АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2009 года | Дело № А33-1449/2009 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 августа 2009 года.
В полном объёме решение изготовлено 17 августа 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова А.Л., рассмотрев в судебном заседании,
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» (г. Красноярск)
при участии заинтересованных лиц: Администрации города Красноярска (г. Красноярск),
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска,
о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 20.06.2009,
от Администрации города Красноярска: ФИО2 представителя по доверенности № 01-13/36 от 29.12.2008,
от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: ФИО3 представителя по доверенности № 42 от 18.06.2009
при ведении протокола судебного заседания судьей А.Л. Егоровым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании бездействия Администрации города Красноярска в отношении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» от 29.10.2008 на приобретение в собственность земельного участка незаконным и об обязании принять соответствующий правовой акт в отношении заявления - общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» от 29.10.2008.
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.03.2009 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.
Определением арбитражного суда от 29.04.2009 дело назначено к судебному разбирательству,
к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска.
В судебном заседании 06 августа 2009 года истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит:
-признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным;
- признать незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс_МС» от 29.10.2008;
- обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Ремикс-МС», осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ООО «Ремикс-МС» с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить предмет или основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Ходатайство истца об уточнении заявленных требований удовлетворено, поскольку заявлено в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление рассматривается с учетом произведенных изменений.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 час. 20 мин. 06.08.2009 до 16 час. 30 мин. 10.08.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Как следует из искового заявления, 29 октября 2008 года ООО «Ремикс-МС», в лице директора ФИО4, обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2393 кв.м. с кадастровым номером 24:50:02 00 029:0032, расположенного по адресу: <...>, в собственность.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:02: 00 029:0032, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: <...>, общей площадью 2 393, 00 кв.м., используется ООО «Ремикс-МС» на основании договора аренды земельного участка № 566 от 23.04.2004 и соглашения об уступке прав и обязанностей от 08.06.2007 заключенного между ФИО5 (сторона-1) и ООО «Ремикс_МС» (сторона-2), в соответствии с которым сторона -1 уступает, а сторона -2 принимает в том же объеме и на тех же условиях все права и обязанности по договору аренды земельного участка № 566 от 13.04.2004, заключенного между ФИО5 и Департаментом недвижимости администрации города Красноярска.
ООО «Ремикс-МС» является собственником нежилого 2-этажного здания общей площадью 545,8 кв.м. инв. №04:401:002:000023420:0005, лит. В, расположенного по адресу <...>.
Указанное заявление о выкупе земельного участка с приложением всех требуемых документов было подано ООО «Ремикс -МС» 29 октября 2008 года. Решение о выкупе земельного участка (распоряжения) должно было быть принято 29 ноября 2008 года.
Письмом от 27 ноября 2008 года № 55194 «Об оформлении документов» Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, известил заявителя о том, что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату ООО «Ремикс-МС» земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53 Г.
Свидетельством о государственной регистрации права от 26 июля 2006 года серия 24 ЕЗ № 220729, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 26/05 кп от 15.06.2006, зарегистрировано право собственности ООО «Ремикс –МС» на нежилое помещение № 829, общей площадью 31, 80 кв.м., с кадастровым номером 24:50:000 000:0000:04:401:001: 003770570 :0018 :20829, расположенное по адресу: Россия, <...>.
08 июня 2007 года между ФИО5 и обществом с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» был заключен договор, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает в собственность объект незавершенного строительства площадью 553, 5 кв.м., находящийся по адресу: <...>.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 24 марта 2008 года нежилого здания, объект незавершенного строительства расположенный по адресу: <...>, лит. В, инвентарный номер 04:401:002:000023420:0005, застроенная площадь участка 515, 4 кв.м., всего по зданию общая площадь 545, 8 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2008 № 01/126/2008-192, объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:000 000:002029:0014, площадью 553, 5 кв.м., расположенный по адресу: <...>, находится в собственности ООО «Ремикс-МС».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2008 № 01/126/2008-190, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200029:0032, из категории земель- земли поселений, площадью 2 393 кв.м., находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» сроком с 14.05.2004 по 28.08.2013, о чем в реестре сделана регистрационная запись № 24:01:71.2004:111 от 20.06.2007.
