ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11750/08 от 01.06.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2009 года

Дело № А33-11750/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 июня 2009 года.

В полном объёме решение изготовлено 08 июня 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова А.Л., рассмотрев в судебном заседании, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению муниципальным имуществом города Канска (г. Канск)

дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (г. Канск)

к администрации города Канска (г. Канск)

о признании бездействия незаконным

при участии:

от заявителя: Макарова С.И. – представителя по доверенности от 02.10.2008 № 238,

от заинтересованного лица: Труднева Т.Л. представителя по доверенности от 11.01.2009,

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: отсутствует,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Л. Егоровым,

установил:

открытое  акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Канска о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков,  на которых расположены здания  находящиеся в собственности заявителя.

Заявление принято к производству суда определением от 11 сентября 2008 года  назначено предварительное судебное заседание на 29 сентября 2008 года.

По ходатайству ответчика к участию в дела в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено третье лицо без самостоятельных требований Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибисркого округа от 10.03.2009 решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.12.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрения в Арбитражный суд Красноярского края.

Распоряжением от 27.03.2009 № КГ-3/39 дело передано на новое рассмотрение судье Егорову А.Л.

Определением от  03.04.2008 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 05 мая 2009 года дело назначено к судебному разбирательству.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явилось (уведомление от 14.05.2009 № 37103). На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Постановлением администрации города Канска от 23.09.1994 № 838  Канскому отделению Энергонадзора установлено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками площадью 1198,66 кв.м под административное здание и площадью 837,72 кв.м под здание гаражей. Свидетельство выдано на оба участка 2036,38 кв.м как единое землепользование.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2006 серия 24 ЕЗ № 106683, на основании акта приема-передачи № 1 от 06.10.2005 за ОАО «Красноярскэнергосбыт»  зарегистрировано право собственности нежилого одноэтажного здания гаражного назначения общей площадью 343, 50 кв.м. (Лит. Б2, Б3, Б4)  по адресу: г. Канск, ул. Кобрина, зд. 26, строение 2, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:0903271002:000/0.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2006 серия 24 ЕЗ № 106682, на основании акта приема-передачи № 1 от 06.10.2005 за ОАО «Красноярскэнергосбыт»  зарегистрировано право собственности нежилого административного здания КОЭ и ВЭС переменной этажности (1-3 этажа) с подвалом общей площадью 3704, 40 кв.м. (Лит. Б5, Б6)  по адресу: г. Канск, ул. Энергетиков, №3, строение 1, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:1103271003:000/0.

21 ноября 2006 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с заявлением № 119 -6000 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2539,76 кв.м по адресу г. Канск ул. Энергетиков 3,  на котором расположена часть нежилого административного здания КОЭ ВЫС переменной этажности с подвалом общей площадью  3704,40 кв.м.  лит.Б5, Б6.

20 декабря 2006 года Комитет по управлению имуществом города Канска в ответ на вышеуказанное заявление направляет в адрес «Красноярскэнергосбыт» № 380/1 письмо в котором сообщает, что для предоставления   в   собственность земельного участка по адресу г. Канск ул. Энергетиков 3,  необходимо предоставить дополнительные документы и обратиться в земельный отдел.

06 августа 2007 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с заявлением № 119 -8421 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2539,76 кв.м по адресу г. Канск ул. Энергетиков 3,  на котором расположена часть нежилого административного здания КОЭ ВЫС переменной этажности с подвалом общей площадью  3704,40 кв.м.  лит.Б5, Б6.

06 августа 2007 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с заявлением № 119 -8422 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 343,50 кв.м по адресу г. Канск ул. Кобрина 26,  на котором расположено нежилое одноэтажное здание  гаражного назначения общей площадью 343,50 кв.м   лит. Б2, Б3, Б4.

15 августа 2007 года  администрация города Канска в письме № 148/5 просит ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом со всеми имеющимися документами на земельный участок для решения вопроса о предоставлении земельного участка по адресу г. Канск ул. Кобрина 26. 

15 августа 2007 года  администрация города Канска в письме № 148/6 просит ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом со всеми имеющимися документами на земельный участок для решения вопроса о предоставлении земельного участка по адресу г. Канск ул. Энергетиков 3. 

06 декабря 2007 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с письмом № 119 -12993  с просьбой  утвердить «согласовать» проект границ земельного участка площадью 2022,72 кв.м., находящихся  по адресу:  г. Канск ул. Кобрина 26 «под гаражами».

06 декабря 2007 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с письмом № 119 -12994  с просьбой  утвердить «согласовать» проект границ земельного участка площадью 2539,76 кв.м., находящихся  по адресу:  г. Канск ул. Энергетиков 3  «под гаражами».

21 марта 2008 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию города Канска с письмом № 119 -1382 с просьбой  направить  договоры купли-продажи земельных участков, находящихся  по адресу:  г. Канск ул. Кобрина 26, ул. Энергетиков 3.

