ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15859/20 от 08.10.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2020 года

Дело № А33-15859/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ахмедова Микаила Исмаил оглы (ИНН 246513230724, ОГРН 304246535600272)

к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявления вх.№А-9528-ек от 24.12.2019,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 18.10.2018,

при ведении протокола секретаремсудебного заседания Самойловой М.А. с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 Микаил Исмаил оглы (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации города Красноярска(далее – ответчик, департамент градостроительства) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявления вх.№ А-9528-ек от 24.12.2019.

Заявление принято к производству суда. Определением от 02.07.2020 возбуждено производство по делу.

В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явился, представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв на заявление, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении требований, так как права и законные интересы заявителя не нарушены.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между департаментом градостроительства администрации города Красноярска (далее - администрация) и заявителем (владелец) подписан договор на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014 (в редакции дополнительных соглашений от 26.06.2015 №Б/7346/с, от 12.08.2015 №Б/3722/с, от 15.11.2016 №Б/6308/с,  от 16.08.2017 №А/5145/с, от 23.12.2019 №А/8566/с), согласно которому администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее – временное сооружение), в соответствии с номером 489 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 (далее - схема), по адресу: <...>, и  эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а Владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение).

Дополнительным соглашением от 15.11.2016 №Б/6308/с  к договору на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014, срок договора продлен до 01.01.2020.

24.12.2019 заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением вх.№А-9528-ек о продлении срока размещения павильона и продлении договора на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014.

28.01.2020 департамент градостроительства администрации города Красноярска письмом №А-9528-ек отказал заявителю в продлении срока действия на размещение временного сооружения, указав, что распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2019 №934-недв земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:299, на котором размещен павильон заявителя, предоставлен МКУ г. Красноярска «УДИБ», в связи с чем департамент отказывается от договора в одностороннем порядке.

10.02.2020 департамент градостроительства администрации города Красноярска письмом №05/708-дг отказал заявителю в продлении срока действия на размещение временного сооружения с учетом постановлений  от 20.09.2019 №5-630/46/2019, №12-456/2019 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в предоставленном заявителю павильоне. Письмо от 28.01.2020 №А-9528-ек департамент просил считать недействительным.

Письмо от 10.02.2020№05/708-дг, согласно реестру отправлений корреспонденции за 10.02.2020 и сведениям сайта Почты России, получено заявителем 13.02.2020 (почтовый идентификатор 66000045460162).

Заявитель, полагая, что сто стороны ответчика допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявления вх.№ А-9528-ек от 24.12.2019, обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), в свою очередь, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации  использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подп. 7.3 п. 1 ст. 45 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, в полномочия Администрации города входит разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с абз. 2 п. 10 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, утвержденного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27 ноября 2013 года № 05-95, действовавшего в спорный период, внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения Схемы.

Постановлением Администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 809 (далее - Положение о порядке размещения временных сооружений).

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке размещения временных сооружений под временными сооружениями в настоящем Положении понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.

Пунктом 3 Положения о порядке размещения временных сооружений предусмотрено, что размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.

Пунктом 7 Положения о порядке размещения временных сооружений органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент градостроительства администрации города (далее - Уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке размещения временных сооружений договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.

Согласно пункту 16 Положения о порядке размещения временных сооружений продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган.

Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения о порядке размещения временных сооружений).

В силу пункта 18 Положения о порядке размещения временных сооружений, уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы. При наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты регистрации заявления готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения. В случае отсутствия оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом готовится проект договора на размещение временного сооружения.Подписанный Уполномоченным органом проект договора на размещение временного сооружения выдается заявителю для рассмотрения и подписания в течение тридцати календарных дней с даты обращения о продлении срока размещения временного сооружения.

В пункте 19 Положения о порядке размещения временных сооружений указаны основания для отказа в продлении срока размещения временного сооружения:

1) размещение временного сооружения на земельном участке, в отношении которого имеется распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) расторгнутый с заявителем договор на размещение временного сооружения, в отношении которого поступило обращение, либо в случае истечения срока действия правового акта администрации города, либо договора на размещение временного сооружения, наличие оснований для расторжения договора, предусмотренных настоящим Положением и договором;

3) истечение срока (периода) размещения временного сооружения, установленного в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе истечение срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, либо исключение временного сооружения, в том числе нестационарного торгового объекта, из соответствующей схемы;

4) размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной или государственной нуждой;

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 03.08.2017 N 510)

5) непредставление или представление заявителем не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения;

6) в случае если заявление о продлении срока размещения временного сооружения поступило после истечения срока размещения временного сооружения при наличии в отношении данного объекта определения суда о принятии к рассмотрению иска либо решения суда о сносе объекта или об устранении препятствий в пользовании земельным участком;

7) размещение временного сооружения с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

8) в случае если временное сооружение размещалось по результатам торгов.

Как следует из материалов дела, между департаментом градостроительства администрации города Красноярска (далее - администрация) и заявителем (владелец) подписан договор на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014 (в редакции дополнительных соглашений от 26.06.2015 №Б/7346/с, от 12.08.2015 №Б/3722/с, от 15.11.2016 №Б/6308/с,  от 16.08.2017 №А/5145/с, от 23.12.2019 №А/8566/с), согласно которому администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее – временное сооружение), в соответствии с номером 489 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 (далее - схема), по адресу: <...>, и  эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а Владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение).

Дополнительным соглашением от 15.11.2016 №Б/6308/с  к договору на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014, срок договора продлен до 01.01.2020.

24.12.2019 заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением вх.№А-9528-ек о продлении срока размещения павильона и продлении договора на размещение временного сооружения №Б/5848 от 27.06.2014.

28.01.2020 департамент градостроительства администрации города Красноярска письмом №А-9528-ек отказал заявителю в продлении срока действия на размещение временного сооружения, указав, что распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2019 №934-недв земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:299, на котором размещен павильон заявителя, предоставлен МКУ г. Красноярска «УДИБ», в связи с чем департамент отказывается от договора в одностороннем порядке.

Доказательств направления письма от 28.01.2020 №А-9528-ек заявителю в установленный пунктом 18 Положения о порядке размещения временных сооружений тридцатидневный срок в материалы дела ответчиком не представлено.

10.02.2020 департамент градостроительства администрации города Красноярска письмом №05/708-дг повторно отказал заявителю в продлении срока действия на размещение временного сооружения с учетом постановлений  от 20.09.2019 №5-630/46/2019, №12-456/2019 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в предоставленном заявителю павильоне. Письмо от 28.01.2020 №А-9528-ек департамент просил считать недействительным.

Письмо от 10.02.2020№05/708-дг, согласно реестру отправлений корреспонденции за 10.02.2020 и сведениям сайта Почты России, получено заявителем 13.02.2020 (почтовый идентификатор 66000045460162).

Ссылаясь на не направление ответа департаментом на заявление от 24.12.2019 вх.№А-9528-ек в установленный срок, заявитель просит признать незаконным бездействие ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, установил, что ответчиком действительно пропущен установленный 30-дневный срок на рассмотрение заявления, поскольку ответы, на которые ссылается ответчик (от 28.01.2020 и от 10.02.2020), были подготовлены по истечении 30-дневного срока на рассмотрение заявления (срок рассмотрения истек 23.01.2020).

Вместе с тем указанное бездействие не привело к нарушению прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления от 24.12.2019 № А-9528ек, предприниматель обращался в адрес департамента в целях предоставления муниципальной услуги по продлению срока размещения временного сооружения и продления срока действия договора. Письмами от 28.01.2020 и от 10.02.2020 ответчиком отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги по мотивам, изложенным в письмах.

Кроме того, судом установлено, что место расположения временного сооружения  было включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов до 01.01.2020 (номер 489), что в силу подпункта 3 пункта 19 Положения о порядке размещения временных сооружений исключает продление срока размещения ременного сооружения.

Таким образом, заявитель не доказал, что несвоевременное рассмотрение заявления повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также в силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель обратился в суд настоящим заявлением только 13.05.2020, в то время как срок на обжалование бездействия истек 23.04.2020 (срок на рассмотрение заявления установлен до 23.01.2020). В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что о нарушении прав заявителю стало известно только 13.02.2020 в момент получения письма от 10.02.2020№05/708-дг. Вместе с тем, суд полагает, что из содержания данного письма заявителю стало известно о мотивах отказа в продлении срока размещения временного сооружения, а не о допущенном бездействии по не рассмотрению заявления в установленный срок.

Суд считает, что заявитель, не получив соответствующий ответ в срок до 23.01.2020 нарочным, либо посредством почтовой связи (в течение 3-5 дней с учетом местонахождения заявителя и ответчика в пределах одного населенного пункта) узнал о соответствующем бездействии ответчика по не рассмотрению заявления в установленный срок и имел возможность обратиться с заявлением в суду в трехмесячный срок, что не было сделано заявителем.

Доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование бездействия суду не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку права и законные интересы заявителя не нарушены.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж