ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11368/2022 от 05.10.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

12 октября 2022 года

Дело № А33-11368/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 05 октября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Криспин В.В. , рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевец А.Н.,

установил:

в Арбитражный суд Красноярского края 05 мая 2022 года поступило заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 16.05.2022 года заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 05.07.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, предварительное судебное заседание назначено на 08.08.2022.

Определением от 08.08.2022 предварительное судебное заседание по делу отложено на 14.09.2022.

Поскольку возражения относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступили, в судебном заседании 14.09.2022 на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», судом определено завершить предварительное судебное заседание, окончить подготовку дела к судебному разбирательству и открыть судебное заседание арбитражного суда первой инстанции. Судебное заседание по делу отложено на 05.10.2022.

Лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в предварительное судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Ответчиком отзыв на заявление не представлен, при этом ходатайство об ознакомлении ФИО1 с материалами административного дела в режиме ограниченного доступа одобрено судом 26.07.2022.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В рамках дела А33-30582/2017 рассматривается заявление о банкротстве ФИО2. Определением от 12.01.2018 возбуждено производство по делу, впоследствии введены процедура реструктуризации, процедура реализации, срок последней продлялся. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.08.2020 по финансовым управляющим утверждена ФИО1.

Как следует из материалов административного расследования, по результатам изучения протокольного определения Арбитражного суда Красноярского края от 11.11.2021 № А33-30582/2017, поступившего в Управление с письмом от 11.11.2021, а также сведений, размещенных на сайте Картотеки арбитражных дел, в действиях (бездействии) ФИО1 при осуществлении полномочий финансового управляющего имуществом ФИО2 выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и установлена необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в связи с чем, главным специалистом – экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 вынесено определение от 24.12.2021 № 02522421 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 Срок административного расследования продлевался.

При этом заказным письмом от 25.02.2022 № 3537/Ис12/22 ФИО1 приглашалась  в  Управление  для участия в составлении протокола об административном правонарушении по делу № 02322421 на 18.04.2022, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ ей разъяснялись права, предусмотренные статьями 24.2, 24.3, 24.4, 25.1 КоАП РФ.

Письмо от 25.02.2022 № 3537/Ис12/22 направлено ФИО1 по следующим адресам: ул. Малая Красная, д. 9, кв. 10, г. Зеленодольск, <...> (адрес регистрации ФИО1 согласно адресной справке от 19.01.2022 УВМ МВД по Республике Татарстан); письмо не получено, возвращено Управлению; а/я 74, г. Казань, <...> (адрес для корреспонденции, указанный ФИО1 в сообщениях, включенных в ЕФРСБ); письмо получено 09.03.2022, что подтверждается уведомлением о вручении отправления № 80098969034088; ул. М. Чуйкова, д. 2, корп. Д, оф. 305, г. Казань, <...> (адрес офиса, используемый ФИО1 при проведении собраний кредиторов); письмо получено 04.03.2022 ФИО1 лично, что подтверждается уведомлением о вручении отправления № 80098969034057.

Дополнительно письмо от 25.02.2022 № 3537/Ис12/22 направлено на адрес электронной почты ФИО1 (9370092596@таИ.га), указанный в сообщениях ЕФРСБ и используемый для направления процессуальных документов в Арбитражный суд Красноярского края.

По результатам проведенного административного расследования при проверке действий (бездействий) ФИО1 в рамках проведения процедуры банкротства ФИО2 Управлением Росреестра по Красноярскому краю установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, о чем ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении от 18.04.2022 № 00582422.

Как следует из протокола, установлено нарушение обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктов 11, 13 Общих правил подготовки отчетов, Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, Типовой формой отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств, что выразилось в непредставлении в арбитражный суд (в материалы дела А33-30582/2017) отчетов финансового управляющего, а также документов, подтверждающих содержащиеся в отчетах финансового управляющего сведения, в срок до 18.11.2020, до 04.05.2021, до 03.11.2021, соответственно.

В соответствии с отметкой на протоколе ФИО1 для участия в составлении протокола не явилась.

На основании выявленных нарушений, Управление Росреестра по Красноярскому краю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражным управляющим отзыв на заявление не представлен.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 6 части 2 статьи 21.3 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают, в том числе, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13 настоящего Кодекса.

