АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 января 2010 года
Дело № А33-15680/2009
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 января 2010 года.
В полном объёме решение изготовлено 11 января 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Исаковой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края
к СПК «Тунуйский»,
к Администрации Бирилюсского района
о взыскании 72 404,29 рубля,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «Ачинсксельхозтехника», открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт», общество с ограниченной ответственностью «ТД «Юкос-М» (филиал в г. Ачинске), ОАО Ачинское ХПП,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 20.07.2009,
от ответчика: Администрации Бирилюсского района: Б., представителя по доверенности № 1844 от 29.06.2009,
при ведении протокола судьей Исаковой И.Н.,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к СПК «Тунуйский», к администрации Бирилюсского района о взыскании солидарно 72 404,29 рубля.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.09.2009 возбуждено производство по делу.
Определением от 09.10.2009 предварительное судебное заседание отложено.
Определением от 06.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Ачинсксельхозтехника», открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт», общество с ограниченной ответственностью «ТД «Юкос-М» (филиал в г. Ачинске), Ачинское ХПП.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом, о чем орган связи информировал арбитражный суд. Ответчику – СПК «Тунуйский» направлено определение о назначении судебного разбирательства на 11.01.2010 по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.10.2009 № 8963. Почтовое уведомление № 60250 возвращено органом связи с отметкой: адресат не розыскан. Таким образом, ответчик считается извещенным надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются надлежащим образом извещенными арбитражным судом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно спора, «Ачинсксельхозтехника», открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт», общество с ограниченной ответственностью «ТД «Юкос-М» уведомлены о дате и времени судебного разбирательства (почтовые уведомления № 60252, 60253, 60254).
Согласно представленной в материалы дела Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.11.2009 ОАО Ачинское ХПП ликвидировано вследствие банкротства. Запись в Единый государственный реестр внесена на основании определения Арбитражного суда Красноярского края № дела А33-9884/02-с4 о завершении конкурсного производства. Почтовое уведомление № 60255 возвращено почтовой организацией с отметкой: нет такой организации.
Третье лицо: ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец представил на обозрение суда и копии в материалы дела документов: карточка учета поступления зерновых культур в счет поставок в региональный фонд урожая 1997 года регистрационный номер 4-9 ОАО «Ачинский ХПП», реестр № 195 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 8 от 18.10.1999 Красноярское ОАО «Ачинское ХПП»; реестр № 250 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 7 от 30.10.1999 Красноярское ОАО «ХПП»; реестр № 203 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу от 04.10.1999 Красноярское ОАО «ХПП». Дополнительное доказательство приобщено к материалам дела.
В судебном заседании объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 11.01.2010.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя истца.
Представитель ответчика - администрации Бирилюсского района, уведомленный о перерыве в судебном заседании под расписку, после перерыва в судебное заседание не явился.
Рассмотрение дела продолжено в отсутствие представителя ответчика - администрации Бирилюсского района.
После перерыва в материалы дела поступил ответ на запрос суда о деятельности третейского суда при Красноярском государственном фонде «Правопорядок».
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
05.04.1999 АОЗТ «Тунуйское» (Поставщик) и комитет по зерну администрации Красноярского края (Комитет) заключили контракт на поставку зерна в региональный (краевой) фонд № 4-5.
В соответствии с пунктом 1. контракта Поставщик обязуется в счет средств, полученных из краевого бюджета поставить Комитету до 01.12.1999 года на Ачинский ХПП зерно:
Пшеницы фуражной ГОСТ 9353-90 – 90 тонн, ржи ГОСТ 16990-88 – 100 тонн, всего 190 тонн.
В соответствии с пунктом 1.2. контракта при наличии у Поставщика долга перед Комитетом за полученное из краевого бюджета финансирования на возвратной основе до заключения настоящего контракта, Поставщик оформляет отдельное гарантийное обязательство, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта, на поставку зерна в региональный фонд в счет погашения задолженности предыдущих периодов.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта Комитет обязуется при условии поступления средств из краевого бюджета на мероприятия по формированию регионального фонда зерна, профинансировать Поставщика под заключенный контракт в сумме 170 400 руб. с условием возврата в бюджет полученного финансирования зерном по расчетным ставкам:
Пшеница продовольственная 3 класса - 1 200 руб. за тонну, ячмень – 900 руб. за тонну, пшеница фуражная – 960 руб. за тонну, рожь – 840 руб. за тонну.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта общая сумма финансирования - 170 400 руб. направляется Комитетом в адрес Поставщика с 01.04.1999 по 01.10.1999 как перечислением денежных средств, так и через централизованную поставку нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей, ТМЦ, зачетов по платежам в бюджет. В соответствии с пунктом 2.3. контракта Комитет обязуется принять продукцию в количестве, по качеству и в сроки, установленные п.1.1. настоящего контракта.
