АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №А33-10992/2008 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Никита»
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании ненормативного правового акта,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Омсквинпром», общества с ограниченной ответственностью «ОКВ-Енисей», общества с ограниченной ответственностью «Дэстени», общества с ограниченной ответственностью «ПКФ «Перспектива П», общества с ограниченной ответственностью «Троя Абакан»,
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.12.2008;
ответчика: ФИО2 по доверенности от 13.01.2009; ФИО3 по доверенности от 11.01.2009;
третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Омсквинпром» - ФИО4 по доверенности от 01.01.2009; общества с ограниченной ответственностью «ОКВ-Енисей» - ФИО1 по доверенности от 09.10.2008;
при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Никита» (ООО «ТПК «Никита») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (УФАС) о признании недействительными решения и предписания от 10.07.2008 по делу № 004-14-08.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц (общества с ограниченной ответственностью «Дэстени», общества с ограниченной ответственностью «ПКФ «Перспектива П», общества с ограниченной ответственностью «Троя Абакан»).
Как следует из материалов дела, УФАС по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омсквинпром» (ООО «Омсквинпром») было возбуждено дело № 004-14-08.
Решением УФАС от 10.07.2008 по делу № 004-14-08ООО «ТПК «Никита» было признано нарушившим, статью 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ТПК «Никита» выдано предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно: прекратить введение в оборот водки с этикеткой «Сто ОЗЁР великих», сходной до степени смешения с товарным знаком, защищенным свидетельством № 270235, правообладателем которого является ООО «Омсквинпром», используемого в этикетке водки «ПЯТЬ ОЗЁР», на территории Красноярского края.
ООО «ТПК «Никита» с данными решением и предписанием не согласно, считает их не соответствующими действующему законодательству, нарушающими его права и законные интересы и подлежащим признанию недействительными.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации следует, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и так далее (статья 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
В пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статьям 23, 39, 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, УФАС, принимая оспариваемое решение и вынося оспариваемое предписание по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, действовало в рамках полномочий, возложенных на него указанными нормативными актами.
Согласно статье 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции является всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, в частности подлежат запрету все действия, которые способны каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, объективную сторону недобросовестной конкуренции образуют действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), то есть его активное поведение на рынке. При этом такие действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам; нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе признаки, в частности противоречие действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, возможность причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации.
Указанные положения находятся во взаимосвязи с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающими действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
При установлении признаков недобросовестной конкуренции под убытками следует понимать потери, которые вызваны объективно противоправными действиями других хозяйствующих субъектов, следовательно, такие убытки должны отвечать признакам, закрепленным в статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, должны быть вызваны нарушением прав других лиц.
При этом под деловой репутацией следует понимать нематериальное благо, которое подлежит судебной защите (опровержению порочащих деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности). Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
То есть деловая репутация должна также отвечать признакам, закрепленным в статьях 150, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, товарные знаки и знаки обслуживания.
Согласно части 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Как следует из материалов дела, ООО «ТПК «Никита» осуществляет деятельность по производству и реализации алкогольной продукции, в том числе водки, маркированной «Сто ОЗЕР великих».
Данная алкогольная продукция реализовывалась ООО «ТПК «Никита» юридическим лицам (ООО «Перспектива-П», ООО «ОКВ-Енисей», ООО «Троя-Абакан», ООО «Дэстэни») осуществляющим деятельность по реализации алкогольной продукции, в том числе водки «Сто ОЗЕР великих» на территории Красноярского края.
ООО «Омсквинпром» осуществляет деятельность по производству и реализации алкогольной продукции, в том числе водки, маркированной «ПЯТЬ ОЗЁР», реализация этой водки осуществляется также и на территории Красноярского края.
ООО «Омсквинпром» является правообладателем следующих товарных знаков: товарный знак по свидетельству № 270235, дата подачи 04.07.2003, представляющий собой комбинированное обозначение в виде этикетки, выполненный вертикально ориентированной, фигурной формы, с дугообразными изогнутыми боковыми сторонами с прогибом внутрь, с верхней стороной с прогибом вверх с двумя вырубами с образованием ступеней, и нижней стороной, имеющей прогиб вниз. Этикетка выполнена в темно-синем цвете и имеет окантовку по внутреннему периметру, с небольшим отступом от внешних границ, двумя линиями разной толщины красно-коричневого цвета. В верхней части этикетки размещён изобразительный элемент, представляющей собой изображение солнца, поделенного красно-коричневой линией на две части с выполнением верхней части красно-коричневого цвета, нижней голубого, под изобразительным элементом, ближе к центральной части этикетки размещён словесный элемент «ПЯТЬ ОЗЁР», выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, одинаковый величины белого цвета. Буквы выполнены с эффектом приподнятости, достигаемым за счёт контурной обводки букв чёрным цветом и частичной обводки красно-коричневым цветом. На поверхности этикетки изображены не симметрично расположенные звёзды красно-коричневого цвета с разновеликими лучами. Знак охраняется в тёмно-синем, белом, голубом, красно-коричневом, чёрном цветом сочетании и предназначен для маркировки товаров 32 и 33 классов МКТУ.
Товарный знак по свидетельству № 320662, дата подачи 19.05.2005, представляет собой комбинированное обозначение, включающее словесные элементы «ПЯТЬ ОЗЁР Живая вода - живая легенда», размещённые в четыре строки и изобразительные элементы в виде стилизованных звёзд с разновеликими лучами, размещённых слева вверху около буквы «П» слово «ПЯТЬ» и справа внизу около буквы «Р» слова «ОЗЁР». Все словесные элементы выполнены буквами русского алфавита. Словесные элементы «ПЯТЬ ОЗЁР» выполнены в две строки обычным шрифтом, заглавными буквами одинаковой величины тёмно-синего цвета с эффектом приподнятости, за счёт частичной окантовки букв белым и желтым цветом. Словесные элементы «Живая вода - живая легенда», выполнены оригинальным шрифтом, с написанием буквы «Ж» в слове «Живая», заглавной, остальных букв – прописными. Слова «Живая вода» и знак препинания тире (-) написаны под словом «ОЗЁР» в третьей строке, ниже слова — «живая легенда». Знак охраняется в белом, тёмно-синем, жёлтом цветовом сочетании и предназначен для маркировки товаров 33 и услуг 35 классов МКТУ.
Словесный товарный знак «ПЯТЬ ОЗЕР», свидетельство № 246710, дата подачи 27.02.2002 зарегистрированный в обычном написании, черно-белом цвете для маркировки товаров 32 и 33 классов МКТУ.
На имя ООО «ТПК «Никита» зарегистрирован изобразительный товарный знак, свидетельство № 290299, с датой приоритета от 02.12.2003, представляющий собой воина на коне с развевающимся флагом в руке, изображенного на фоне круга, всю площадь которого занимает стилизованное изображение солнца с множеством лучей треугольной формы, изображение флага выходит за пределы круга. Товарный знак, согласно регистрации, охраняется в красном, розовом, белом, черном цвете и зарегистрирован для товаров 33 класса МКТУ, в том числе водки.
В ходе рассмотрения УФАС дела № 004-14-08 были исследованы этикетки водок «ПЯТЬ ОЗЕР» и «Сто ОЗЕР великих».
Этикетка водки «Сто ОЗЁР великих» выполнена вертикально ориентированной фигурной формы с дугообразно изогнутыми боковыми сторонами с прогибом внутрь, с верхней стороной с прогибом вверх, с двумя вырубами с образованием ступеней и нижней стороной, имеющей прогиб вниз. Этикетка выполнена в синем цвете и имеет окантовку по внутреннему периметру с небольшим отступом от внешних границ золотисто-серого цвета. В верхней части этикетки размещен изобразительный элемент, представляющий собой воина на коне с развевающимся флагом в руке, изображенного на фоне круга, всю площадь которого занимает стилизованное изображение солнца с множеством лучей треугольной формы, изображение флага выходит за пределы круга (товарный знак ООО «ТПК «Никита»). Круг обрамлен симметрично расположенными ветвями с листьями (стилизованный венок) и изображением четырех кругов - по два с обеих сторон, имеющих вид медалей, на каждом из которых очень мелким шрифтом (размер букв менее 1 мм), выполнены надписи «Чудское сто озеро», Байкал сто озеро». Онежское сто озеро», Телецкое сто озеро». Изобразительный элемент, выполнен в золотистых, белых и серых тонах. Под изобразительным элементом, расположен словесный элемент «ВОДКА», выполненный заглавными русскими буквами белого цвета, под этим словом расположены словесные элементы «Сто озер великих», выполненные в три строки, буквами русского алфавита. При этом слово «Сто» выполнено оригинальным шрифтом с написанием буквы «С» прописной белым цветом, слово «озер» выполнено стандартным шрифтом прописными буквами, и поделено по горизонтали на две неравные части с выполнением букв верхней части белого цвета, букв нижней, меньшей части - серого цвета. Буквы выполнены с эффектом приподнятости, золотистого
