ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14770/08 от 26.11.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«26» ноября  2008 г.

                    Дело № А33-14770/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Е.М.Чурилина

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (Северный отдел УГАДН) (г.Лесосибирск)

к индивидуальному предпринимателю Мухамедзяновой Софье Гасимовне (г.Лесосибирск)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без  участия в судебном заседании представителей сторон,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М.Чурилиной.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (Северный отдел УГАДН) (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мухамедзяновой Софьи Гасимовны (далее – предприниматель, Мухамедзянова С.Г.) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, ответчик, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями законодательства, в судебное заседание не явились. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчика (их представителей).

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Мухамедзянова С.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245407800047, имеет лицензию № АСС-24-032747 от 27.09.2007 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Из материалов дела следует, что 30.10.2008 старшим государственным инспектором Северного отдела УГАДН Петрушевым А.Г. составлен протокол № 46005401, в котором зафиксированы следующие нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом:

-  отсутствуют документы по нормированию скоростей на регулярном маршруте № 2 «Энерголес-СХТ»;

-  у предпринимателя отсутствуют графики работы (сменности) водителей за 2008 год;

- отсутствует документация по учету контроля технического состояния автобусов при выходе и возвращении к месту стоянки.

Выявленные административным органом нарушения явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мухамедзяновой С.Г. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По пункту 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В примечании к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001         № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Согласно Положению о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно пункту 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

В силу пунктов 30, 31, 33 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.1981 нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на городских маршрутах по «Методике нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах» (Приложение 8 к данному Приказу).

На действующих городских маршрутах нормирование скоростей проводят не реже одного раза в два года.

В соответствии с пунктами 6, 9, 17, 22 Приложения № 8 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.1981 для проведения замеров и нормирования скоростей движения создается комиссия из квалифицированных работников с включением в нее специалиста по безопасности движения.

Необходимые сведения о режимах движения регистрируются в карте хронометража.

Установление нормы времени рейса отражается комиссией в акте, который утверждается в областном центре заместителем начальника управления по пассажирским перевозкам, а в других городах - начальником автотранспортного предприятия. Акт должен храниться в отделе эксплуатации вместе с первичными материалами.

По окончании всех расчетов составляется таблица норм времени рейса на маршрут для летних и осенне-зимних условий.

У Мухамедзяновой С.Г. на момент проведения проверки документация по нормированию скоростей отсутствовала, указанное обстоятельство подтверждается протоколом № 46005401 от 30.10.2008 об административном правонарушении, актом от 30.10.2008, объяснениями Мухамедзяновой С.Г. от 30.10.2008.

В силу пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Пунктом 3 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации № 15 от 20.08.2004, установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

В силу пункта 4 указанного Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Нарушение ответчиком указанных требований законодательства подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями Мухамедзяновой С.Г. от 30.10.2008.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители - предприниматели обязаны, в том числе: обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Согласно пункту 35 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 N 19, в перечень работ по ежедневному обслуживанию входят проверка прибывающего с линии и выпускаемого на линию подвижного состава, внешний уход за ним в заправочные операции.

Пунктом 39 указанных правил установлено, что при выпуске на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние подвижного состава, а также выполнение назначенного для него накануне обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).

Материалами дела, в том числе письменными объяснениями Мухамедзяновой С.Г. от 30.10.2008, подтверждается нарушение указанных требований ответчиком.

При таких обстоятельствах, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъективная сторона выявленного правонарушения выражена в форме неосторожности.

Вина Мухамедзяновой С.Г. в совершении вменяемого административного правонарушения в судебном заседании исследована и установлена.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол ы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Перечень должностных лиц , имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц , уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержден Министерством транспорта Российской Федерации. Должностное лицо административного органа, составившее протокол , является федеральным государственным служащим, осуществляющим инспекторские функции, уполномочен на составление протокола  приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.20.2002 № 134 «О реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Следовательно, протокол об административном правонарушении от 30.10.2008 №  46005401 составлен уполномоченным лицом.

Предусмотренные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку составления протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания  должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств в материалах дела отсутствуют, о наличии указанных обстоятельств не заявлено.

Суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Мухамедзяновой Софье Гасимовне наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (3000 руб.).

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю  (Северный отдел УГАДН) удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Мухамедзянову Софью Гасимовну, 26.07.1953 г.р.,  уроженку  п.Стрелка Красноярского края, основной государственный регистрационный номер 304245407800047, проживающую по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул.Таежная, д.111, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

Назначить индивидуальному предпринимателю Мухамедзяновой Софье Гасимовне административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Мухамедзяновой Софьи Гасимовны в доход бюджета 3000 рублей  штрафа.

Административный штраф подлежит уплате в бюджет по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (УГАДН)

ИНН 2463069860

КПП 246301001

КБК 10611690040040000140

ОКАТО 004422000000

Счет 40101810600000010001

БИК 040407001

ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г.Красноярск

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

Е.М.Чурилина