В соответствии с разделом 3 контракта после передачи зерна в региональный фонд в соответствии с пунктом 1.1. настоящего договора, по представлению квитанций и реестров хлебоприемных предприятий на сданное зерно в комитет по зерну администрации края, составляется акт сверки и производится расчет оценки поступившего от Поставщика зерна и причитающаяся сумма относится на возмещение полученного из бюджета финансирования.
В соответствии с пунктом 3.3. контракта при превышении объемов поставленного в соответствии с пунктом 1.1. Поставщиком зерна против полученного от Комитета финансирования, разница возмещается Поставщику из средств краевого бюджета Комитетом на условиях, согласованных сторонами дополнительным соглашением.
В соответствии с пунктом 3.4. контракта при превышении суммы полученного финансирования против объемов поставленного зерна (без учета расходов на поставку), а также в случае несоответствия ассортимента зерна, указанного в пункте 1.1., разница относится в долг Поставщика перед бюджетом за полученное финансирование. Стороны в обязательном порядке устанавливают условия возмещения суммы долга дополнительным соглашением.
В соответствии с пунктом 3.5. контракта Комитет возмещает Поставщику расходы по доставке зерна на предприятие, указанное в пункте 1.1. по тарифу, утвержденному Комитетом на 1.09.1999, согласно справки о расстоянии, заверенной администрацией района.
В соответствии с пунктом 4.3. контракта споры, возникшие по настоящему контракту или в связи с ним, подлежат передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в третейский суд при Красноярском краевом фонде «Правопорядок».
В соответствии с контрактом Поручителем за Поставщика по возврату средств в региональный фонд зерна выступает Администрация района на условиях договора поручительства, являющегося неотъемлемой частью контракта.
05.04.1999 между комитетом по зерну администрации Красноярского края (Комитет) и администрацией Бирилюсского района (Поручитель) заключен договор поручительства без номера от 05.04.1999 года.
В соответствии с пунктом 1.1. договора поручительства Поручитель обязуется отвечать в полном объеме перед Комитетом за исполнение АОЗТ «Тунуйское» Бирилюсского района принятых им обязательств по контракту поставок зерна в региональный (краевой) фонд зерна из урожая 1999 года.
В соответствии с пунктом 2.1. договора поручительства при невыполнении АОЗТ «Тунуйское» своих обязательств перед Комитетом по контракту поставок зерна из урожая 1999 года, Поручитель предоставляет Комитету, без предварительного согласования засчитать сумму образовавшейся задолженности ОАЗТ «Тунуйское» в бюджет регионального фонда зерна в счет средств фонда поддержки района краевого бюджета через Главное финансовое управление администрации края.
В соответствии с пунктом 31. договора поручительства срок договор действует со дня подписания и заканчивается исполнением обеими сторонами условий договора.
АОЗТ «Тунуйское» выдано гарантийное обязательство комитету по зерну администрации Красноярского края в том, что АОЗТ «Тунуйское» обязуется погасить поставкой из урожая 1999 года образовавшуюся задолженность по контрактам поставок зерна в региональный (краевой) фонд за прошлые годы, в сумме 14 404 рублей с исполнением обязательств на условиях:
- поставить зерно в ассортименте, соответствующем условиям, которые определялись контрактами прошлых лет;
- ставка возврата средств в бюджет регионального фонда устанавливается в расчете за одну тонну поставленного зерна:
пшеницы продовольственной – 800 руб.;
пшеницы фуражной – 640 руб.;
ячменя – 600 руб.;
овса, ржи – 480 руб.
В соответствии с пунктом 3 Гарантийного обязательства оно является неотъемлемой частью контракта поставок зерна в региональный фонд из урожая 1999 года.
23.04.1999 между комитетом по зерну администрации края (Комитент) и ОАО «Красносркнефтепродукт» (Комиссионер) заключен договор комиссии № 38-026ЦП без участия в расчетах, в соответствии с пунктом 1.1. которого предметом договора является оказание Комиссионером комиссионных услуг по приемке от ООО «Торговый дом «Юкос-М» нефтепродуктов, их хранение, отпуск по разнарядкам Комитета и выписке счетов-фактур в адрес их получателей.
В соответствии с пунктом 2.3. договора отпуск нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям и иным потребителям производится Комиссионером по разнарядкам, согласованным сторонами по настоящему договору, с выпиской счетов-фактур получателям с указанием количества, цены, железнодорожного тарифа, прочих транспортных расходов, расходов на возврат арендованных цистерн на станцию отправления в соответствии с данными, указанными в счетах – фактурах Комитента, кроме того, комиссионного вознаграждения.
В соответствии с пунктом 2.4. договора комиссии Комиссионер обязуется:
- организует приемку нефтепродуктов от поставщика по количеству и качеству, с составлением, в необходимых случаях, актов приемки и претензий в соответствии с требованиями Инструкции П-6, П-7;
- представлять Комитенту копии счетов-фактур, реестров с указанием объемов и сумм в разрезе потребителей и остатков нефтепродуктов на базах на каждое первое число месяца до завершения обязательств сторон по договору.
12.05.1999 между ООО «Торговый Дом «Юкос-М» (Продавец) и комитетом по зерну администрации Красноярского края (Покупатель) заключен договор купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач, в соответствии с пунктом 1.1. которого Покупатель обязуется оплатить и принять нефтепродукты, а Продавец обязуется на сумму произведенной предоплаты передать продукцию Покупателю в пределах номенклатуры и среднемесячных объемов, указанных в нижеприведенной спецификации, предварительно ежемесячно согласуемой сторонами: диз. Топливо – 10 000 тн.
В соответствии с пунктом 1.2. договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач от 12.05.2009 номенклатура, количество и цены ежемесячно поставляемой продукции указывается в счете Продавца на основании заявки Покупателя в соответствии с пунктом 2.1. настоящего договора, исходя из возможностей Продавца.
В соответствии с пунктом 2.4. договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач от 12.05.2009 отгрузка нефтепродуктов по настоящему договору производится самовывозом либо железнодорожным транспортом. Отгрузку обеспечивает Продавец с привлечением третьего лица.
В соответствии с пунктами 4.1., 4.2. договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач от 12.05.1999 Покупатель производит 100%-ую предварительную оплату, поставляемой по настоящему договору, 100%-ую предварительную оплату транспортных расходов и услуг по организации отгрузки Продавца.
13.07.1999 между ООО «Торговый Дом «Юкос-М» (Продавец) и комитетом по зерну администрации Красноярского края (Покупатель) заключено дополнительное № 1 к договору купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач, в соответствии с которым в июле 1999 года Покупатель согласен оплатить и принять продукцию согласно следующей спецификации:
диз. Топливо «Л», количество – 4081 тн, цена с налогами - 2 450 руб./тн, транспортные расходы согласно пункта 3.2.
Согласно карточки учета поступления зерновых культур в счет поставок в региональный фонд урожая 1997 года регистрационный номер 4-9 ОАО «Ачинский ХПП»: наименование хозяйства: АО «Тунуйское» 20.10. пшеница фуражная – 52,916 т, итого – 52,916 т. Согласно приемной квитанции № 323358 от 20.10.1999 АО «Тунуйское» зачетная масса – 52,916 т.
Согласно реестра № 195 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 8 от 18.10.1999 Красноярское ОАО «Ачинское ХПП»: хозяйство – АОЗТ «Тунуйское», культура: - пшеница, фактический вес – 14 т.
Согласно реестра № 250 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 7 от 30.10.1999 Красноярское ОАО «ХПП»: хозяйство – АОЗТ «Тунуйское», культура: - пшеница, фактический вес – 19 т.
Согласно реестра № 203 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу от 04.10.1999 Красноярское ОАО «ХПП»: хозяйство – АОЗТ «Тунуйское», культура: - пшеница, фактический вес – 28700 т.
Платежным поручением № 61 от 14.07.1999 комитет по зерну администрации Красноярского края 10 000 000 руб. Ачинскому филиалу ООО «ТД «Юкос-М», назначение платежа: предоплата по договору № Ф-99/363-Ач от 12.05.99 за ГСМ и транспортные расходы.
Согласно прилагаемого к исковому заявлению реестру фактической отгрузки от 17.08.1999 без подписи и печати Ачинским филиалом ООО «ТД «Юкос-М» АОЗТ «Тунуйское» на основании договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач от 12.05.2009 поставлено 21.07.1999 5 тн.
Согласно прилагаемых к исковому заявлению реестру об отгрузке по наряду-заказу 47605390032 без подписи и печати, а также без указания лица, отпускающего товар, АОЗТ «Тунуйское» отпущено 10 тн.
Согласно выписки из журнала «Планируемая и фактическая отгрузка с 01/03/1999 по 30/06/1999 от 08.06.1999 на основании договора № 919 без подписи и печати, нефтепродукт – ДТ «Л» - 0,2-62 В/С АОЗТ «Тунуйское» получено 10 тн.
04.08.1999 между ООО «Торговый Дом «Юкос-М» и комитетом по зерну администрации края заключен договор купли-продажи № Ф-99/475-Ач, в соответствии с пунктом 1.1. договора Покупатель обязуется оплатить в соответствии с настоящим договором и принять нефтепродукты, в Продавец обязуется на сумму произведенной Покупателем оплаты и представленной отсрочки платежа передать в августе 1999 года продукцию Покупателю в пределах номенклатуры и объемов, указанных в нижеприведенной спецификации: ДТ (Л) – 20 400 тн, А-80 - 5 200 тн. В сентябре 1999 года в соответствии с условиями настоящего договора обязуется оплатить и принять продукцию в пределах номенклатуры и объемов, указанных в нижеприведенной спецификации:
ДТ (Л) – 9 100 тн, А-80 – 1 800 тн.
В соответствии с пунктом 1.2. договора купли-продажи № Ф-99/475-Ач от 04.08.1999 года отгрузка нефтепродуктов по настоящему договору производится самовывозом либо железнодорожным транспортом. Отгрузку обеспечивает Продавец с привлечением третьего лица.
В соответствии с пунктом 2.4. договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/474-Ач от 04.08.1999 отгрузка нефтепродуктов по настоящему договору производится самовывозом либо железнодорожным транспортом. Отгрузку обеспечивает Продавец с привлечением третьего лица.
В соответствии с пунктом 4.1. договора купли-продажи № Ф-99/475-Ач от 04.08.1999 года до начала отгрузки Покупатель производит 30%-ную предварительную оплату продукции, поставляемой по настоящему договору. Оставшаяся сумма стоимости поставляемой продукции оплачивается Покупателем по согласованному с Продавцом графику расчетов. Порядок расчетов следующий: 40% оставшейся части стоимости отгруженной продукции Покупатель оплачивает не позднее 25 числа месяца отгрузки нефтепродуктов. Оставшиеся 30% стоимости отгруженной продукции оплачиваются Покупателем не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем отгрузки.
В соответствии с пунктом 4.2. договора купли-продажи № Ф-99/475-Ач от 04.08.1999 до начала отгрузки Покупатель производит 100%-ную предварительную оплату транспортных расходов и услуг по организации отгрузки Продавца.
04.08.1999 между ООО «Торговый Дом «Юкос-М» и комитетом по зерну администрации края заключено Дополнение к договору № Ф-99/474-Ач от 04.08.1999, в соответствии с которым комитет по зерну администрации края обязуется принять и оплатить в августе 1999 года нефтепродукты по следующему графику:
автобензин А-80, количество тонн – 5 200, цена – 3 600 руб/т, дизельное топливо «Л» - количество тонн - 20 400, цена – 2 600 руб/т.
Согласно разнарядки на получение сельскохозяйственными товаропроизводителями ГСМ согласно договора от 04.08.1999 № Ф-99/475-Ач и распоряжением администрации края от 10.08.1999 года № 932-р между комитетом по зерну администрации края и ООО «Торговый Дом «Юкос-М», подписанной председателем комитета зерна администрации края ФИО2, АО «Тунуйское»: бензин А-80 – 3 т., Диз. Топливо «Л» - 5 т.
Согласно сведений об отгрузке нефтепродуктов по разнарядкам комитета по зерну администрации Красноярского края, договор № 99/475-Ач без подписи и печати, АО «Тунуйское» фактически получены ГСМ: 5 т.
Согласно сведений об отгрузке нефтепродуктов по разнарядкам комитета по зерну администрации Красноярского края, бензин А-80 без отсылки к договору или Поставщику и без подписи и печати: АО «Тунуйское» фактически получен бензин А-80 в объеме 2,921 т.
В материалы дела представлена доверенность № 28, выданная АОЗТ «Тунуйское» 18.07.1999, действительная до 18.07.1999, ФИО3 на получение от ОАО «НПЗ ВНК» товарно-материальных ценностей – дизтопливо в количестве 5 т.