цвета. Все буквы слова «озер» имеют одинаковую величину, по высоте более, чем в два раза,
превышающую высоту строчных букв в слове «Сто». Слово «великих» выполнено строчными буквами синего цвета, мелким стандартным шрифтом и размещено на серой плашке, окаймленной золотистой каймой. Словесные элементы «Сто озер великих» выполнены на фоне более светлой по тону, чем основной тон этикетки, рамка сложной формы, окаймленной сверху и сбоку стилизованным изображением крыльев, а снизу лентой. Под словесными элементами справа размещены сведения о размере емкости (0,5 л, или 0,7 л, или 1,0 л), слева информация о крепости напитка - 40°. В нижней части этикетки размещено символическое изображение двух лебедей, симметрично развернутых навстречу друг другу. Изображение выполнено белыми контурными линиями. Ниже изображения размещены словесные элементы «EXTRA QUALITY», выполненные стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Под ними мелким стандартным шрифтом (высота первой строчной буквы 1 мм) буквами русского алфавита размещены словесные элементы: Мягкость аромата, чистейший спирт, природная вода, плюс оригинальная технология - вот секрет и основа успеха водки «Сто озер великих». По поверхности этикетки изображены стилизованные звезды золотистого цвета с разновеликими лучами.
Этикетка водки «Пять озер» выполнена вертикально ориентированной, фигурной формы с дугообразно изогнутыми боковыми сторонами с прогибом внутрь, с верхней стороной с прогибом вверх с двумя вырубами с образованием ступеней и нижней стороной, имеющей прогиб. Этикетка выполнена в темно-синем цвете и имеет окантовку двумя линиями разной толщины по внутреннему периметру с небольшим отступом от внешних границ золотистого цвета. В верхней части этикетки размещен изобразительный элемент, представляющий собой изображение солнца, поделенного в горизонтальном направлении золотистой линией на две части с выполнением верней части золотистого цвета, нижней - белого. Над изображением солнца и под ним, по окружности, выполнена надпись буквами русского, оригинальным шрифтом выполнена надпись: «живая вода» - буквами золотистого цвета, «живая легенда» - буквами белого цвета. Под изобразительным элементом расположен словесный элемент «ВОДКА», выполненный заглавными русскими буквами белого цвета, ниже, ближе к центральной части этикетки размещен словесный элемент «ПЯТЬ ОЗЕР», выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, одинаковой величины белого цвета. Буквы выполнены с эффектом приподнятости, достигаемым за счет контурной обводки букв черным цветом и частичной обводки золотистым цветом. Под названием напитка выполнен золотистый вензель в виде латинской буквы S. размещенной в горизонтальном положении. Ниже вензеля выполнен изобразительный элемент в виде стилизованных волн, изображенных в виде девяти отдельных S-образно изогнутых элементов, симметрично расположенных в 4-х рядах - по 3 элемента в 2-х верхних рядах, 2 элемента - в 3 ряду и 1 элемент в нижнем 4-м ряду. Книзу, по обе стороны от волн изображены награды в виде медалей, по 2 с каждой стороны. Справа - Международный конкурс алкогольных напитков, г. Сочи; За превосходное качество и отменный вкус. Москва. Слева – Национальная премия за качество; медаль Сибирской ярмарки. Ниже размещена информация о крепости напитка и объеме: слева - 40%VOL, справа - 0,5 L. Внизу этикетки выполнена надпись: «Изготовлена из уникальной воды земли сибирской и чистейшего спирта «Люкс». На поверхности этикетки изображены три стилизованные звезды золотистого цвета с разновеликими лучами.
При сравнении указанных этикеток УФАС были сделаны следующие выводы.
Исследуемые этикетки имеют практически тождественную вертикально ориентированную форму: с дугообразно изогнутыми боковыми сторонами с прогибом внутрь, с верхней стороной с прогибом вверх с двумя вырубами с образованием ступеней, и нижней стороной, имеющей прогиб вниз (форма этикетки является элементом зарегистрированного товарного знака ООО «Омсквинпром» № 270235). Лишь незначительные отличия в размерах углов вырубок позволяют считать форму этикеток сходной до степени смешения, а не тождественной.
