ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13935/10 от 15.12.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  17 декабря 2010 года

Дело № А33-13935/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авангард»

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю,

при участии в судебном заседании (до перерыва):

от заявителя: Мужичковой С.А., доверенность от 11.01.2010 № 3, Васильевой И.В., доверенность от 08.12.2010 № 52,

от ответчика: Нетесовой М.А., доверенность от 28.10.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авангард» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу.

Представители заявителя, явившиеся в судебное заседание 09.12.2010, настаивали на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных письменных пояснениях по делу.

Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание 09.12.2010, возражал против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.12.2010 до 11 час. 30 мин. 15 декабря 2010 года, о чем представители сторон были извещены в судебном заседании. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края. После окончания перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции Б 074645, выданную Управлением Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю 17.08.2009 сроком действия до 07.05.2014.

Обществом представлены в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования) декларации об объемах оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2010 года согласно формам приложений № 5 и № 7 к Положению о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее – Положение № 858).

Ведущим специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования в ходе анализа данных деклараций установлено, что прочий расход алкогольной продукции составляет 0,8946 тыс.дал, что значительно превышает Нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 07.09.2007 № 304, применяемые на складах и базах оптовых предприятий. Исходя из данных обстоятельств должностным лицом административного органа сделан вывод о включении заведомо искаженных данных в декларации об объемах оборота алкогольной продукции и вынесено определение № 03-53/233 от 21.07.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

26 августа 2010 ведущим специалистом-экспертом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.

Вывод административного органа о включении недостоверных сведений об объеме полученной продукции и объемах прочего расхода продукции в декларации об объемах оборота алкогольной продукции следует из приведенных в протоколе обстоятельств, в том числе:

В декларации об объемах закупки алкогольной продукции (Приложение № 7 к Положению № 858), в графу № 16 «Объем полученной продукции» включен объем отгруженной поставщиком алкогольной продукции, указанной в товарно-транспортной накладной без учета потерь при транспортировке, а не объем фактически полученной продукции, что является нарушением Порядка заполнения деклараций.

В целях корректировки фактических остатков алкогольной продукции, указанных в декларации об объемах оборота алкогольной продукции (Приложение № 5 к Положению № 858), в соответствии с данными складского учета, объем потерь при транспортировке от поставщика в количестве 0,3092 тыс. дал включен в прочий расход (графа 17 Приложения № 5), хотя фактически ООО «Авангард» указанный объем алкогольной продукции не получало и не расходовало.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), включены недостоверные сведения об объеме полученной продукции и объемах прочего расхода продукции в декларации об объемах оборота алкогольной продукции в Приложениях №5 и № 7 к Положению за 2 квартал 2010 года, а именно искажен объем фактически полученной продукции в сторону увеличения на 0,3092 тыс. дал.

Как следует из протокола об административном правонарушении, факты нарушений установлены на основании деклараций об объемах оборота алкогольной продукции (приложения №№ 5, 7 к Положению № 858) за 2 квартал 2010 года; копий документов, истребованных по определению административного органа № 03-53/233 от 21.07.2010, актов о списании товаров (унифицированных форм ТОРГ-16 инвентаризационной описи ТМЦ (унифицированная форма ТОРГ-3), сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (унифицированная форма ТОРГ-19), объяснительной генерального директора Евкина О.И.

Постановлением № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08 сентября 2010 года Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08.09.2010,   обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В соответствии со статей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 настоящего Кодекса.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154).

Судом установлено, что при составлении протокола № 03-53/233 об административном правонарушении от 26.08.2010, рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановления № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08.09.2010 должностные лица МРУ Росалкогольрегулирования действовали в рамках предоставленных им законом полномочий.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Заявитель не оспаривает соблюдение административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела и вынесения оспариваемого постановления.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Согласно пункту 3 Положения N 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции.

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5; организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24-н «Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Как следует из представленного в дело отзыва, в обоснование довода о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, административный орган приводит следующие пояснения:

«Согласно п. 7.2 , п. 9.2 Порядка в графе 7 Декларации об объемах оборота
 этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5),
 в графе 16 Декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции (приложение № 7)указывается объем закупленной алкогольной продукции, без включения в данные графы потерь алкогольной продукции при ее транспортировке от поставщика к покупателю, т.е. объем фактически закупленной продукции,  что подтверждается нижеследующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ право собственности на вещь переходит в момент ее передачи. Данному требованию подчиняется и договор поставки. Переход права собственности по такому договору наступает в момент передачи товара, соответственно право собственности переходит только на фактически полученный товар. Бой при транспортировке как таковым товаром, на который к покупателю переходит право собственности, не является, а, следовательно, такая продукция не может являться закупленной (приобретенной) организацией.

Вместе с тем, несмотря на то, что общество алкогольную продукцию в количестве 0,3092 тыс. дал (бой при транспортировке) фактически не получало, им данный объем продукции был отражен в декларации как закупленная продукция (тот факт, что 0,3092 тыс. дал. является боем продукции при ее транспортировки от поставщика к покупателю - ООО «Авангард» подтверждается соответствующими актами)

Организации отражают объемы полученной ими продукции в разрезе сопроводительных документов, в частности товарно-транспортных накладных.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, и только при отсутствии унифицированных форм могут использоваться иные первичные документы, содержащие обязательные реквизиты.

