ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10985/17 от 14.12.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2017 года

Дело № А33-10985/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконными ненормативных актов,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- администрации Емельяновского района (ИНН <***>, ОГРН <***>),

- муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),

- ФИО1;

- Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>);

- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва (ИНН <***>),

при участии:

от заявителя: Золотых М.А. – представителя по доверенности от 03.03.2017,

от администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.08.2017 (до перерыва), ФИО1 – главы муниципального образования Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края на основании решения № 18-50Р от 17.02.2017 (после перерыва),

от третьего лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края: ФИО3 – представителя по доверенности от 30.12.2016,

от третьего лица - администрации Емельяновского района: ФИО4 – представителя по доверенности №85 от 26.06.2017 (до перерыва),

от третьего лица - муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»: ФИО4 – представителя по доверенности от 26.06.2017 (до перерыва),

третьего лица - ФИО1 (после перерыва),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Недвецкой Я.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» (далее – заявитель,
ООО «Транзит АМ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края:

- о признании незаконным постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 673-З от 13.12.2017;

- о признании незаконным постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края №768-З от 30.12.2016 (с учетом изменений поступивших от заявителя 26.06.2017 и 24.07.2017).

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.07.2017 возбуждено производство по делу.

Определением от 25.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО1; Министерство лесного хозяйства Красноярского края; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводилось в отсутствие представителей указанных лиц.

Представитель ООО «Транзит АМ» поддержал заявленные требования.

Представитель третьих лиц - администрации Емельяновского района, муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» поддержал доводы отзыва на заявление.

Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края считает заявленные требования обоснованными.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 11 час. 30 мин. 14 декабря 2017 года. После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.

Представитель администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - ФИО1 просил в удовлетворении заявления отказать.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «ОКБ «Спецтяжпроект» (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 16.03.2016 № 121, согласно пункту 1 которого по договору арендодатель, на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 05.02.2016 г. № 5/62-од обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора

Пунктом 2 договора определено, что лесной участок имеет следующие характеристики:

площадь: 1,9589 га.

местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз «Частоостровский» кв. 4 (часть выд. 50), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, учетный номер части 9 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-02793-2015-07-3305-13).

Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением № 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного, реестра приводятся в приложении № 2 к договору (пункт 3 договора).

В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно пункту 23 договора срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и составляет 5 лет.

По акту приема-передачи от 16.03.2016 лесной участок передан арендодателем арендатору.

Общество с ограниченной ответственностью «ОКБ «Спецтяжпроект» и общество с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» заключили договор переуступки права от 23.05.2016 по договору аренды лесного участка от 16.03.2016 № 121.

Договор переуступки права от 23.05.2016 зарегистрирован в установленном законом порядке 02.06.2016.

В письме от 10.04.2017 № 129 Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края сообщила адвокату Золотых М.А. о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:1027 поставлен на кадастровый учет в соответствии с Постановлением администрации Частоостровского сельсовета № 673-З от 13.12.2016.

Письмом от 18.04.2017 № 527 КГБУ «Емельяновское лесничество» сообщило Министерству лесного хозяйства Красноярского края, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:035001:1027 накладывается на земли лесного фонда в части выдела 50 квартала 4 совхоза «Частоостровский», Емельяновского участкового лесничества, Емельяновского лесничества.

Письмом от 21.04.2017 № МЛХ/2-84ог Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило о том, что обращение ООО «Транзит АМ» о нарушении прав пользования земельным участком направлено в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае для принятия решения в рамках своей компетенции.

Письмом от 26.04.2017 № МЛХ/2-01197 Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, что в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом и лесоустроительными материалами, земельный участок с кадастровым номером 24:11:035001:1027, местоположение: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д Кубеково, по границе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:944, частично расположен на землях государственного лесного фонда, в выделе 50 квартала 4 совхоза «Частоостровский» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества, в границах лесного участка с номером в государственном лесном реестре 24-04019-2015-02-3305-200, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав с условным номером 24-24/010-24/001/026/2015-5702/1. Сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, как о ранее учтенном объекте, участку присвоен кадастровый номер 24:00:0000000:5997.

ООО «Транзит АМ» 15.05.2017 обратилось в муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» с запросом вх. №4968 о предоставлении информации о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:1028.

