ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-1540/13 от 07.05.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  16 мая 2013 года

Дело № А33-1540/2013

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2013 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» (ИНН 2422392014, ОГРН 1032400740613)

к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 25.12.2012 за №10-27/5116, и обязании устранить нарушение прав заявителя в возмещении фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий 2012 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Гончаренко А.А. на основании доверенности от 30.12.2012;

от ответчика: Орлова В.П. на основании доверенности №1 от 22.01.2013,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Базуевой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Возрождение» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 25.12.2012 за №10-27/5116, и обязании устранить нарушение прав заявителя в возмещении фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий 2012 года.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ООО «Возрождение» совместно с Администрацией Краснотуранского района 15.08.2012 составлен акт обследования, в котором зафиксировано, что в период с мая по август 2012 года в результате засухи и выпадения града 13.08.2012 погибли посевы на площади 3 435 Га, что причинило материальный ущерб ООО «Возрождение» на сумму 11 767,71 млн. руб.

Письмом от 23.08.2012 ГМЦ-№2081 Гигрометеорологический центр ФГБУ «Красноярский ЦГМС-Р» в ответ на запрос Администрации Краснотуранского района от 23.08.2012 № 02-09/1671 подтвердил, что 13, 14 августа 2012 года на территории центральных и южных районов Красноярского края наблюдалось прохождение холодных атмосферных фронтов, сопровождавшихся грозами, выпадением осадков в виде дождя, шквалистым усилением ветра, возможным выпадением града. 13.08.2012 при прохождении холодного фронта выпадение града носило локальный характер. Последствия выпадения града зафиксированы комиссией при проведении обследования территории хозяйств, в том числе ООО «Возрождение».

В письме от 23.08.2012 ГМЦ-№2081 Гигрометеорологический центр ФГБУ «Красноярский ЦГМС-Р» указал на сложившиеся в период с 01.06.2012 по 01.08.2012 неблагоприятные агрометеорологические условия в Краснотуранском районе, отрицательно сказавшиеся на урожайности яровых зерновых культур, в том числе выращиваемых ООО «Возрождение».

Ввиду гибели урожая ООО «Возрождение» в ноябре 2012 года обратилось в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края для возмещения убытков в размере 11 767 710 руб. стоимости фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Письмом от 25.12.2012 № 10-27/5216 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края сообщило ООО «Возрождение», что муниципальным районом в связи с неблагоприятными агрометеорологическими условиями и выпадением града 13.08.2012 чрезвычайной ситуации местного уровня реагирования не вводилось. В связи со снижением ООО «Возрождение» поголовья скота по сравнению с 01.01.2012 на 1 367 голов на основании подпункта «н» пункта 5 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2009 № 380-п, не представляется возможным включить в перечень предприятий, претендующих на компенсацию выплаты пострадавшим от погодно-климатических условий, сложившихся на территории края в текущем году.

Полагая, что отказ, оформленный письмом от 25.12.2012 за №10-27/5116, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает недоказанным довод заявителя о наличии у него права на включение в перечень предприятий, претендующих на компенсацию выплаты пострадавшим от погодно-климатических условий, а также незаконность действий ответчика по отражению в письме от 25.12.2012 № 10-27/5116 оспариваемой информации.

В силу пункта 4 статьи 3, статьи 8 и пункта 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование и расходование (включая порядок расходования) резервных фондов определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Порядок расходования средств резервного фонда Правительства Красноярского края утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2009 № 380-п «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Красноярского края» (далее – Положение).

Согласно пункту 7 указанного Положения при предоставлении средств из резервного фонда Правительства края на возмещение убытков, понесенных субъектами агропромышленного комплекса края в случае утраты (гибели), частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате стихийных бедствий, опасных или неблагоприятных метеорологических или агрометеорологических природных явлений (условий), Министерство представляет в министерство финансов Красноярского края письмо, содержащее сведения о соответствии субъектов агропромышленного комплекса края условиям, установленным пунктом 5.1 настоящего Положения, о характере и масштабах понесенных субъектами агропромышленного комплекса края убытков, экономические расчеты объемов расходов, документы, подтверждающие факт наступления стихийного бедствия, опасного или неблагоприятного метеорологического или агрометеорологического природного явления (условия), повлекшего утрату (гибель), частичную утрату урожая сельскохозяйственных культур, документы, подтверждающие фактически понесенные убытки субъектом агропромышленного комплекса края в результате стихийного бедствия, опасного или неблагоприятного метеорологического или агрометеорологического природного явления (условия), документы, подтверждающие факт получения субъектом агропромышленного комплекса края страховых выплат (в случае получения страховых выплат).

