, которые с учетом предоставленного срока для устранения нарушений являются фактически исполнимыми. Доводы, изложенные заявителем, не свидетельствуют о неисполнимости предписания.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что договоры аренды лесных участков являются действующими, заявителем подаются лесные декларации, согласовываются проекты освоения лесов, заявитель является законным пользователем лесных участков, следовательно,  АО «КЛМ КО» обязано выполнять требования, установленные, в том числе договорами аренды и проектами освоения, связанные с защитой лесов от пожара, а также обязано представлять отчетность  в установленные сроки.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о соответствии вынесенного Министерством лесного хозяйства Красноярского края предписания  № 86-1922/1 от 13.12.2019 требованиям действующего законодательства. Оспариваемое предписание прав и законных интересов заявителя не нарушает, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Так как предписания  № 86-1922/1 от 13.12.2019 соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, арбитражный суд отказывает в удовлетворении настоящего заявления.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева