АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
марта 2009 года | Дело № А33-14670/2008 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 марта 2009 года.
В полном объёме решение изготовлено 02 марта 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Курбатовой Е.В., рассмотрев в судебном заседании
дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», г. Красноярск
к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», г.Ачинск, Красноярского края,
о взыскании 4 066 руб. 80 коп. суммы платного пользования и 636 800 руб. штрафа,
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора:
- открытое акционерное общество «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта»
в присутствии:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 16.10.2007, по служебному удостоверению, ФИО2 – представителя по доверенности от 14.11.2006, по служебному удостоверению,
от ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности от 07.12.2006, по паспорту,
от третьего лица: ФИО4 – представителя по доверенности № 727 от 31.12.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьей Курбатовой Е.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением коткрытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» о взыскании 4 066 руб. 80 коп. суммы платного пользования и 636 800 руб. штрафа.
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.11.2008 возбуждено производство по делу.
Определением суда от 24.02.2009 судебное разбирательство по делу отложено на 02.03.2009 в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств по делу.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что перечень выставочных путей не имеется, об изменении назначения путей истец уведомлен не был.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что нормативно-правовыми актами порядок изменения назначения железнодорожных путей не предусмотрен, ЕТП 31.05.2005 истек, 19 путь является погрузочно-выгрузочным, назначение изменено в апреле 2004 года, 24 путь – выставочный, обязанности по уведомлению железной дороги не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании просил применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить сумму штрафа до размера не полученной истцом платы за пользование вагонами в размере 97 712 руб. 71 коп.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
01.02.2006 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» (комбинат), подписан договор № Д2006/0060/Т-2/127.
В соответствии с пунктом 2.1.3. договора перевозчик обязан осуществить подачу локомотивом перевозчика: вагонов прибывших с рудой и углем на выставочные пути ст. Заводская; прочих вагонов с грузом и порожних вагонов прибывших под погрузку на выставочные пути ст. Предзаводская.
Согласно пункту 2.1.14. договора перевозчик обязан осуществлять с комбинатом или владельцем, действующим на основании доверенности комбината, приемо-сдаточные операции на выставочных путях с возвращенными на выставочные пути вагонами в следующие сроки с момента получения уведомления о возврате вагонов на выставочные пути: при приеме-передаче группы вагонов до 30 вагонов включительно – не более 30 минут; при приеме-передаче группы вагонов более 30 вагонов – из расчета не более 1 минуты на вагон.
В соответствии с пунктом 2.1.17. договора в случае занятости выставочных путей ст. Предзаводская по причине несвоевременной уборки перевозчиком готовых к отправлению трех и более составов принимать вагоны на ст. Заводская.
Согласно пункту 4.1 договора № Д2006/0060/Т-2/127 от 01.02.2006 комбинат уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную в соответствии с Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 4.2. договора комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 договора № Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006 комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 УЖТ РФ.
Дополнительным соглашением от 29.12.2006 срок действия договора продлен до 31.01.2010.
В приложении № 1 к договору № Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006 стороны согласовали технологическое время погрузки и выгрузки грузов, технологические сроки оборота вагонов.
17.09.2008 в 20-00 часов были поданы вагоны №№ 63490155, 66000951, 65546608, 61458840, 68765940, 65435851, 61276358, 62288774, 56034523, 56182272, 5994379. Ответчик 19.09.2008 в 09-44 часов уведомил (уведомление № 24227) истца о возврате вагонов на выставочные пути ст. Предзаводская. Согласно акту общей форму № 2/676 на выставочные пути ст. Предзаводская сданы 11 вагонов в 24 тупике, осмотр вагонов невозможен.
Ответчиком выведены вагоны на 19 выставочный путь 19.09.2008 в 13-30 часов, что отражено в акте общей формы № 2/679.
За время ожидания приема вагонов ответчику начислена плата за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов № 005351 в сумме 14 215 руб. 20 коп. без НДС. Ответчик частично оплатил плату за пользование вагонами в размере 11 536 руб. 80 коп. Истцом по указанной ведомости предъявлена плата за пользование вагонами в размере 2 678 руб. 40 коп. (без НДС).
14.02.2008 в 15-03 часов были поданы вагоны №№ 60941457, 67711432. Ответчик 14.02.2008 в 15-03 часов уведомил (уведомление № 19681) истца о возврате вагонов на выставочные пути ст. Предзаводская. Согласно акту общей форму № 2/156 вагоны к перевозке не приняты, так как в документе указана грузоподъемность 70т, согласно справки о грузоподъемности у вагона № 60941457 – 69,5 т, № 67711432 – 69,0 т; представителю ОАО РУСАЛ Ачинск справка из А_Б_Д_П_В предоставлялась 12.02.2008.
Ответчик устранил причину возврата вагонов 16.02.2008 в 13-00 часов, согласно акту общей формы № 2/164 (соответствует грузоподъемности в документах), вагоны приняты к перевозке.
За время ожидания приема вагонов ответчику начислена плата за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов № 000901 в сумме 5 102 руб. без НДС. Ответчик частично оплатил плату за пользование вагонами в размере 4 334 руб. Истцом по указанной ведомости предъявлена плата за пользование вагонами в размере 768 руб. (без НДС).
Согласно памяток приемосдатчика №№ 750, 780, 835, 924, 1020, 1022, 1141, 1142, 1145, 1182, 1287, 1369, 1676, 1756, 1932, 1939, 2176, 2187, 2273, 2295, 2347, 2349, 2393, 2397, 2417, 2433, 2451, 2456, 2533 были поданы вагоны. Вагоны находились у ответчика сверх сроков, установленных договором и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Представителями истца и ответчика подписаны ведомости подачи и уборки вагонов №№ 4814, 4919, 4982, 5106, 5229, 5403, 5405, 5406, 5409, 5424, 5425, 5434 на основании перечисленных памяток только в части платы за пользование вагонами. За задержку вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов начислен штраф в сумме 626 800 руб.
Доверенности на представителей ответчика, подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела. От подписи указанных ведомостей в части суммы начисленного штрафа за задержку вагонов представитель ответчика отказался, о чем составлены акты общей формы.
Представителю ответчика направлены уведомления №№ 208, 625, 637, 644, 655, 665, 673, 675, 676, 677, 678, 679, 680 о начисленных суммах штрафа по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов.
Поскольку ответчиком сумма платного пользования и штрафа за задержку вагонов не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском и просит взыскать с ответчика 4 066 руб. 80 коп. суммы платного пользования и 636 800 руб. штрафа.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, третьего лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, из содержания указанной нормы (статьи 39 Устава) следует, что внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами, за время ожидания их подачи или приема зависит от причин ожидания, т.е. зависящих или не зависящих от грузоотправителя, грузополучателя.
В соответствии с пунктом 4.2. договора комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцом предъявлена ко взысканию сумма платы за пользование вагонами в размере 4 066 руб. 80 коп.
17.09.2008 в 20-00 часов были поданы вагоны №№ 63490155, 66000951, 65546608, 61458840, 68765940, 65435851, 61276358, 62288774, 56034523, 56182272, 5994379. Ответчик 19.09.2008 в 09-44 часов уведомил истца о возврате вагонов на выставочные пути ст. Предзаводская и готовности вагонов к приемосдаточным операциям.
Согласно акту общей форму № 2/676 осмотр вагонов, представленных ответчиком на выставочные пути ст. Предзаводская (тупик 24) не произведен истцом, в связи с чем ответчиком выведены вагоны на 19 выставочный путь 19.09.2008 в 13-30 часов, согласно акту общей формы № 2/679.
За время ожидания приема вагонов ответчику начислена плата за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов № 5351 в сумме 14 215 руб. 20 коп. без НДС. Ответчик частично оплатил плату за пользование вагонами в размере 11 536 руб. 80 коп.
Из пояснений сторон, а также представленных документов следует, что перечень выставочных путей являющимся приложением к договору № Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006 сторонами не составлялся, отсутствует. Владельцем путей является открытое акционерное общество «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта».
