ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15926/07 от 29.04.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  Дело № А33-15926/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края А.Ф. Гурский,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,

при объявлении резолютивной части решения 24.04.2007

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания «Союз» (г. Новосибирск)

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (г. Красноярск)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва),

об  оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО1 по доверенности от 13.03.2008;

ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2008;

установил:

закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания (ЗАО ПСК) «Союз» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о признании недействительным приказа от 02.08.2007 № 1/281 «Об отмене приказов от 16.03.2007 № 1/79, от 24.04.2007 № 1/145».

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, 16.02.2007 на основании обращения ЗАО ПСК «Союз» экспертной комиссией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю была проведена государственная экспертиза землеустроительной документации, составленной в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, и предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная радиовещательная сеть» (ФГУП «РТРС») в аренду из федеральной собственности (землеустроительное дело №17392).

16.04.2007 экспертной комиссией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю дополнительно к  заключению от 16.02.2007 в связи с вновь открывшимися обстоятельствами проведена государственная экспертиза  вышеуказанной землеустроительной документации.

Заключениями экспертных комиссий от 16.02.2007, 16.04.2007 землеустроительное дело №17392 признано оформленным с нарушением требований пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 и подлежащим доработке.

По результатам проведенной экспертизы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю приняты приказы от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии.

Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 № 1/281 приказы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии отменены как противоречащие постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214.

Заявитель считает данный приказ  не соответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежащим признанию недействительным.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их со­вокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов, обязательность и основания проведения землеустройства; полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства; организация и порядок проведения землеустройства; ответственность за их нарушение, технические условия и требования при проведении землеустройства установлены Федеральным законом  от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы  (пункт 4 Положения «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418).

Согласно перечню территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему учреждений, утвержденных приказом Роснедвижимости от 26.09.2005 № П/0183, Положению об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 13.02.2007 № П/0026 последнее является территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на территории Красноярского края, осуществляющим, в том числе государственные услуги в сфере землеустройства.

Согласно статье 1 Федерального закона  от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»      

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства.

В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям предусмотрено осуществление государственной экспертизы землеустроительной документации в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (статья 6 Федеральным законом  от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

Согласно пункту 1 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 214  (Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации) экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

Землеустроительная документация направляется заказчиком экспертизы в Федеральную службу земельного кадастра России или в ее территориальный орган, где она регистрируется в установленном порядке (пункт 6 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации).

Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральной службой земельного кадастра России или ее территориальным органом, приказом об его утверждении, который направляется заказчику экспертизы (пункты 13,14 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации).

Как усматривается из материалов дела, 16.02.2007 на основании обращения ЗАО ПСК «Союз» экспертной комиссией Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю проведена государственная экспертиза землеустроительной документации, составленной в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, и предоставленного ФГУП «РТРС» в аренду из федеральной собственности (землеустроительное дело №17392).

16.04.2007 экспертной комиссией Управлению Роснедвижимости по Красноярскому краю проведена дополнительная государственная экспертиза  вышеуказанной землеустроительной документации.

Заключения экспертных комиссий от 16.02.2007, 16.04.2007 утверждены приказами от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145.

Приказом Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 № 1/281 приказы Управлением Роснедвидимости по Красноярскому краю от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии отменены.

В обоснование своих требований о признании оспариваемого приказа недействительным заявитель указывает, в том числе: на отсутствие у территориального органа Роснедвижимости полномочий по отмене своих приказов, считает, что для отмены актов публично-правового регулирования установлена соответствующая процедура проверки актов нижестоящего органа вышестоящим.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, право нормативно-правового регулирования федерального агентства в установленной сфере деятельности ограничено.

Таким образом, все акты федерального агентства в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, носят ненормативный характер и могут быть отменены путем издания нового распорядительного акта.

Пункт  10.3 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 27.07.2006 № П/0230 закрепляет за руководителем Управления Роснедвижмости по Красноярскому краю полномочие по изданию организационно-распорядительных актов.

Полномочия Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю по утверждению заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации предусмотрены пунктом 7.4.13 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 13.02.2007  № П/0026.

Как указано выше, заключение экспертной комиссии утверждается Федеральной службой земельного кадастра России или ее территориальным органом приказом об его утверждении (пункты 13,14 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации).

Таким образом, из толкования вышеприведенных норм следует, что Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю наделено как полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями  по их отмене.

В качестве основания отмены  приказов от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 ответчик указывает на отсутствие у него полномочий на проведение  и утверждение экспертизы землеустроительной документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности. Оспариваемый приказ отменяет приказы, изданные с превышением полномочий Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю.

Согласно пункту 4 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации Федеральная служба земельного кадастра России организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:

а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти;

в) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.

Из буквального толкования пункта 4 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации следует, что законодатель устанавлвиает разграничения  компетенции между Роснедвижимостью и её территориальными органами только в области организации проведения землеустроительной экспертизы, но не затрагивает отношения по собственно проведению таких экспертиз.

В пользу выше приведенного толкования данного пункта свидетельствуют также пункт 5 Положения «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418, пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2008 № 314 «Вопросы  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», в которых прямо проведено разграничение  «проведения», «осуществления» мероприятий в сфере установленной деятельности от «её организации».

Согласно подпункту 3 пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2008 № 314 «Вопросы  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Роснедвижимость организует в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в том числе: государственную экспертизу землеустроительной документации.

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что к организации проведения экспертизы можно отнести организационно-распорядительные функции, направленные на обеспечения возможности проведения землеустроительных экспертиз.

Кроме того, в предварительном судебном заседании представитель ответчика на вопрос представителя заявителя пояснил, что стадия «организация проведения экспертизы» и «проведение экспертизы» являются различными по своему содержанию, по функциям, ни одна из них не включает в себя другую.

Поскольку Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю имело все необходимые полномочия по проведению экспертиз землеустроительной документации в отношении участка по адресу: <...>, а также полномочия по изданию приказов от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии, издание оспариваемого приказа противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере землеустройства.

Из толкования части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для  признания  недействительным  (незаконным) акта, решения, действий  (бездействия)  необходимо,  чтобы  оспариваемый  акт, решение, действия (бездействие) не соответствовали действующему  законодательству и нарушали  права  и  законные  интересы  заявителя  одновременно.

Довод ответчика о том, что издание оспариваемого акта не нарушает права и законных интересов ЗАО ПСК «Союз» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также не возлагает на него дополнительных обязанностей, суд оценивает критически на основании следующего.

Как следует из материалов дела, 18.04.2005 распоряжением Администрации г. Красноярска № 572-недв утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, оценочной зоной № 49, общей площадью 947267 кв.м., занимаемого нежилым строением, по адресу:  <...>; указанный земельный участок предоставлен в аренду ФГУП «ФТРС» из федеральной собственности.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.02.2008 по делу № А33-14886/2006 распоряжение Администрации г. Красноярска № 572-недв «О предоставлении ФГУП «РТРС» признано недействительным, судом установлено, что указанным распоряжением утвержден проект границ земельного участка, сформированных ненадлежащим образом, так работы по межеванию смежных земельных участков не проводились.

Из материалов дела, в том числе: заключения открытого акционерного общества   «Территориальный градостроительный институт Красноярскгражданпроект» от 21.06.2007 № 25-244/14, пояснительной записки открытого акционерного общества   «КрасноярскТИСИЗ», заключений экспертных комиссий по результатам государственной экспертизы землеустроительной документации на земельный участок, расположенный по адресу: <...> от 16.02.2007, 16.04.2007, следует, что при формировании земельного участка ФГУП «РТРС» в состав земельного участка была включена часть земельного участка ЗАО ПСК «Союз» как смежного пользователя - застройщика мкр. Ботанический (Проект Детальной Планировки, утвержден Постановлением от 04.02.2002 №44).

ЗАО ПСК «Союз» является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет на рынке жилищного строительства строительство жилых домов и объектов социальной сферы.

Судом уставлено, что утверждение границ земельного участка ФГУП «РТРС» с превышением фактически используемой площади, создало препятствия для заявителя в реализации права на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инженерного обеспечения жилых домов, наличие которых предусмотрено проектами на строительство жилых домов, проектом детальной разработки планировки, генеральным планом города Красноярска.

Государственными экспертизами, утвержденными приказами от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145, установлены  нарушения при формировании землеустроительного дела № 17392; несоответствие фактических границ земельного участка  по адресу: <...>, правоустанавливающим документам.

Отмена приказов Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 16.03.2007 № 1/79 от 24.04.2007 № 1/145 «Об утверждении заключения экспертных комиссий» ведет к затягиванию разрешения спора в отношении границ земельного участка ФГУП «РТРС», его наложение на земельный участок заявителя. А как следствие, заявитель не может своевременно обеспечить сдачу и введение в эксплуатацию построенного многоэтажного дома, тем самым выполнить свои обязательства перед дольщиками.  Нарушение обязательств перед дольщиками затрагивает, в том числе: деловую репутацию ЗАО ПСК «Союз» как надежного застройщика на рынке жилищного строительства.

Таким образом, суд считает, что приказ от 02.08.2007 № 1/281 «Об отмене приказов от 16.03.2007 № 1/79, от 24.04.2007 № 1/145» не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В  соответствии  с  частью 3 статьи 201 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 час. 40 мин. 18.04.2007 до 11 час. 00 мин. 24.04.2008.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование удовлетворить.

Признать недействительным приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 № 1/281 «Об отмене приказов от 16.03.2007 № 1/79, от 24.04.2007 № 1/145»,  как несоответствующий Федеральному закону  от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Положению о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 214, Указу Президента Российской Федерации от 04.05.2008 № 314 «Вопросы  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости»  Положению «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                              А.Ф. Гурский