В настоящем деле судом рассматривается заявление Управления Росреестра по Красноярскому краю о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, а также определяет меры административной ответственности.

На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.

Частью 10 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (далее по тексту – постановление № 457), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

По пунктам 5.1.9, 5.5 и 5.8.2 постановления № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях; обращается в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждённому Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2017 № 478, право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, обладают, в том числе, государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в пределах своей компетенции. 

Арбитражным судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 18.04.2022 № 00582422 составлен уполномоченным лицом – ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО4, полномочия подтверждены приказом от 09.11.2021 № 657 и/с.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В силу правовой позиции, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, из содержания статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица должно осуществляться в присутствии такого лица или его представителя, либо в его отсутствие, но при его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом обязанность по извещению лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении возложена именно на административный орган.

Протокол об административном правонарушении от 18.04.2022 № 00582422 составлен в отсутствие арбитражного управляющего, о чем содержится указание в протоколе.

В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела следует, что ФИО1 приглашалась    в    Управление    для    участия    в    составлении    протокола    об административном правонарушении по делу № 02322421 на 18.04.2022 заказным письмом от 25.02.2022 № 3537/Ис12/22, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ ей разъяснялись права, предусмотренные статьями 24.2, 24.3, 24.4, 25.1 КоАП РФ.

Письмо от 25.02.2022 № 3537/Ис12/22 направлено ФИО1 по следующим адресам: ул. Малая Красная, д. 9, кв. 10, г. Зеленодольск, <...> (адрес регистрации ФИО1 согласно адресной справке от 19.01.2022 УВМ МВД по Республике Татарстан); письмо не получено, возвращено Управлению; а/я 74, г. Казань, <...> (адрес для корреспонденции, указанный ФИО1 в сообщениях, включенных в ЕФРСБ); письмо получено 09.03.2022, что подтверждается уведомлением о вручении отправления № 80098969034088; ул. М. Чуйкова, д. 2, корп. Д, оф. 305, г. Казань, <...> (адрес офиса, используемый ФИО1 при проведении собраний кредиторов); письмо получено 04.03.2022 ФИО1 лично, что подтверждается уведомлением о вручении отправления № 80098969034057.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО1, надлежащим образом уведомленной о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении, доказательств обратного суда не представлено.

Срок, установленной в статье 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.

Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве организаций, права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, интересы кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом, защита которых обусловлена несостоятельностью (банкротством) и на которые арбитражным управляющим допущены посягательства в ходе ведения процедуры конкурсного производства.

Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.

Субъектом данного вида правонарушений является арбитражный управляющий, надлежащим образом утвержденный в рамках банкротного дела.

В рамках дела А33-30582/2017 рассматривается заявление о банкротстве ФИО2. Определением от 12.01.2018 возбуждено производство по делу, впоследствии введены процедура реструктуризации, процедура реализации, срок последней продлялся. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.08.2020 по финансовым управляющим утверждена ФИО1

Учитывая вышеизложенное, в период осуществления вменяемых бездействий ФИО1 являлась субъектом, ответственность которого установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует, в том числе, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Так, положениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлены определенные обязанности арбитражного управляющего, а также сроки их исполнения.

Как следует из протокола, установлено нарушение обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктов 11, 13 Общих правил подготовки отчетов, Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, Типовой формой отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств, что выразилось в непредставлении в арбитражный суд (в материалы дела А33-30582/2017) отчетов финансового управляющего, а также документов, подтверждающих содержащиеся в отчетах финансового управляющего сведения, в срок до 18.11.2020, до 04.05.2021, до 03.11.2021, соответственно.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредитора и общества.

Пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве установлено, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.

Учитывая, что процедура реализации имущества должника сопоставима с процедурой конкурсного производства, то к проведению процедуры реализации имущества в части, неурегулированной положениями главы X Закона о банкротстве, применяются положения главы VII Закона о банкротства, регулирующей порядок проведения конкурсного производства.

Согласно пункту 3 статьи 133 Закона о банкротстве отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.

Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:

- о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;

- о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;

- о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;

- о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;

- о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;

- о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

- о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;

- о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;

- о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;

- о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;

- о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;

- иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.

Согласно пункту 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставить арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Учитывая требования пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве, финансовый управляющий в процедуре реализации имущества гражданина, равно как и конкурсный управляющий, обязан по требованию арбитражного суда представлять все сведения, касающиеся процедуры реализации имущества должника, в том числе отчет о своей деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее – Общие правила подготовки отчетов).

В силу подпункта «в» пункта 2 Общих правил подготовки отчетов при проведении в отношении должника процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий составляет отчеты (заключения) о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 3 Общих правил подготовки отчетов в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.

Согласно пункту 4 Общих правил подготовки отчетов отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.

Пунктами 11, 13 Общих правил подготовки отчетов установлено, что к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.

На основании пункта 12 Общих правил подготовки отчетов отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере денежных средств, поступивших   на   основной   счет   должника;   сведения   о   каждом   платеже   (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.

Типовые формы отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства утверждены Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195.

Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности (Приложение 4 к Приказу № 195) предусмотрено наличие следующих приложений: копии реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указанием размера погашенных и непогашенных требований кредиторов; документов, подтверждающих погашение требований кредиторов; документов, подтверждающих продажу имущества должника (договоры купли-продажи, иные документы).

Как установлено административным органом при проведении административного расследования, определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2020 по делу №А33-30582/2017 продлен срок реализации имущества должника до 13.12.2021. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на 25.11.2020.

Указанным определением суд обязал финансового управляющего имуществом должника ФИО1 в срок до 18.11.2020, в том числе, представить: отчет о своей деятельности; доказательства реализации имущества должника; непрерывную выписку по основному счету должника за весь период процедуры банкротства; развернутую информацию о ходе процедуры реализации имущества; отчет о поступлении и использовании денежных средств должника с приложением первичных документов, подтверждающих все сведения отраженные в отчетах; развернутые письменные сведения о внеочередных (текущих) обязательствах должника с приложением подтверждающих первичных документов; документы, предусмотренные статьей 213.28 Закона о банкротстве.

В срок до 18.11.2020 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 документы и сведения, запрошенные Арбитражным судом Красноярского края определением от 07.08.2020, не представлялись.

Так, 20.11.2020 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 посредством системы «Мой Арбитр» в материалы дела № А33-30582/2017 представлены отчет финансового управляющего и ходатайство о продлении процедуры реализации имущества гражданина от 20.11.2020. Иные документы в материалы дела не представлены.

Согласно определению Арбитражного суда Красноярского края от 27.11.2020 по делу № А33-30582/2017 от финансового управляющего имуществом должника ФИО1 к судебному заседанию поступил отчет о его деятельности, а также ходатайство о продлении срока реализации имущества гражданина на 6 месяцев.

Кроме того, из текста указанного определения от 27.11.2020 следует, что определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.10.2020 у ФИО2 в пользу финансового управляющего имуществом должника ФИО1 истребовано имущество: легковой автомобиль Lexus LX470, VIN <***>, 2004 года выпуска, цвет – желтый, двигатель № 0805127, шасси № <***>, государственный регистрационный знак <***>; легковой автомобиль Toyota Land Cruiser 100, VIN <***>, 2004 года выпуска, цвет – черный, двигатель № 9136772, шасси № <***>, государственный регистрационный знак <***>; трактор К-701, двигатель № 14382, цвет – желтый, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>; трактор Т-4АС4, заводской № 311705, двигатель № 775644, цвет – красный, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>. Доказательства исполнения судебного акта, возбуждения исполнительного производства, суду не представлены.

Определением от 27.11.2020 также установлено, что по результатам проведенных торгов на основании договора купли-продажи от 18.02.2020 реализовано залоговое имущество (нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>) по цене 11 200 000 руб. Доказательства реализации иного имущества не представлены. Сведения о поступлении на основной счет должника денежных средств, не представлены. Отчет финансового управляющего о поступлении и использовании денежных средств должника с приложением первичных документов, отсутствует в материалах дела.

Следовательно, требования определения Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2020 по делу № А33-30582/2017 финансовым управляющим не исполнены.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.11.2020 по делу № А33-30582/2017 о продлении срока реализации имущества должника суд обязал финансового управляющего имуществом должника ФИО1 в срок до 04.05.2021, в том числе, представить:

- отчет о своей деятельности; доказательства реализации имущества должника; непрерывную выписку по основному счету должника за весь период процедуры банкротства; развернутую информацию о ходе процедуры реализации имущества; отчет о поступлении и использовании денежных средств должника с приложением первичных документов, подтверждающих все сведения отраженные в отчетах; развернутые письменные сведения о внеочередных (текущих) обязательствах должника с приложением подтверждающих первичных документов; документы, предусмотренные ст. 213.28 Закона о банкротстве; доказательства уважительности причин неисполнения определения арбитражного суда от 07.08.2020;

- сведения о полученных доходах за всю процедуру банкротства, а также об источниках таких доходов.

При ознакомлении с материалами дела № А33-30582/2017 о банкротстве должника установлено, что в срок до 04.05.2021 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 документы и сведения, запрошенные Арбитражным судом Красноярского края определением от 27.11.2020 не представлялись.

07.05.2021 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 посредством системы «Мой Арбитр» в материалы дела А33-30582/2017 представлены отчет финансового управляющего и ходатайство о продлении процедуры реализации имущества гражданина. Иные документы в материалы дела не представлены.

Согласно определению Арбитражного суда Красноярского края от 17.05.2021 по делу А33-30582/2017 от финансового управляющего имуществом должника ФИО1 к судебному заседанию поступил отчет о его деятельности, а также ходатайство о продлении срока реализации имущества гражданина на 6 месяцев.

Из текста указанного определения также следует, что «По результатам проведенных торгов на основании договора купли-продажи от 18.02.2020 реализовано залоговое имущество (нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>) по цене 11 200 000 руб. Доказательства реализации иного имущества не представлены.

Сведения о поступлении на основной счет должника денежных средств не представлены. Отчет финансового управляющего о поступлении и использовании денежных средств должника с приложением первичных документов, отсутствует в материалах дела.

Отсутствует в материалах дела и акт приема-передачи должником товарно-материальных ценностей финансовому управляющему, а также акт осмотра жилого помещения должника с приложением подтверждающих фотоматериалов...

Вместе с тем, акт приема-передачи должником всех имеющихся у него банковских карт; доказательства блокирования операций с полученными финансовым управляющим банковскими картами; доказательства перечисления денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника, в материалы дела не представлены. Ссылка финансового управляющего в отчете о его деятельности от 29.10.2019, от 30.04.2020, от 03.08.2020, от 20.11.2020, от 05.05.2021 о блокировании счета не подтверждена документально...

Вместе с тем, при исследовании материалов дела, судом установлено, что к отчету финансового управляющего от 05.05.2021 какие-либо документы, подтверждающие указанные в них сведения, не приложены.

Следовательно, требования определения Арбитражного суда Красноярского края от 27.11.2020 по делу № А33-30582/2017 финансовым управляющим не исполнены.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17.05.2021 по делу № АЗЗ-30582/2017 о продлении срока реализации имущества должника суд обязал финансового управляющего имуществом должника ФИО1 в срок до 03.11.2021, в том числе, представить:

- отчет о своей деятельности, соответствующий требованиям п.п. 4, 10 и 11 Общих правил подготовки отчетов; доказательства реализации имущества должника; непрерывную выписку по основному счету должника за весь период процедуры банкротства; развернутую информацию о ходе процедуры реализации имущества; а также отчет о поступлении и использовании денежных средств должника, соответствующий требованиям п.п. 12 и 13 Общих правил подготовки отчетов; развернутые письменные сведения о внеочередных (текущих) обязательствах должника с приложением подтверждающих первичных документов; документы, предусмотренные ст. 213.28 Закона о банкротстве; доказательства уважительности причин неисполнения определения арбитражного суда от 27.11.2020;

- сведения о полученных доходах за всю процедуру банкротства, а также об источниках таких доходов.

При ознакомлении с материалами дела А33-30582/2017 о банкротстве должника установлено, что в срок до 03.11.2021 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 документы и сведения, запрошенные Арбитражным судом Красноярского края, определением от 17.05.2021 не представлялись.