Постановлением Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2016 № 673-З главе КФХ ФИО1 предварительно согласована и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 24:11:035001 (категория земель – земли населенных пунктов) площадью – 12047 кв.м., вид разрешенного использования – рыболовство, местоположение: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, по границе земельного участка с кадастровым номером 24:11:035001:944.

Постановлением Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 30.12.2016 № 768-З утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 24:11:035001 (категория земель – земли населенных пунктов) площадью – 1305 кв.м., вид разрешенного использования – гидротехнические сооружения, местоположение: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково.

В межевом плане от 24.02.2017 указано, что он подготовлен на основании постановления от 13.12.2016 № 673-З.

Согласно межевому плану от 20.03.2017 он подготовлен на основании постановления от 30.12.2016 № 768-З.

Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2017 № 2061 Администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, с кадастровым номером 24:11:035001:1028, площадью 1305 кв.м., из категорий земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – гидротехнические сооружения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.10.2017 №99/2017/30103418 земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, имеет следующие характеристики: площадь 1534227278 кв.м., категории земель - земли лесного фонда; вид разрешенного использования – для размещения объектов лесного фонда; расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский, Большемуртинский, Сухобузимский районы, Емельяновское лесничество, 1, Михайловское участковое лесничество, кварталы (выд.) 1,2,3; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; дата присвоения кадастрового номера – 25.03.2015.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.10.2017 № 99/2017/30102467, от 05.10.2017, от 14.11.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:11:035001:1027, площадью 12047 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, по границе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:94, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: рыболовство, поставлен на кадастровый учет 10.03.2017.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 04.10.2017 № 99/2017/30102523, от 05.10.2017, от 14.11.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:11:035001:1028, площадью 1305 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гидротехнические сооружения, поставлен на кадастровый учет 03.05.2017.

В заключении кадастрового инженера от 04.10.2017 указано, что в границах лесного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (учетный номер части 9) внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о характеристиках объектов недвижимости с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028:

- сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:11:035001:1027 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.03.2017, заказчиком кадастровых работ является Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 ФИО5 инженером подготовлен межевой план по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, по границе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:94, площадью 12047 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: рыболовство на основании Постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2016 № 673-З. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.10.2017 № 99/2017/30102467 сведения о правообладателе (правообладателях), ограничении прав и обременения объекта недвижимости отсутствуют;

- сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:11:035001:1028 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 03.05.2017, заказчиком кадастровых работ является муниципальное образование Частоостровский сельсовет Емельяновского района Красноярского края. ФИО5 инженером подготовлен межевой план по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, площадью 1305 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: гидротехнические сооружения на основании Постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от 30.12.2016 № 768-З. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.10.2017 № 99/2017/30102523 сведения о правообладателе (правообладателях) указано, что правообладателем является - муниципальное образование Частоостровский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (право собственности зарегистрировано 27.09.2017), ограничении прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрировано;

- при составлении схемы наложения координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 на земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 выявилось, что:

1) границы земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (учетный номер части 9) – частично, площадь наложения составляет 9 130 кв.м.;

2) границы земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1028 расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 полностью, площадь наложения составляет 1 305 кв.м.

Согласно копии лесоустроительного планшета, представленной Министерством лесного хозяйства Красноярского края, земельные участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (учетный номер части 9).

Ответчик представил: выписку из дела № 270 от 30.08.1963 по передаче лесов совхозов Емельяновского района Красноярского края в гослесфонд, выписку КГКУ «Емельяновское лесничество», схему расположения границы д. Кубеково на публичной кадастровой карте.

Считая, что постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 673-З от 13.12.2017, №768-З от 30.12.2016 являются незаконными и нарушающими права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, заявитель узнал о нарушении своих прав из письма Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 10.04.2017 № 129, в котором сообщается, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:1027, поставлен на кадастровый учет в соответствии с Постановлением администрации Частоостровского сельсовета № 673-З от 13.12.2016.