В соответствии с пунктом 6 Положения средства резервного фонда Правительства края предоставляются на основании распоряжения Правительства края органам государственной власти края, физическим и юридическим лицам, а также местным бюджетам.

Распределение финансовых средств из резервного фонда Правительства Красноярского края Министерству на возмещение убытков, понесенных субъектами агропромышленного комплекса Красноярского края в связи с утратой (гибелью), частичной утратой урожая сельскохозяйственных культур в результате опасных метеорологических, агрометеорологических природных явлений, неблагоприятных агрометеорологических условий в 2012 году, осуществлялось на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 24.12.2012 №1044-р.

Приведенные нормы свидетельствуют об отсутствии у Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края соответствующих полномочий на издание ненормативных правовых актов либо принятие решений, влекущих правовые последствия для субъектов агропромышленного комплекса края в части выделения денежных средств для взыскания убытков.

Кроме того, действующее законодательство не предполагает заявительного характера для расходования средств резервного фонда, в связи с чем обстоятельство обращения заявителя в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с требованием о возмещении убытков само по себе не предполагает возникновение обязанности Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края предпринимать какие-либо действия по включению организации в перечень предприятий, претендующих на компенсацию выплаты пострадавшим от погодно-климатических условий.

Согласно заявлению ООО «Возрождение» предметом судебного разбирательства является отказ Министерства, оформленный письмом от 25.11.2012 № 10-27/5216, выраженный, по мнению заявителя, в отказе в компенсации причиненных убытков.

Вместе с тем оспариваемое письмо, направленное в адрес заявителя в ответ на его обращение, по своему содержанию является разъяснением норм законодательства о порядке расходования средств резервного фонда и не содержит властно-распорядительных положений.

В связи с чем, доводы заявителя об отказе Министерства в компенсации выплаты убытков являются необоснованными.

Кроме того, оценив представленные в материалы дела документы, суд считает недоказанным довод заявителя о наличии у него права на включение в перечень предприятий, претендующих на компенсацию выплаты пострадавшим от погодно-климатических условий в 2012 году.

Согласно подпункту «н» пункта 5 Положения (в редакции, действующий на момент направления письма от 25.11.2012 № 10-27/5216) средства резервного фонда Правительства края могут расходоваться на финансирование возмещения убытков, понесенных субъектами агропромышленного комплекса края, при наличии условий, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, в случае утраты (гибели), частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате стихийных бедствий, опасных или неблагоприятных метеорологических или агрометеорологических природных явлений (условий) - в размере фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий, опасных или неблагоприятных метеорологических или агрометеорологических природных явлений (условий), а в случае страхования субъектами агропромышленного комплекса края урожая сельскохозяйственных культур на случай утраты (гибели), частичной утраты - в размере фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий, опасных или неблагоприятных метеорологических или агрометеорологических природных явлений (условий), не покрытых страховыми выплатами по договорам сельскохозяйственного страхования субъектами агропромышленного комплекса края урожая сельскохозяйственных культур.

Пунктом 5.1 Положения (в редакции, действующий на момент направления письма от 25.11.2012 № 10-27/5216), установлено, что по подпункту "н" пункта 5 настоящего Положения подлежат возмещению убытки, понесенные субъектами агропромышленного комплекса края, при наличии следующих условий:

- снижение урожайности зерновых и зернобобовых культур в текущем году на 30 процентов и более от средней урожайности зерновых и зернобобовых культур, сложившейся за 5 предшествующих лет (в случае отсутствия у субъекта агропромышленного комплекса края данных для определения средней урожайности зерновых и зернобобовых культур за предшествующие 5 лет в расчет принимается средняя урожайность с посевной площади зерновых и зернобобовых культур за период деятельности субъекта агропромышленного комплекса края при условии, что она составляет не менее 2 лет, а если деятельность субъекта агропромышленного комплекса края составляет менее 2 лет, в расчет принимается средняя урожайность с посевной площади зерновых и зернобобовых культур по муниципальному району Красноярского края, в котором субъект агропромышленного комплекса края возделывает зерновую, зернобобовую культуру);

- наличие поголовья крупного рогатого скота, свиней, лошадей, птицы;

- снижение поголовья коров по состоянию на 1 сентября текущего года по сравнению к 1 января текущего года не более чем на 30 голов.

Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края установлено и заявителем признается факт снижения поголовья скота по сравнению с 01.01.2012 на 1 367 голов, в связи с чем основания для компенсации ООО «Возрождение» убытков в порядке, установленном подпунктом «н» пункта 5 Положения не возникли.

Довод заявителя о наличии у него права на компенсацию убытков в соответствии с редакцией пункта 5.1 Положения, действующей до 21.12.2012, также не нашел своего подтверждения.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 5 Положения в редакции, действующей до 21.12.2012, средства резервного фонда Правительства края могли расходоваться на финансирование возмещения убытков, понесенных субъектами агропромышленного комплекса края в случае утраты (гибели), частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате стихийных бедствий (пожаров, катастроф, землетрясений, наводнений, ураганов, засухи, ливневых дождей, града и т.п.) - в размере фактически понесенных затрат (части затрат) на выращивание сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Согласно пункту 3.4.1 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 опасное метеорологическое явление – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Пункт 3.4.20 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 определяет засуху как комплекс метеорологических факторов в виде продолжительного отсутствия осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящий к нарушению водного баланса растений и вызывающий их угнетение или гибель.

В силу пункта 3.4.12 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 град - это атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года, в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см обычно вместе с ливневым дождем при грозе.

Таким образом, ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 прямо не относит засуху и град к стихийным бедствиям.

Следовательно, понятия «опасное метеорологическое явление» и «стихийное бедствие» не тождественны, в качестве стихийного бедствия событие может быть квалифицировано лишь при особых масштабах разрушения или распространения, причем четких критериев квалификации события в качестве стихийного бедствия, ГОСТ не содержит.

По информации ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 03.12.2012 № 3-4-13-16380, полученной ответчиком, в 2012 году на территории Красноярского края режимы чрезвычайно ситуации, связанные с засухой, не вводились.

Согласно письму Гидрометцентра ФГБУ «Красноярский ЦГМС-Р» от 05.10.2012 № 705/0 были зарегистрированы:

почвенная засуха - в Канском, Дзержинском, Абанском, Рыбинском, Балахтинском, Сухобузимском, Тюхтетском, Большеулуйском, Идринском и Курагинском районах;

атмосферная засуха - в Енисейском, Казачинском, Б-Муртинском, Тасеевском, Идринском и Курагинском районах.

Согласно письму Гидрометцентра ФГБУ «Красноярский ЦГМС-Р» от 20.08.2012 № 2081 на территории Краснотуранского района 13, 14 августа 2012 года комиссией зафиксировано выпадение града.

Данные документы не свидетельствуют о том, что на территории Краснотуранского района летом 2012 года имело место стихийное бедствие в виде засухи или града. Эти документы содержат сведения о неблагоприятных агрометеорологических условиях и неблагоприятном метеорологическом явлении град.

Таким образом, доводы заявителя о том, что на территории Краснотуранского района летом 2012 года произошли стихийные бедствия в виде засухи и града, повлекших гибель урожая ООО «Возрождение», не основаны на нормах действующего законодательства.

Не может быть принята во внимание и ссылка ответчика, что факт стихийного бедствия установлен председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе», Положением «О государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 № 622, Инструкцией «Критерии опасных гидрометеорологических явлений и порядок подачи штормового сообщения» РД 52.04.563-2002 определение природного явления в качестве стихийного (опасного) относится к полномочиям органов и организаций системы Росгидромета. Таким образом, факт того, что на территории Краснотуранского района летом произошли стихийные бедствия в виде засухи и града, должен быть документально подтвержден письменным заключением территориальных органов Росгидромета в соответствии с их компетенцией.

В силу статьи 145 Устава Красноярского края, статьи 9 Закона края от 18.12.2008 № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» постановления Правительства края вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования, если в самом постановлении не указан иной срок вступления в силу. В любом случае этот срок не должен наступать ранее дня, следующего за днем официального опубликования постановления Правительства края.

Согласно пункту 3 постановления Правительства края от 20.12.2012 № 687-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 21.07.2009 № 380-п «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Красноярского края» (далее - постановление №687-п) постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования. Полный текст постановления был размещен на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 20.12.2012, соответственно, постановление вступило в силу 21.12.2012.

При этом принятие Правительством Красноярского края решения о предоставлении средств резервного фонда Правительства Красноярского края не регламентировано определенными сроками в зависимости от наступления обстоятельств, влекущих непредвиденные расходы.

Решение о предоставлении средств резервного фонда принималось Правительством края в виде распоряжения от 24.12.2012 №1044-р, что не противоречит постановлению №380-п.

Таким образом, несостоятельным является утверждение заявителя о том, что внесенные постановлением №687-п изменения в Положение начали действовать в 2013 году и имели обратную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» отказать.

Проверено на соответствие требованиям Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2009 № 380-п.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Е.В. Болуж