АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июля 2019 года | Дело № А33-14907/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению по заявлению Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ИНН 2463067454, ОГРН 1042402202590)
к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомпания 8 канал» (ИНН 2463106329, ОГРН 1172468007403)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: Сафьяновой Е.Г., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 № 2-Д, личность удостоверена служебным удостоверением;
от ответчика (после перерыва): Матвейко В.В., действующий на основании доверенности от 11.03.2019, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куприяновой Д.В., с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомпания 8 канал» (далее – ответчик, общество, ООО «Телекомпания 8 канал») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (протокол об административном правонарушении от 13.05.2019 № АП-24/7/392).
Заявление принято к производству суда. Определением 24.05.2019 возбуждено производство по делу.
В ходе судебного заседания представитель ответчика представил дополнительные пояснения, которые судом в порядке статьи 66 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме; представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заявителя пояснил, что на дату рассмотрения дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
В ходе судебного заседания судом с представителями лиц, участвующих в деле, просмотрены видеозаписи на представленном в материалы дела СД-диске.
Суд исследовал письменные материалы.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Телекомпания 8 канал» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1172468007403, имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии ТВ № 29134 (далее - лицензия № 29134).
Анализ записи вещания передач, вышедших в эфир 22.04.2019 в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IРТV) ПАО «Ростелеком» на территории г. Красноярска на кнопке № 996, показал, что лицензиат осуществлял распространение продукции средства массовой информации (далее также - СМИ) - телеканала «VitrinaTV» (перевод «Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), о чем свидетельствует объявление выходных данных указанного СМИ (выходные данные объявлены в 5:00 – запись на диске № 1).
В соответствии с лицензией № 29134 ООО «Телекомпания 8 канал» должно осуществлять ежедневное круглосуточное вещание в общем объеме 168 часов в неделю, распространяемым средством массовой информации является «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», вещание средства массовой информации «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» должно составлять весь объем вещания, предусмотренный лицензией, - 168 часов в неделю по направлению вещания «Рекламное» (рекламные ролики, рекламные сообщения, рекламные конкурсы, телемагазины и др.).
Учредителем и вещателем средства массовой информации - телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» является ООО «Телекомпания 8 канал».
В целях фиксации события административного правонарушения для приобщения к материалам дела Управлением изготовлены скриншоты выходных данных телеканала «VitrinaTV» (акт от 30.04.2019 № 36), видеозапись перенесена на 4 диска.
Согласно ответу ПАО «Ростелеком» от 13.05.2019 № 07/05/6665-19 вещание средства массовой информации «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IРТV) на территории Красноярского края 22.04.2019 осуществлялось на кнопке № 996; вещателем СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» является ООО «Телекомпания 8 канал»; трансляция СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» 22.04.2019 осуществлялась на основании заключенного между ПАО «Ростелеком» и ООО «Телекомпания 8 канал» договора об оказании услуг связи от 24.07.2018 № 100158-ДОГ/07-18; трансляция телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» в рамках договора от 24.07.2018 № 100158-ДОГ/07-18 осуществляется на основании лицензии на телевизионное вещание телеканала от 02.02.2018 № 29134.
Квалифицировав действия общества как несоблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание, управление составило в отношении ООО «Телекомпания 8 канал» протокол об административном правонарушении от 13.05.2019 №АП-24/7/392 по признакам совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ООО «Телекомпания 8 канал» уведомлялось о составлении протокола об административном правонарушении телеграммой от 06.05.2019 № НР 7590-07/24, также обществу 08.05.2019 направлялось уведомление от 08.05.2019 №7747-07/24 по электронной почте, принадлежность электронной почты, на которую направлено уведомление о месте и времени составления протокола заявителю, подтверждается материалами дела, в том числе реквизитами доверенности от 11.03.2019, в шапке которой содержится адрес электронной почты, телефон и адрес ООО «Телекомпания 8 канал».
Кроме того, сотрудниками Управления осуществлен выезд по месту нахождения ООО «Телекомпания 8 канал»: г. Красноярск, ул. Крупской, д. 28А для вручения уведомления о составлении протокола, что подтверждается путевым листом легкового автомобиля от 08.05.2019 №433, по результатам выезда 08.05.2019 сотрудниками Енисейского Управления Роскомнадзора составлен акт об отказе сотрудника ответчика в получении вызова на составление протокола об административном правонарушении.
Нарушение ООО «Телекомпания 8 канал» лицензионных требований, установленных лицензией от 02.02.2018 № 29134, послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (части 2 - 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 28.1, части 3 статьи 28.3, пунктов 4, 5.1.1.1, 5.1.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 № 16, протокол об административном правонарушении от 13.05.2019 № АП-24/7/392 составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах представленных полномочий.