Рассматриваемые этикетки сходны и по цветовому решению - обе имеют темно-синий цвет основного фона (элемент товарного знака № 270235) в сочетании с белым и золотистым цветом изобразительных и словесных элементов, размещенных на этикетке.
Для обеих этикеток характерно симметричное расположение словесных и изобразительных элементов и композиционное сходство (место и порядок размещения основных словесных и изобразительных элементов). Также существует сходство отдельных изобразительных элементов, в частности размещенных на синем фоне золотистых звезд с разновеликими лучами, выполненных в одном стиле, размещение в верхней части этикеток изобразительных элементов, имеющих в своей основе круг, графическое сходство изображения волн в виде отдельных элементов на этикетке «ПЯТЬ ОЗЕР», и элементов оперения лебедей на этикетке водки «Сто ОЗЕР великих».
По мнению УФАС сходство словесных элементов этикеток, а также сходные форма этикеток и графическое выполнение изобразительных элементов, создают одинаковое впечатление от сравниваемых этикеток, что позволяет сделать вывод о наличии сходства сопоставляемых этикеток до степени смешения.
При этом, окончательный вывод в оспариваемом решении сформулирован УФАС следующим образом: «введение в оборот ООО «ТПК «Никита» водки с этикеткой «Сто ОЗЕР великих», сходной до степени смешения с товарным знаком, защищенным свидетельством № 270235, правообладателем которого является ООО «Омсквинпром», используемого в этикетке водки «ПЯТЬ ОЗЁР», является актом недобросовестной конкуренции и способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя», то есть на основании сравнения этикеток, сделан вывод о сходности до степени смешения этикетки водки «Сто ОЗЕР великих» и комбинированного обозначения по товарному знаку № 270235.
В соответствии с пунктами 14.4.2, 14.4.2.2, 14.4.2.3, Правил составления подачи и рассмотрения заявки на регистрации товарного знака и знака обслуживания, утверждённых Приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32 при проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия:
vпроводится поиск тождественных и сходных обозначений;
vопределяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений;
vопределяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Словесные обозначения сравниваются:
vсо словесными обозначениями;
vс комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:
- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
- близость звуков, составляющих обозначения;
- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов и их расположение;
- число слогов в обозначениях;
- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
- близость состава гласных;
- близость состава согласных;
- характер совпадающих частей обозначений;
- вхождение одного обозначения в другое;
- ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
- общее зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
- расположение букв по отношению друг к другу;
- алфавит, буквами которого написано слово;
- цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего подпункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Определение сходства изобразительных и объемных обозначений
Изобразительные и объемные обозначения сравниваются:
- с изобразительными обозначениями;
- с объемными обозначениями;
- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
- внешняя форма;
- наличие или отсутствие симметрии;
- смысловое значение;
- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.);
- сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 6.3 Методических рекомендаций Роспатента по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство в комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом является словесный элемент, так как он легче запоминается, чем изобразительный, а именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения.
Особенно сильно эта тенденция проявляется при восприятии этикеток
Если при сравнении комбинированных обозначений будет установлено, что их словесные элементы тождественны или сходны до степени смешения (сходство элементов определяется в соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил), то такие комбинированные обозначения следует признать сходными до степени смешения при различии в изобразительных элементах.
Таким образом, правовое значение по делу имеют не аналогичность или тождественность изображений на этикетках, а их сходство до степени смешения.
