ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14026/19 от 14.06.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2019 года

Дело № А33-14026/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  14 июня 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мой Дом"(ИНН 2462044172, ОГРН 1152468046125)

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными приказы, об обязании восстановить в реестре лицензий.

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24»,

в присутствии в предварительном и судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 30.04.2019;              ФИО2, директора на основании решения учредителя от 21.09.2015; ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2019;

от ответчика: ФИО4, представителя по доверенности от 29.12.2018 № 117,

от третьего лица: ФИО5, представителя по доверенности от 09.01.2019 (до перерыва),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шинкоренко М.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мой Дом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(далее - ответчик) о признании незаконными приказы № 291-ДЛ, №292-ДЛ, №71-ОДЛ, №4-ИЛ от 29.03.2019 по внесению изменений с 01.04.2019 в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Мой дом» (ИНН <***>), сведений о доме, расположенном по адресу: <...>; об обязании восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Красноярского края сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: <...>, управляющей организацией - ООО УК «Мой дом» (ИНН <***>) с даты 01.04.2019.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.05.2019 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24».

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

Заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.

Для предоставления дополнительных доказательств, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 14.06.2019 года.

В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явилось после перерыва. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.

От третьего лица в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с документами, представленными истцом в предыдущем судебном заседании. Представитель заявителя возражал против удовлетворения ходатайства. Ответчик оставил вопрос об отложении судебного заседания на усмотрение суда. Суд, рассмотрев заявленное третьим лицом ходатайство об отложении судебного заседания, учитывая сроки рассмотрения дела, предусмотренные АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был включен 19.01.2018 в реестр лицензий ООО УК «Мой дом».

Протоколом №5/12/2018 от 05.12.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ""Мой Дом" (далее – ООО УК «Мой Дом»), принято решение заключить договор управления с данной управляющей компанией.

29.12.2018 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №183-НДЛ внесены изменения в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Мой Дом» сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Мой Дом» (договор управления от 05.12.2018 №б/н).

Протоколом №3 от 07.12.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24» (далее – ООО УК «Жилком-24»).

Протоколом №7 от 29.03.2019 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24» (далее – ООО УК «Жилком-24»).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №291-ДЛ внесены изменения с 01.04.2019 в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из перечня многоквартирных домов, деятельность в которых осуществляет  лицензиат ООО УК «Мой Дом»  сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Жилком-24» (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №292-ДЛ внесены изменения с 01.04.2019 в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Жилком-24» сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Жилком-24»  (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №71-ОДЛ заявителю отказано во внесении  изменений в реестр лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Мой Дом». Заявление возвращено в связи с несоответствием документов требованием предусмотренным пп. «а» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр (пп. «б» п. 7 и пп. «а» п.9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №4-ИЛ в связи с выявленными нарушениями  пп. «а» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр приказы службы от 29.12.2018 №183-НДЛ, от 29.03.2019 №61-ОДЛ принято решения считать утратившими силу.

29.04.2019 старшим дознавателем ОД ОП №4 МУ МВД России «Красноярское» возбуждено уголовное дело №11901040036000613 по признакам предступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 УК РФ по факту подделывания протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7.

Согласно справке об исследовании №207 от 19.04.2019 по итогам почерковедческой экспертизы 12 подписей в проколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, сделаны не указанными в них собственниками помещений.

Заявитель, считая, что приказы № 291-ДЛ, №292-ДЛ, №71-ОДЛ, №4-ИЛ от 29.03.2019 принятыми в нарушении действующего законодательства и в отсутствие надлежащей проверки, обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

В соответствии с главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемые приказы были приняты уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Частью  3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По правилам статьи 192 Кодекса и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий (часть 1 статьи 195 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 198 Кодекса определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).

Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В развитие указанной нормы права приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр определены порядок, условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр (далее - Порядок N 938/пр).

Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;

г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;

е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:

- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);

- реорганизации лицензиата в форме преобразования;

- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.

В пункте 3 Порядка N 938/пр указаны документы прикладываемые к заявлению о внесении изменений в реестр.

Согласно пункту 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.

Пунктом 5 названного Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка N 938/пр, по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Как следует из материалов дела многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был включен 19.01.2018 в реестр лицензий ООО УК «Мой дом».

