ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11015/18 от 08.08.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

15 августа 2018 года

Дело № А33-11015/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления № 7811 по делу об административном правонарушении от 20.04.2018,

с участием Прокурора Кировского района г. Красноярска,

в присутствии в судебном заседании до перерыва: от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2018; от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 14.09.2015 №ДВ-53140; помощника прокурора Кировского района г. Красноярска - О.С. Елесиной, на основании служебного удостоверения; в присутствии в судебном заседании после перерыва: ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 14.09.2015 №ДВ-53140;

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее – заявитель, Региональный фонд КРМДКК) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) о признании незаконным и отмене постановления № 7811 по делу об административном правонарушении от 20.04.2018.

Определением от 07.05.2018 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 28.06.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, к участию в деле привлечен прокурор Кировского района г. Красноярска.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, указывает в заявлении, что собственники помещений в многоквартирном доме не являются потребителями услуги, а фонд не оказывает услуг собственникам в рамках Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ответственность за неисполнение статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации носит гражданско-правовой характер, в действиях фонда отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что оспариваемый акт является законным и обоснованным, к отношениям применяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Прокурор поддержал позицию административного органа.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по делу объявлен перерыв до 13 час. 40 мин. 08.08.2018. Судебное заседание будет продолжено по адресу: <...>, зал № 328.

После перерыва судебное заседание было продолжено при участии представителя ответчика ФИО2 на основании доверенности от 14.09.2015 № ДВ-53140.

В судебное заседание после перерыва заявитель и прокурор, надлежащим образом уведомленные о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явились, представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Представитель ответчика представил изложенную ране позицию.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В феврале 2018 года Прокуратурой Кировского района по поручению прокуратуры Красноярского края проведена проверка по сообщению СМИ о длительном проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома по пр. им. газ. Пионерской Правды, 3, г. Красноярск.

В ходе проверки установлено, что подрядные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома (крыши), расположенного по адресу пр. им. газ. Пионерской Правды, 3, г. Красноярск (далее - МКД), по заказу Регионального фонда капитального ремонта Красноярского края выполняет ООО «Палитра-М» (г. Саяногорск), на основании договора № 23-кр от 29.03.2017.

Согласно п.1.1. договора подрядчик обязуется оказать услуги и (или) выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (многоквартирных домов) (далее - работы) в соответствии с: описанием объекта закупки (техническим заданием) – приложение №1; проектной документацией – приложение №2, ведомостью объемов работ – приложение №3, локальным сметным расчетом – приложение №4, графиком производства работ на объекте – приложение №5, а заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату оказанных услуг и (или) работ в порядке и на условиях предусмотренных договором.

В соответствии с графиком (приложение к вышеуказанному договору подряда), работы по капитальному ремонту кровли, крыши МКД должны были быть завершены 26.07.2017 с соответствующей комиссионной приемкой до 31.07.2017. Вместе с тем, в настоящий момент работы так и не завершены.

Согласно акту комиссионного осмотра от 02.10.2017, утвержденного заместителем руководителя администрации Кировского района в г. Красноярске, подрядчиком выполнены лишь работы по устройству армированной стяжки, с 09.10.2017 ООО «Палитра-М» обязалось приступить к демонтажу стропильной системы и шифера, то есть к начальному этапу работ, которые по графику должны были быть выполнены в период май-июнь 2017 г.

В связи с изложенным, Фондом проводились проверки в отношении Подрядчика по вопросам срока выполнения работ на МКД и их соответствия проектной документации и установленным нормативным требованиям. По результатам проверок Фондом в адрес подрядчика выдано 9 предписаний: 18.04.2017, 04.05.2017, 18.05.2017, 02.06.2017, 19.06.2017, 28.07.2017, 04.08.2017,21.12.2017.

21.09.2017 Фондом направлено требование об уплате неустоек в связи с нарушением срока.

В ходе проверки установлено, что до 04.08.2017 (фактически после окончания сроков проведения работ по графику) согласно выдаваемым предписаниям, работы не проводились, Фондом должных и эффективных мер по контролю и обеспечению своевременного выполнения работ не принято, предписания подрядчику носят формальный характер и констатацию факта отсутствия подрядчика па рабочем месте, договор подряда своевременно расторгнут не был, мер судебного понуждения подрядчика к выполнению работ Фондом не принято. Вопрос о расторжении договора с подрядчиком Региональным фондом в настоящее время не рассматривается, так как, по мнению Фонда, расторжение договора приведет к усложнению завершению выполненных работ, поскольку потребует установление объемов неоконченных работ, определение их сметной стоимости, проведения отбора новой подрядной организации.

Согласно актам комиссионного обследования жилых помещений № 59, № 72 указанного МКД, от 20.09.2017, 26.09.2017, установлены следы подтопления потолков.

Определением от 08.02.2018 Заместителем прокурора Кировского района г. Красноярска возбуждено дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.

Определением от 20.02.2018 №1074 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.03.2018. Определением от 22.03.2018 №2105 рассмотрения дела отложено на 19.04.2018.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 №7811 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей. При рассмотрении дела присутствовал представитель общества ФИО1, постановление получено представителем 25.04.2018.

Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьями 28.4. 25.11, 28.3, 23.49КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40, статьями 21, 22 и 54 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.02.2018, а также оспариваемое постановление вынесены должностными лицами уполномоченных органов пределах их компетенции.

Предусмотренные статьями 28.2, 28.4, 28.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ требования к содержанию протокола об административном правонарушении, постановлению о привлечении к административной ответственности, обеспечения прав общества на защиту, участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлении пояснений прокурором и административным органом соблюдены.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.02.2018, оспариваемого постановления следует, что общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в связи с неисполнением надлежащим образом заявителем, как региональным оператором, обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Устава заявителя, региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, в дальнейшем именуемый «Фонд», является унитарной некоммерческой организа­цией, не имеющей членства, созданной в организационно-правовой форме фонда, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее уч­редителя для целей, определенных настоящим Уставом. В соответствии с п. 2.1 Устава Фонда, целью деятельности Фонда является достижение социальных и иных общественно полезных целей при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, направленных на обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме указаны в части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

Учитывая изложенное, ответственность регионального оператора за нарушения статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом объем ответственности регионального оператора определяется исходя из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленных главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2017 №6-КГ17-4.

Однако в данном случае речь идет о применении административной ответственности за правонарушение предусмотренное ст.14.4. КоАП РФ, следовательно, основания для применения в настоящем деле вышеуказанных положений о гражданско-правовой ответственности отсутствуют.

В данном случае для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (п.9 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).

Материалами дела не подтверждается факт непосредственного оказания услуг заявителем, следовательно, заявитель не является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 14.4 КоАП РФ.

Следовательно, оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования.

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 7811 по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 года, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.

Разъяснить, что решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов