ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15839/2009 от 23.10.2009 АС Красноярского края


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

23 октября 2009 года

Дело № А33-15839/2009

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению отдела внутренних дел по Ужурскому району

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

  о привлечении к административной ответственности,

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Фроловым,

       установил:

 отдел внутренних дел по Ужурскому району (далее - ОВД) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление о вручении от 08.10.2009 № 660000 34 96723 8), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, письменный мотивированный отзыв на заявление не представило. Определение от 02.10.2009, направленное в адрес ФИО1 возвращено органами почтовой связи по причине истечения срока хранения.

 В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

        Согласно  статьям 123, 156 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  дело  рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

        Как  следует из материалов дела, 28.08.2009 в 11 час. 00 мин. при проведении проверочной закупки в интернет-салоне «Садко», расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ФИО1, был приобретен сеанс игры с использованием персонального компьютера, оператор ФИО2 приняла от клиента ФИО3 100 рублей, которые были зачислены на счет клиента в компьютер № 1, предложив ему сыграть азартную игру «FRUITCOCTAIL». Касса салона выставляет денежные средства из расчета 1 рубль Российской Федерации равен 1 доступному для азартной игры кредиту, оплата любых иных услуг, кроме как доступа к виртуальным казино, не возможна. Выигрыш по требованию клиента, также выплачивается в кассе интернет-салона.

По результатам проверки административным органом составлены: акт передачи денежных средств от 28.08.2009, акт проверки от 28.08.2009, протокол осмотра от 28.08.2009, протокол изъятия от 28.08.2009, отобраны объяснения у оператора ФИО2, клиента ФИО3, понятых ФИО4, ФИО5

        Изложенные выше обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 02.09.2009 № 241 09 02458/4282 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

14.09.2009 последовало обращение ОВД в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд исследовал доказательства по делу и пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

         В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

         В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

         В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

  Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса. Должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

         Таким образом, протокол об административном правонарушении от 02.09.2009 № 241 09 02458/4282 составлен уполномоченным лицом. Процедура административного производства в отношении ФИО1 соблюдена.

         В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

  В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

 Из диспозиции приведенной нормы следует, что объективная сторона административного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

 Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

         В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Анализ приведенного понятия лицензии позволяет выделить ее существенные признаки.

Во-первых, лицензия – это специальное разрешение.

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного вида деятельности.

В-третьих, лицензия предполагает наличие особых лицензионных условий и требований, которые должен соблюдать лицензиат. Следовательно, предполагается, что у лицензиата имеются реальные возможности и предпосылки для осуществления конкретного вида деятельности, что, в свою очередь, является гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности.

В-четвертых, такое разрешение выдается только лицензирующим органом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен пунктом 1 статьи 17 вышеназванного Закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» введение иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

В перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установленный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, вступившей в действие с 01.07.2009) не входит такой вид деятельности как организация и проведение азартных игр, в том числе с использованием игрового оборудования.

Лицензированию подлежит лишь деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (подпункт 104 пункта 1 статьи 17).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

При этом, согласно статье 4 данного Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Применительно к деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования указанным законом предусмотрена возможность ее осуществления только на территории игорных зон на основании соответствующих разрешений (статьи 5, 13 Закона № 244-ФЗ). Осуществление данного вида деятельности не подлежит лицензированию.

Таким образом, Закон № 244-ФЗ различает понятия «разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне» и «лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»:

  1. разрешение выдается и действует только на территории субъектов Российской Федерации, входящих в игорные зоны; лицензия выдается и действует только на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав игорных зон;
  2. разрешение фактически выдается для организации и проведения азартных игр и, соответственно, для создания всех тех игорных заведений, существование которых предусматривается данным Законом (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы); лицензия выдается только для организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и, соответственно, для создания вышеуказанных игорных заведений, так как только деятельность букмекерских контор и тотализаторов разрешена на территории всех субъектов Российской Федерации.

Кроме того, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается только при соблюдении ряда условий, а именно:

  1. разрешение выдается только юридическим лицам;
  2. наличие определенного размера стоимости чистых активов организатора азартных игр;
  3. невозможность нахождения игорных заведений на землях поселений;
  4. наличие зоны обслуживания и служебной зоны игорного заведения;
  5. соблюдение требований, предъявляемых к работникам игорного заведения;
  6. наличие службы безопасности, обеспечивающей защиту работников и посетителей игорного заведения;
  7. соблюдение технических требований, предъявляемых к игорному оборудованию и оборудованию, используемому при проведении азартных игр;
  8. установление правил посещения игорного заведения организатором азартных игр с соблюдением требований действующего законодательства и обеспечение посетителям игорного заведения возможности ознакомления с ними и с положениями указанного Закона.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается специально создаваемым органом управления игорной зоной в соответствии с требованиями регионального законодательства, а также соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, если игорная зона расположена на территории нескольких административно-территориальных подразделений. Выдача разрешения юридическому лицу на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может осуществляться посредством проведения конкурса или аукциона.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что понятия «лицензия» и «специальное разрешение» равнозначны (термин «лицензия» определяется через понятие «специальное разрешение»). Значения же понятий «разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр» и «лицензия» различны, следовательно, лицо не может быть привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, во-первых, за осуществление деятельности, не подлежащей лицензированию; во-вторых, за осуществление деятельности без разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

Кроме того, из анализа приведенных выше норм действующего законодательства следует, что у ФИО1 отсутствовала объективная возможность получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (он является индивидуальным предпринимателем, а не юридическим лицом), осуществляет деятельность вне игровой зоны, не имеет игорного заведения).

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, ввиду отсутствия события административного правонарушения (действия (бездействие) ФИО1 не содержат признаков предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния), а также, отмены закона, установившего административную ответственность, что, в силу пунктов 1 и 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

          Руководствуясь статьями 167–170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

   Отказать отделу внутренних дел по Ужурскому району в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Администрацией Ужурского района Красноярского края 06.05. 1999 за основным государственным регистрационным № 305243901300088, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Возвратить ФИО1 системные блоки в количестве 7 штук, изъятые протоколом от 28.08.2009.

  Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                                Н.Н. Фролов