Протоколом №5/12/2018 от 05.12.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ""Мой Дом" (далее – ООО УК «Мой Дом»), принято решение заключить договор управления с данной управляющей компанией.

29.12.2018 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №183-НДЛ внесены изменения в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Мой Дом» сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Мой Дом» (договор управления от 05.12.2018 №б/н).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №291-ДЛ внесены изменения с 01.04.2019 в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из перечня многоквартирных домов, деятельность в которых осуществляет  лицензиат ООО УК «Мой Дом»  сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Жилком-24» (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №292-ДЛ внесены изменения с 01.04.2019 в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Жилком-24» сведений о доме, расположенном по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Жилком-24»  (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7).

Заявитель просит признать недействительными приказы № 291-ДЛ, №292-ДЛ от 29.03.2019, поскольку Службой строительного надзора и жилищного контроля при принятии вышеуказанных приказов нарушены требования п. 4 и п. 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации». Служба была обязана проверить отсутствие (наличие) признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 названного Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, приказы № 291-ДЛ, №292-ДЛ от 29.03.2019 были приняты на основании протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7.

Протоколом №3 от 07.12.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24» (далее – ООО УК «Жилком-24»).

Протоколом №7 от 29.03.2019 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилком-24» (далее – ООО УК «Жилком-24»).

Как следует из протокола от 07.12.2018 №3, собрание проводилось в очно-заочной форме, заочное голосование проводилось в период с 23.10.2018 по 30.11.2018.

Согласно пункту 6 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", действующему в момент составления протокола от 07.12.2018 №3, датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания.

 Поскольку голосование на общем собрании, предоставленном ООО УК «ЖилКом-24» окончилось 30.11.2018г., то указание даты протокола 07.12.2018 не соответствует положениям действующего законодательства.

Как следует из пункта 9 Порядка N 938/пр, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Таким образом, установленные нарушения в дате протокола являлись основанием для отказа во внесении изменений в реестр.

В силу статьи 44.1 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса);

3) очно-заочного голосования.

Частью 3 статьи 45 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В силу статьи 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

Статья 47 ЖК РФ предусматривает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 48 ЖК РФ, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально (часть 2 статьи 48 ЖК РФ).

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 ЖК РФ).

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 4, часть 4.1 статьи 48 ЖК РФ).

5.1. При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом (часть 6 статьи 48 ЖК РФ).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №7 от 29.03.2019,  голосование собственников заканчивалось 29.03.2019г. (то есть в 24-00 29.03.2019г.). Оспариваемые заявителем приказы Службы также датированы 29.03.2019, С учетом изложенного, суд не усматривает доказательств того, что протокол был представлен в Службу и проверен в соответствии с Порядком N 938/пр на предмет его соответствия положениям действующего законодательства и достоверности.

Заявитель в обоснование своих доводов указывает, что режим работы Службы до 17-00 в пятницу. Следовательно, протокол общего собрания по выбору ООО УК «ЖилКлм-24» от 29.03.2019г. никак не мог быть предоставлен в орган Стройнадзора ранее 01.04.2019г., как и остальные документы, необходимые для принятия Службой решения в спорной ситуации и вынесения 4-х приказов от 29.03.2019г. Оспариваемые приказы изданы после 01.04.2019г., но датированы предыдущей датой.

Из представленных протокола от 07.12.2018 №3 следует, что проголосовали собственники, которым принадлежит 6152,15 кв.м., что составляет 58,47 % голосов.

Однако, доказательств того, что все лица, подписавшие протокол общего собрания являлись собственниками помещений в материалы дела не представлено.

В материалы дела представлены доказательства того, что часть решений собственников подписаны от лица умерших граждан (в материалы дела представлены копии свидетельств о смерти).

Заявителем в материалы дела представлено свидетельство о рождении от 31.10.2005 №722619, исходя из которого одно из решений собственников подписано от имени несовершеннолетнего гражданина.

Как указывает заявитель, 120 собственников МКД обратились в Прокуратуру Ленинского района г. Красноярска с заявлениями о том, что им ничего не было известно о проведении спорных собраний собственников дома по ул. Ползунова, д. 7 и они не подписывали решения.

Доказательств уведомления собственников помещений МКД о проведении собраний собственников в порядке установленном ЖК РФ в материалы дела не предоставлено.

