АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2009 года | Дело № А33-11217/2009 |
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Ивановой,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (УГАДН) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ФИО1) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек – на основании лицензии № АСС-24-030025, сроком действия с 26.10.2003 по 26.10.2008 (продлена до 26.10.2013).
Должностным лицом УГАДН при проведении внеплановой проверки были установлены следующие факты осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных указанной выше лицензией:
не заполнение обязательных реквизитов путевых листов;
не проведение сверок с органами ГИБДД сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных водителями;
не ведение журнала учета и контроля технического состояния автобусов при выходе и возвращении к месту стоянки;
отсутствие приказа о назначении ответственного лица и мероприятий «О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий»;
неподача заявок (предложений) на обследование дорог;
отсутствие паспортов маршрутов;
отсутствие у водителя, осуществлявшего перевозку пассажиров, лицензионной карточки.
Данные нарушения были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25.06.2009 № 54/050104.
УГАДН обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, лицензированию подлежат, в том числе, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 25.06.2009 № 54/050104 составлен уполномоченным лицом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
На основании подпункта 3 пункта 6 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
В нарушение указанной нормы в путевых листах от 08.06.2009 № 569, 572 отсутствуют данные показания при выходе и возвращении транспорта в гараж.
В силу пункта 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация, в том числе: организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.
Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В нарушение указанной нормы ФИО1 не проведены сверки за апрель, май 2009 года.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители – предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
У ФИО1 на момент проведения проверки журнал учета и контроля технического состояния автобусов при выходе и возвращении к месту стоянки отсутствовал.
В протоколе об административном правонарушении от 25.06.2009 № 54/050104 зафиксировано нарушение ФИО1 рекомендаций для предприятий пассажирского транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденных Федеральной антитеррористической комиссией от 22.12.1999, выразившихся в «отсутствии приказа о назначении ответственного лица и мероприятия «О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий» на 2009 год.
Суд не усматривает оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП за совершение указанного нарушения, поскольку указанные рекомендации не являются нормативным правовым актом, не имеют обязательного характера. Иные законы, устанавливающие основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, не содержат норму, обязывающую владельцев транспортных средств разрабатывать вышеуказанные приказы и планы мероприятий по антитеррористической защите объектов и пассажиров, назначать ответственных лиц за организацию этой работы.
Согласно пункта 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
В силу пунктов 4.15, 4.17, 4.18 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно - транспортных происшествий на маршруте.
Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений <*>. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
В нарушение приведенных норм действующего законодательства ФИО1 не подал заявки (предложения) в администрацию г. Лесосибирска на обследование дорог, по которым проходят его маршруты № 2, 23/8, 4, 7 (сезонный).
В силу пункта 5.2.1 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.97 № 2, пункта 5.7.2. Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
В нарушение указанных выше норм, у ФИО1 отсутствуют паспорта маршрутов № 4 (регулярный), № 7 (сезонный).
Согласно пункту 4з Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 одним из лицензионных требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Лицензионная карточка в силу пункта 11 данного Постановления является выпиской из документа, подтверждающим наличие лицензии, выдаваемой на каждое транспортное средство, в которой указывается номер и дата выдачи лицензии срок ее действия марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1.1 «Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.101993 № 1090 водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции, а также работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта передавать им для проверки лицензионную карточку.
Пунктом 2 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 установлено, что на автомобилях и автобусах лицензионная карточка размещается в правом нижнем углу ветрового стекла.
В нарушение приведенных норм действующего законодательства ФИО1 не было обеспечено наличие лицензионной карточки 03.06.2009 на автобусе ПАЗ 320540, г/н 880, под управлением водителя ФИО2, осуществлявшего перевозку пассажиров по маршруту 23/8 «Конечная ЛПК-Микрорайон А».
Указанные нарушения подтверждаются материалами дела: списком водителей, постановлением администрации г. Лесосибирска от 22.05.2009 № 649, объяснениями водителя ФИО2, постановлением по делу об административном правонарушении от 03.06.2009 № 26, протоколом об административном правонарушении от 03.06.2009 № 48, путевыми листами от 08.06.2009 № 569, 572, актом недостающих документов от 25.06.2009, объяснениями ФИО1 от 24.06.2009, актом проверки от 10-25 июня 2009 года, протоколом об административном правонарушении от 25.06.2009 № 54/050104.
Следовательно, действия ФИО1 образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП и основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено, поэтому арбитражный суд считает возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере – 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца Ширинского района, внесенного в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 9 по Красноярскому краю 26.02.2004 за основным государственным регистрационным номером 304245405700027, проживающего по адресу: <...> 17а-43, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Красноярскому краю (УГАДН),
ИНН <***>,
Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001
ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,
БИК 040407001, КПП 246301001,
Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов,
КБК 10611690040040000140, ОКАТО 04401000000.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Судья Е.А. Иванова