04.02.2009 исх. № 017-23 общество с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» направило в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмо, в соответствии с которым поясняет, что с 29.10.2008 в департаменте на рассмотрении находится пакет документов по выкупу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032, под ОНС, находящегося по адресу: <...>. За указанный период обществом было получено свидетельство о регистрации нежилого здания, просит департамент продолжить рассмотреть вопрос о выкупе земельного участка с учетом изменений.
24 февраля 2009 года за № 6958 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил в адрес ООО «Ремикс-МС» уведомление, о том, что представленные обществом документы о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032, находящегося по адресу: <...>, общей площадью 2 393 кв.м., занимаемого нежилым здание, рассмотрены департаментом.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 27.02.2009 № 7296 сообщило ООО «Ремикс-МС» что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу: <...>, в связи с изменениями законодательства о части определения кадастровой стоимости земельных участков, необходимостью заключения договора купли-продажи соответствиующего действующему законодательству, в управлении Роснедвижимости по Красноярскому краю департаментом дополнительно запрошены сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200029:0032.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2008 серия 24 ЕИ № 075948, общество с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» является собственником здания, назначение- нежилое, 2 – этажный, общая площадь 545, 8 кв.м. инв. № 04:401:002:000023420:0005, лит. В, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 24:50:0200029: 0032: 04:401:002:000023420:0005.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.06.2007 серия 24 ЕЗ № 642173, объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:000 000:002029:0014, площадью 553, 5 кв.м., расположенный по адресу: <...>, находится в собственности ООО «Ремикс-МС».
17 апреля 2009 года за № 21834 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил в адрес ООО «Ремикс-МС» письмо «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату», в соответствии с которым департамент сообщил следующее:
- представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка от 27.02.2009 № 24ЗУ/09-53006 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска, что не соответствует фактически обстоятельствам в отношении разрешенного использования объекта. В материалы дела представлен технический паспорт от 24.03.2008 на объект незавершенного строительства. Однако, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 выдано на объект недвижимого имущества – нежилое здание по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска;
- таким образом заявителем не внесены изменения в сведения государственного кадастрового учета, не представлен технический паспорт на объект завершенного строительства;
- на основании изложенного, в связи с отсутствием необходимых документов, руководствуясь нормами действующего законодательства, передача обществу земельного участка в собственность за плату не представляется возможной.
Заявитель ссылаясь на то, что действия администрации являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным; о признании незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс-МС» от 29.10.2008; об обязании Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Ремикс-МС», осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ООО «Ремикс-МС» с предложением о заключении соответствующего договора.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска – заявленные требования отклонил, пояснив, что согласно письму за исх. № 21334 от 17.04.2009 обществу с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» отказано в передаче в собственность за плату земельного участка, поскольку представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка № 24ЗУ/09-53006 от 27.02.2009 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства по ул. Маерчака, 53 «г», г. Красноярска, что не соответствует фактическим обстоятельствам в отношении разрешенного использования объекта. Однако, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 выдано на объект недвижимого имущества – нежилое здание по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска. Заявителем не внесены изменения в сведения государственного кадастрового учета, не представлен технический паспорт на объект незавершенного строительства.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), согласно которому данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства, предусмотренным арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого актаили его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, в предмет доказывания по делам о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными входит факт установления судом двух условий:
- несоответствия обжалуемого акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
- нарушение этим законом или актами, решениями и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, решения и действия (бездействия) а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными, а действия (бездействия) незаконными.
При этом, на заинтересованном лице лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону, а на заявителе - нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями о признании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным; о признании незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс_МС» от 29.10.2008; об обязании Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Ремикс-МС», осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ООО «Ремикс-МС» с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу положений части 1 статьи 260, статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект любого вида деятельности на земельном участке обязан оформить права на него.
