ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11370/18 от 29.08.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

05 сентября 2018 года

Дело № А33-11370/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности»(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предупреждения от 14.03.2018 № 3894,

при участии заинтересованных лиц: страховое акционерное общество «ВСК» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «СК «Согласие», Страховое акционерное общество «Надежда» (ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерное общество «АльфаСтрахование» (ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерное общество «Национальная страхования компания Татарстан» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский дом интернат № 1 для граждан пожилого возраста и инвалидов» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Краевое государственное казенное учреждение «Емельяновский отдел Ветеринарии» (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в присутствии в судебном заседании: представителя заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 14.08.2018 № Ф37-128/18; представителя ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 09.01.2018 № 14, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – заявитель, АО «СОГАЗ») обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик, Красноярское УФАС России) о призвании недействительным предупреждения от 14.03.2018 № 3894.

Определением от 14.05.2018 заявление принято к производству суда, к участию в деле привлечены заинтересованные лица.

Определением от 16.07.2018 судебное разбирательство отложено до 29.08.2018, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие ЗОТА Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства».

В судебное заседание заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явились, представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивал, указывал в заявлении, что по тем позициям, которые указал УФАС КБМ применен в соответствии с тех. заданием заказчика, т.е. нарушений со стороны АО «СОГАЗ» в данном случае нет. Независимо от расчета (снижения) КБМ страховой премии по двум транспортным средствам, в соответствии с ч.6 ст.78 ФЗ №44 победителем в проведении запроса котировок должно признаваться Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности». По мнению АО "СОГАЗ", предписанные УФАС по Красноярскому краю действия по устранению признаков выявленного нарушения выходят за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что оспариваемое предупреждение является законным и обоснованным.

Акционерное общество «Национальная страхования компания Татарстан» представило в материалы дела отзыв на заявление, в котором поддержал позицию антимонопольного органа.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) (17.11.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона № ЭА 10780/17 «На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Красноярский дом-интернат №1 для граждан пожилого возраста и инвалидов». Заказчиком закупки является краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский дом-интернат №1 для граждан пожилого возраста и инвалидов» (660041, <...>), размещение осуществлял уполномоченный орган - Агентство государственного заказа Красноярского края. Для проведения Электронного аукциона была выбрана электронная площадка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - РТС-тендер, источник финансирования - краевой бюджет (субсидии на выполнение государственного задания). Заявленный срок оказания услуг с момента заключения контракта до 31.12.2018 (Срок действия страхового полиса один год с момента выдачи). Описание объекта закупки (перечень автомобилей, представленных на страхование) приведено в Приложении № 1 к Информационной карте Электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта Электронного аукциона - 51 309,64 руб.

В соответствии с пунктом 3.2. Информационной карты Электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиками расчетом страховой премии, который выполнен путем умножения значений базовых ставок страховых тарифов на соответствующие коэффициенты в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по I обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При расчете страховой премии страховщик не вправе применять базовые ставки страховых тарифов, ниже предельных минимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с Протоколом проведения Электронного аукциона 0119200000117009258 от 01.12.2017 участниками были сделаны следующие предложения: участником с порядковым номером 7 (САО «Надежда») - 39 251,87 руб., участником с порядковым номером 4 (ОАО «АльфаСтрахование») - 39 251,87 руб., участником с порядковым номером 5 (АО «Национальная страховая компания ТАТАРСТАН») - 40 640,53 руб., участником с порядковым номером 2 (АО «СОГАЗ») - 41 724,28 руб., участником с порядковым номером 1 (САО «ВСК») - 42 766,34 руб. 5

Согласно пункту 9 Протокола подведения итогов Электронного аукциона от 06.12.2017 принято решение о заключении контракта с участником - САО «Надежда», который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в Электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об Электронном аукционе. По результатам проведения Электронного аукциона заказчиком с САО «Надежда» заключен контракт №Ф.2017.561112 от 18.12.2017.

