АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
15 октября 2014 года
Дело № А33-12985/2014
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 октября 2014 года.
В полном объёме решение изготовлено 15 октября 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
о признании незаконным отказа в заключении договора,
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 19.02.2014 № 77/14,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобельковой Д.С.,
установил:
закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 04.07.2014 возбуждено производство по делу.
Определением от 14.08.2014 назначено судебное разбирательство по делу на 22.09.2014.
От заявителя 19.09.2014 в материалы дела поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, заявитель просит суд:
1. признать незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869;
2. обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу продлить срок действия договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., на условиях договора аренды земельного участка №1567 от 18.10.2010.
Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований.
От заявителя 19.09.2014 в материалы дела поступили письменные пояснения. В письменных пояснениях заявитель указывает следующее: земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск. Центральный район, ул. Северное шоссе. участок № 1, кадастровый номер 24:50:0300299:89, был предоставлен для строительства производственной базы; в договоре аренды земельного участка № 1567 от 18.10.2010 года точные даты начала и окончания строительства не предусмотрены; в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо всего прочего, обязаны своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; с учетом положений с статей 45 и 46 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из оснований для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка; с учетом того обстоятельства, что ЗАО «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» соблюдены требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылка департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации как основание отказа от продления договора аренды земельного участка, является несостоятельной.
Определением от 22.09.2014 судебное заедание отложено на 08.10.2014.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
От департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в материалы дела 12.08.2014 поступил отзыв на заявление, согласно которому последний исковые требования не признает в силу следующего:
- на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 06.08.2010 №728-арх проведены торги в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, уч. №1, с кадастровым номером 24:50:0300299:89, общей площадью 14 576, кв.м., предназначенного для строительства производственной базы;
- на основании протокола о результатах торгов (аукциона) от 12.10.2010 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ЗАО «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, уч. №1, с кадастровым номером 24:50:0300299:89, общей площадью 14 576, кв.м.;
- срок действия договора определен с 12.10.2010 по 11.10.2013;
- после окончания срока действия договора аренды в адрес арендатора было направлено уведомление №6938 от 20.02.2014 о расторжении, с предложением вернуть по акту приема- передачи земельный участок;
- ссылка ЗАО «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» на отношения регулируемые нормами статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» является не состоятельной, поскольку пунктом 2 статьи 17.1 установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договор не распространяются на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
- на основании статьи 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения (распорядительного акта) органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов;
- департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, предоставляемыми под строительство, данная функция закреплена за департаментом градостроительства Администрации города Красноярска;
- для продления срока действия договора, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, необходим распорядительный акт Департамента градостроительства администрации города Красноярска;
- в настоящее время срок разрешения на строительство производственной базы, закончился;
- отказ в продлении срока не может нарушать прав и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» уже само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 06.08.2010 № 728-арх принято решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 14576 кв.м., расположенного по адресу: <...> участок № 1, предназначенного для строительства производственной базы.
На основании Протокола о результатах торгов (аукциона) от 12.10.2010 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» (арендатор) заключили договор аренды от 18.10.2010 № 1567, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор, приобретший право на заключение настоящего договора на торгах, проводимых 12.10.2010, принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, территориальной зоны производственных предприятий IV – V классов вредности, с кадастровым номером 24:50:03 00 299:89, находящийся по адресу: <...> участок № 1, для использования в целях строительства производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 14576 кв.м., в том числе охранная зона инженерных сетей 1555 кв.м. (приложение 1).
Срок аренды определен сторонами в пункте 2.1. договора: с 12.10.2010 по 11.10.2013.
Земельный участок передан заявителю по акту приема-передачи.
Закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Энергия» заключили договор от 28.07.2011 № 13/11 на выполнение работ по проектированию внешней схемы электроснабжения и по установке и монтажу электрооборудования по адресу: ул. Северное шоссе, участок № 1.
В материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ по договору от 28.07.2011 № 13/11.
Администрация г. Красноярска 30.01.2013 выдала закрытому акционерному обществу «АВТОЦЕНТР КрасГАЗСервис» разрешение на строительство производственной базы общей площадью 842 кв.м., по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:39, сроком до 28.07.2013.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 18.03.2013 № 513-арх департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» (арендатор) заключили договор аренды от 27.05.2013 № 1606, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, учетный номер 03 00 299:0174 находящийся по адресу: <...> для использования в целях проведения изыскательских работ под место размещения сетей электроснабжения, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 10 кв.м. (приложение 1).
Срок аренды определен сторонами в пункте 2.1. договора: с 18.03.2013 по 15.03.2014.
В подтверждение приобретения строительных материалов заявителем представлены договор купли-продажи строительных материалов от 14.03.2012 № 1, товарную накладную от 19.03.2012 № 2, договор купли-продажи строительных материалов от 20.02.2012 № 2, товарную накладную от 22.02.2012 № 1,
На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 18.03.2013 № 513-арх, письма департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 07.03.2014 № 16/1715-дг, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» (арендатор) заключили договор аренды от 07.04.2014 № 556, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, учетный номер 03 00 299:0174, находящийся по адресу: <...> для использования в целях проведения изыскательских работ под место размещения сетей электроснабжения, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 10 кв.м. (приложение 1).
Срок аренды определен сторонами в пункте 2.1. договора: с 16.03.2014 по 14.03.2015.
Закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» и общество с ограниченной ответственностью «КрасСтрой» заключили договор подряда от 25.07.2013 № 7 на выполнение работ по строительству производственной базы по адресу: ул. Северное шоссе, участок № 1.
В материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ по договору подряда от 25.07.2013 № 7 за октябрь 2013, за январь 2014 года.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 03.04.2014 объекта незавершенного строительства, согласно которому строительство объекта незавершенного строительства, назначение: не определено, застроенной площадью 720 кв.м., степень готовности 20%, по адресу: <...>, начато в 2013 году.
В материалы дела также представлен технический план объекта незавершенного строительства, выполненный по состоянию на 28.03.2014.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 02.09.2014г. 24 ЕЛ 450064 и от 13.08.2014г. 24 ЕЛ 392688 за заявителем зарегистрированы на праве собственности следующие объекты:
- ТП, назначение: нежилое, общей площадью 50 кв.м., адрес: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 1/1, объект незавершенного строительства, назначение: не определено,
- объект незавершенного строительства общей площадью 842 кв.м., застроенной площадью 720 кв.м., степень готовности 20%, адрес: <...>,
Ссылаясь на окончание срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567, заключенного на основании протокола о результатах торгов от 12.10.2010, закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» обратился к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 05.06.2013 № 1770 о пролонгации срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567 либо заключении нового договора аренды.
В ответном письме от 02.07.2013№ 25322 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил заявителю, что в рамках действующего законодательства не предусмотрено продление договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов и предложил сохранить арендные отношения по договору аренды на неопределенный срок.
Ссылаясь на окончание срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567, заключенного на основании протокола о результатах торгов от 12.10.2010, закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» повторно обратился к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 25.10.2013 № 2930 о подтверждении наличия договорных отношений по аренде земельного участка по адресу: Северное шоссе, участок № 1.
В ответном письме от 26.11.2014 № 46890 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил заявителю, что договор аренды от 18.10.2010 № 1567 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок на основании части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 20.02.2014 № 6938 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил заявителю о прекращении срока действия договора аренды земельного участка от 18.10.2010 № 1567 в связи с окончанием срока его действия и предложил возвратить земельный участок.
Ссылаясь на окончание срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567, заключенного на основании протокола о результатах торгов от 12.10.2010, закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» обратилось к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 05.03.2014 № 784 , в котором просил сообщить о процедуре пролонгации срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567 либо заключении нового договора аренды.
В ответном письме от 08.04.2014 исх.№14869 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для продления срока действия договора аренды заключенного по результатам торгов.
Не согласившись с указанным ответом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Дела об оспаривании решений и действий государственных органов рассматриваются по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель оспаривает отказ в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869.
Настоящее заявление поступило в арбитражный суд 01.07.2014, что подтверждается входящим штампом Арбитражного суда Красноярского края.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявителем, соблюдены сроки, определенные в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- оспариваемый ненормативный акт принят с нарушением действующего законодательства;
- оспариваемый ненормативный акт нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 06.08.2010 №728-арх проведены торги в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, с кадастровым номером 24:50:0300299:89, общей площадью 14 576, кв.м., предназначенного для строительства производственной базы.
На основании протокола о результатах торгов (аукциона) от 12.10.2010 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и заявителем заключен договор аренды земельного участка от 18.10.2010 № 1567. Срок действия договора определен сторонами в пункте 2.1. договора с 12.10.2010 по 11.10.2013.
Согласно документации о проведении торгов (информационное сообщение общество с ограниченной ответственностью «Красноярский аукционный центр» в газете «Городские новости» №136 (2237) за 08.09.2010г.) – условие о заключении договора на три года определялось условиями торгов.
По итогам проведения торгов заявитель был признан победителем по лоту №3 и с ним был заключен договор аренды (протокол о результатах торгов от 12.10.2010г.).
Договор аренды от 18.10.2010 № 1567 заключен на срок с 12.10.2010 по 11.10.2013.