Согласно Извещения на отпуск продукции сельским товаропроизводителям в порядке финансирования из краевого бюджета на мероприятия по формированию регионального фонда зерна из урожая 1999 года, подписанного председателем комитета по зерну администрации края ФИО2, ОАО «Ачинсксельхозтехника» на основании договора № 38-027 от 26.04.1999 между комитетом по зерну администрации края и ОАО «Ачинсксельхозтехника» отпустить продукции в счет взаиморасчетов на сумму 60 000 руб. для АОЗТ «Тунуйское». Настоящее извещение является основанием для производства бухгалтерских записей: перечислено 60 000 руб. за продукцию для АОЗТ «Тунуйское» в счет фианансирования из краевого бюджета по контракту на поставку зерна в региональный фонд из урожая 1999 года. Поступило 60 000 руб. от ОАО «Ачинсксельхозтехника».
Согласно Дополнения к контракту на поставку зерна в региональный (краевой) фонд, подписанному руководителем хозяйства, наименование хозяйства – АОЗТ «Тунуйское», причитающуюся по расчету за зерно сумму 60 000 руб. прошу перечислить в адрес «Ачинсксельхозтехника» за запасные части.
Согласно расчета № 4-9 от 04.11.1999 года на поставку зерна в региональный (краевой) фонд из урожая 1999 года: финансирование 1999 года до 01.08.1999 года – 90 752 руб., финансирование в августе 1999 года – 23 515 руб. 62 коп., АО «Тунуйское» сдано зерно: в количестве 37,912 т. на сумму 72 404, 40 рубля, принято зерна – 52, 916 т. На погашение долга 1994 года принято 8,386 т. пшеницы фуражной по цене 960 руб. на сумму 8 050,98 руб., на погашение долга 1995 года – 6,618 т. на сумму 6 353,50 руб., всего 14 404,4 руб.
Принято под финансирование 1999 года – 37,912 т. на сумму 36395,52 руб. Кроме того, на транспортировку зерна начислены транспортные расходы в сумме 5 467 руб. 81 коп.
За период с 01.01.2000 по 01.01.2001 Главным управлением продовольственных ресурсов администрации края и АО «Тунуйское» подписан акт сверки взаиморасчетов по финансированию из бюджета регионального (краевого) фонда зерна на 01.01.2001: Договор 4-5 (1999 год) – 48 888,67 руб., договор 4-5 (август 1999 года) 23 515,62 руб., всего – 72 404,29 руб.
15.07.2002 № 24-02-03/2319 Главное управление продовольственных ресурсов администрации края направило в адрес АОЗТ «Тунуйское» претензию о перечислении в срок до 01.08.2002 года задолженности по договору № 4-5 от 01.08.2001 в сумме 72 404,29 рубля.
30.04.2003 № 24-02-03/1162 Главное управление продовольственных ресурсов администрации края направило в адрес АОЗТ «Тунуйское» письмо, в котором отказывается от исполнения обязательств в натуре, т.е. поставкой зерна и требует возмещения убытков в сумме 72 404,29 руб. Доказательств направления и получения указанных претензий ответчиком – СПК «Тунуйский» истцом не представлено.
Ответчик – администрация Бирилюсского района представил в материалы дела письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований в отношении администрации Бирилюсского района на основании следующего:
- администрация Бирилюсского района выступила поручителем по договору поручительства от 05.04.1999 года, согласно которому администрация Бирилюсского района обязалась отвечать в полном объеме за исполнение АОЗТ «Тунуйское» по контракту на поставку зерна.
20.10.1998 постановлением администрации Красноярского края № 582-п «О создании третейского суда» при Красноярском краевом фонде «Правопорядок» создан третейский суд для разрешения экономических споров.
На запрос суда получен ответ Администрации губернатора Красноярского края о том, что созданный на основании постановления администрации Красноярского края № 582-п «О создании третейского суда» при Красноярском краевом фонде «Правопорядок» третейский суд свою деятельность на территории Красноярского края не осуществляет, в настоящее время готовится правовой акт края о признании утратившим силу вышеуказанного постановления.
В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Контракт на поставку зерна в региональный (краевой) фонд № 4-5 от 05.04.1999 заключен между АОЗТ «Тунуйское» и комитетом по зерну администрации Красноярского края.
В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 11.08.1999 года «О создании Главного управления продовольственных ресурсов администрации края» комитет по зерну администрации Красноярского края реорганизован путем объединения в Главное управление продовольственных ресурсов администрации края.
В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 08.06.2001 года «О реорганизации органов администрации края» Главное управление продовольственных ресурсов администрации края реорганизовано путем слияния в Главное управление продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации края.
В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 04.06.2003 года «О совершенствовании структуры государственного управления в области агропромышленного комплекса Красноярского края» Главное управление продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации края реорганизовано путем слияния в управление агропромышленного комплекса администрации Красноярского края.
В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 30.09.2005 года «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Красноярского края» управление агропромышленного комплекса администрации Красноярского края реорганизовано в агентство сельского хозяйства администрации Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Красноярского края от 15.07.2008 года № 1-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» агентство сельского хозяйства Красноярского края преобразовано в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. 29.08.2008 постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2008 № 57-п утверждено положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, 02.10.2008 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края зарегистрировано в качестве юридического лица, выдано Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 38, № 002800581, поставлено на налоговый учет, выдано Свидетельство о постановке на налоговый учет серия 38 № 002708098.
На запросы суда о предоставлении документов, подтверждающих факт передачи ГСМ и запчастей, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Ачинсксельхозтехника», открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт», общество с ограниченной ответственностью «ТД «Юкос-М» сообщили о том, что в связи истечением срока хранения указанной документации 1999 года в 2004 году, документы в установленном порядке уничтожены и не могут быть предоставлены суду.
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно протокола № 1 от 25.01.2001 АОЗТ «Тунуйское» принято решение о реорганизации АОЗТ в сельскохозяйственный кооператив «Тунуйский», утвержден устав СПК «Тунуйский».
Ответчик – администрация Бирилюсского района представила в материалы письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований на основании следующего:
- заключенный между комитетом по зерну администрации края и администрацией Бирилюсского района договор поручительства от 05.04.1999 года, в котором сроки поручительства не были установлены и с 2000 года по 2009 год договор поручительства не продлялся, следовательно, на основании статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано, если такой срок не установлен, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иск к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства. Ответчик - администрация Бирилюсского района заявила о пропуске истцом срока исковой давности и просит на указанном основании в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Бирилюсского района отказать.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком – СПК «Тунуйский» обязательств по контракту на поставку зерна в региональный (краевой) фонд № 4-5 от 05.04.1999 по оплате задолженности, обязанности поручителя – администрации Бирилюсского района исполнить за ответчика - СПК «Тунуйский» обязательство по оплате задолженности, обратился в арбитражный суд с иском
Оценив материалы дела, доводы искового заявления, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что отношения между истцом – министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и ответчиком – СПК «Тунуйский» по настоящему делу возникли из договора поставки от 05.04.1999, которые регламентированы в главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным материалам дела подтверждается факт перехода права и обязанностей комитета по зерну администрации Красноярского края к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политике Красноярского края, а также от АОЗТ «Тунуйское» к СПК «Тунуйский». Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольственной политике Красноярского края и СПК «Тунуйский» являются надлежащим истцом и ответчиком.
Исходя из заявленных истцом исковых требований в предмет доказывания по данному делу входят факты:
-заключения договора поставки;
-поставки ответчиком зерна в краевой фонд зерна;
-оплаты за поставленный товар;
-неисполнение ответчиком обязательства по поставке зерна в краевой фонд зерна.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (пункт 2 статьи 434 Кодекса).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К числу последних относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору купли-продажи, отдельным видом которого в силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации является договор поставки, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (пункт 3 статьи 455 Кодекса).
Существенным условием договора поставки, в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, является его предмет - конкретное наименование (в том числе в развернутом ассортименте, номенклатуре), количество товара.
В материалы дела представлен контракт по поставку зерна в региональный (краевой) фонд от 05.04.1999.
В соответствии с пунктами 1. и 2.1. контракта Поставщик обязуется в счет средств, полученных из краевого бюджета поставить Комитету до 01.12.1999 года на Ачинский ХПП зерно: пшеница фуражной ГОСТ 9353-90 – 90 тонн, ржи ГОСТ 16990-88 – 100 тонн, всего 190 тонн, а Комитет обязуется при условии поступления средств из краевого бюджета на мероприятия по формированию регионального фонда зерна, профинансировать Поставщика под заключенный контракт в сумме 170 400 руб. с условием возврата в бюджет полученного финансирования зерном по расчетным ставкам: пшеница продовольственная 3 класса - 1 200 руб. за тонну, ячмень – 900 руб. за тонну, пшеница фуражная – 960 руб. за тонну, рожь – 840 руб. за тонну.