Из представленных открытым акционерным обществом «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» документов, а именно: схематического плана ст. Предзаводская Ачинского филиала ОАО «В-Сибпромтранс», схематического плана ст. Заводская Ачинского филиала ОАО «В-Сибпромтранс», техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Предзаводская Ачинского филиала ОАО «В-Сибпромтранс», технического паспорта ст. Предзаводская, свидетельства о государственной регистрации от 11.09.2003 серия 24ГБ № 008361, свидетельства о государственной регистрации от 11.09.2003 серия 24ГБ № 008363, следует, что железнодорожные пути 19 и 24 являются собственностью ОАО «В-Сибпромтранс».
В соответствии с пунктом 2.1.3. договора перевозчик обязан осуществить подачу локомотива перевозчика: вагонов прибывших с рудой и углем на выставочные пути ст. Заводская; прочих вагонов с грузом и порожних вагонов прибывших под погрузку на выставочные пути ст. Предзаводская.
Следовательно, подача вагонов на выставочные пути ст. Предзаводская является надлежащим исполнением обязательств ответчиком.
Согласно пункту 2.1.14. договора перевозчик обязан осуществлять с комбинатом или владельцем, действующим на основании доверенности комбината, приемо-сдаточные операции на выставочных путях с возвращенными на выставочные пути вагонами в следующие сроки с момента получения уведомления о возврате вагонов на выставочные пути: при приеме-передаче группы вагонов до 30 вагонов включительно – не более 30 минут; при приеме-передаче группы вагонов более 30 вагонов – из расчета не более 1 минуты на вагон.
19.09.2008 сторонами был составлен акт общей формы № 81924, согласно которому вагоны №№ 63490155, 66000951, 65546608, 61458840, 68765940, 65435851, 61276358, 62288774, 56034523, 56182272, 5994379 были возвращены истцу на выставочный путь ст. Предзаводская – 24 тупик.
Согласно техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Предзаводская Ачинского филиала ОАО «В-СИБПРОМТРАНС», утвержденный 30.04.2004, 19 путь является погрузочно-выгрузочным, тогда как 24 путь является выставочным.
Поскольку согласно условиям договора предусмотрена передача вагонов перевозчику на выставочных путях, представленными документами подтверждено, что 24 путь является выставочным, перечня выставочных путей к договору не имеется, в акте общей формы № 2/676 от 19.09.2008, составленном представителями железной дороги также прямо указано на то, что возврат вагонов произведен на выставочные пути ст. Предзаводской, начисление платы за пользование вагонами в размере 2 678 руб. 40 коп. (без НДС) произведено необоснованно, поскольку причины задержки не связаны с ответчиком, требования истца в указанной части являются необоснованными е не подлежащими удовлетворению.
14.02.2008 в 15-03 часов ответчиком были поданы вагоны №№ 60941457, 67711432. Ответчик 14.02.2008 в 15-03 часов уведомил (уведомление № 19681) истца о возврате вагонов на выставочные пути ст. Предзаводская. Согласно акту общей форму № 2/156 вагоны к перевозке не приняты. Ответчик устранил причину возврата вагонов 16.02.2008 в 13-00 часов, согласно акту общей формы № 2/164.
За время ожидания приема вагонов ответчику начислена плата за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов № 000901 в сумме 5 102 руб. без НДС. Ответчик частично оплатил плату за пользование вагонами в размере 4 334 руб. Истцом по указанной ведомости предъявлена плата за пользование вагонами в размере 768 руб. (без НДС).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства в отдельности, а также в их взаимной совокупности, в том числе: технический паспорт на вагоны (согласно которым грузоподъемность вагонов составляет 69 т и 69,5 т), железнодорожную накладную от 07.02.2008 (указана грузоподъемность вагонов - 69 т и 69,5 т), квитанцию о приемке груза (указана грузоподъемность вагонов - 69 т и 69,5 т), справки о вагонах с указанием грузоподъемности, пояснения ответчика, согласно которым, с истцом имеется электронная база, сведения базы содержат информацию о грузоподъемности вагонов, отсутствие возражений ответчика о представлении ему справки 12.02.2008 о грузоподъемности вагонов (отражено в акте общей формы № 2/156 от 14.02.2008), суд приходит к выводу о том, что истец (железная дорога) предпринял необходимые меры для исполнения ответчиком своих обязательств, пользование вагонами обусловлено причинами, зависящими от ответчика, следовательно, требование истца о взыскании 906 руб. 24 коп. суммы платного пользования являются обоснованными и подлежат удовлетворению (768 руб. без НДС).
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования — время передачи вагонов на выставочном пути.
Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Следовательно, штрафисчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.
Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика №№ 750, 780, 835, 924, 1020, 1022, 1141, 1142, 1145, 1182, 1287, 1369, 1676, 1756, 1932, 1939, 2176, 2187, 2273, 2295, 2347, 2349, 2393, 2397, 2417, 2433, 2451, 2456, 2533 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки подписаны ответчиком, ведомости подписаны без возражений за исключением начисления штрафа. По факту отказа от подписи представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Суд считает, что внесение суммы платы за пользование вагонами, не исключает начисление и обязанность уплаты штрафа за задержку вагонов в силу следующего.
Из смысла статей 62, 99 Устава следует, что ответственность контрагента наступает при наличии факта пользовании вагонами по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором. Нарушение указанных сроков влечет наступление ответственности контрагента перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 УЖТ РФ. Внесение платы за пользование вагонами, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава, не является основанием освобождения от ответственности за нарушение сроков пользования вагонами.
Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также условий договора № Д2006/0060/Т-2/127 от 01.02.2006.
Всего за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой по ведомостям №№ 4814, 4919, 4982, 5106, 5229, 5403, 5405, 5406, 5409, 5424, 5425, 5434 истцом начислен штраф в размере 636 800 руб. Истец вручил ответчику уведомления о начислении суммы штрафа за задержку вагонов. Ответчиком штраф в размере 636 800 руб. не оплачен. Истребуемая сумма штрафа исчислена без включения сумм по спорным вагонам (платы за пользование вагонами).
В соответствии с пунктом 2.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26 договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика.
На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 636 800руб. заявлено обоснованно.
Ответчик заявил ходатайство об уменьшении размера начисленного штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Штраф, предусмотренный статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, по своей правовой природе является неустойкой.
Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание, в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Так, в качестве критерия для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признан слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка. Арбитражный суд приходит к выводу, что ставка штрафа является несоразмерно высокой, в связи, с чем определенный на ее основании размер неустойки не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Явная несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательств следует из представленного расчета ответчика, в соответствии с которым плата за пользование указанными вагонами за время нахождения на подъездных путях необщего пользованиясоставила бы 97 712 руб. 71 коп. Штраф же за задержку вагонов, начисленный только за нахождение на подъездных путях сверх установленного времени, составляет 636 800 руб., т.е более чем в 6,5 раз.
Арбитражный суд учитывает необходимость соблюдения баланса имущественных интересов сторон и принимает во внимание, что последствиями несвоевременного возврата вагонов (контейнеров) для перевозчика является невозможность исполнить принятые заявки на перевозку грузов и ответственность, предусмотренная ст. 94 Устава железнодорожного транспорта. При этом доказательств реального ущерба истцом не представлено, указанные обстоятельства не подтверждены.
На основании изложенного, арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, необходимость соблюдения баланса имущественных интересов сторон, высокий размер штрафа, срок задержки вагонов для штрафа (минимальный срок 7 часов – 3 вагона, максимальный срок 372 часа – 1 вагон), считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа в два раза – до 318 400 руб.
На основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6 от 20 марта 1997г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине». При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения. Суд принимает во внимание, что истцом правомерно заявлены требования о взыскании неустойки в размере 636 800руб., государственная пошлина подлежит исчислению с указанной суммы.
Расходы по государственной пошлине в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика без учета уменьшения суммы иска по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога 319 306 руб. 24 коп. в том числе: 318 400 руб. штрафа, 906 руб. 24 коп. суммы платного пользования; 12 845 руб. 01 коп. судебных расходов по государственной пошлине.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога из федерального бюджета 0 руб. 03 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 824 от 29.10.2008.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Курбатова |