10.11.2021 финансовым управляющим имуществом должника ФИО1 посредством системы «Мой Арбитр» в материалы дела представлены отчет финансового управляющего и ходатайство о продлении процедуры реализации имущества гражданина. Иные документы в материалы дела не представлены.

Согласно протокольному определению Арбитражного суда Красноярского края от 11.11.2021 по делу № АЗ3-30582/2017 «В судебное заседание 11.11.2021 финансовый управляющий не явился, 10.11.2021 направил ходатайство о продлении процедуры реализации имущества гражданина, в котором просил провести судебное заседание без его участия.

К ходатайству финансовым управляющим приложен отчет финансового управляющего о его деятельности и о результатах проведения реализации имущества гражданина от 30.09.2021.

Следовательно, требования определения от 17.05.2021 в полном объеме финансовым управляющим не исполнены, явка в судебное заседание не обеспечена, доказательств уважительности причин неявки не представлено».

При проведении административного расследования какие-либо документы и сведения от ФИО1 в Управление не поступали.

Оценив представленные в дело материалы административного расследования, суд полагает необходимым отметить следующее.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2021 № 10-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», статья 14.13 КоАП Российской Федерации, закрепляя административную ответственность за неправомерные действия при банкротстве, направлена на обеспечение надлежащего порядка осуществления различных процедур, применяемых в деле о банкротстве, являющемся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года « 632-О, от 29 сентября 2015 года « 1846-О, от 18 июля 2017 года « 1645-О, от 29 января 2019 года « 233-О и др.).

Положения этой статьи имеют бланкетный характер, а потому существенную значимость для ее уяснения приобретает требование их согласованности в общей системе правового регулирования с соответствующими правилами, установленными регулятивными законодательными и подзаконными актами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 42-П).

Конституционный суд указывает, что за нарушение требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», нарушитель должен подлежать ответственности на основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих бланкетный характер по отношению к указанной законодательной (нормативной) обязанности.

Приведенная позиция свидетельствуют о том, что неисполнение установленной законом обязанности в установленный срок является нарушением именно законодательства о банкротстве, а не судебного акта арбитражного суда. Обязанность возникает у ответчика на основании прямого указания закона и как таковая в силу статей 1 (часть 1), 15 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации не требует специального решения суда, а потому ее неисполнение преимущественно представляет собой посягательство на установленные, в том числе судебные, процедуры банкротства, а не на обязательность судебных актов. Соответственно, ее воспроизведение, тем более дословное, в судебном акте арбитражного суда не аннулирует законодательную (нормативную) природу данной обязанности и не может рассматриваться в качестве самостоятельного судебного решения, за неисполнение которого на основании статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде судебного штрафа.

Содержание части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования дает основания полагать, что установленный ею судебный штраф за неисполнение судебного акта арбитражного суда предусмотрен для тех случаев, когда неисполненное предписание судебного акта не дублирует правовую норму, а представляет собой властное волеизъявление самого суда по применению положений закона на основе их приложения к конкретным фактическим обстоятельствам и в силу этого обладает для правоприменения самостоятельным значением.

Как уже выше указывалось судом, обязанность управляющего в процедуре реализации (конкурсного производства) по требованию арбитражного суда предоставить арбитражному суду все сведения, касающиеся процедуры, в том числе отчет о своей деятельности, установлена пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве.

Важность исполнения указанной обязанности следует из невозможности арбитражного суда своевременно и полно получить информацию  о процедуре из какого-либо другого источника.

При таких обстоятельствах вышеустановленное непредставление финансовым управляющим запрошенных судом сведений (отчетов финансового управляющего, а также документов, подтверждающих содержащиеся в отчетах финансового управляющего сведения в вышеуказанном объеме) являются нарушением установленной пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве обязанности.

Таким образом, арбитражный суд соглашается с выводом административного органа о том, что ФИО1 не исполнены обязанности, предусмотренные пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве (с учетом пунктов 11,13 Общих правил подготовки отчетов, Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, Типовой формой отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств), что выразилось в непредставлении в арбитражный суд отчетов финансового управляющего, а также документов, подтверждающих содержащиеся в отчетах финансового управляющего сведения, в срок до 18.11.2020, до 04.05.2021, до 03.11.2021, соответственно.

