АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
09 июля 2012 года
Дело № А33-11766/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ражкова Р.А.,
судей: Шайхутдинова Е.М., Крицкой И.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аврора»
к Правительству Красноярского края
об оспаривании в части пункта 1 постановления от 10.02.2009 № 71-п «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство транспорта Красноярского края,
Администрация города Норильска,
Администрация города Дудинка,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю,
при участии:
от заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 25.08.2011, удостоверения;
от ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 04.05.2012, паспорта;
от третьего лица (Министерство транспорта Красноярского края): ФИО3, на основании доверенности от 30.03.2012, удостоверения;
от прокуратуры Красноярского края: ФИО4 – на основании удостоверения.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Колмаковой,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аврора» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Правительству Красноярского края об оспаривании пункта 1 постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)» в части утверждения предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 руб. (с учетом заявления об изменении предмета требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.07.2011 возбуждено производство по делу.
Определением от 15.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Красноярского края, администрация города Норильска, администрация города Дудинка.
Решением от 10 января 2012 года заявленные требований удовлетворены.
Постановлением Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского Округа от 14 марта 2012 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2012 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражного суда Красноярского края.
Предварительное судебное заседание после отмены вышестоящего суда назначено на 19.04.2012, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Норильска, Администрация города Дудинка, Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Норильска, Администрации города Дудинка, Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, указанным в заявлении, возражении на отзыв ответчика, дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения заявления по доводам, указанным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, просил производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство транспорта Красноярского края в судебном заседании возразил против удовлетворения заявления по доводам, указанным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, просил производство по делу прекратить.
К судебному заседанию от Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступили дополнительные пояснения по делу от 02.07.2012 № 10688 – оглашены в судебном заседании.
Представитель Прокуратуры Красноярского края огласил заключение от 02.07.2012 № 8-581-2012, полагает необходимым производство по делу прекратить.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Пунктом 1 постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)» утверждены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска - 22 рубля, для г. Дудинки - 17 рублей. Указанное постановление опубликовано 17.02.2009 в газете «Наш Красноярский край» № 11.
Полагая, что пункт 1 постановления в части утверждения предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 руб. не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам
В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ) правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается в части пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п, утвердившего предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска.
Следовательно, настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Определяя правовую природу оспариваемого в части постановления, суд пришел к выводу о том, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Исходя из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2009 № ВАС-8738/09, приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее по тексту - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из содержания оспариваемого в части правого акта следует, что указанный акт представляет собой официальный документ, опубликованный в печатном издании - газете «Наш Красноярский край» 17.02.2009 в № 11; устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, а именно предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам; рассчитан на многократное применение при осуществлении указанных перевозок и адресован неопределенному кругу субъектов в целях урегулирования общественных отношений в сфере предоставления населению вышеназванных услуг.
Учитывая, что оспариваемое в части постановление от 10.02.2009 № 71-п является нормативным правовым актом, заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Аврора» требование арбитражный суд рассматривает по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:
- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов.
По пунктам «а» и «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлена необходимость государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Регулируемые государством цены (тарифы) подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации (пункт 1 Указа).
Во исполнение названного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным Перечнем перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) относятся к виду услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, включенные в вышеуказанный перечень, осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (пункт 7 Постановления от 07.03.1995 № 239).
Пунктом 1.4 Перечня регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае (приложения 1), утвержденного Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) (далее по тексту - Постановления от 24.09.2001 № 670-п), определено, что цены и тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам регулируются Правительством Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» (далее по тексту - Закона от 10.07.2008 № 6-1930) Правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.
По пункту 1 статьи 7 Закона от 10.07.2008 № 6-19301 в состав Правительства края входит первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края.
Пунктом 1 и подпунктом «в» пункта 2 статьи 11 Закона от 10.07.2008 № 6-1930 предусмотрено, что первый заместитель Губернатора края - председатель Правительства края возглавляет Правительство края, организует его работу и подписывает акты Правительства края.
Согласно пунктам 1, 3 и 8 статьи 15 Закона от 10.07.2008 № 6-19301 Правительство края по вопросам своей компетенции издает постановления; правовые акты Правительства края, содержащие правовые нормы, издаются в форме постановлений, подписываются первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края.
Постановление от 10.02.2009 № 71-п «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)» издано Правительством Красноярского края, подписано первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края.
С учетом изложенного, оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом в законодательно установленной форме.
Суд полагает, что оспариваемый в части пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Методике формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.02.2006 № 21-п (далее по тексту - Методика формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п), не нарушает права и законные интересы заявителя, не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на основании следующего.
Механизм принятия решений об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, выполняемые всеми перевозчиками, осуществляющими свою деятельность на территории Красноярского края, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, определен Порядком от 19.12.2007 № 494-п.
Абзацем 1 пункта 6 названного Порядка предусмотрено, что решение об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам принимается Правительством края на основании предложений Комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Полномочия Комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Совета администрации края от 19.12.2007 № 494-п (далее по тексту - Положения).
Согласно пункту 1.3 Положения Комиссия является совещательным органом, образованным в целях подготовки предложений для утверждения Правительством края предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения задачей Комиссии является подготовка предложений Правительству края для принятия решений об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Пунктом 4.4. Положения предусмотрено, что принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии.
Согласно представленному в дело протоколу заседания Комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам от 16.12.2008 № 3 с 01.01.2009 установлены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам в г. Норильске в размере 22 руб.
Таким образом, оспариваемый в части пункт постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п принят на основании решения Комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
При этом, исходя из пояснительной записки к проекту Постановления Правительства Красноярского края «О внесении изменений в Постановление Совета администрации края от 20.12.2005 № 325-п «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск)», Комиссией рассмотрены обращения администрации г. Норильска и МУП «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» на установление предельного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским маршрутам г. Норильска в размере 22 руб.
По пункту 5 Порядка от 19.12.2007 № 494-п вопрос об изменении тарифов на перевозки пассажиров и багажа рассматривается по инициативе перевозчиков или органа исполнительной власти края, к компетенции которого отнесены разработка и представление в Правительство края проектов нормативных правовых актов Правительства края в сфере государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Исходя из пункта 1.1. и подпункта 2 пункта 3.2. Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п (далее по тексту - Положения от 06.07.2010 № 377-п), Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, в компетенцию которого входит разработка и представление в Правительство края проектов правовых актов Правительства края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Согласно протокола заседания Комиссии № 3 от 16.12.2008 вопрос установления тарифа доложен заместителем министра транспорта и связи Красноярского края: озвучены результаты произведенных расчётов по уровню предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам г. Норильска, г. Дудинка, с. Ванавара, п. Тура, с. Байкит.
Таким образом, суд приходит к выводу, что инициатором пересмотра тарифов на перевозки пассажиров и багажа в указанных населённых пунктах, в том числе и в г. Норильске является орган исполнительной власти Красноярского края – Министерство транспорта и связи Красноярского края.
Оспариваемое в части постановление от 10.02.2009 № 71-п издано с соблюдением законодательно установленной процедуры.
По пункту 3 Порядка от 19.12.2007 № 494-п расчетный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам определяется на основе Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п.
Согласно преамбуле Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п в Методике заложены общие принципы регулирования тарифов для достижения баланса интересов потребителей услуг и автотранспортных предприятий.
По пункту 1.1. Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п настоящая Методика определяет единый порядок формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края и предназначена для решения следующих задач:
- защиты экономических интересов потребителей от повышения цен (тарифов);
- достижения баланса интересов потребителей услуг (пассажиров) и услуг транспортных предприятий.
Таким образом, в основу формирования тарифа заложен принцип обеспечения баланса экономических интересов, в том числе самих перевозчиков.
Как следует из письма МУП «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» от 08.10.2008 № 970, адресованного Министру транспорта и связи Правительства Красноярского края, утверждению на 2009 год подлежал тариф на перевозки в размере 22 руб.
В обоснование приведенного тарифа предприятием представлены, в том числе расчет предельного тарифа с учетом динамики эксплуатационных затрат пассажирских предприятий в расчете на 1 км. пробега за период 2006-2009 год, анализ эксплуатационных затрат муниципальных пассажирских предприятий.
При отсутствии обращений перевозчиков Порядок регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, утвержденный Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.12.2007 № 494-п, предусматривает возможность изменения тарифов на перевозки пассажиров и багажа и на основании предложений соответствующего Министерства. При этом ограничений по использованию в расчетах показателей деятельности конкретного перевозчика действующее законодательство не содержит
Таким образом, тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска установлен в размере 22 руб. для всех перевозчиков (в том числе коммерческих) на основании расчетов, представленных одним перевозчиком - МУП «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта», перевозящим пассажиров по муниципальной программе пассажирских перевозок и субсидируемым из бюджета.
Довод заявителя о субсидировании МУП «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта», учёт размера субсидий при исчислении тарифа судом отклоняется. Методика формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п не предполагает учёта субсидий, получаемых хозяйствующим субъектом при исчислении тарифа.
Согласно аннотации к указанной методике особенностью данной разработки является расчет тарифа за счет поэлементного подхода к формированию затрат: "Зарплатоемкость", "Материалоемкость", "Амортизация".
Напротив, пунктом 1.5 Методики установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставляют хозяйствующим субъектам право на оказание услуг по перевозке пассажиров и оставляют за собой право контролировать их деятельность в части ценообразования (формирования тарифа). При этом рыночные механизмы хозяйствования становятся ограниченными и регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как субсидии, субвенции, льготы хозяйствующим субъектам, субсидии потребителям.
То есть субсидии, субвенции и льготы хозяйствующим субъектам являются дополнительными финансовыми инструментами наряду с тарифами.
При проверке расчёта планируемого тарифа в размере 22 рубля судом не установлено учёта субсидий, получаемых МУП «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при расчёте планируемого тарифа.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются:
- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом принимается довод Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о том, что в случае если тариф является экономически необоснованным и расходы перевозчика не покрываются доходами, это может привести к уходу названного субъекта (ООО «Аврора») с товарного рынка - к ограничению конкуренции в форме сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Ответчиком представлено экономическое обоснование установленного тарифа, выполненного в полном соответствии с Методикой формирования тарифов.
При этом не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о необходимости выполнения расчетов с учетом используемой ООО «Аврора» группы транспорта (ПАЗ 3205-50п, ГАЗ-322132), а также среднего расстояния перевозки 1 пассажира в размере 23,5 км.
Так, в соответствии с Методикой формирования тарифов расчет тарифов на перевозки осуществляется с учетом класса автобусов (особо малый, малый, средний, большой). Программой пассажирских перевозок на 2009 год, утвержденной Решением Норильского Совета депутатов от 16.12.2008 № 16-365, предусмотрено использование на маршруте № 22 автобусов большого класса (Приложение № 2 к Программе). Однако заявителем, осуществляющим деятельность по данному маршруту, представлен расчет тарифа с учетом автобусов другого класса, использование которых на маршруте 22 не предусмотрено.
Кроме того, согласно п. 17 Расчета потребностей субсидирования программы пассажирских перевозок в 2009 году (Приложение № 1 к Программе) средняя длина поездки одного пассажира определена в размере 8,59 км.
Среднее расстояние поездки пассажира с учетом Методики формирования тарифов не является фиксированной величиной и определяется на основании разового обследования пассажиропотоков на транспортных линиях города. Таким образом, использование при расчете тарифа показателей пассажирооборота, определенных органом местного самоуправления, не противоречит действующим методическим рекомендациям.
Вместе с тем, судом учитывается и то обстоятельство, что пунктом 2 оспариваемого постановления признан утратившими силу пункт 1 постановления Совета администрации Красноярского края от 20.12.2005 № 32-п «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск)», согласно которому предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам по муниципальному заказу и коммерческим транспортом для г. Норильска составляли 20 рублей.
Увеличение предельного тарифа по сравнению с ранее установленным по инициативе Министерства транспорта и связи Правительства Красноярского края не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.01.2012 № 37-п «Об утверждении предельного тарифа на регулируемые перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам на территории г. Норильска» постановление Правительства края от 10.02.2009 № 71-п в оспариваемой части признано утратившим силу.
В соответствии с п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.07.2006 № 182-0, производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, кроме случаев, когда в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантируемых Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Поскольку решением суда по настоящему делу от 10.01.2012 заявленные требования удовлетворены, но указанный судебный акт отменён Постановлением Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского Округа от 14 марта 2012, указанным постановлением суду первой инстанции даны указания в зависимости от установленных обстоятельств принять законное, обоснованное и мотивированное решение, исходя из положений части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, суд полагает, что в таком случае оснований для прекращения производства по делу не имеется, в том числе в связи с поддержанием при новом рассмотрении Обществом с ограниченной ответственностью «Аврора» заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Аврора» о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)» от 10.02.2009 № 71-п в части утверждения предельного тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 рубля отказать.
Оспариваемый акт проверен на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Методике формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.02.2006 № 21-п.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Судьи:
Р.А. Ражков
Е.М. Шайхутдинов
И.П. Крицкая