Кроме того, на дату обращения в суд – 23.05.2017 у заявителя отсутствовала информация о постановлении Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, на основании которого сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:1028. К заявлению приложен запрос ООО «Транзит АМ» от 15.05.2017 в муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» вх. №4968 о предоставлении информации о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:1028. ООО «Транзит АМ» уточнило свои требования в данной части 26.06.2017 путем представления в арбитражный суд соответствующего заявления с указанием в качестве второго требования на признание незаконным постановления Администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края №768-З от 30.12.2016.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявителем не пропущен срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые постановления Администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 673-З от 13.12.2017, №768-З от 30.12.2016 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли населенных пунктов и земли лесного фонда (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из положений статей 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу названной нормы права данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых актов) земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, может служить информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия постановлений) предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (статья 4.2)

Частью 6 статьи 47 Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Согласно частям 2, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

Как установлено пунктами 1, 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

16.03.2016 Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и общество с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» заключен договор аренды лесного участка площадью 1,9589 га., местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз «Частоостровский» кв. 4 (часть выд. 50), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, учетный номер части 9 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-02793-2015-07-3305-13).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, площадью 1534227278 кв.м., категории земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для размещения объектов лесного фонда, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский, Большемуртинский, Сухобузимский районы, Емельяновское лесничество, 1, Михайловское участковое лесничество, кварталы (выд.) 1,2,3, поставлен на кадастровый учет 25.03.2015.

При этом отсутствие границ земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 не свидетельствует о невозможности установить наложение земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 на вышеуказанный земельный участок Российской Федерации, поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения земельного участка 24:00:0000000:5997 в границах Емельяновского участкового лесничества, право собственности на земли которого зарегистрировано за Российской Федерацией.

Как следует из заключения кадастрового инженера от 04.10.2017, при составлении схемы наложения координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 на земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 выявилось, что:

1) границы земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (учетный номер части 9) – частично, площадь наложения составляет 9 130 кв.м.;

2) границы земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1028 расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 полностью, площадь наложения составляет 1 305 кв.м.

Так же в заключении от 04.10.2017 указано, что межевой план по образованию земельного участка с кадастровым номером 24:11:035001:1027 основан на Постановлении администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2016 № 673-З; межевой план по образованию земельного участка с кадастровым номером 24:11:035001:1028 основан на Постановлении администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 30.12.2016 № 768-З.

В межевых планах от 24.02.2017 (по образованию земельного участка с кадастровым номером 24:11:035001:1027), от 20.03.2017 (по образованию земельного участка с кадастровым номером 24:11:035001:1028) указано, что они подготовлены на основании постановлений администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2016 № 673-З, от 30.12.2016 № 768-З.

Согласно копии лесоустроительного планшета, представленной Министерством лесного хозяйства Красноярского края, земельные участка с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (учетный номер части 9).

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028, и как лесной участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 (на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации).

Между тем, при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 не были учтены данные государственного лесного реестра, карты и планы материалов лесоустройства.

Если земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 поставлены на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости необоснованно, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории. Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями (статья 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. В материалы дела не представлены доказательства отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 в состав границ населенного пункта д. Кубеково.

При таких обстоятельствах постановка земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 на кадастровый учет выполнена с нарушением требований законодательства, поскольку отсутствуют доказательства перевода земельных участков из одной категории в другую в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия постановлений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 3.1 указанного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли, в частности лесные участки в составе земель лесного фонда (статьи 8, 17 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.02.2016 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 1534227278 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновское лесничество, Михайловское участковое лесничество, квартал(ы)(выд) 1,2,3, (выд. 4).

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в составе поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5997 не прекращалось, перевод спорных земельных участков из земель лесного фонда в земли других категорий, в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся.

При таких обстоятельствах администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярска края не имела полномочий по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 путем издания постановлений № 768-З от 30.12.2016, № 673-З от 13.12.2016.

Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:035001:1027 и 24:11:035001:1028 находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, являющегося федеральной собственностью и предоставленного заявителю по договору аренды, поставлены на кадастровый учет с нарушением требований законодательства, то постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярска края № 768-З от 30.12.2016, № 673-З от 13.12.2016 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.

При данных обстоятельствах заявление общества с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина взыскивается с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным постановление № 768-3 от 30.12.2016 администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярска края.

Признать недействительным постановление № 673-3 от 30.12.2016 администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярска края.

Взыскать с администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярска края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транзит АМ» 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

М.А. Альтергот