В силу статей 9, 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим:
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 17 апреля 2009 года за № 21834 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату», мотивировано следующим:
- представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка от 27.02.2009 № 24ЗУ/09-53006 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска, что не соответствует фактически обстоятельствам в отношении разрешенного использования объекта. В материалы дела представлен технический паспорт от 24.03.2008 на объект незавершенного строительства. Однако, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 выдано на объект недвижимого имущества – нежилое здание по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска;
- таким образом заявителем не внесены изменения в сведения государственного кадастрового учета, не представлен технический паспорт на объект завершенного строительства;
- на основании изложенного, в связи с отсутствием необходимых документов, руководствуясь нормами действующего законодательства, передача обществу земельного участка в собственность за плату не представляется возможной.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что обществом с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» в нарушение пункта 6 перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, заявителем не представлен кадастровый паспорт земельного участка, содержащий информацию о кадастровой стоимости земельного участка по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска в отношении используемого объекта незавершенного строительства.
Понятие бездействия органа сформулировано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц».
Из представленных в материалы дела документов суд установил, что Департамент в установленные законом сроки после получения от заявителя заявления о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, направил заявителю мотивированный ответ, то есть совершил действие.
В ответе (письмо от 27.11.2008 № 55194) департамент указал на то, что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату ООО «Ремикс-МС» земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53 Г.
В последующем 04.02.2009 исх. № 017-23 общество с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» направило в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмо, в соответствии с которым поясняет, что с 29.10.2008 в департаменте на рассмотрении находится пакет документов по выкупу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032, под ОНС, находящегося по адресу: <...>. За указанный период обществом было получено свидетельство о регистрации нежилого здания, просит департамент продолжить рассмотреть вопрос о выкупе земельного участка с учетом изменений.
24 февраля 2009 года за № 6958 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил в адрес ООО «Ремикс-МС» уведомление, о том, что представленные обществом документы о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032, находящегося по адресу: <...>, общей площадью 2 393 кв.м., занимаемого нежилым здание, рассмотрены департаментом.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 27.02.2009 № 7296 сообщило ООО «Ремикс-МС» что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу: <...>, в связи с изменениями законодательства о части определения кадастровой стоимости земельных участков, необходимостью заключения договора купли-продажи соответствиующего действующему законодательству, в управлении Роснедвижимости по Красноярскому краю департаментом дополнительно запрошены сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200029:0032.
17 апреля 2009 года за № 21834 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска направил в адрес ООО «Ремикс-МС» письмо «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату».
Следовательно, Департамент не бездействовал в отношении рассмотрения заявления ООО «Ремикс-МС» от 29.10.2008 о представлении спорного земельного участка в собственность, оспариваемое бездействие ответчика не противоречит требованиям закона, действия Департамента соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учитывая изложенное, заявитель не представил достаточно доказательств подтверждающих нарушение его гражданских прав и охраняемых законом интересов, при этом, заинтересованное лицо доказало соответствие действия (бездействия) закону.
На основании изложенного, требования общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» о признании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным; о признании незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс_МС» от 29.10.2008; об обязании Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Ремикс-МС», осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ООО «Ремикс-МС» с предложением о заключении соответствующего договора, заявлены не правомерно и удовлетворению не подлежат.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными государственная пошлина уплачивается организацией в размере 2 000 руб.
В соответствии со статьей 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Истцом в исковом заявлении заявлены два неимущественных требования:
- о признании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным;
- о признании незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс-МС» от 29.10.2008.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащей уплате по настоящему делу, составляет 4 000 рублей из расчета по 2 000 рублей за каждое требование.
Заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей по платежному поручению № 91 от 26.01.2009.
Следовательно, с заявителя подлежит взысканию неуплаченная в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Ремикс-МС» о признании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска исх. № 21834 от 17.04.2009 об отказе в предоставлении ООО «Ремикс-МС» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:02 00 029:32, общей площадью 2393,0 кв.м. по заявлению от 29.10.2008 незаконным; о признании незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части нарушения срока рассмотрения заявления ООО «Ремикс-МС» от 29.10.2008; об обязании Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Ремикс-МС», осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ООО «Ремикс-МС» с предложением о заключении соответствующего договора – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремикс-МС» (г. Красноярск) в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | А.Л. Егоров |