10 апреля 2008 года  администрация города Канска в письме № 62/11   в ответ на письмо просит ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом со всеми необходимыми документами и представить дополнительные документы (документы указаны)  для решения вопроса о предоставлении земельного участка по адресу г. Канск ул. Энергетиков 3, ул. Кобрина 26. 

Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании незаконными действия (бездействия) органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования г. Канска в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков в собственность, на которых расположены: нежилые здания, принадлежащие заявителю на праве собственности, и обязании ответчика в месячный срок после вступления решения в законную силу оформить и направить в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» договоры купли продажи: земельного участка, кадастровый номер 24:51:0203067:0002, кадастровой стоимостью 1194017,3688 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Энергетиков, 3, на котором расположено нежилое административное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности; земельного участка кадастровый номер 24:51:0203088:0011, кадастровой стоимостью 1 136 744,154 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Кобрина, 26, на котором расположено нежилое одноэтажное здание гаражного назначения, принадлежащее заявителю на праве собственности.

Администрация города Канска Красноярского края, представила пояснения по делу:

- заявителем пропущен установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срок давности обращения с заявлением о признании бездействия администрации г.Канска, в соответствии с которым заявление может быть подано в течение 3-х месяцев, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов;

- заявителю должно было стать известно о нарушении его права 15.08.2007 и с этого момента начинает течь срок обжалования действий (бездействия) администрации города Канска, следовательно, срок давности должен был закончиться 16.11.2007;

- в последующих своих заявлениях общество обращается с аналогичными заявлениями о приобретении земельных участков в собственность, не предоставляя требуемых документов, а именно:

- постановления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками площадью 1198,66 кв.м. под административное здание и площадью 837,72 кв.м. под здания гаражей;

- кадастровой картой земельного участка с площадью 837,72 кв.м, в которой бы площадь земельного участка соответствовала вы проведенному межеванию, а сведения о границах позволяли бы однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке;

- на основании предоставляемых обществом документов, невозможно передать в собственность земельный участок, о чем в очередной раз сообщается заявителю;

- таким образом, получив от администрации г. Канска ответ на свои заявления от 06.08.2007 общество уже должно было знать о нарушении своих прав. Последующие ответы администрации г. Канска лишь подтверждали данную ситуацию;

- на момент предоставления заявления о приобретении земельного участка в собственность от 06.08.2007 действующая редакция Земельного кодекса РФ не содержала исчерпывающего перечня документов, необходимого для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении в собственность земельного участка;

- как видно из предоставленных документов, отсутствует документ о правах на приобретаемый земельный участок, на испрашиваемом земельном участке не прекращено право постоянного (бессрочного) пользования землей. Следовательно, не возможно существование двух вещных прав на один и тот же объект недвижимости;

- на этом основании специалистами КУМИ заявителю было предложено обратиться в КУМИ со всеми имеющимися документами, как на земельный участок, так и на объекты, находящиеся на земельном участке.

ОАО «Красноярскэнергосбыт», заявило о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании незаконными действия (бездействия) органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования г. Канска выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков в собственность.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований  и возражений.

Статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), согласно которому данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства, предусмотренным арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого актаили его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Следовательно, в предмет доказывания по делам о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными входит факт установления судом двух условий:

- несоответствия обжалуемого акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,

- нарушение этим законом или актами, решениями и действиями (бездействиями)  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, решения и действия (бездействия)  а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными, а  действия (бездействия) незаконными.  

При этом,  на заинтересованном лице лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия)  закону, а на заявителе - нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании незаконными действия (бездействия) органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования г. Канска в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков в собственность, на которых расположены: нежилые здания, принадлежащие заявителю на праве собственности, и обязании ответчика в месячный срок после вступления решения в законную силу оформить и направить в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» договоры купли продажи: земельного участка, кадастровый номер 24:51:0203067:0002, кадастровой стоимостью 1194017,3688 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Энергетиков, 3, на котором расположено нежилое административное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности; земельного участка кадастровый номер 24:51:0203088:0011, кадастровой стоимостью 1 136 744,154 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Кобрина, 26, на котором расположено нежилое одноэтажное здание гаражного назначения, принадлежащее заявителю на праве собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, следует, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

ОАО «Красноярскэнергосбыт», заявило о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании незаконными действия (бездействия) органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования г. Канска выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков в собственность.

Судом установлено, что заявителю стало известно о нарушении своих прав и законных интересов 11 июня 2008 года  из письма от Главы города Канска (исх. № 1219 от 09.06.2008), которым фактически, административным органом на общество была возложена обязанность, предоставить ни чем не предусмотренные документы и именно те документы, которые должны приниматься (составляться) самим муниципальным образованием или его муниципальными органами, так как согласно устава г. Канска (ст. 30 компетенция администрации города) Администрация города (а не КУМИ г. Канска - муниципальное учреждение) в установленном настоящим уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет следующие полномочия:

П. 3) управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным городским Советом;

П. 5) на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки города управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за использованием земельных участков в пределах границ города в соответствии с их целевым назначением, осуществлением мероприятий по охране земель, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

В арбитражный суд с настоящим заявлением общество обратилось 09 сентября 2008 года, то есть до истечения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, заявление ОАО «Красноярскэнергосбыт» о восстановлении пропущенного срока следует удовлетворить, срок на подачу заявления о признании незаконными действия (бездействия) органа местного самоуправления восстановить.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу положений части 1 статьи 260, статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект любого вида деятельности на земельном участке обязан оформить права на него.

Из материалов дела следует и установлено судом, что заявитель является собственником объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Кобрина, зд. 26, строение 2; г. Канск, ул. Энергетиков, №3, строение 1, что подтверждается выданными и представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права: от 10.01.2006 серия 24 ЕЗ № 106683, за ОАО «Красноярскэнергосбыт»  зарегистрировано право собственности нежилого одноэтажного здания гаражного назначения общей площадью 343, 50 кв.м. (Лит. Б2, Б3, Б4)  по адресу: г. Канск, ул. Кобрина, зд. 26, строение 2, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:0903271002:000/0;  от 10.01.2006 серия 24 ЕЗ № 106682, за ОАО «Красноярскэнергосбыт»  зарегистрировано право собственности нежилого административного здания КОЭ и ВЭС переменной этажности (1-3 этажа) с подвалом общей площадью 3704, 40 кв.м. (Лит. Б5, Б6)  по адресу: г. Канск, ул. Энергетиков, №3, строение 1, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:1103271003:000/0.

В силу статей 9, 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, до разграничения государственной собственности на землю и отражения ее результатов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен порядок, в соответствии с которым распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 25.10.2007 № 16/013/2007- 434 сведения о регистрации прав в отношении спорных земельных участков в Едином государственном реестре прав отсутствуют. 

В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим:

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).

06.08.2007 ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в администрацию г.Канска с заявлениями №119-8421 и №119-8422 о предоставлении в собственность земельных участков: площадью 2539,76 кв.м по адресу: г.Канск, ул.Энергетиков, 3 и площадью 343,5 кв.м по адресу: г.Канск, ул.Кобрина, 26, со всем необходимым пакетом документов (свидетельства о госудасртвенной регистрации права собственности на нежилые здания; землеустроительное дело № 764; кадастровые планы земельных участков; выписка из разделительного баланса ОАО «Красноярскэнерго»; доверенность на право подписания заявления).

15.08.2007 КУМИ города Канска в письмах №148/5 и №148/6 было предложено обществу обратиться в КУМИ со всеми имеющимися документами на земельные участки для решения вопроса о предоставлении земельных участков в собственность.

Следовательно, правовых оснований для отказа в передаче спорных земельных участков в собственность ОАО «Красноярскэнерго» и заключения договоров купли-продажи указанных земельных участков на момент принятия ответчиком писем от 15.08.2007 не имелось, оспариваемые бездействия ответчика  противоречат требованиям закона, действия администрации города Канска не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суд указывает на обязанность органов местного самоуправления совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

 Учитывая изложенное, на основании статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, нарушенные права заявителя подлежат устранению посредством обязания администрацию города Канска  в месячный срок оформить и направить в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» договоры купли-продажи спорных земельных участков.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя – ОАО «Красноярскэнергосбыт», подлежат  удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если искового заявления удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными государственная пошлина уплачивается организацией в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление ОАО «Красноярскэнергосбыт» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации местного образования города Канска в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков в собственность на котором расположено недвижимое имущество:

- нежилое одноэтажное здание гаражного назначения общей площадью 343, 50 кв.м. (Лит. Б2, Б3, Б4)  по адресу: г. Канск, ул. Кобрина, зд. 26, строение 2, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:0903271002:000/0;

-  нежилое административное здание КОЭ и ВЭС переменной этажности (1-3 этажа) с подвалом общей площадью 3704, 40 кв.м. (Лит. Б5, Б6)  по адресу: г. Канск, ул. Энергетиков, №3, строение 1, кадастровый номер 24:51:000 000:0000:1103271003:000/0.

Обязать  администрацию города Канска в месячный срок после вступления решения в законную силу оформить и направить в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» договора купли-продажи:

- земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203067:0002 кадастровой стоимостью 1194017,3688 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Энергетиков, 3, на котором расположено нежилое административное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности;

- земельного участка кадастровый номер 24:51:0203088:0011, кадастровой стоимостью 1 136 744,154 руб., месторасположение: г. Канск, ул. Кобрина, 26, на котором расположено нежилое одноэтажное здание гаражного назначения, принадлежащее заявителю на праве собственности.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

                                      А.Л. Егоров