Таким образом, сторонами согласовано наименование и количество товара, поставляемого Поставщиком Комитету.
Определенная форма оплаты за поставленный товар договором не установлена: в соответствии с пунктом 2.2 контракта общая сумма финансирования - 170 400 руб. направляется Комитетом в адрес Поставщика с 01.04.1999 по 01.10.1999 как перечислением денежных средств, так и через централизованную поставку нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей, ТМЦ, зачетов по платежам в бюджет. Количество, наименование, цена нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей, ТМЦ договором не установлена. Исходя из текста договора, не представляется возможным индивидуализировать товары, возможность передачи которых в счет оплаты за поставленное Комитету зерно. Термины: нефтепродукты, минеральные удобрения, запасные части, ТМЦ - не отражают свойств и признаков товара.
В качестве документов, подтверждающих поставку АОЗТ «Тунуйский» Комитету зерна истцом представлены: карточка учета поступления зерновых культур в счет поставок в региональный фонд урожая 1997 года регистрационный номер 4-9 ОАО «Ачинский ХПП», приемная квитанция № 323358 от 20.10.1999, реестр № 195 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 8 от 18.10.1999, реестра № 250 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу 7 от 30.10.1999, реестр № 203 на принятое зерно с определением качества по среднесуточному образцу от 04.10.1999. Указанными доказательствами подтверждается принятие истцом от ответчика – всего в количестве – 61,7 т. зерна, зачет с учетом качества зерна - в количестве 52,916 т. зерна.
При этом о составлении реестров № 195 и № 250 в реестрах имеется роспись лица, его составившего, без расшифровки подписи и печати, реестр № 203 не подписан и не имеет оттиска печати.
По согласованной сторонами с пункте 2.1. контракта цене – 960 руб. за тонну истец произвел расчет на поставку зерна: 8,386 т на сумму 8 050,98 руб. и зачел в счет долгов ОАЗТ «Тунуйское» в счет долга за 1997 год, 6,618 т. на сумму 6 353,912 руб. и зачет в счет долга за 1998 год, 37,912 т. на сумму 36 395,52 руб. в счет долга за 1999 год.
В то же время истец не представил документов, подтверждающих оплату поставленного ответчиком зерна путем оплаты денежными средствами, передачей нефтепродуктов, зап. Частей, удобрений, ТМЦ.
В соответствии со статьями 454, 458 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец имеет право требовать оплату переданного товара в том случае, если имеются доказательства его приемки покупателем.
Согласно статье 312 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательства того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом и несет риск последствий непредъявления такого требования.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132, основным первичным документом, на основании которого производятся хозяйственные операции и ведется бухгалтерский учет, является товарная накладная по форме № ТОРГ-12, содержащая специальные реквизиты, в том числе позиции касательно основания передачи товара (договор, заказ), а также стоимости с учетом и без учета НДС.
В обоснование поставки ответчику – СПК «Тунуйский» нефтепродуктов истец представил: - реестр фактической отгрузки от 17.08.1999 без подписи и печати Ачинским филиалом ООО «ТД «Юкос-М» АОЗТ «Тунуйское» на основании договора купли-продажи нефтепродуктов № Ф-99/363-Ач от 12.05.2009 поставлено 21.07.1999 5 тн.;
- реестр об отгрузке по наряду-заказу 47605390032 без подписи и печати, а также без указания лица, отпускающего товар, АОЗТ «Тунуйское» отпущено 10 тн.;
- выписку из журнала «Планируемая и фактическая отгрузка с 01/03/1999 по 30/06/1999 от 08.06.1999 на основании договора № 919 без подписи и печати, нефтепродукт – ДТ «Л» - 0,2-62 В/С АОЗТ «Тунуйское» получено 10 тн.;
- разнарядку на получение сельскохозяйственными товаропроизводителями ГСМ согласно договора от 04.08.1999 № Ф-99/475-Ач и распоряжением администрации края от 10.08.1999 года № 932-р между комитетом по зерну администрации края и ООО «Торговый Дом «Юкос-М», подписанной председателем комитета зерна администрации края ФИО2, АО «Тунуйское»: бензин А-80 – 3 т., Диз. Топливо «Л» - 5 т.;
- сведения об отгрузке нефтепродуктов по разнарядкам комитета по зерну администрации Красноярского края, договор № 99/475-Ач без подписи и печати, АО «Тунуйское» фактически получены ГСМ: 5 т.;
- сведения об отгрузке нефтепродуктов по разнарядкам комитета по зерну администрации Красноярского края, бензин А-80 без отсылки к договору или Поставщику и без подписи и печати: АО «Тунуйское» фактически получен бензин А-80 в объеме 2,921 т.