Данный признак устанавливается арбитражным судом, как исходя из собственного восприятия с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств (экспертные заключения, отчеты исследований узнаваемости водок «ПЯТЬ ОЗЕР» и «Сто ОЗЕР великих», этикетки водок «ПЯТЬ ОЗЕР» и «Сто ОЗЕР великих», бутылки водок «ПЯТЬ ОЗЕР и «Сто ОЗЕР великих»)
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
vиз сравнения словесных обозначений «Сто ОЗЕР великих» и « ПЯТЬ ОЗЕР» следует: словосочетание «ПЯТЬ ОЗЕР» состоит из двух слов, словосочетание «Сто ОЗЕР великих» из трех слов; в обоих обозначениях при произношении подчеркнуто ударением первое слово; первые слова в словосочетаниях различные «пять» и «сто», имеют разные гласные «я» - «о», разные согласные , стоящие на первом месте в словах «п» - «с» одинаковые согласные «т» расположены в разных местах, кроме того согласная «т» в слове «пять» произносится мягко, так как за ней стоит мягкий знак, а согласная «т» в слове «сто» произносится твердо, так как за ней стоит твердая гласная «о», то есть они произносятся по-разному; в словосочетании «Сто ОЗЕР великих» слово «Сто» написано оригинальным шрифтом, стилизованным под рукописный, слово «великих» хотя и выполнено стандартным шрифтом, но расположено на фоне отдельной фигуры, цветовое сочетание обозначений; логическое ударение падает на первые слова обозначений, которые отличаются друг от друга: «пять» - «сто»; в верхней части обозначения «Сто ОЗЕР великих» присутствуют названия четырех озер: «Чудское», «Байкал», «Ладожское» и «Онежское»;
vиз сравнения изобразительных обозначений «Сто ОЗЕР великих» и «ПЯТЬ ОЗЕР» следует: композиционный прием, использующий прямоугольное основание с круглым элементом вверху является стандартным при оформлении этикеток товаров 33 класса МКТУ, расположение названия товара в центре этикетки является стандартным, доминирующими элементами графической части обозначения «ПЯТЬ ОЗЕР» являются изображения девяти геометрических фигур, расположенных в нижней части обозначения и изображение солнца в верхней части, доминирующими же элементами в этикетке «Сто ОЗЕР великих» является стилизованное изображение двух лебедей в нижней части этикетки, а так же элемент в верхней части этикетки (изображение всадника с флагом в руке (товарный знак по свидетельству РФ № 290299, правообладатель ООО «ТПК «Никита») и наложенными на него медалями.
Таким образом, объективных доказательств, дающих основания однозначно утверждать о сходности этикеток водок «ПЯТЬ ОЗЕР» и «Сто ОЗЕР великих» до степени смешения арбитражному суду не представлено.
Кроме того, производство и введение в оборот водки с этикеткой «Сто ОЗЕР великих» ООО «ТПК «Никита» было начато с проведения патентной экспертизы и социального опроса, результаты которых показали отсутствие схожести до степени смешения обозначений на этикетке водки «Сто ОЗЕР великих» и обозначения по товарному знаку № 270235, что свидетельствует, по мнению арбитражного суда, о недоказанности в действиях ООО «ТПК «Никита» противоречий обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия ООО «ТПК «Никита» направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам; нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, как и отсутствует указание на данные факты в оспариваемых решении и предписании отсутствуют, объективных доказательств, свидетельствующих об их наличии арбитражному суду не представлено, что позволяет сделать вывод о том, что данные признаки недобросовестной конкуренции УФАС при рассмотрении дела не устанавливались.
В ходе судебного разбирательства УФАС и ООО «Омсквинпром» были представлены пояснения из которых следует, что, по их мнению, ООО «ТПК «Никита» получило преимущество в предпринимательской деятельности, выраженное в формировании и поддержке потребительского интереса к своей продукции за счет использования высокой узнаваемости водки «Пять ОЗЕР». Используя сходство с водкой «ПЯТЬ ОЗЕР» ООО «ТПК «Никита» не несет значительные затраты за контролем ее качества и продвижения новой, неизвестной потребителю алкогольной продукции, вследствие чего себестоимость водки «Сто ОЗЕР великих» ниже, чем у других производителей, что увеличивает количество продаж. Кроме того, водка «ПЯТЬ ОЗЕР» является высококачественным алкогольным продуктом, что подтверждается многочисленными наградами, полученными на российских и международных выставках, в отличие от водки «Сто ОЗЕР великих».
По мнению арбитражного суда, изложенные обстоятельства носят теоретический, предположительный характер, объективными доказательствами не подтверждены. Вопросы качества водки «Сто ОЗЕР великих» не рассматривались ни УФАС при рассмотрении дела № 004-14-08, ни при рассмотрении настоящего дела судом.
Учитывая вышеизложенное (что УФАС не установлены все признаки, необходимые для квалификации действий юридического лица в качестве недобросовестной конкуренции) арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание УФАС не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, как взыскателя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10.07.2008 по делу № 004-14-08, как несоответствующие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Никита» 2000 рублей государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Никита» из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня вынесения решения.
Судья А.Ф. Гурский