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 07.11.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона № ЭА 10081/17 «На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Заказчиком закупки является КГКУ «Емельяновский отдел ветеринарии» (663020, <...>), размещение осуществлял уполномоченный орган - Агентство государственного заказа Красноярского края. Для проведения Электронного аукциона была выбрана электронная площадка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - РТС-тендер, источник финансирования - бюджет Красноярского края. Заявленный срок оказания услуг с 01.01.2018 по 31.12.2017 (Срок действия страхового полиса один год с момента выдачи). Описание объекта закупки (перечень автомобилей, представленных на страхование) приведено в Приложении № 1 к Информационной карте Электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта Электронного аукциона - 19958,99 руб. В соответствии с пунктом 3.2. Информационной карты Электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиками расчетом страховой премии, который выполнен путем умножения значений базовых ставок страховых тарифов на соответствующие коэффициенты в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При расчете страховой премии страховщик не вправе применять базовые ставки страховых тарифов, ниже предельных минимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с Протоколом проведения Электронного аукциона 0119200000117008606 от 20.11.2017 участниками были сделаны следующие предложения: участником с порядковым номером 4 (АО «АльфаСтрахование») - 14500,50 руб., участником с порядковым номером 3 (ООО «СК «Согласие») - 14600,30 руб., участником с порядковым номером 2 (АО «СОГАЗ») - 14841,88 руб., участником с порядковым номером 1 (САО «ВСК») - 16381,89 руб.

Согласно пункту 9 Протокола подведения итогов Электронного аукциона от 23.11.2017 принято решение о заключении контракта с участником - АО «АльфаСтрахование», который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в Электронном аукционе 0119200000117008606 которого соответствует требованиям, установленным документацией об Электронном аукционе 0119200000117008606. По результатам проведения Электронного аукциона 0119200000117008606 КГКУ «Емельяновский отдел ветеринарии» с АО «АльфаСтрахование заключен контракт № Ф.2017.528907 от 04.12.2017.

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 28.11.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона «65.12.21. Заказчиком закупки являлось МП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» (662971, <...>). Для проведения Электронного аукциона была выбрана электронная площадка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - ЗАО «Сбербанк-АСТ». Источник финансирования - собственные средства предприятия. Заявленный срок оказания услуг с января 2018 года до декабря 2018 года. Описание объекта закупки (перечень автомобилей, представленных на страхование) приведено в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации об Электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта Электронного аукциона - 431 188,27 руб. В соответствии с пояснениями, представленными МП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства», начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана тарифным методом в соответствии с Федеральным законом № 40- ФЗ и Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У.

В соответствии с Протоколом проведения Электронного аукциона 0519300004117000046 от 11.12.2017 участниками были сделаны следующие предложения: участником с порядковым номером 2 (САО «ВСК») - 431 188,27 руб., участником с порядковым номером 3 (АО «СОГАЗ») - 425669,33 руб.

Согласно Протоколу подведения итогов Электронного аукциона 0519300004117000046 от 11.12.2017 принято решение о заключении контракта с участником - АО «СОГАЗ», который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие, в Электронном аукционе 0519300004117000046 которого соответствует требованиям, установленным документацией об Электронном аукционе.

Согласно информации, размещенной в АИС РСА КБМ в отношении транспортных средств, на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев которых проводился Электронный аукцион 0119200000117009258, с учетом заявленных в документации сроков действия договоров страхования, имели следующие значения' по ТС Обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение № 2 к информационной карте Электронного аукциона 0119200000117009258) № 1 - 0,9, № 2 - 0,5, № 3 -0,55, № 4 - 0,5, № 5 - 0,65, № 6 - 0,85.

По результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 0119200000117009258, представленных АО «СОГАЗ», антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применен КБМ отличные от КБМ, приведенных в АИС РСА в отношении транспортных средств № п/п Обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение 2 к Информационной карте Электронного аукциона 0119200000117009258) № 1, 3, 5.

По результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 019200000117008606, представленных АО «СОГАЗ», антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применен КБМ отличные от КБМ в АИС РСА в отношении транспортных средств №п/п Обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение № 2 к ".информационной карте Электронного аукциона 0119200000117008606) №№ 1, 4, 5. Кроме того, три расчете цены контракта АО «СОГАЗ» в отношении транспортного средства № п/п обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение № 2 к Информационной карте Электронного аукциона 0119200000117008606) №№ 1 был применен КПр - 1,4, вместо 1,24, предусмотренного Указаниями № 3384-У.

По результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 0519300004117000046, представленных АО «СОГАЗ» антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применены КБМ отличные от КБМ, приведенных в АИС РСА в отношении транспортных средств № п/п Перечня транспортных средств для прохождения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Части IV Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 №№ 33, 73, 74. АО «СОГАЗ» при расчете цены предложения применены КТС территории преимущественного использования ТС (КТ) отличные от соответствующих значений, приведенных в Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 и соответствующих территории фактического использования - в отношении транспортных средств Перечня транспортных средств для прохождения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Части IV Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 № п/п 40, 43, 47, 73, 74.

Таким образом, ценовое предложение АО «СОГАЗ» при участии в Электронных аукционах 0119200000117009258, 0119200000117008606, 0519300004117000046 было сформировано не в соответствии с Указаниями № 3384-У. Антимонопольным органом в связи с изложенным усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 37 Закона о защите конкуренции, Красноярским УФАС России вынесено предупреждение №3894 от 14.03.2018, об устранении нарушения путем осуществления в месячный срок с момента получения настоящего предупреждения следующих действий:

- издания АО «СОГАЗ» распорядительного документа о недопущении сотрудникам страховой компании действий по незаконному расчету суммы страховой премии для ТС при участии в торгах, запросах котировок цен, запросов предложений на оказание услуг ОСАГО, проводимых на территории Красноярского края;

- доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения (заявки) при участии в торгах, запросах котировок цен, запросов предложений на оказание услуг ОСАГО, проводимых на территории Красноярского края;

- обеспечения контроля за выполнением указанного распорядительного документа.

Считая предупреждение №3894 от 14.03.2018 незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, пункта 3.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предупреждение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Закона о контрактной системе настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", указанием Банка России N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Отношения сторон помимо Закона о контрактной системе, регулируются также и Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), требованиям которого в том, числе в силу прямого указания в извещении о закупке должны соответствовать действия участников рассматриваемых правоотношений в рамках закупки услуг для муниципальных нужд.

При этом, с учетом специфики правового регулирования правоотношений в сфере подлежащего заключению по итогам закупки государственного контракта, именно Закон об ОСАГО носит специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, устанавливающему, в свою очередь, только общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не могут быть учтены специальные нормы регулирования всех возможных видов гражданско-правовых сделок, и соответственно, не учитывается специфика отношений в сфере страхования, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

Аналогичный вывод ранее также нашел отражение в судебной практике (в частности, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.07.2017 N Ф02-3094/2017 по делу N А78-15606/2016).

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона об ОСАГО) в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

При этом в статье 1 Закона об ОСАГО дано определение, согласно которому договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

При этом часть 1 статьи 5 Закона об ОСАГО устанавливает, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Части 1 и 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, Законом об ОСАГО предусмотрены специальные правила относительно определения стоимости страхования, в том числе при заключении государственного/муниципального контракта, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В статье 9 Закона об ОСАГО содержатся положения, согласно которым страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости в том числе от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (коэффициент КБМ).

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Таким образом, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами, в том числе при формировании цены предложения в целях подачи заявки на участие в закупке товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии Законом о контрактной системе.

Аналогичная правовая позиция нашла отражение в сложившейся судебной практике (напр. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2017 по делу А45-23607/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2017 N Ф09-1139/17 по делу N А76-11606/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.11.2016 по делу А33-98/2016, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.07.2015 по делу А38-4680/2014 и др.)

В соответствии с Приложением №2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» коэффициент КБМ –устанавливаемый в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

Коэффициенты КБМ регулируются Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (изданного в соответствии с Законом об ОСАГО), рассчитывается на следующий период (один год) исходя из класса на начало годового срока страхования и исходя из количества страховых возмещений. Указанный тариф не может быть снижен страховой организацией по собственному усмотрению.

Заявитель не отрицает снижения КБМ при участии в аукционах.

Непосредственно размеры минимальных и максимальных значении базовых ставок страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов, а также порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 1909.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре I страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой I премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У).