Согласно справке об исследовании №207 от 19.04.2019 по итогам почерковедческой экспертизы 12 подписей в проколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, сделаны не указанными в них собственниками помещений.

29.04.2019 старшим дознавателем ОД ОП №4 МУ МВД России «Красноярское» возбуждено уголовное дело №11901040036000613 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 УК РФ по факту подделывания протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 07.12.2018 №3 и от 29.03.2019 №7.

Из представленных протокола от 29.03.2019 №73 следует, что проголосовали собственники, которым принадлежит 6290,51 кв.м., что составляет 59,79 % голосов.

Доказательств того, что в голосовании участвовали все собственники помещений, уведомленные надлежащим образом о времени и месте проведения собрания, о поставленных на собрания вопросов в материалы дела не представлено. Доказательств проведения проверки в части протокола от 29.03.2019 №73 Службой в материалы дела не представлено.

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №71-ОДЛ заявителю отказано во внесении  изменений в реестр лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Мой Дом». Заявление возвращено в связи с несоответствием документов требованием предусмотренным пп. «а» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр (пп. «б» п. 7 и пп. «а» п.9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр).

29.03.2019 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №4-ИЛ в связи с выявленными нарушениями  пп. «а» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр приказы службы от 29.12.2018 №183-НДЛ, от 29.03.2019 №61-ОДЛ принято решения считать утратившими силу.

Приказом от 29.03.2019 №71-ОДЛ указано, что  заявление и документы не соответствуют положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.

Доказательств данного несоответствие Службой в материалы дела не представлено.

Протоколом №5/12/2018 от 05.12.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, выбран способ управления домом – управление управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом" (далее – ООО УК «Мой Дом»), принято решение заключить договор управления с данной управляющей компанией.

С учетом  указанных выше недостатков в протоколах от 07.12.2018 и от 29.03.2019, представленного в материалы дела протокола №5/12/2018 от 05.12.2018, основания считать заявителя  утратившим статус управляющей организации МКД на момент принятия оспариваемых приказов отсутствовали.

В нарушение п. 10 «Порядка» органом не принималось решения о приостановлении рассмотрения заявления, в ситуации, когда по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, выявлены недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления;

Суд считает, что приказ от 29.03.2019 №71-ОДЛ не мотивирован, доказательств несоответствия заявления положениям пп. «а» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации не представлено, Службой не была проведена надлежащая проверка заявления.

С учетом изложенных обстоятельств, при наличии признаков недостоверности протоколов общего собрания собственников помещений в МКД от 07.12.2018 и от 29.03.2019, при наличии факта вынесения приказов службы до окончания общего собрания от 29.03.2019, суд считает что приказ от 29.03.2019 №4-ИЛ также вынесен в отсутствие законных и фактических оснований для его принятия.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные документы в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что действия службы, по замене одной управляющей компании другой, являются преждевременными и не в интересах соблюдения прав и законных интересов, как управляющих компаний, так и жильцов МКД. Административному органу в сложившейся ситуации, при наличии обоснованных сомнений в законности протокола от 07.12.2018 года, было целесообразно сохранить статус-кво на момент обращения УК «Мой дом», в целях обеспечения стабильности управления МКД, до разрешения конфликтной ситуации в установленном законом порядке.

Соответственно, оспариваемые приказы вынесены с нарушением Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр, в отсутствие правовых и фактических обстоятельств для их принятия. Оспариваемыми приказами нарушены права и законные интересы заявителя, как управляющей организации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой дом» подлежит удовлетворению.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, в качестве восстановительной меры суд считает необходимым обязать Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края восстановить в реестре лицензий Красноярского края сведения о том, что управление многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляется с 01.04.2019 года обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой дом».

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования.

Признать недействительными приказы №№ 291-ДЛ, 292-ДЛ, 71-ОДЛ, 4-ИЛ от 29.03.2019 года, вынесенные службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края по внесению изменений с 01.04.2019 года в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обязать службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края восстановить в реестре лицензий Красноярского края сведения о том, что управление многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляется с 01.04.2019 года обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой дом».

Взыскать со службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой дом» судебные расходы в размере 12 000 рублей уплаченной государственной пошлины.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов