АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 сентября 2017 года
Дело № А33-12859/2017
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕКЛАМА+"(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска
о признании недействительным разрешения №1016 от 12.04.2017 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в части срока действия разрешения;
об обязании Управления архитектуры администрации города Красноярска установить срок на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 75 по разрешению №1016 от 12.04.2017 с 13.04.2017 по 14.06.2025,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1 на основании доверенности от 26.12.2016,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Анкудиновой А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЕКЛАМА+" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска (далее – ответчик, административный орган) о признании недействительным разрешения №1016 от 12.04.2017 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в части срока действия разрешения; об обязании Управления архитектуры администрации города Красноярска установить срок на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 75 по разрешению №1016 от 12.04.2017 с 13.04.2017 по 14.06.2025.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.06.2017 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление, дополнению к отзыву на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "РЕКЛАМА+" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
ООО "РЕКЛАМА+" направило в адрес Управления заявление, зарегистрированное за N 2306-ек от 05.04.2016, о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (настенное панно) с размерами 10,6 x 26 метров на фасаде здания по адресу: <...>.
Рассмотрев указанное заявление, Управление отказало обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, поскольку заявленная рекламная конструкция не соответствует внешнему архитектурному облику сложившейся застройки территории города, о чем сообщило заявителю письмом N 1312 от 29.04.2016.
Не согласившись с указанным отказом, общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2017 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2016 года отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в качестве восстановительной меры суд обязал Управление архитектуры администрации г. Красноярска выдать обществу с ограниченной ответственностью "Реклама+" разрешение на установку рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: <...>, в соответствии с заявкой от 05.04.2016 N 2306-ек.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2017 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2017 года по делу N А33-15993/2016 Арбитражного суда Красноярского края оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
12.04.2017 Управление архитектуры администрации г. Красноярска на основании постановления Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-15993/2016 выдало обществу с ограниченной ответственностью "РЕКЛАМА+" разрешение № 1016 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – настенное панно с размером информационного поля 26,0 х 10,6 м площадью 275,6 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 75 сроком действия разрешения с 13.04.2017 по 14.06.2017.
Не согласившись с установленным в разрешении от 12.04.2017 № 1016 сроком действия (с 13.04.2017 по 14.06.2017), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Заявитель оспаривает разрешение №1016 от 12.04.2017 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в части срока действия разрешения
По пункту 1 Положения об управлении архитектуры администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города от 16.08.2012 № 124-р (далее по тексту - Положение от 16.08.2012 № 124-р), управление архитектуры администрации г. Красноярска является органом администрации г. Красноярска по осуществлению полномочий в области архитектурной деятельности, а также в области размещения рекламы и информации на территории города, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Положения от 16.08.2012 № 124-р управление обладает правами юридического лица.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 15 Положения от 16.08.2012 № 124-р для формирования комфортной городской среды, отвечающей современным архитектурным требованиям, управление осуществляет прием и рассмотрение заявлений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдает разрешения на их установку и эксплуатацию на территории города.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, установлен частью 11 статьи 19 Закона 38-ФЗ.
В соответствии с частью 13 указанной статьи орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
По пункту 2.1. Положения о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 09.11.2009 № 453 (далее по тексту – Положение от 09.11.2009 № 453), управление архитектуры администрации города осуществляет подготовку и выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Пунктом 3.1. Положения от 09.11.2009 № 453 предусмотрено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение) выдается Управлением на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 3.11. Положения от 09.11.2009 № 453 уполномоченные органы администрации города обязаны рассмотреть поступивший запрос о согласовании размещения рекламной конструкции либо схемы размещения рекламных конструкций и направить письменный мотивированный ответ (заключение) не позднее пятнадцати дней со дня получения соответствующего запроса.
В соответствии с пунктом 3.13 Положения от 09.11.2009 № 453 решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено Управлением заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Согласно части 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пункт 3.14. Положения от 09.11.2009 № 453 предусматривает, что разрешение выдается на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на соответствующем рекламном месте.
Договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 15.06.2015, заключенным между ТСН «9 мая 75» и ООО «Реклама+», предусмотрено, что ТСН предоставляет пользователю на возмездной основе право аренды рекламной конструкции размером 10,6 х 26 м участок южного фасада здания, расположенного по адресу: <...>, сроком действия с 15.06.2015 по 14.06.2025.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2017 года отказ Управления архитектуры администрации г. Красноярска, оформленный письмом от 29.04.2016 N 1312, в выдаче разрешения на установку обществом с ограниченной ответственностью "Реклама+" рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: <...>, в соответствии с заявкой от 05.04.2016 N 2306-ек, признан незаконным, в качестве восстановительной меры суд обязал Управление архитектуры администрации г. Красноярска выдать обществу с ограниченной ответственностью "Реклама+" разрешение на установку рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: <...>, в соответствии с заявкой от 05.04.2016 N 2306-ек.
Согласно заявлению от 05.94.2916 N 2306-ек, общество "Реклама+» просило выдать разрешение сроком на 10 лет.
Вместе с тем, как следует из содержания разрешения № 1016 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – настенное панно с размером информационного поля 26,0 х 10,6 м площадью 275,6 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 75, выданного обществу с ограниченной ответственностью "РЕКЛАМА+", срок действия разрешения установлен с 13.04.2017 по 14.06.2017.
Таким образом, разрешение №1016 от 12.04.2017 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в части срока действия разрешения не соответствуют требованиям действующего законодательства, вступившего в законную силу постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2017 года, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах оспариваемое разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции нарушает права заявителя.
Довод заявителя о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 15.06.2015 прекратил свое действие в связи с ликвидацией ТСН «9 мая 75», не является основанием для отказа в выдаче разрешения на основании следующего.
ТСН «9 мая 75» было создано для осуществления функций управления многоквартирным домом, выбор способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является для собственников помещений обязательным.
В случае ликвидации ТСН обязанности по управлению многоквартирным домом перешли к другому лицу в зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления.
Обязательство ТСН по согласованию права установки и эксплуатации рекламной конструкции не связано с личными обязательствами ТСН, товарищество действует от имени собственников жилых помещений многоквартирного дома, поэтому ликвидация ТСН «9 мая 75» не прекращает в безусловном порядке все обязательства, в которых участвовало ТСН.
Управлением архитектуры администрации г. Красноярска не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что организация, управляющая многоквартирным домом № 75 по ул. 9 Мая после ТСН «9 мая 75» (пп. 2, 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ), либо сами собственники, в случае непосредственного управления помещениями в многоквартирном доме (п. 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ), приняли решение о расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 15.06.2015.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2017 по делу № А33-15993/2016 при разрешении спора об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции установлено, что отсутствуют иные установленные действующим законодательством основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции; Управлением архитектуры администрации г. Красноярска об их наличии не заявлено.
Таким образом, доводы ответчика о наличии иных оснований для отказа в выдаче разрешения, кроме рассмотренных в рамках дела № А33-15993/2016, несостоятельны.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление общества с ограниченной ответственностью «Реклама+» подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должна содержат указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, полагает, что в качестве меры для восстановления нарушенного права будет необходимым обязать Управление архитектуры администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Реклама+» установить срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе», Положения о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядке проведения торгов в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 09.11.2009 N 453.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Реклама+» удовлетворить.
Признать недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 12.04.2017 № 1016 в части срока действия разрешения.
Обязать Управление архитектуры администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Реклама+», установить срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе», Положения о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядке проведения торгов в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 09.11.2009 N 453.
Взыскать с Управления архитектуры администрации г. Красноярскав пользу общества с ограниченной ответственностью «Реклама+» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
И.А. Раздобреева