Пунктом 2 приложения 4 к Указанию № 3384-У установлен порядок определения размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, включая формулу, применяемую в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц.

Приложением 1 к Указанию № 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), а приложением 2 - коэффициенты страховых тарифов.

В соответствии с п. 2.1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Банком России 19.09.2014 № 431-П), расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 названных Правил (заключения Договора в виде электронного документа).

Из приведенного нормативного правового регулирования следует, что при определении страховой премии по заключаемому договору ОСАГО страховщик обязан применять страховые тарифы, состоящие из базовых ставок и коэффициентов, устанавливаемых Банком России.

При этом согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

Как установлено материалами дела, по результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 0119200000117009258, представленных АО «СОГАЗ», антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применен КБМ отличные от КБМ, приведенных в АИС РСА в отношении транспортных средств № п/п Обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение 2 к Информационной карте Электронного аукциона 0119200000117009258) № 1, 3, 5.

По результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 019200000117008606, представленных АО «СОГАЗ», антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применен КБМ отличные от КБМ в АИС РСА в отношении транспортных средств №п/п Обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение № 2 к ".информационной карте Электронного аукциона 0119200000117008606) №№ 1, 4, 5. Кроме того, три расчете цены контракта АО «СОГАЗ» в отношении транспортного средства № п/п обоснования начальной максимальной цены контракта (Приложение № 2 к Информационной карте Электронного аукциона 0119200000117008606) №№ 1 был применен КПр - 1,4, вместо 1,24, предусмотренного Указаниями № 3384-У.

По результатам анализа расчетов цены предложения при участии в Электронном аукционе 0519300004117000046, представленных АО «СОГАЗ» антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» при расчете указанной цены применены КБМ отличные от КБМ, приведенных в АИС РСА в отношении транспортных средств № п/п Перечня транспортных средств для прохождения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Части IV Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 №№ 33, 73, 74. АО «СОГАЗ» при расчете цены предложения применены КТС территории преимущественного использования ТС (КТ) отличные от соответствующих значений, приведенных в Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 и соответствующих территории фактического использования - в отношении транспортных средств Перечня транспортных средств для прохождения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Части IV Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Документации об Электронном аукционе 0519300004117000046 № п/п 40, 43, 47, 73, 74.

Таким образом, ценовое предложение АО «СОГАЗ» при участии в Электронных аукционах 0119200000117009258, 0119200000117008606, 0519300004117000046 были сформированы не в соответствии с Указаниями № 3384-У.

В соответствии с абзацами 1 и 2 части 3 статьи 30 Закона об ОСАГО в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Таким образом, в случае наличии сомнений относительно того какие значения коэффициентов были указаны в извещении о закупке (действовавшие на текущий страховой период или подлежащие применению при заключении договоров ОСАГО на следующей период в рамках подлежавшего заключения по итогам закупки муниципального контракта), любым участником закупки необходимая информация могла быть проверена по данным из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, находящейся в открытом доступе для неограниченного круга лиц, поскольку вся необходимая информация о каждом транспортном средстве была представлена в извещении о проведении запроса котировок.

Суд обращает внимание, что согласно абзацу 6 пункта 1.8 "Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"(утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Статья 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В статье 14.8 Закона о защите конкуренции Следовательно, не допускаются любые формы недобросовестной конкуренции, как предусмотренные статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона (), так и не поименованные в них прямо. Таким образом, перечень действий, являющихся проявлением форм недобросовестной конкуренции является открытым.

Исследовав материалы дела и заслушав мнения сторон, суд считает оспариваемое предупреждение соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Материалами дела подтверждается несоответствие заявок заявителя при участии в аукционах требованиям Указаний № 3384-У, доказательств наличия законных оснований для снижения коэффициентов КБМ заявителем в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя нарушений статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Предписанные УФАС по Красноярскому краю действия во устранение признаков выявленного нарушения соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав заявителя, соразмерны правонарушению заявителя.

Иные доводы заявителя изучены и отклонены судом как не существенные для настоящего дела, неподтвержденные необходимыми доказательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов