«29» января 2009 г. Дело № А33-11714/2008
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Ориентир-М»
к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска,
о признании незаконным решения № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», закрытого акционерного общества «Железнодорожное рекламное агентство «ЛАЙСА», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 13.01.2007 (паспорт),
от Управления архитектуры администрации г. Красноярска: ФИО2 – представителя по доверенности от 17.04.2008 № 7898 (удостоверение),
от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: ФИО3 – представителя по доверенности от 11.01.2005 № 5 (удостоверение),
от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога»: ФИО4 – представителя по доверенности от 11.12.2008 (паспорт),
от закрытого акционерного общества «Железнодорожное рекламное агентство «ЛАЙСА»: ФИО5 – представителя по доверенности от 06.11.2008 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 29.01.09, изготовлении полного текста мотивированного решения 29.01.09,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» (далее – общество «Ориентир-М») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании незаконным решения № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций.
Определениями суда от 09.09.2008 и от 31.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», закрытое акционерное общество «Железнодорожное рекламное агентство «ЛАЙСА», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Ответчик представил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – Управления архитектуры администрации г. Красноярска на надлежащего – Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска, указав, что в соответствии Положением об Управлении наружной рекламы администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением Главы города от 14.10.2008 № 238-р, в редакции распоряжения Главы города от 23.12.2008 № 333-р, Управление наружной рекламы является правопреемником Управления архитектуры в части выполнения функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории горда либо по отказу в их выдаче и по аннулированию.
Заявитель на замену ответчика другим лицом не согласился, заявил о ходатайство о привлечении Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска в качестве второго ответчика.
Руководствуясь статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев указанные выше ходатайства суд пришел к выводу об отсутствии оснований для замены Управления архитектуры администрации г. Красноярска на Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска, а также для привлечения Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска в качестве второго ответчика, о чем было объявлено протокольное определение.
Обществом «Ориентир-М» также было представлено ходатайство о восстановлении установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с настоящим заявлением. В ходатайстве указано, что решение № 3852 от 28.03.2008 в адрес общества не поступало, копия указанного решения передана ответчиком заявителю 31.10.2008.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», закрытого акционерного общества «Железнодорожное рекламное агентство «ЛАЙСА» поддержали позицию ответчика, сославшись на доводы, изложенные в отзывах на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 час. 00 мин. 22.01.09 до 11 час. 30 мин. 29.01.09.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
05.09.2001 между администрацией г. Красноярска (Арендодатель) и обществом «Ориентир-М» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 4598, сроком действия до 30.09.2001, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 06.09.2000 № 11050 в аренду земельный участок, кадастровый номер 24:50:07208:0019, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.
Дополнительными соглашениями к договору от 27.03.2003, 05.08.2004, 12.10.2005 и от 29.06.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2003, 09.04.2005, 02.07.2006, 28.06.2008 соответственно.
10.04.2008 между сторонами подписано соглашение о расторжении договора № 4598, согласно которому указанный договор расторгнут с 03.03.2008.
10.04.2008 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (Арендодатель) и обществом «Ориентир-М» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 756, сроком действия с 03.03.2008 до 01.03.2009, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения Управления архитектуры администрации г.Красноярска на право распространения наружной рекламы от 08.05.2007 № 8793 в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с учетным номером 0700208:0019, в оценочной зоне 83, расположенный в Свердловском районе г. Красноярска по адресу: ул. Матросова (поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода), общей площадью 18 кв.м., для использования в целях установки наземной рекламной конструкции с подсветкой.
06.09.2001 между администрацией г. Красноярска (Арендодатель) и обществом «Ориентир-М» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 4652, сроком действия до 30.09.2002, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 04.04.2001 № 3881 в аренду земельный участок, кадастровый номер 24:50:0700210:0025, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Свердловская, 15 на противоположной стороне дороги, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.
Дополнительными соглашениями к договору от 15.10.2003, от 20.07.2005, от 26.10.2006, от 27.11.2007 и от 18.12.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2004, до 04.11.2005, до 19.01.2007, до 17.01.2008 и до 15.01.2009 соответственно.
02.11.2006 в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступило заявление общества «Ориентир-М» о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для предоставления в Управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора № 4598 от 05.09.2001 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую.
Письмом от 30.11.2006 № 36381 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.
09.07.2007 в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступило заявление общества «Ориентир-М» о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для предоставления в Управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора № 4652 от 06.09.2001 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15 в створе восточного фасада производственного здания, на противоположной стороне дороги.
Письмом от 30.07.2007 № 23862 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.
Управлением архитектуры г.Красноярска обществу «Ориентир-М» выданы разрешения на установку рекламных конструкций с подсветкой размером 6.0 х 3.0 м (площадь рекламных поверхностей – 36.0 кв.м.):
- от 17.10.2007 № 19420 по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги, сроком действия в течение пяти лет,
- от 08.05.2007 № 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода, сроком действия в течение пяти лет.
10.12.2007 в Управление архитектуры администрации г. Красноярска поступило письмо филиала «Красноярская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги» № НРИ 4\1143 от 04.12.2007 с просьбой аннулировать выданные Управлением разрешения на установку рекламных конструкций в полосе отвода Красноярской железной дороги. В письме указано, что земельные участки, на которых установлены рекламные конструкции на основе выданных Управлением разрешений на установку рекламных конструкций, переданы в фактическое пользование ОАО «РЖД» в лице Красноярской железной дороги на основании договоров аренды № 50-35, 50-37 и 50-52 от 06.06.2007.
Письмом от 29.12.2007 № 25712 Управление архитектуры администрации г. Красноярска запросило у общества «Ориентир-М» согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. В письме указано, что по информации, поступившей в Управление архитектуры администрации города, земельные участки по указанным адресам принадлежат территориальному управлении. Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края и предоставлены в аренду филиалу «Красноярская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги».
Письмом от 22.02.2008 № 5890 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381, указав, что земельные участки, занимаемые рекламными щитами по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, расположены в полосе отвода железной дороги.
28.03.2008 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска вынесено решение, изложенное в письме за № 3852, об аннулирований разрешений на установку рекламных конструкций размером 6.0 х 3.0м:
- от 17.10.2007 № 19420 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги;
- от 08.05.2007 № 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода.
В письме № 3852 от 28.03.2008 указано, что названные выше земельные участки расположены в полосе отвода Красноярской железной дороги, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска письмом от 22.02.2008 № 5890 отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862, от 30.11.2006 № 36381, на основании которых были выданы разрешения на установку рекламных конструкций. Письмом от 20.12.2007 № 25712 Управление архитектуры администрации города запросило у общества «Ориентир-М согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по вышеуказанным адресам обществом «Ориентир-М» не представлено.
Полагая, что указанное выше решение Управления архитектуры администрации г. Красноярска об аннулирований разрешений на установку рекламных конструкций не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества «Ориентир-М», последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды № 50-35 от 06.06.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю предоставлен в аренду открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» земельный участок площадью 1466627 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:0019, являющийся федеральной собственностью, расположенный в Свердловском районе, для размещения и эксплуатации магистральных железнодорожных линий и других объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги. Срок действия договора установлен с 06.06.2007 по 05.06.2056.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что заявление общества «Ориентир-М» удовлетворению не подлежит на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установленофедеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конструкция приведенных правовых норм обусловливает возможность определения материально-правовой природы указанного трехмесячного срока на обращение в суд. Установление названного срока содействует устранению неустойчивости, неопределенности в публичных правоотношениях, что присуще любому сроку.
При этом, следует разграничивать процессуальное право на обращение в суд (соответственно, срок на подачу заявления в процессуально-правовом смысле) и материальное право на обращение в суд (соответственно, срок на обращение в суд в материально-правовом смысле).
Процессуальное право на обращение в суд имеет каждое лицо, считающее, что его право нарушено. Однако, в случае пропуска рассматриваемого материально-правового срока лицо теряет право на рассмотрение заявления в материально-правовом смысле.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации строго регламентируют срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой прав и законных интересов, нарушенных ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В случае пропуска данногосрока заявление не подлежит рассмотрению судом по существу.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение № 3852 вынесено 28.03.2008.
В представленном ходатайстве общество «Ориентир-М» указало, что решение № 3852 от 28.03.2008 в адрес общества не поступало, копия указанного решения передана ответчиком заявителю 31.10.2008.
В суд с настоящим заявлением общество «Ориентир-М» обратилось 02.09.2008.
Каких-либо документов, подтверждающих тот факт, что общество узнало о наличии оспариваемого решения только 31.10.2008, заявитель не представил.
Вместе с тем, из пояснений ответчика и представленных им документов следует, что оспариваемое решение ранее направлялось в адрес общества «Ориентир-М». Так, в судебное заседание представлено письмо общества «Ориентир-М» № 815 от 07.07.2008, адресованное Управлению архитектуры администрации г. Красноярска, в котором указано, что решение № 3852 от 28.03.2008 является незаконным, т.к. договоры аренды земельных участков № 756 и № 4652 не прекращены и имеют юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют законные основания для аннулирования разрешений.
Однако документов, подтверждающих дату получения заявителем оспариваемого решения, ответчик не представил, как и не представил доказательств того, что оспариваемое решение было получено заявителем до 02.06.2008.
В связи с изложенным суд не может сделать безусловный вывод о том, что заявитель нарушил трехмесячный срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 28.03.2008 № 3852.
Порядок распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации рекламных конструкций установлен Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006.
Согласно части 1 статьи 19 указанного Закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с часть 5 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу части 6 указанной статьи в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 11 названной статьи к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В силу части 13 названной статьи орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 14 указанной статьи решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Согласно части 15 указанной статьи решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
В силу части 18 названной статьи органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Частью 19 названной статьи установлено, что решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.
Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска установлен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2006 № 900.
Согласно пункту 1.4 названного Порядка установка рекламных конструкций на территории города допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение) по договору с собственником или иным указанным в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
В силу пункта 1.5 Порядка выдачу разрешений на установку рекламных конструкций осуществляет управление архитектуры администрации города (далее - управление).
Согласно пункту 2.2 Порядка юридическое или физическое лицо (далее - заявитель), желающее получить разрешение, обращается в управление с заявлением, к которому прилагается, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (далее - согласие на присоединение), если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (представляется в оригинале).
В силу пункта 2.4 Порядка при поступлении заявления, соответствующего требованиям пункта 2.2 настоящего Положения, управление в течение месяца уведомляет заявителя о согласовании размещения рекламной конструкции или об отказе в выдаче разрешения.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что Управление самостоятельно осуществляет согласование заявленного размещения рекламной конструкции с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка после представления заявителем в установленный срок документации, определенной пунктом 2.5 настоящего Положения, и получения согласований, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, управление в течение двух месяцев принимает решение о выдаче разрешения. Разрешение выдается сроком на пять лет.
В силу пункта 2.16 Порядка решение об аннулировании разрешения принимается управлением:
- в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
- в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
- в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
- в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу статьи 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии пунктом 6 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 611, в границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 11 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 26Ц от 15.05.1999, в пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц.
Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.
Из материалов дела следует, что земельные участки, расположенные по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, на которых в соответствии с разрешениями № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007, выданными Управлением архитектуры администрации г. Красноярска обществу «Ориентир-М, разрешено установить рекламные конструкции, являются собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2004) и переданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в аренду открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» по договору аренды № 50-53 от 06.06.2007 для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода.
Указанные земельные участки переданы в аренду открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» до выдачи Управлением архитектуры разрешения № 19420 от 17.10.2007, до заключения 10.04.2008 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрацией г. Красноярска и обществом «Ориентир-М» договора аренды земельного участка № 756, до выдачи 30.07.2007Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования № 23862 о присоединение рекламного носителя к земельному участку.
Кроме того, материалами дела, в том числе письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.09.2006 № 22044 подтверждается, что указанные земельные участки по состоянию на 06.09.2006 (т.е. до заключения дополнительного соглашениями к договору от 29.06.2007 о продлении до 28.06.2008 срока действия договора аренды земельного участка № 4598, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом «Ориентир-М»; до заключения дополнительного соглашения к договору от 26.10.2006 о продлении до 19.01.2007 срока действия договора аренды земельного участка № 4652, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом «Ориентир-М»; до выдачи 30.11.2006Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования № 36381 о присоединение рекламного носителя к земельному участку; до выдачи Управлением архитектуры разрешения от 08.05.2007 № 8793) были предоставлены ФГУП «Красноярская железная дорога», правопреемником которого явилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Обращаясь с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на указанных земельных участках, общество «Ориентир-М» не приложило к заявлению согласие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на размещение обществом «Ориентир-М» рекламных конструкций на указанных земельных участках, принадлежащих открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». К заявлению были приложены согласования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381.
В связи с установлением факта принадлежности указанных земельных участков на праве аренды открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (после получения письма филиала «Красноярская железная дорога» открытого акционерного общества «Российская железная дорога» от 04.12.2007 № НРИ 4\1143), Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом от 29.12.2007 предложило обществу «Ориентир-М» представить согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Соответствующее согласие заявителем в Управление архитектуры администрации г. Красноярска представлено не было.
Письмом от 22.02.2008 № 5890 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381, указав, что земельные участки, занимаемые рекламными щитами по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, расположены в полосе отвода железной дороги, в связи с чем, Управлением архитектуры администрации г. Красноярска было принято оспариваемое решение.
Таким образом, из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что разрешения № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, были выданы Управлением архитектуры администрации г. Красноярска при отсутствии согласия законного владельца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на размещение обществом «Ориентир-М» рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги.
В связи с тем, что заявителем договор с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» на размещение рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги, не заключался, согласие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на размещение обществом «Ориентир-М» рекламных конструкций на указанных земельных участках представлено не было, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления архитектуры администрации г. Красноярска соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 198, ст. ст. 200 - 201 АПК РФ арбитражный суд рассматривает оспариваемые решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, на момент его вынесения, руководствуясь теми доказательствами и документами, которыми располагал соответствующий орган или должностное лицо при вынесении оспариваемого решения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты, действия и решения государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Ориентир-М» о признании незаконным решения Управления архитектуры администрации г. Красноярска № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций.
Проверено на соответствие Федеральному закону «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.