Как следует из п.6.2. договора аренды – по окончании срока действия договора, договор считает соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений и дополнительного уведомления арендатора.
После окончания срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил в адрес заявителя уведомление №6938 от 20.02.2014 о прекращении действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567 в связи с окончанием его срока действия, с предложением возвратить по акту приема-передачи земельный участок.
В свою очередь закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» обратилось к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 05.03.2014 № 784, в котором просило сообщить о процедуре пролонгации срока действия договора аренды от 18.10.2010 № 1567 либо заключении нового договора аренды.
В ответном письме от 08.04.2014 исх.№14869 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для продления срока действия договора аренды заключенного по результатам торгов.
Полагая, что отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, изложенный в письме от 08.04.2014 № 14869 не соответствует законодательству и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР КрасГАЗсервис» обратилось с заявлением о признании незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869.
На основании статьи 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения (распорядительного акта) органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды может быть заключен на определенный срок и без указания срока.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Вместе с тем в силу разъяснения пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Из указанных разъяснений следует, что договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором аренды от 18.10.2010 № 1567 земельный участок предоставлен истцу в целях строительства производственной базы.
Таким образом, учитывая, что спорный договор аренды был заключен в соответствии с действующим законодательством в порядке проведения торгов, заключение его на новый срок должно производиться на торгах.
Указанная правовая позиция также изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 № 13269/11.
Кроме того, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками осуществляется на основании принятых уполномоченными органами соответствующих решений.
Суду не представлены доказательства принятия администрацией г.Красноярска в лице ее уполномоченных органов решения о предоставлении заявителю в аренду, на новый срок земельного участка с КН 24:50:0300299:89.
Как следует из материалов дела на момент окончания срока аренды (11.10.2013) у заявителя закончился срок разрешения на строительство производственной базы общей площадью 842 кв.м., по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:39, который был определен до 28.07.2013. Доказательств продления разрешения на строительство на иной срок суду не представлено.
Представленные в дело свидетельства о государственной регистрации права от 02.09.2014г. 24 ЕЛ 450064 и от 13.08.2014г. 24 ЕЛ 392688 подтверждают фактическое окончание заявителем процесса строительства, т.к. свидетельствуют о регистрации за заявителем объектов незавершенного строительства (ТП, назначение: нежилое, общей площадью 50 кв.м., адрес: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 1/1, объект незавершенного строительства, назначение; объект незавершенного строительства общей площадью 842 кв.м., застроенной площадью 720 кв.м., степень готовности 20%, адрес: <...>). Зарегистрировав на праве собственности объекты незавершенного строительства, заявитель фактически зафиксировал их состояние на дату регистрации.
Вышеуказанный факт может являться основанием для предоставления заявителю земельного участка, но уже с учетом положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а не на условиях ранее действующего договора аренды земельного участка, предоставленного заявителю под строительство.
Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого акта положениям статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не может быть принята судом, т.к. в силу п.2,п.10 указанной нормы, указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Основания и порядок распоряжения земельными участками, в т.ч. сдача их в аренду определяется Земельным кодексом Российской Федерации и следовательно п.10 ст.17.1. Федерального закона «О защите конкуренции» в данном случае неприменимы.
Оспариваемый акт департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 08.04.2014г. исх.№14869 соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного заявление о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869, удовлетворению не подлежит.
В части требования заявителя об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу продлить срок действия договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., на условиях договора аренды земельного участка №1567 от 18.10.2010, заявленных в качестве устранения последствий нарушения прав заявителя, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения.
На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на заявителя по делу.
При обращении в суд с настоящим исковым заявлением, заявитель обратился с ходатайством о зачете ранее уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Поскольку заявителем в материалы дела представлена копия справки о возврате государственной пошлины от 26.06.2014 № А33-9241/2014 и копия платежного поручения от 23.05.2014 № 2957 на сумму 2000 руб., суд отказывает в зачете государственной пошлины в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, участок №1, кадастровый номер 24:50:0300299:89,общей площадью 14 576 кв.м., выраженный в письме от 08.04.2014 исх.№14869, отказать.
Оспариваемый акт департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 08.04.2014г. исх.№14869 проверен арбитражным судом Красноярского края на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции».
В зачете государственной пошлины в размере 2000 руб. оплаченной ОАО «АВТОЦЕНТР-КрасГАЗсервис» г.Красноярск оплаченной согласно копии платежного поручения №2957 от 23.05.2014г., возвращенной в соответствии с копией справки Арбитражного суда Красноярского края от 26.06.2014г., отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-КрасГАЗсервис» г.Красноярск в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.
Апелляционная жалоба настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Р.В. Лесков