Субъективной стороной правонарушения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ является умышленное или неосторожное невыполнение правил, применяемых в соответствующей процедуре банкротства. Указанный подход подтвержден сложившейся судебной практикой, например, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2021 № Ф09-3329/21 по делу № А47-14785/2020, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2021 № Ф09-2793/21 по делу № А76-29788/2020, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2021 № Ф02-1806/2021 по делу № А78-8373/2020.

Согласно пункту 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил, что соответствующая обязанность арбитражного управляющего не была исполнена в установленный законом срок.

При этом сведений о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному проведению инвентаризации, в материалы дела не представлено, ознакомленная с материалами настоящего дела арбитражный управляющий каких-либо возражений не представила.

При таких обстоятельствах, проанализировав бездействия ФИО1 по представленным материалам, суд пришел к выводу о наличии субъективной стороны вменяемого правонарушения.

На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств повторности правонарушения, бездействие ФИО1  образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, основания для привлечения ее к административной ответственности имеются.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П). Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 № 919-0-0, положения главы 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.

Статьей 3.2 КоАП РФ установлены следующие виды административного наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

При этом выбор наказания не может осуществляться судом произвольно, частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Между тем, административным органом представлены сведения, что ФИО1 уже привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, следующими судебными актами: решением Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2022 по делу А28-16665/2021 с назначением наказания в виде предупреждения (решение оставлено без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022); решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2022 по делу А33-32361/2021 с назначением наказания в виде предупреждения (решение не обжаловалось и вступило в законную силу).

Кроме того, решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2020 по делу А72-369/2020 отказано в привлечении ФИО1 к административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

По существу для выбора правомерной санкции необходимо различать понятия «впервые совершенное правонарушение», «систематическое правонарушение» и «правонарушение, совершенное повторно». В данном случае «повторность» рассматривается как правонарушение, совершенное при наличии к моменту его совершения вступившего в законную силу судебного акта о привлечении к административной ответственности за аналогичное правонарушение (такой смысл придает термину «повторность» законодатель, например, в части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ).

«Системность» же правонарушения, фактически исключающая применение такого вида наказания как предупреждение, может быть установлена  в случае, когда  на дату его совершения вступивших в законную силу судебных актов о привлечении к административной ответственности не имелось, однако впоследствии выносились акты, установившие ответственность за правонарушения, совершенные до него. Более того, в данном случае учитываются совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Административным органом представлены сведения о том, что на дату непредставления в арбитражный суд истребуемых сведений (до 18.11.2020, до 04.05.2021, до 03.11.2021) ФИО1 совершила следующие правонарушения:

- выразившееся в неуказании в реестре требований кредиторов должника от 17.12.2020, представленном в Арбитражный суд Кировской области, информации о включении требования ФНС в размере 12 705 руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов должника (решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2022 по делу А28-16665/2021);

- выразившихся в невключении в ЕФРСБ в срок до 05.05.2021 сообщения о результатах процедуры наблюдения (отчета); неразмещении сообщения, содержащего сведения о решениях, принятых 11.05.2021 собранием кредиторов, в ЕФРСБ в срок до 19.05.2021 (для эпизода непредставления в срок до 03.11.2021); в отражении в отчете временного управляющего от 02.04.2021 недостоверных сведений о сроке действия договора страхования (для эпизодов непредставления в срок до 04.05.2021, до 03.11.2021) и т.д. (решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2022 по делу А33-32361/2021).

Таким образом, принимая во внимание систематический характер совершаемых арбитражным управляющим нарушений Закона о банкротстве, суд приходит к выводу о невозможности применения наказания в виде предупреждения.  

С учетом вышеизложенного, суд признает необходимым, соразмерным и обоснованным применение к арбитражному управляющему наказания в виде административного штрафа в размере 25000 руб. При определении размера административного штрафа суд учитывает серьезность совершенных правонарушений, степень их влияния на процедуру банкротства.

Аналогичный вывод обоснован определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.09.2018 № 303-АД18-5207 по делу А04-6879/2017.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа – ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю удовлетворить.

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированную по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.

Взыскать административный штраф в доход бюджета.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

В.В. Криспин