В силу частей 2, 3 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, закон допускает составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица в случае неявки его законного представителя при надлежащем извещении последнего об указанных процессуальных действиях.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что административным органом соблюден порядок извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 13.05.2019 №АП-24/7/392 составлен в отсутствие законного представителя либо защитника общества.
При этом, ООО «Телекомпания 8 канал» было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении телеграммой от 06.05.2019 № НР 7590-07/24, направленной по месту нахождения общества. Согласно сообщению оператора связи (ПАО «Ростелеком») от 08.05.2019 – 06.05.2019 состоялась попытка вручения телеграммы, телеграмма не доставлена, помещение закрыто, извещение оставлено. За телеграммой по извещению не является.
Также обществу направлялось уведомление от 08.05.2019 №7747-07/24 по электронной почте, принадлежность электронной почты, на которую направлено уведомление о месте и времени составления протокола заявителю, подтверждается материалами дела, в том числе реквизитами доверенности от 11.03.2019, в шапке которой содержится адрес электронной почты, телефон и адрес ООО «Телекомпания 8 канал».
Кроме того, сотрудниками Управления осуществлен выезд по месту нахождения ООО «Телекомпания 8 канал» для вручения уведомления о времени и месте составлении протокола, что подтверждено путевым листом легкового автомобиля от 08.05.2019 № 433. Согласно акту об отказе от получения уведомления от 08.05.2019 уведомление на составление протокола в обществе получить отказались.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств) (пункт 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Применительно к части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При изложенных обстоятельствах, суд признает общество надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Копию протокола об административном правонарушении 13.05.2019 № АП-24/7/392 с приложением на 20 листах и 4 дисках формата «DVD-R» с сопроводительным письмом от 14.05.2019 № 7894-07/24 административный орган направил 14.05.2019 согласно списку почтовых отправлений № 149 (партия 954).
Таким образом, требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2, 25.4 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола, возможность реализации прав общества, установленных статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечена.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Как следует из материалов дела, анализ записи вещания передач, вышедших в эфир 22.04.2019 в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IРТV) ПАО «Ростелеком» на территории г. Красноярска на кнопке № 996, показал, что лицензиат осуществлял распространение продукции СМИ телеканала «Vitrina TV» (перевод «Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), о чем свидетельствует объявление выходных данных указанного СМИ.
Однако, в соответствии с лицензией № 29134 ООО «ТК 8 Канал» должно осуществлять ежедневное круглосуточное вещание в общем объеме 168 часов в неделю продукции СМИ телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» по направлению вещания «Рекламное» (Рекламные ролики, рекламные сообщения, рекламные конкурсы, телемагазины и др.).
Довод заявителя о нарушении процедуры сбора доказательств в обоснование вменяемого обществу правонарушения, а именно незаконности получения записи спорного эфира от 22.04.2019, судом исследован и признан несостоятельным, подлежащим отклонению на основании следующего.
Приказом Роскомнадзора от 04.12.2009 № 639 утвержден Регламент взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами в субъектах Российской Федерации (далее – Регламент).
Названный Регламент устанавливает порядок взаимодействия территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) с филиалами (управлениями по субъектам) ФГУП «РЧЦ ЦФО» в федеральных округах при осуществлении, в том числе, следующих функций и полномочий: с территориальными органами Роскомнадзора - по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания (пункт 1.1.1 Регламента).
Пунктом 1.4 Регламента предусмотрено, что взаимодействие территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами осуществляется, в том числе, при организации и проведении мониторинга средств массовой информации, редакции которых находятся на территории субъекта Российской Федерации, подведомственной территориальному органу Роскомнадзора, а также зарегистрированных и (или) распространяемых на территории данного субъекта (далее - региональные средства массовой информации), информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (далее - СМК) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций
Согласно пунктам 11.1, 11.2 Регламента в проведении систематического мониторинга региональных СМК принимают участие территориальные органы Роскомнадзора и ФГУП «РЧЦ ЦФО». ФГУП «РЧЦ ЦФО» организует проведение систематического мониторинга региональных СМК, в том числе мониторинга телеканалов, распространяющихся в кабельных и спутниковых сетях на территории Российской Федерации, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций.
В соответствии с пунктом 11.4.6.5 при проведении мониторинга телеканалов, распространяющихся в кабельных сетях, на территории субъекта Российской Федерации, ответственный сотрудник ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществляет запись контента.
В пункте 11.2 Регламента указано, что территориальные органы Роскомнадзора в течение трех рабочих дней с момента получения из ФГУП «РЧЦ ЦФО» данных о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций, а в случае необходимости согласования с центральным аппаратом Роскомнадзора мер реагирования или получения экспертного заключения - в течение трех рабочих дней с даты согласования или получения экспертного заключения, принимают решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) о вынесении предупреждения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.
Как следует из пояснений административного органа, нарушение установлено по результатам мониторинга в предусмотренном законодательством порядке.
Учитывая наличие предусмотренной процедуры мониторинга, описанной выше, суд признает обоснованным довод административного органа о правомерности возбуждения административным органом дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Управлением не нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности. Оснований полагать, что у административного органа не имеется ни оснований, ни полномочий в установленном КоАП РФ порядке реагировать на выявление факта совершения административного правонарушения, игнорировать полученную информацию, у суда не имеется.
Общество считает запись вещания недопустимым доказательством, так как она не является непрерывной и не позволяет установить дату совершения правонарушения.
При проверке данного довода судом установлено, что в подтверждение факта выхода телеканала «VitrinaTV» 22.04.2019 представлена запись вещания передач телеканал «Восьмой канал Красноярск» от 22.04.2019. Поскольку при объявлении выходных данных законом не предусмотрено объявление даты выхода в свет, то и зафиксировать указанную дату в скриншоте не представляется возможным. Снимок экрана приложен Управлением для наглядности подтверждения факта выхода в эфир средства массовой информации, не указанного в лицензии на вещание.
Запись вещания передач, вышедших в эфир в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения ПАО «Ростелеком» 22.04.2019 с 00:00 час. до 24:00 час., «нарезана» на 4 дисках формата «DVD-R», с учётом объема записи, для приобщения к материалам административного дела.
Проверить, что запись телеканала за 22.04.2019 является переходящей с одного диска на другой (согласно нумерации, проставленной на дисках приобщенных к материалам дела), возможно путем просмотра дисков.
С учетом того, что в первой половине дня ООО «Телекомпания 8 канал» вещает новости в «повторе» дата, которую озвучивают ведущие в записи на первых 2-х дисках, - 19.04.2019 (диск 1й – в 05:55:01, диск 2й – 07:31:30), на 3м диске (вторая половина дня) уже озвучивается дата – 22 апреля, понедельник – в 02:47:11, на 4м диске в 01:35:02 – прогноз погоды на завтра, 23 апреля, вторник.
Оснований полагать, что доводы административного органа о приобщенных в материалы дела дисках применительно к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам недостоверны, у суда не имеется.
Оснований полагать, что доводы административного органа о приобщенных в материалы дела дисках применительно к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, недостоверны, - с учетом содержания видеозаписей у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективной стороной рассматриваемого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон):
- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса следует иметь в виду, что согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельности под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание.
Подпунктом 2 пункта 9 статьи 31 Закона о СМИ установлено, что лицензионным требованием при осуществлении вещания является, в том числе, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.
В силу статьи 60 Закона о СМИ нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся, в том числе в осуществлении вещания с нарушением лицензионных условий, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» во исполнение Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 № «О средствах массовой информации» утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение № 1025).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения № 1025 к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, помимо прочих, относится соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала.
Таким образом, вещание телеканала, указанного в лицензии, является для лицензиата обязательным.
Согласно пунктам 1, 2 приложения № 1 к лицензии № 29134 ответчик должен осуществлять ежедневное круглосуточное вещание продукции СМИ телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» по направлению вещания «Рекламное» в общем объеме 168 часов в неделю на территории г. Красноярска.
Вместе с тем, анализ записи вещания передач, вышедших в эфир 22.04.2019 в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IРТV) ПАО «Ростелеком» на территории г. Красноярска на кнопке № 996 показал, что лицензиат осуществлял распространение продукции СМИ телеканала «Vitrina TV» (перевод «Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), о чем свидетельствует объявление выходных данных указанного СМИ (вывод о том, что вещание продукции другого канала соответствует понятию «вещание другого канала», и об этом факте свидетельствует объявление выходных данных вещаемого СМИ, подтверждается судебной практикой – например, дело № А33-30982/2018).
Факт совершения обществом вменяемого нарушения подтверждается материалами дела (в том числе, записью вещания передач, протоколом об административном правонарушении).
Обществом факт выхода спорного вещания (программы телемагазина телеканала «Vitrina TV») в эфир не оспаривается, однако, общество указывает, что спорное вещание возможно ввиду технического сбоя. Судом данный довод не принимается, поскольку доказательств, подтверждающих факт технического сбоя вещания 22.04.2019 на телеканале «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», не представлено.
Довод ООО «Телекомпания 8 канал» о том, что на основании договора от 01.09.2018 № 01/05/18-29, заключенного обществом с ООО «Прайм Синема-ТВ» (заказчик), ООО «Телекомпания 8 канал» оказывает заказчику услуги по размещению на канале рекламных роликов заказчика, при этом не происходит вещания телеканала, не указанного в лицензии, суд признает несостоятельным.
Согласно статье 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.
Подраспространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
В пункте 2 приложения 1 к лицензии № 29134 лицензии ООО «Телекомпания 8 канал» указано «наименование распространяемого средства массовой информации – ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК». Распространение продукции другого телеканала (зарегистрированного СМИ «Vitrina TV»), согласно приведенной терминологии, является нарушением параметров вещания, установленных для ООО «Телекомпания 8 канал» в пункте 2 приложения 1 к лицензии № 29134, и представляет собой как раз распространение другого СМИ – не указанного в лицензии.
При исследовании представленный видеороликов судом установлено, что на своей частоте ООО «Телекомпания 8 канал» осуществляло вещание программы «Телемагазин» средства массовой информации «Vitrina TV». Из содержания записи следует, что это именно отдельные выпуски телепрограммы (телепрограмма имеет формат продажи различных товаров в прямом эфире, с возможностью осуществления звонков на телефоны операторов для заказа товаров, отражается количество лотов и динамика их продажи, ведущая своего рода «взаимодействует» со зрителями, побуждая их к совершению покупки). Вещание другого канала осуществляется распространением продукции (телепрограмм) данного канала. О том, что осуществляется вещание телеканала «Vitrina TV» (перевод «Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), свидетельствует объявление выходных данных названного СМИ.
Из материалов дела следует, что распространяемые телепрограммы не принадлежат ООО «Телекомпания 8 канал», являются телепрограммами «Vitrina TV». В этой связи суд признает обоснованным довод административного органа об отличии гражданско-правового регулирования передачи лицензионных прав (права на распространение чужого аудиовизуального произведения по договору от 01.09.2018 № 01/05/18-29 с обществом с ООО «Прайм Синема-ТВ») от административно-правового регулирования в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности. При вещании другого канала (в том числе, его продукции), в лицензию на телевизионное вещание телеканала должен быть включен тот канал, продукцию которого лицензиат решает вещать.
В силу приведенного выше нормативного правового регулирования лицензиат обязан осуществлять вещание с учетом установленных лицензионных требований, в том числе, параметров вещания, указанных в лицензии (вещание указанного в лицензии телеканала). Принимая во внимание правовое значение лицензии в качестве разрешения для осуществления конкретного вида деятельности при определенных параметрах, в рассматриваемом случае общество имело право осуществлять вещание продукции другого средства массовой информации только после переоформления лицензии (включения в лицензию этого СМИ).
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, вещание телеканала «Vitrina TV» (перевод «Витрина ТВ») не соответствует пункту 2 приложения 1 к лицензии № 29134, что является нарушением лицензионных требования, установленных названной лицензией.
На основании вышеперечисленного, суд пришел к выводу о том, что в действиях ООО «ТК 8 Канал» содержаться признаки объективной стороны правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод общества о квалификации его действий по ненадлежащей статье материалами дела не подтверждается.
Согласно статье 13.22 КоАП РФ выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
В силу подпункта «е» пункта 4 Положения № 1025 одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему названный вид деятельности, является соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных статьей 27 Закона о средствах массовой информации.
В соответствии со статьей 27 Закона о средствах массовой информации установлено, что зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер, следовательно, несоблюдение указанной обязанности является нарушением требований, установленных Положением № 1025. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала.
Объективная сторона правонарушения по статье 13.22 КоАП РФ состоит в распространении продукции средства массовой информации или печатных изданий: а) без выходных данных; б) с неполными выходными данными; в) с заведомо ложными выходными данными.
В рассматриваемом деле установлено, что обществом допущено именно вещание телеканала, не предусмотренного лицензией № 29134, - зарегистрированного средства массовой информации «Vitrina TV».
Следовательно, в данной ситуации речь не может идти о распространении продукции телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» без указания в установленном порядке выходных данных, с неполными или ложными выходными данными телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», статья 13.22 КоАП РФ применению не подлежит.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
ООО «Телекомпания 8 канал» не представило суду доказательства, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению требований законодательства.
В связи с изложенным, действия (бездействие) ООО «Телекомпания 8 канал» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления
Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В данном конкретном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, то есть для наличия состава административного правонарушения достаточно установления факта нарушения юридическим лицом требований и условий лицензии.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельства, свидетельствующие в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.5 названной статьи административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательств, подтверждающих наличие отягчающих ответственность общества обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлено, об их наличии не заявлено, судом не установлено.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие вредных последствий, ущерба третьим лицам и государству, суд приходит к выводу о возможности применения к обществу меры наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Телекомпания 8 канал», ОГРН 1172468007403, ИНН 2463106329, место нахождения – г. Красноярск, ул. Крупской, 28а, пом. 91, зарегистрированное 06.02.2017 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.А. Кошеварова |