ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15879/13 от 23.01.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  30 января 2014 года

Дело № А33-15879/2013

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 января 2014 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Муниципальному учреждению Администрации города Норильска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Административной комиссии при Администрации города Норильска

об оспаривании постановления от 30.07.2013 № 650,

в отсутствие лиц, участвующих в деле.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Алексеевой,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному учреждению Администрации города Норильска, к Административной комиссии при Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 30.07.2013 № 650.

Заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Определением от 12.09.2013 возбуждено производство по делу. Определением от 08.11.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Стороны для участия в судебном заседании не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

ФИО2 является пользователем объекта благоустройства (магазин «Фатима»), расположенного по адресу: <...>.

15.07.2013 по указанному адресу выявлено нарушение пунктов 4.1. 4.3, 5.5 "Положения о порядке накопления, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории муниципального образования город Норильск", утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 17.05.2011 №224, а именно: предприниматель не обеспечил содержание прилегающей территории в чистоте, а также допустил складирование на прилегающей территории упаковочной тары, отходов производства и потребления вне урн для накопления мусора, а также допустил их переполнение.

Оценив собранные по делу доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении № 55/81 от 24.07.2013, административная комиссия постановлением от №650 30.07.2013 признала индивидуального предпринимателя ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях» и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

В соответствии с частью 6 статьи 28.2 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» органы местного самоуправления городских округов, поселений края и Северо-Енисейского района наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, включающими в себя создание административных комиссий в соответствии с Законом края «Об административных комиссиях в Красноярском крае»; определение персонального состава административных комиссий и обеспечение деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом края «Об административных правонарушениях».

Статьей 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях в Красноярском крае» (далее по тексту - Закона от 23.04.2009 № 8-3168) предусмотрено, что административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края «Об административных правонарушениях». Административные комиссии создаются, в том числе в городских округах и действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований; в городском округе город Норильск административные комиссии создаются в количестве трех.

По пункту 1 статьи 2 Закона от 23.04.2009 № 8-3168 административные комиссии создаются представительным органом муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии на срок полномочий представительного органа муниципального образования.

Решением Норильского городского Совета депутатов от 15.05.2012 № 3/4-40 «О создании административных комиссий муниципального образования город Норильск» в муниципальном образовании город Норильск создано три административных комиссии: в Центральном районе, в районе Талнах и районе Кайеркан.

По пункту 1 статьи  15.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 14 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 7 статьи  15.2 Закона от 02.10.2008 № 7-2161 уполномоченными должностными лицами, имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 статьи 14.2 настоящего Закона, являются должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 Закона края «Об административных комиссиях в Красноярском крае».

Пунктом 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях в Красноярском крае» установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, являющиеся членами административной комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях».

Таким образом, протокол об административных правонарушениях вправе составлять главный специалист отдела экологии Управления городского хозяйства администрации города Норильска, являющийся членом административной комиссии.

Протокол об административном правонарушении от 24.07.2013 составлен главным специалистом отдела экологии Управления городского хозяйства Администрации города Норильска ФИО3

Протокол об административном правонарушении от 24.07.2013 составлен без участия индивидуального предпринимателя.

Суд признает указанный протокол об административном правонарушении от 24.07.2013, а также оспариваемое постановление № 650 от 30.07.2013 по делу об административном правонарушении незаконными по следующим основаниям.

По правилам пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Решением Норильского городского Совета депутатов от 15.05.2012 № 3/4-40 «О создании административных комиссий муниципального образования город Норильск» в муниципальном образовании город Норильск создано три административных комиссии: в Центральном районе, в районе Талнах и районе Кайеркан.

Указанным решением утвержден также состав административной комиссии Центрального района города Норильска, в который вошли: председатель: Тимофеев Н.А.; заместитель председателя: ФИО4; ответственный секретарь: Колчанова Н.Е.; члены комиссии: ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14; ФИО15

Из оспариваемого постановления видно, что оно вынесено административной комиссией в составе председательствующего Тимофеева Н.А., ответственного секретаря Колчановой Н.Е., а также ФИО4, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО15, ФИО19, ФИО20

Учитывая, что ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, принимавшие участие в вынесении оспариваемого постановления, не значатся среди утвержденных членов административной комиссии, суд пришел к выводу о нарушении процессуального порядка вынесения оспариваемого постановления в связи с участием в рассмотрении материалов административного дела неуправомоченных лиц.

Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств свидетельствующих о наличии у ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 полномочий членов административной комиссии.

Протокол от 24.07.2013 об административном правонарушении составленный ФИО3, лицом не имеющим статус члена комиссии, также признан судом незаконым.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Нарушение процедуры привлечения к ответственности является самостоятельным безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении лица к ответственности. Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Принимая во внимание, что дело об административном правонарушении в отношении предпринимателя ФИО2 было рассмотрено административной комиссией в незаконном составе, суд признает данное нарушение существенным, что свидетельствует о незаконности постановления Административной комиссии № 650 от 30.07.2013 по делу об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии администрации Центрального района г. Норильска от 30.07.2013 № 650 по делу об административном правонарушении.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.П. Крицкая