В случае, когда покупатель, принимая в соответствии со ст. 513 ГК РФ товар (унифицированная форма N ТОРГ-12), выявляет несоответствие поставляемого товара условиям договора (в частности, бой при транспортировке), он составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей унифицированной формы N ТОРГ-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Согласно вышеуказанному Постановлению Госкомстата России эта форма акта предназначена для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика.

В случае возникновения расхождений по количеству и качеству, выявленных при приемке товара и оформленных вышеперечисленными первичными документами (акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей унифицированной формы ТОРГ-2), поставщик обязан внести исправления в счет-фактуру и в дополнительный лист книги продаж.

В соответствии с письмом Минфина России от 23.10.2008 N 03-07-09/34 внесение исправлений в счет-фактуру, если при приемке товара выявлены расхождения в его количестве и номенклатуре, возможно только при наличии первичных документов, оформленных в соответствии с действующими требованиями бухгалтерского учета (имеются в виду акт об установлении расхождений по количеству и качеству, акт о приемке материалов).

Приемка товаров на склад производится покупателем по его фактическому наличию, то есть с учетом потерь товаров при транспортировке от поставщика (либо недовложения), о чем свидетельствуют акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998г.№ 132, составленные в день приемки товара на склад.

Таким образом, заполняя в декларациях графы об объеме закупленной продукции ООО «Авангард» обязано было указать лишь фактический объем закупленной им продукции и не включать бой алкогольной продукции при ее транспортировке.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о включении обществом в графу 7 Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5) и графу 16 Декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7) заведомо искаженных данных об объеме закупленной продукции.

Кроме того, Обществом были искажены данные графы 17 Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5).

Так, согласно п. 7.2 Порядка, в данной графе подлежит отражению "Прочий расход" - объем продукции прочего расхода, произведенного декларантом.

Общество же включило в данную графу потерь алкогольную продукцию в количестве 0,3092 тыс. дал., являющуюся боем при транспортировке, -продукцию, на которую к Обществу не могло перейти право собственности, фактически им не полученную, т.е. продукцию, в отношении которой оно не несло и не могло нести каких-нибудь потерь. Объем прочего расхода в данном случае не подтверждается документами первичного учета (накладная, акт).

Указание в декларации объема полученной продукции, включающего в себя бой при транспортировке (фактическое отсутствие продукции) и включение данного боя продукции в прочие расходы общества, влечет за собой искажение информации об обороте алкогольной продукции, что является нарушением п.1 статьи 26 Федерального Закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ».

Суд оценил данные доводы административного органа и пришел к выводу о недоказанности субъективной стороны административного правонарушения.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Проанализировав положения раздела 7. Порядок заполнения декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 5) и раздела 9. Порядок заполнения декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 7) Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24-н (далее – Порядок № 24-н), суд пришел к выводу, что из его содержания однозначно не следует обязанность декларанта указать лишь фактический объем закупленной им продукции и не включать бой алкогольной продукции при ее транспортировке.

Так, согласно пункту 7.2 Порядка № 24-н в Декларации №5 в графе 7 «от организаций производителей» указывается объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 11 «всего» - объем израсходованной продукции, показатели строк графы 11 равны сумме соответствующих строк граф 12 и 16, 17; в графе 16 «возврат поставщикам» - объем возвращенной продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами; в графе 17 «прочий расход» - объем продукции прочего расхода; в графе 18 «Остаток на конец отчетного периода» - остатки продукции на конец отчетного периода.

Согласно пункту 9.2 Порядка № 24-н в Декларации № 7 в графе 13 «Номер товарно-транспортной накладной» указывается номер ТТН поставщика; в графе 16 «Объем полученной продукции» - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке). Также в данном пункте указано, что в декларации подводится итог по объему продукции, полученной от каждого поставщика, а также подводится общий итог по всей полученной продукции. Сведения о возвратах алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли представляются в соответствии с порядком заполнения декларации № 7.

Из буквального содержания приведенных норм, регламентирующих порядок заполнения деклараций № 5 и № 7, не следует, что декларации заполняются на основе первичных бухгалтерских документов, указываемых административным органом, кроме товарно-транспортных документов поставщика на иные документы данные нормы ссылки не содержат.

Исходя из приведенного выше порядка заполнения названных граф деклараций суд пришел к выводу о том, что формы Декларации № 5 и Декларации № 7 и порядок их заполнения имеют недостатки, не позволяющие четко определить порядок отражения (или неотражения) в данных декларациях объема потерь при транспортировке продукции от поставщика.

Заявителем на весь объем продукции в количестве 0,3092 тыс.дал в административный орган предоставлены акты о списании товаров (унифицированная форма ТОРГ-16).

Учитывая установленные по делу обстоятельства суд считает, что неправильное отражение Обществом в декларациях № 5 и № 7 объема полученной продукции и прочего расхода не свидетельствует о наличии умысла со стороны заявителя в заведомом искажении им данных деклараций.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Авангард» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, которым общество с ограниченной ответственностью «Авангард»  привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Крицкая И.П.