В обоснование передачи в счет поставленного ответчиком зерна запчастей истец представил:
- Извещение на отпуск продукции сельским товаропроизводителям в порядке финансирования из краевого бюджета на мероприятия по формированию регионального фонда зерна из урожая 1999 года, подписанного председателем комитета по зерну администрации края ФИО2, в котором указано: ОАО «Ачинсксельхозтехника» на основании договора № 38-027 от 26.04.1999 между комитетом по зерну администрации края и ОАО «Ачинсксельхозтехника» отпустить продукцию в счет взаиморасчетов на сумму 60 000 руб. для АОЗТ «Тунуйское». Настоящее извещение является основанием для производства бухгалтерских записей: перечислено 60 000 руб. за продукцию для АОЗТ «Тунуйское» в счет фианансирования из краевого бюджета по контракту на поставку зерна в региональный фонд из урожая 1999 года. Поступило 60 000 руб. от ОАО «Ачинсксельхозтехника»;
- Дополнение к контракту на поставку зерна в региональный (краевой) фонд, подписанному руководителем хозяйства, наименование хозяйства – ОАЗТ «Тунуйское», причитающуюся по расчету за зерно сумму 60 000 руб. прошу перечислить в адрес «Ачинсксельхозтехника» за запасные части.
В представленных истцом документах не указаны сведения, подтверждающие получение товара надлежаще уполномоченными лицами.
Товарные накладные, подтверждающие передачу истцом ответчику – СПК «Тунуйский» нефтепродуктов и запчастей, в материалы дела не представлено.
Исследуя указанные выше доказательства, суд пришел к выводу о том, что данные документы не подтверждают получение ответчиком – СПК «Тунуйский» нефтепродуктов и зап.частей в счет оплаты за поставленное зерно.
Таким образом, истцом документально не подтвержден факт передачи товара в счет оплаты поставленного зерна, в связи с чем у суда отсутствуют основания для взыскания - СПК «Тунуйский» долга в сумме 72 404,29 руб.
Учитывая изложенное в связи с недоказанностью факта передачи истцом ответчику – СПК «Тунуйский» товара, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Кроме того, истец просит взыскать задолженность в сумме 72 404 руб. солидарно с основным должником – СПК «Тунуйский» с поручителя – администрации Бирилюсского района.
В соответствии со статьей 467 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.
05.04.1999 между комитетом по зерну администрации Красноярского края и администрацией Бирилюсского района заключен договор поручительства без номера от 05.04.1999, в соответствии с пунктом 1.1. которого поручительства администрация бирилюсского района обязуется отвечать в полном объеме перед комитетом по зерну администрации края за исполнение АОЗТ «Тунуйское» Бирилюсского района принятых им обязательств по контракту поставок зерна в региональный (краевой) фонд зерна из урожая 1999 года.
В соответствии с пунктом 2.1. договора поручительства при невыполнении АОЗТ «Тунуйское» своих обязательств перед Комитетом по контракту поставок зерна из урожая 1999 года, Поручитель предоставляет Комитету, без предварительного согласования засчитать сумму образовавшейся задолженности ОАЗТ «Тунуйское» в бюджет регионального фонда зерна в счет средств фонда поддержки района краевого бюджета через Главное финансовое управление администрации края.
В соответствии с пунктом 31. договора поручительства срок договор действует со дня подписания и заканчивается исполнением обеими сторонами условий договора.
Как следует из рекомендаций Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о поручительстве» (Информационное письмо от 20.01.1998 года № 28) условие договора о действии поручительства до фактического исполнения обеспечиваемого обязательства не может рассматриваться как устанавливающее срок действия поручительства, поскольку не соответствует требованиям статьи 190 Кодекса.
В соответствии со статьей 190 Кодекса установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. С учетом этого установленное в договоре условие о действии поручительства до фактического исполнения основного договора не может считаться условием о сроке.
В соответствии с пунктом 1. контракта Поставщик обязуется в счет средств, полученных из краевого бюджета поставить Комитету до 01.12.1999 года на Ачинский ХПП зерно.
Таким образом, поручительство администрации Бирилюсского района по обязательствам СПК «Тунуйский» прекратилось с 01.12.2000 года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 12 постановления Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований в отношении ответчика администрации Бирилюсского района следует отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В иске отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
И.Н. Исакова